Критерии и показатели сформированности грамматического строя речи
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Козлова Наталья Васильевна

Данные критерии и показатели могут использовать в своей работе воспитатели и учителя-логопеды 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Критерии и показатели сформированности грамматического строя речи

Подготовила: воспитатель логопедической группы

 МБДОУ д\с №16 «Золотой ключик» Козлова Н.В.

         Компоненты

           Критерии

          Показатели

      Синтаксический

Умения использовать в речи разные синтаксические конструкции

- умение употреблять  простые предложения;

- умение пользоваться  сложными предложениями;

- умение конструировать предложения.

    Морфологический

Словоизменительные умения

- умение согласовывать глаголы с существитель ными по числам и родам;

- умение согласовывать   существительные с прилага тельными по числам, родам, падежам;

- умение употреблять существительные множест венного числа в родитель-ном падеже;

- умение употреблять несклоняемые существи тельные.

 Словообразовательный

Словообразовательные умения

- умение образовывать слова префиксальным способом;

- умение образовывать слова суффиксальным способом;

- умение образовывать слова словослагатель-ным способом;

- умение подбирать одноко ренные слова.

 На основе этого выделены уровни сформированности грамматических умений детей:

  • Высокий уровень  – умеет правильно использовать в речи разные синтаксические конструкции; умеет согласовывать глаголы с существительными, употреблять существительные множественного в родительном падеже, несклоняемые существительные; умеет образовывать слова префиксальным, суффиксальным и словослагательным способом, а также подбирать однокоренные слова. Допускает ошибки лишь в отдельных трудных случаях.
  • Средний уровень – допускает ошибки при согласовании глаголов с существительными по числам и родам, прилагательных с существительными по числам, родам и падежам, при употреблении существительных множественного числа в родительном падеже, несклоняемых существительных; при образовании слов префиксальным, суффиксальным и словослагательным способом, а также при подборе однокоренных слов; испытывает затруднения при составлении сложных предложений и конструировании предложений.
  • Низкий уровень – чаще допускает грамматические ошибки, особенно в словах, которые являются исключением из правил (при употреблении несклоняемых имен существительных, существительных множественного числа родительного падежа, при согласовании глаголов с существительными); не умеет конструировать и составлять сложные предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи. Лексическая тема: «Строим дом, дом большой!».

Цель занятия:  Развитие лексико-грамматических средств языкана материале  лексической темы «Строим дом, дом большой! ».ЗадачиКоррекционно - образовательные:1. Пополнять и активиз...

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...

Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".

В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....