Тема: «Спор весенних месяцев»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Алексеева Екатерина Евгеньевна

Тема: «Спор весенних месяцев»

Цель: Закрепить знания детей о времени года – весна: о последовательности весенних месяцев, их основных приметах. закрепить знания детей по теме, совершенствовать навыки словообразования и словотворчества, формировать навыки работы с деформированным текстом, совершенствовать звуко-буквенный анализ слов, развивать навыки работать в коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spor_vesennih_mesyatsev.docx21.24 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие

Тема: «Спор весенних месяцев»

Цель: Закрепить знания детей о времени года – весна: о последовательности весенних месяцев, их основных приметах. закрепить знания детей по теме, совершенствовать навыки словообразования и словотворчества, формировать навыки работы с деформированным текстом, совершенствовать звуко-буквенный анализ слов, развивать навыки работать в коллективе.

Ход занятия:

Ведущий – Ребята, мы попали в сказочный лес. Как вы думаете, что за время года в этом лесу? (весна) Правильно, но так как лес волшебный, то можно увидеть в нем приметы все трех месяцев весны. А кто, назовет три весенних месяца (март, апрель, май)

Включается музыка Чайковского «Подснежник»

Появляются месяцы (в исполнении взрослых) под музыку и начинают спорить, кто самый важный, кто самый красивый и интересный.

Ведущий – Дорогие месяцы, не спорьте. Вы все по-своему очень красивые, интересные и важные. Ребята, давайте поиграем с каждым из месяцев и докажем, что каждый месяц очень важный.

Март – Я первый месяц весны и зовут меня…(март) А какие приметы ранней весны вы знаете? (день становится длиннее, а ночь короче; небо нежно голубого цвета; снег становиться серым, начинает таять, появляются первые проталины; птицы весело щебечут; сосульки плачут – начинается капель, прилетают грачи.)

 Да действительно, солнышко в марте пригревает, становиться выше и день становиться длиннее, поэтому меня так и называют «солнечником, утром года или утром весны.

Ведущая. А наше солнышко, заколдовал ветер, все лучики у солнышка разметал, и оно стало грустным.  Давайте поможем ему. Будем называть ласковые слова про солнышко. Солнышко какое? (Дидактическая игра «Подбери слово» . На полу лежит круг, дети говоря слово кладут лучик к солнышку). Посмотрите, какое красивое солнышко у нас получилось, оно улыбается нам.

Март -   А кто знает стихотворение про весну?

Петя:

К нам весна шагает быстрыми шагами
И сугробы тают под ее ногами.
Черные проталины на полях видны
Верно очень теплые ноги у весны!

Март. А теперь послушайте мои загадки.

1. Снег чернее на полянке,

С каждым днем теплее погода.

Время класть в кладовку санки.

Это, что за время года? (весна)

2. Рисовал я ей букет.

Мне уже почти пять лет!

И прибраться мне не лень.

Угадайте, что за день?

Он приходит каждый год,

За собой весну ведет. (8 марта)

3. ой беда! Ой беда!

Тает снег. Кругом вода.

Не обуешь валенки,

На снегу…. (проталинки)

4. Синяя сосулька плачет,

Но от солнца нос не прячет.

И весь день под птичью трель

Как-кап-кап – звенит…. (капель)

Март – А вот вы сказали, что в марте бывает капель, а что это такое? (это когда от лучей теплого солнца тает снег и сосульки на крыше и стекают на землю)

Ведущий – Сосулька плачет целый день, Собрать мне капельки не лень. В ладошки капли соберу, На них я буковки прочту. Капли буквы разложу, Из них слова я соберу. Расшифруйте слова: цыпти (птицы), езрив (звери).

Март – В марте оживляются птицы и звери. Весело тинькают синицы и воробьи, а серые вороны строят гнезда и откладывают яйца. А вот какие птицы, первыми прилетают из теплых стран и почему? (грачи, потому что у них сильный и мощный клюв, которым они могут разбивать еще мерзлую землю и доставать насекомых и скворцы, потому что им нужно вовремя занять свои домики - скворечники)

Ведущий. Давайте выложим для марта в подарок скворца из частей. (выкладывание скворца на доске из частей).

Март – Вы меня порадовали, вот вам за это изображения самых главных примет моего месяца. Вручает детям изображение солнца и птиц, которые дети выкладывают на мольберте.

Ведущий – Молодцы ребята, вы доказали, что в марте происходит много важного и интересного.

Теперь твоя очередь, апрель!

Апрель – Я апрель, середина весны. Уже повсюду тает снег, бегут звонкие и бурные ручьи. А, знаете ли, как меня называют в народе? (месяц живой воды). А кто знает стихотворение про ручеек?

Тоня:

 Ручеек бежит по лесенке,

  По ступенькам ледяным,

  И весны живые песенки

  Звонко скачут вслед за ним.

Ведущий - Ветер с облаком играл, ветер облако порвал. Облако соедините, слово вы прочтёте. 1.Бегу, я как по лесенке, по камушкам звеня, издалека по песенке узнаете меня. (ру — чей). 2. В дверь, в окно стучать не будет, а взойдёт и всех разбудит (сол – ныш – ко). 3. Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает. (под – снеж — ник).

Апрель – а еще, ребята на солнечных лужайках робко зеленеет молодая нежная травка, на пригорках распускаются желтые звездочки мать-и-мачехи, на лесных полянках синеют подснежники, которые называют «синими глазами весны».

Ведущий - Д\И. Подбери слова – действия. Солнце весной что делает? Светит, пригревает, припекает, греет, сияет, ослепляет, согревает, печёт, улыбается. Ручеёк что делает? Бежит, поёт, журчит, звенит, течёт, шумит, блестит, спешит, сверкает, перекатывается. Подснежник что делает? Растёт, расцветает, прорастает, пробивается, вылезает.

Апрель – В середине апреля выходит из норы барсук, у волчицы появляются волчата. А что происходит с медведем? (Он просыпается и выходит из берлоги, а медведица выходит с медвежонком)

Ведущий - Пальчиковая гимнастика «Мишка – кашевар» муз. Л.Гусева

Апрель – В апреле оживляются насекомые бабочки, шмели, пчелы и муравьи. Давайте поиграем в мяч. Игра с мячом “Один-много”. Бабочка порхает, а бабочки …………. пчела мед собирает, а пчелы мед …….  оса жалит, а осы ……… жук жужжит, а жуки …………… комар звенит, а комары …………… стрекоза стрекочет, а стрекозы ……… муха в дом залетает, а мухи …………. кузнечик прыгает, а кузнечики ……… паук паутину ткет, а пауки ……………

Ведущий – Ну что доказали мы, что апрель тоже очень интересный месяц?

Апрель – Да, спасибо. Вот я приготовил для вас подарок.

выкладывает на фланелиграфе траву, цветы мать-и-мачехи, листья на березе, медведицу с медвежонком.

Ведущий – Настала и твоя очередь – май.

Май – Я – май, сердце весны. В мае часто бывают грозы: сверкает молния, сердито гремит гром. Майские дожди омывают землю, и природа оживает: ярче зеленеют травы, раскрываются венчики цветов.

Кто расскажет стихотворение про дождик?

Миша:

-Дождик весенний по саду скакал,

  Листья обрызгал, цветы посчитал.

  Дождик веселый, смешной, озорной

  В лужицах прыгал весенней порой.

Май – А что бывает после дождя? (радуга)

-Ведущий - Мы после дождика выйдем гулять,

  Будем в сапожках по лужам скакать!

  Дождик весенний на нас посмотри,

  Радугу яркую нам подари!

Эстафета «Радуга»

Цель: закрепить знание последовательности цветов радуги, развивать быстроту реакции, доброжелательное отношение друг к другу

Дети делятся на две команды, строятся друг за другом, по очереди добегают до своего фланелиграфа, на котором выложен один из цветов радуги  и выкладывают цвет, который идет либо после предложенного, либо – до, возвращаются к команде передают эстафету.  

 Май – Про май говорят «В мае весна цветами красна», потому что в мае расцветают травы, деревья и кустарники. Цветет и тополь, и сосна, и черемуха с сиренью, и яблони, вишни, сливы, и также расцветает березка. На кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки: на одних деревьях они желтые, на других – зеленоватые.

Я составила предложения. Найди ошибку и исправь предложение. Пригрело солнце, потому что тает снег. Стало тепло, потому что с юга прилетели птицы. Оттаяла земля, потому что сажают деревья. Наступила весна, потому что прилетели грачи. Пришла весна, потому что пробудился медведь. - Солнце светит ярко нам множеством лучей. Туча уменьшается всё быстрей.

Ведущий – Давайте сыграем в игру: «Какое слово лишнее» . Капель, проталина, урожай, сосулька. Подснежник, весна, листопад, грач. Таять, капать, набухать, заготавливать. Март, апрель, декабрь, март.

Май -  Предложение рассыпалось. (Составить предложение из слов) Весна, солнышко, греть, сильно. Сосульки, крыши, дома, висят, на. Проталинки, снег, появились, из-под. Дороги, ручьи, бежать, весело, по.

Май – Как вы хорошо вы постарались, вот вам и от меня подарочек вручает детям изображения радуги, сережек березы

Ведущий -  Ну что месяцы вы больше не будете сориться?  

Ребята, посмотрите, месяцы оставили на фланелиграфе свои самые важные приметы, как вы думаете, если бы не было мартовского солнышка, прилетели бы птицы; а если бы не было цветов, проснулись бы насекомые, а если бы не было майских дождиков, расцвели бы деревья?  (нет)

- Значит, все месяцы важны? (да)

Март: Солнце радостно смеётся, Звон капели раздаётся.

Апрель: Ручейки звенят, бегут. Птицы весело поют.

Май:  Шагает по земле весна, В гости к нам она пришла.

 Ведущий: Солнце дарит всем улыбку и тепло своих лучей. Маленькое солнышко возьмите друзья скорей. (детям раздается солнышко с прикрепленной шоколадкой).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по теме: «В гости к весенним месяцам»

Ахметова Ирина Леонидовна, воспитатель МАДОУ ДСКВ № 30 г. Ейска МО Ейский районТема: «В гости к весенним месяцам»Программные задачи: -  Научить детей  различать признаки времен года, весенни...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе на тему «Весенние месяцы»

Задачи:·        уточнить названий весенних месяцев;·         продолжать знакомить детей с согласными звуками родного языка: т...

Интегрированное занятие по развитию речи с использованием игровой технологии во 2-ой младшей группе на тему: « Прогулка по весенним месяцам».

Интегрированное занятие по  развитию речи с использованием игровой технологии во 2-ой младшей группе на тему: «Прогулка по весенним месяцам".Цель – развитие познавательных и...

ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Тема: ««Весна. Приметы весны. Весенние месяцы»»

П/с: Формирование представлений детей о времени года «Весна». Познакомить детей с весенними цветами, формировать  любовь к природе, прививать любовь к Родине.Итоговое мероприятие:...

Конспект занятия на тему "Весна. Весенние месяцы"

Конспект занятия на тему "Весна. Весенние месяцы"...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Начало весны. Весенние месяцы». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...