Конспект ННОД "Гласные звуки"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Конспект ННОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СХЕМА ННОД

Раздел 1.

1.1.

Ф.И.О.

(квалификационная категория)

Талалаева Елена Юрьевна I квалификационная категория.

1.2.

группа

Старшая группа

1.3.

дата

Ноябрь 2014

продолжительность

25 минут

Раздел 2.

2.1.

тема

«Гласные звуки и буквы А,О,И,У».

2.2.

цель

Закрепить знания детей о гласных звуках и буквах: А, О, У, И.                                      

2.3.

задачи

1. Совершенствовать умение давать характеристику гласных звуков: А, О, У, И. закрепить артикуляцию их произношения.                                                                             

1. Формировать связную речь через ответы на вопросы                                                               2.Развивать психические процессы.                                                                               

1.Воспитывать умение работать в коллективе, чувство эмпатии.

2.4.

образовательные области

Познавательное развитие

Речевое развитие, социально-коммуникативное

2.5.

предпосылки УУД

- формирование познавательной и социальной мотивации;

- формирование способности учитывать чужую точку зрения;

- воспитание  нравственных ориентиров.

- ориентировка в пространстве;

- умение применять правила и пользоваться инструкциями;

-умение оценивать результат деятельности с помощью взрослого;

- умение работать по заданному алгоритму;

- Знаково-символические:

 - использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (формирование понятия «звук» через анализ моделей;

- формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в моделях слов и т.п.).

- умение удерживать задачу на протяжении всего времени выполнения задания.

Инициативное сотрудничество:  

- умение отвечать на вопросы

- слушать собеседника.

Управление коммуникацией:                                                                                  

-участвовать в совместной деятельности (работа в паре, коллективе)

- осуществлять взаимный контроль.

2.6.

виды детской деятельности

Игровая, коммуникативная,  познавательно-исследовательская

2.7.

Форма организации ННОД

Подгрупповая (индивидуально-коллективная).

2.8.

методы и приемы, используемые в ННОД

- словесные;

- наглядные: демонстрация схем, моделей;

- практические: практические задания; игры; 

По степени активности познавательной деятельности воспитанников:

- объяснительный;

- иллюстративный;

- исследовательский;

По логичности подхода:

- синтетический (от частного к общему);

Методы обучения

-исследовательские;

  Обучение и использование креативных (образность, ассоциативность)  способов деятельности.

  Приемы продуктивного характера - моделирование .

 

2.9.

предварительная работа

-

-

1. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи.-СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС,2004.-528с.                                                                                                    2. Агранович З.е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-128с.                                                                                                                                      3. Александрова Т.В.Живые звуки, или фонетика для дошкольников.- М., «Просвещение», 1998.-92с.                                                                          4 Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР): Методическое пособие| сост. В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова.- М., АРКТИ, 2003.-32с.

2.10.

оборудование

Иллюстрации с изображением  мамы (грустной, веселой) и подбор картинок: «Правила поведения»;                                                                      схемы гласных звуков большого формата;                                                       магнитная доска;                                                                                             магнитные буквы;                                                                                             набор лепестков для цветка с недостающими элементами букв; маркеры.

магнитные доски;                                                                                                    схемы звуков (магнитные) ;                                                                                  магнитные буквы,                                                                                                   чудесный мешочек;                                                                                                   набор объемных букв.

Раздел 3.

Структура ННОД

Продолжительность части

Содержание ННОД

Целевые ориентиры

3.1.

Вводная часть

3 минуты

Дети заняты самостоятельной деятельностью.

Педагог вносит в группу несколько картинок и просит детей помочь донести их до доски.  На картинках изображения мамы – грустной и веселой.                                                           Л.- Ребята, посмотрите, здесь две картинки, кто на них изображен?                                                           Д.- Мама.                                                                                                                                 Л. –Какой праздник скоро будет? (занятие проводится накануне праздника «День матери»).                                                                                                                                 Д, -Мамин                                                                                                                                     Л. -На картинки посмотрите, какая мама здесь скажите?                                                                        Д.–Грустная.                                                                                                                     Л. –На другую посмотрите, здесь какая мама скажите?                                                                                                                                              Д. – Весёлая.  

  Проблемная ситуация.

                                                                                                            Л. -  Чтобы маму не огорчать, что мы должны делать? Дети высказывают свои предположения.- Я предлагаю вам порадовать ваших мам и собрать для них цветок. Но цветок будет необычным. Хотите узнать какой? Только нам надо выполнить несколько заданий, согласны?

Вовлечь детей в предстоящую деятельность

3.2.

Основная часть

18 минут

Л. – За столы скорей бегите и на стульчики садитесь. Посмотрите детвора у вас на столах тоже цветы, но какие– то необычные они. На лепестки посмотрите, что вы видите, скажите?                                                                   Д. – Это звуки.                                                                                                                      Л. -  А почему они все красные?                                                                                      Д. – Потому, что это звуки гласные.                                                                                    Л. – А какие звуки мы называем гласными?                                                                       Д. – Это звуки, которые умеют петь.                                                                              Л. – Молодцы. А сейчас я предлагаю вам по лепесточку со звуком брать и песенку этого звука пропеть. - Лёва, лепесток со звуком [А] возьми, губки также округли, громко песенку спой, а теперь тихо-тихо. Алина, лепесток со звуком  [У] возьми, губки вытяни, песенку звука спой, сначала громко, а затем тихо. (Далее все дети берут по лепестку со звуком и поют песенку заданного звука, регулируя силу голоса). - Умницы мои! Теперь на коврик мы пойдем и все вместе под музыку гласные звуки споем (диск «Логопедические распевки» №41). - Звуки с вами распевали, буквы к ним не подобрали. Мешочки возьмите, буквы найдите. (Дидактическая игра: «Чудесный мешочек». Дети на ощупь определяют, какая буква спряталась. На каждого ребенка раздаются по две буквы.) – Пальчиками повожу, но в мешок не загляну, букву на ощупь определю. - Соня, скажи, какие буквы спрятались у тебя (ответ ребенка с последующим показом буквы)                    Все дети по очереди отвечают и показывают буквы.                                               Л. – Буквы мы нашли, их назвали, а вместе не сложили и  не прочитали. Чтобы буквы прочитать надо лево – право вспоминать. На ковер сейчас пойдем, где лево, право вспомним и споем. (диск «Ехал Ваня» №8).                                                          Л. – Ну, вот порядок детвора можно и слоги из букв составлять. – Ульяна, буквы А и У возьми на доску неси. Букву А слева поставь, букву У справа теперь прочти.

Дети составляют и читают слоги из заданных букв. Педагог обращает внимание на то, что читать правильно слева на право.

Л. – Молодцы вы у меня! Все правильно выполнили. Пришла пора для мамы цветок составлять.

Развить у детей воображение,  мышление;   умение обобщать и выделять объект через его обследование.

Закрепить умение переключаться с одного вида деятельности на другой.

 

3.3.

Заключительная часть

4 минуты

Педагог выносит поднос с лепестками, на которых изображены буквы с отсутствием одного элемента.

Л. – Ой! Посмотрите детвора,  цветы несла я вам, но пока несла, буквы на лепестках стерлись у меня. Одной мне не успеть дорисовать, помогите, пожалуйста.

Дети берут маркеры и дорисовывают недостающие элементы.

Л. – Спасибо огромное вам, а теперь скажите, какие задания вам понравилось выполнять? А какие трудно было выполнить? Но вы все справились, молодцы, сейчас  свои необычные цветы с буквами возьмите и в уголок несите. Мамы вечером придут и вы подарите их.

Дети уносят свои цветы в уголок творчества.

Подведение итогов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Гласные звуки"

Программное содержание:1. Формировать представление детей о понятии  «гласный звук».2. Учить выделять в слове первый гласный звук, находящийся под ударением.3. Развивать фонематический слух, рече...

Конспект НОД "Гласные звуки"

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект НОД " Гласный звук "А"

конспект по обучению грамоте...

Конспект «Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Роль воздуха»

Один из самых трудных разделов в периоде обучения грамоте у дошкольников это изучение йотированных гласных букв....

Конспект занятия "Гласные звуки и буквы"

Тема: "Гласные звуки и буквы"Цель:Обобщить зания о гласных звуках и буквах: О,У,А,И;Учить петь гласный звук; выделять голосом ударный гласный звук в словах; совершенствовать навык звуко...