Конспект НОД "Гласные звуки"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Пшеничная Людмила Викторовна

Программное содержание:

1. Формировать представление детей о понятии  «гласный звук».

2. Учить выделять в слове первый гласный звук, находящийся под ударением.

3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание.

4. Развивать мелкую моторику.

5. Воспитывать любовь к красоте осенней природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_razvitie_rechi_starshaya_gruppa.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

в группе общеразвивающей направленности

для детей  6-го года жизни.

 

Подготовил: воспитатель

высшей категории

Пшеничная Л.В.

г. Нижневартовск 2012г.

Программное содержание:

1. Формировать представление детей о понятии  «гласный звук».

2. Учить выделять в слове первый гласный звук, находящийся под ударением.

3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание.

4. Развивать мелкую моторику.

5. Воспитывать любовь к красоте осенней природы.

Словарная работа: гласные звуки.

Методические приёмы:

1.Организационный момент.

2.Сюрпризный момент.

3. Загадка про матрёшку. 

4.И/у «Позови по имени».

5.И/у «Назови первый звук».

6.Артикуляция звуков  (работа с зеркалами).

7. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья».

8.«Обведи в кружок картинку» (самостоятельная работа).

9. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У».

10.Игра «Осенние слова».

11.Игра «Четвертый лишний» (работа в парах).

12. Итог.

Материал: матрешки, индивидуальные зеркала, карточки с набором картинок на каждого ребенка, поддувалочки «осенние листочки», наборы картинок на каждую пару. 

Ход непосредственной образовательной деятельности:

1.Организационный момент.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

2.Сюрпризный момент.

- Сегодня к нам поиграть пришли гости, а кто пришел вы узнаете, отгадав загадку:

3.«Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может – три, а может – шесть.

Разрумянилась немножко,

Это русская … (матрёшка)».

4.И/у «Позови по имени»

- Правильно, к нам в гости пришла матрёшка. У нее есть имя, которое начинается со звука [а]. Я назову три имени, а вы выберите имя, начинающееся со звука [а]. (Катя, Таня, Аня.)

- Как зовут матрешку? (Аня)

- Вы знаете, что матрешка обычно не приходит одна. Она приходит с сестрами. Где же ее сестры? Давайте их позовем. Вторую сестру зовут Оля. Позовите ее. (Дети зовут матрешку по имени. Воспитатель достает следующую матрешку.)  Другую сестру зовут Уля. Позовите ее. (Аналогичные действия детей и педагога.) Последнюю сестру зовут Ира. Позовите ее. (Аналогичные действия детей и педагога.) Вы запомнили их имена? Повторите их.

5.И/у «Назови первый звук»

- Я буду поднимать матрешек по порядку, а вы – называть первый звук их имени.

     Педагог сначала поднимает матрешек по порядку, дети называют звуки [а],[о],[у],[и], затем эти же звуки в обратном порядке [и],[у],[о],[а], потом в произвольном порядке.

6.Артикуляция звуков (работа с зеркалами).

- Вам уже знакомы звуки, которые звучат в начале имен матрешек. Давайте вспомним, как они произносятся.

     Дети проводят анализ артикуляции звуков по схеме: губы – зубы – язык - голосовые связки - струя воздуха. Работа проводится с зеркалами .В заключение анализа педагог обращает внимание на то, что при произнесении всех четырех звуков воздушная струя не встречает на своем пути препятствий, и говорит детям, что такие звуки называются гласными.

Микроитог:

 - Как называются звуки [а], [о], [у], [и]? Что происходит с воздушной струёй при произнесении гласных звуков?

- Пока мы с вами знакомились с гласными звуками, наши матрешки-сестренки о чем-то разговорились. Оказывается, они спорят о том, какое сейчас время года. Давайте им  об этом расскажем. (Дети называют время года, его признаки.)

- Давайте поиграем с матрешками в осеннюю игру.

7. Пальчиковая гимнастика «Разбросала осень листья»:

Разбросала осень листья                Волнообразные движения ладонями.

Разукрасила их кистью                    Плавные взмахи ладонями вверх-вниз.

Мы в осенний парк пойдем,          «Шагают» пальцами обеих рук.

В букеты листья соберем.             Скрещивают ладони с растопыриванием пальцев.

Лист кленовый, лист с осинки,    Поочередно загибают пальцы, начиная с

Лист дубовый, лист рябинки,      большого, на обеих руках одновременно

Рыжий тополиный лист                на каждый лист.

На дорожку спрыгнул вниз.        Звонко хлопают в ладоши.

8.Игра «Обведи в кружок картинку» (самостоятельная работа)

- Аня тоже хочет предложить нам поиграть в игру «Обведи в кружок картинку».

Вам нужно обвести в кружок картинку название которой начинается со звука [а].

Микроитог:

- Какие картинки вы обводили?

9. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»

- А Уля хочет поиграть с вами в игру «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У».

Я буду называть слова, а вы если услышите в слове звук [у], то хлопайте в ладоши:

Аист, ухо, удочка, астра, Оля, иглы, арка, осы, утка.

Микроитог:

- На каких слова вы хлопали в ладоши?

10.Игра «Осенние слова».

- А Оля предлагает вам поиграть с осенними листочками.

Ребята, скажите, какие  листья? (осенние, красивые, легкие, желтые, оранжевые)

     Воспитатель предлагает изготовленные заранее с детьми поддувалочки «осенние листочки»

11.Игра «Четвертый лишний» (работа в парах)

- Ребята, Ира предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний».

Подумайте, какая картинка лишняя, если здесь нарисованы: арбуз, зонт, автобус, апельсин (различные наборы картинок).

12. Итог:

- Кто сегодня к нам приходил в гости?

- Назовите их имена?

- Назовите звуки, с которых начинаются имена матрешек?

- Как они называются? Почему?

- В какие игры мы играли с сестрами – матрешками?

- Вам понравилось с ними играть?

МАДОУ ДС № 68 Пшеничная Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ННОД "Гласные звуки"

Конспект ННОД по подготовке к обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста с использованием здоровьесберегающих технологий....

Конспект НОД "Гласные звуки"

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе....

Конспект НОД " Гласный звук "А"

конспект по обучению грамоте...

Конспект «Двойные гласные звуки (ЯЁЮЕ). Мягкость согласных звуков. Роль воздуха»

Один из самых трудных разделов в периоде обучения грамоте у дошкольников это изучение йотированных гласных букв....

Конспект занятия "Гласные звуки и буквы"

Тема: "Гласные звуки и буквы"Цель:Обобщить зания о гласных звуках и буквах: О,У,А,И;Учить петь гласный звук; выделять голосом ударный гласный звук в словах; совершенствовать навык звуко...