"Как правильно подготовить ребенка к обучению чтению".
консультация по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Соколова Любовь Николаевна

консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_detey_k_usvoeniyu_gramoty.docx45.32 КБ

Предварительный просмотр:

         Дошкольное детство-очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего, полностью зависимого от взрослого существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную, полноценную личность, в субъекта общения и деятельности.

        Дошкольный возраст имеет непреходящее значение для последующего психического развития. Как подчеркивается в концепции дошкольного воспитания: «Особенностью этого периода, отличающей его от других, последующих этапов развития, является то, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем любых специальных знаний и навыков в усвоении различных видов деятельности. Формируется не только качества и свойства психики детей, которые определяют собой общий характер поведения ребенка, его отношение ко всему окружающему, но и те, которые представляют собой «заделы» на будущее и выражаются в психологических новообразованиях, достигаемых к концу данного возрастного периода».

        Одна из основных задач подготовки ребенка к школе – формирование у него восприятия звучащей речи, развитие фонематического слуха. Оттачивая речевой слух ребенка, вы готовите его к усвоению грамоты.

        Какова связь между грамотностью и усвоением звукового анализа слова? Если у ребенка не воспитано слуховое внимание, он не научиться слышать и различать звуки, и при письме будет пропускать, переставлять буквы. Будущему школьнику потребуется умение делить слово на слоги, слоги на звуки, устанавливать последовательность звуков в слове, последовательность слов в предложении. Овладеть этим не просто. Вот почему так важно прийти на помощь ребенку, воспитать у него чуткость к слову.

       Предлагаю вниманию родителей упражнения для ознакомления детей со звуковой стороной слова, с предложением и его составом. Эти упражнения знакомят ребенка также с многообразием слов, их красочностью, образностью.

                                        ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО ЗВУКОВОЙ СТОРОНОЙ СЛОВА.

       Знакомить детей со звуковой стороной слова лучше всего в играх и упражнениях, задача которых – показать детям, что слово звучит, что оно состоит из звуков.

  1. «Как звучат слова».
  2. «Подбери слова, похожие друг на друга по звучанию» например: мммак-рррак. Галка-палка, свечка-печка, кузнец-молодец и т.д.
  3. «Найди два слова, непохожие по звучанию». Дом-пушка, книга-сом, жарко-суп, жук-хлеб.
  4. «Назови имя сходное по звучанию». Ирина-Марина, Мая-Рая, Тая. Коля-Оля, Юра-Шура, Саша-Маша.
  5. «Подбери рифму к слову». Скворец-певец, лисичка-сестричка, сорока-белобока и т.п.
  6. Игры с мячом.

ДЛИННЫЕ И КОРОТКИЕ СЛОВА.

         После того как ребенок научиться вслушиваться в слова, произносить их так, чтобы в них были слышны звуки, научиться различать звучание слов, мы с вами будем учить детей различать слова по количеству звуков (короткие-мало звуков в слове, длинные-звуков много). Короткие слова: уж, ус, сыр произносятся быстро, а длинные слова –дольше: экскаватор, шоколадница, рукодельница, воспитательница, потому что в этих словах звучит много звуков.

        С ребенком можно провести такие упражнения:

  1. Бывают слова короткие: уж, дом, чай. Послушай ещё: он, шар. А если шагать под эти слова, то всего лишь один шаг только и успеешь сделать, пока короткое слово звучит. Сделаем это вместе: мяч, он, шар, уж. А если произнести длинное слово, то и говорится оно дольше и шагов потребуется больше.
  2. Рассмотрим предметы, которые находятся в этой комнате: мяч, лист, мел, стул. Назови сразу два предмета, название одного должно быть длинное, другого-короткое. Например: мяч-грузовик, стол-тумбочка и т.д.
  3. Теперь вспомни знакомые короткие слова… А теперь вспомни длинные слова.
  4. Я буду называть разные слова-длинные и короткие. Правила игры: когда я произнесу короткое слово, ты хлопни в ладоши, а когда длинное-не хлопай.
  5. Короткие слова надо превращать в длинные, а затем их изменять. Например, из короткого слова КОТ образуем длинное. Кот, котенок, котеночек. Лисица, лисичка, лисёнок, лисёночек.
  6. Будем вспоминать слова, одинаковые по звучанию, но в которых будет мало звуков, это будут короткие слова. Мак, рак, лак, бак, так. Стол, пол, кол, гол, тол, мол, дол.
  7. «Добавляй звук».
  8. «Поймай мяч»
  9. «Будь внимателен».
  10. «Кто больше?»
  11. «Что мы купим»
  12. «Отгадай, какое слово задумано?»
  13. «Какая игрушка?».
  14. «Кто заметил?»
  15. «Достроим дом»
  16. «Что это, подскажи»
  17. «Чей рассказ лучше?» и т.д.

               ОЗНАКОМЛЕНИЕ СО СЛОГОМ.

     Взрослый должен научить ребенка членить слова на слоги (термин «слог» вводится несколько позже, на  первых порах обучения говорят: часть слова) ма-ма, са-ни, не-бо; составлять слова из слогов; делить на слоги трёхсложные слова с открытыми слогами: си-ни-ца.

     Взрослый специально обращает внимание ребенка на то, что слова состоят из частей. Предлагает ребенку вслушаться, как сейчас будет произносить некоторые слова: не так, как всегда, а по частям: ли-са. Тыльная сторона ладони подносится к подбородку, и ребенок видит, что при произнесении слова по частям рука дважды прикасается к подбородку. Учим детей произносить слова по слогам, определять, какие именно части в данном слове, какова последовательность их звучания, сколько их. Учим называть части вразбивку. В данной работе широко используются различные игровые приемы.  

        Так в играх с мячом взрослый называет первую часть слова и бросает ребенку мяч. Ловя мяч, он должен окончить слово, договорив недостающие части. Игры: «Почтальон принес письмо», «Магазин игрушек». Каждый, получивший письмо-открытку или желающий «купить» игрушку, должен не только подробно описать признаки предмета, но и определить, сколько частей в его названии.

         В субботний вечер вся семья зарисовывает окружающие предметы: один рисует предмет, именуемый словом из двух частей, другой-из трех. Все вместе анализируют, правильно ли выполнены задания. На прогулке ребенок рисует на снегу или мокром песке предметы, названия которых состоят из разного количества частей. По-разному для достижения тех же целей можно использовать загадки, потешки, скороговорки, считалки. Они дают возможность вслушиваться в слово, находить одинаковые и разные части.

                            ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ, ЕГО СОСТАВОМ.

Опираясь на имеющие у ребенка знания о слове, его звучании, знакомим его с составом предложения (из двух, трех, четырех слов).Перед ребенком ставится четкая задача: составить предложение из двух слов о виденном, рассматриваемом или услышанном. При анализе внимание ребенка следует направить на последовательность расположения слов в предложении, на их количество. При рассматривании игрушки нужно научить ребенка внимательно всматриваться в изображенное, «обследовать» предмет со всех сторон. Именно это и помогает детям сказать об одном и том же что-то новое, еще не сказанное другими. Самостоятельно предлагая иную вариацию фраз и анализируя их, ребенок убеждается, что словесный состав тех или иных предложений тот же (два слова), но их смысловая конструкция каждый раз меняется (Плутовка рыжая. Хищница улыбается.) Хорошо, если  ребенок научиться составлять предложения сразу про игрушки, картинки, объединенные смысловым сюжетом (из определенного количества слов – двух, трех, четырех), составлять разнообразные предложения про совершенные самим ребенком действия (Саша смеется. Саша держит мяч. Мальчик Саша рад мячу).

          Предлагаю некоторые приемы, которые помогут закрепить родителям знания ребенка о предложении:

  1. Четкое произнесение слов с паузой (Лисичка… пышнохвостая)
  2. Последовательное называние слов в предложении, подсчитывание их.
  3. Называние слов вразбивку, совместное хоровое их произнесение.
  4. Графическое изображение черточками на листе бумаги по количеству слов в предложении.
  5. Откладывание счетных палочек, кружочков, ракушек и т.п.
  6. Отстукивание в барабан, молоточком, взмах рукой, хлопки в ладоши, подпрыгивание на скакалке, удары мячом об пол, отсчитывание шагов по числу сказанных слов.

Все эти приемы помогают в разнообразной форме выполнить одну и ту же задачу. Постепенное усложнение умственных задач (составление предложений из одного, двух, трех, четырех слов)способствует тому, что ребенок очень скоро учится составлять предложения и выделять сколько  слов в том или ином предложении. Ребенок узнает, что если об одном и том же сказать несколько разных предложений, связанных по смыслу и поданных в определенной последовательности, то получится рассказ. Раздумье старшего дошкольника над словом, которому отводится большая роль в работе по ознакомлению с предложением – хорошая основа для воспитания интереса к знаниям и показатель того, насколько широки могут быть собственные речевые возможности ребенка.

          Вся проведенная работа с дошкольниками по ознакомлению со словом, его звучанием послужит фундаментом грамотности первоклассника, его успешного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как правильно подготовить ребенка к школе.

Многие родители знают, что надо заранее готовить детей к школе, и успешно справляются с этим делом. Главное для ребенка (будущего первоклассника) – быть активным, сообразительным, ра...

Как правильно подготовить ребенка к освоению чтения?

Данная консультация знакомит родителей с правилами обучения детей навыкам чтения....

Памятка родителям: "Как правильно подготовить ребенка к детскому саду."

Памятка родителям: "Как правильно подготовить ребенка к детскому саду."...

Рекомендации родителям: «Как правильно подготовить ребенка к детскому саду».

Подготовка к детскому саду - это новый и очень важный этап в жизни ребенка. Новое окружение, новый ритм жизни, непривычная обстановка, - множество новых впечатлений и, наверняка, стрессов. Чтобы такие...

Как подготовить ребенка к обучению чтению.

Материал предназначен для родителей, чтобы не допустить ошибок....

Всех ли детей можно научить петь? У всех ли детей есть талант к музыке? Как правильно выбрать педагога для своего ребенка? Как правильно подготовить ребенка к занятиям и сформировать у него мотивацию к обучению? Если ваш малыш любит музыку как

Не все заканчивали музыкальную школу, не все мы поем и играем на музыкальных инструментах. Но все мы хотим, чтобы наш малыш был музыкально развит. И не случайно. Музыкальные способности связаны с эсте...