Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Начало весны. Весенние месяцы». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ваганова Дарья Павловна

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:

1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Начало весны. Весенние месяцы».

2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Начало весны. Весенние месяцы».

3. Графический материал по лексической теме «Начало весны. Весенние месяцы».

4. Домашнее задание по лексической теме «Начало весны. Весенние месяцы».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме

«Начало весны. Весенние месяцы»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Начало весны. Весенние месяцы».

Коррекционно-образовательные:

  • расширять и активизировать словарь детей по теме «Начало весны. Весенние месяцы».
  • уточнить и расширить представления о весне, весенних явлениях, признаках начала весны.
  • закреплять умение согласовывать прилагательные с существительными.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь;
  • развивать у детей умение составлять предложения;
  • развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
  • развивать мелкую моторику рук;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову;
  • воспитывать интонационную выразительность речи;
  • воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней;
  • создать положительную мотивацию к занятию.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Организационный момент.

Если птицы прилетели,

Песни весело запели,

А медведь в лесу дремучем

Пробудился ото сна,

Значит, к нам пришла … (весна)

У нас хорошее настроение, ведь наступила долгожданная весна. Посмотрите, кто сегодня заглянул к нам? (Дети: солнышко)

А какое весной солнышко? (Дети: солнышко - весеннее, яркое, тёплое, большое, ласковое, весёлое… т.д.)

О чём мы будем говорить на занятии?

Догадались, о каком времени года мы будем говорить? (Дети: о весне)

Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова…

Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой… Давайте мы все вместе позовём весну и каждый попросит, кто что пожелает.

(Логопед передаёт атрибут - солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети повторяют закличку и просят принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д. Садятся на стульчики).

  1.  Основная часть.

1. Массаж лица.

На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

Светит яркое весеннее солнышко (поглаживание)

и ласкает нам лицо.

Еще падают холодные снежинки. (постукивание подушечками пальцев)

По утрам ещё иногда пощипывает морозец. (пощипывание)

А всё-таки солнышко светит сильнее. (снова поглаживание)

2. Артикуляционная гимнастика

«Сосулька тает» Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.

«Льдины поплыли» Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.

«Капель стучит по крыше» Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».

«Лопаются почки на деревьях» Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.

«Птенчики в гнезде ждут пищу» (сделать язык чашечкой во рту удерживать под счет до 10 сек)

«Теплый весенний ветерок» (подуть на лепестки цветов, горячим воздухом ШШШШ)

«Медведь очень похудел за зиму» (Втянуть обе щеки между зубами и удерживать под счет до 10 сек)

3. Упражнение «Признаки весны»

Я напомню вам признаки весны, а вы мне поможете. (Логопед говорит предложение, а дети его заканчивают, подбирая нужное слово. Появляются подобранные логопедом картинки).

Закончилась долгая, холодная… (зима).

Наступила тёплая, долгожданная… (весна).

Всё ярче светит весеннее… (солнышко).

Появляются первые… (проталины).

Бегут звонкие… (ручьи).

С крыш домов капают… (сосульки).

На деревьях набухают… (почки).

С тёплых краёв прилетают… (птицы).

Ребята строят для скворцов… (скворечники).

Мы очень любим первые весенние… (цветы).

Молодцы, вы правильно подобрали слова, и составили предложения, у нас получилась весенняя картина.

4. Физкультминутка

Ждет гостей высокий клен – (потянуться вверх)

Дом на ветке укреплен. (Стуки кулачками над головой).

Краской выкрашена крыша, (показать руками крышу)

Есть крылечко для певцов. (округлить руки перед собой)

В синем небе щебет слышен – (Махи руками).

К нам летит семья скворцов.

Мы скворцам руками машем, (приветственно помахать обеими руками над головой)

Зазываем и поем:

– Поживите в доме нашем!

Хорошо вам будет в нем!

5. Игра «Хлопни в ладоши»

Ребята, а теперь будьте внимательны. Я назову слова, а вы хлопните, если услышите слово, относящееся к весне.

Слова: пригревает, листопад, тает, вьюга, журчит, тёплое, ярче, холодно, набухают, снежинки, половодье, прилетают, проталины, мороз, капель, ледоход, метель, снегопад, солнышко.

(Логопед просит объяснить слова: проталины, половодье, капель, ледоход).

6. Штриховка «Весна пришла»

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 423-446.



Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме

«Начало весны. Весенние месяцы»

Цель: развитие связной речи, закрепление представлений о признаках прихода весны и весенних месяцах.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствовать связность и последовательность описательного рассказа;
  • Учить отвечать полным ответом;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь (составление описательного рассказа по схеме);
  • Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику;
  • Развивать творческое воображение.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней;
  • Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.

Ход занятия

  1. Вводная часть. Организационный момент.

Вспомните, как называются весенние месяцы?

Давайте их назовём по порядку. (Март, апрель, май).

Март вовсю уже бушует

Половодьем и ветрами.

Не буянь, прошу, Погода,

Пусть тепло уж будет с нами.

Какие вы знаете признаки марта? (Начинает пригревать солнце, появляются сосульки, утром громко поют птицы, появляются проталины).

Снег растаял, всюду слякоть,

Будут вновь березки плакать,

Зазвенит везде капель-

Это к нам пришел апрель.

Какие вы знаете признаки апреля? (Появляются подснежники, снег полностью тает, начинается ледоход, половодье, появляется первая зеленая травка).

Все ожило, зазеленело…

Май дышит прелестью Весны.

И сердце радостно запело!

Уж лета нам шаги слышны.

Какие вы знаете признаки мая? (Дует теплый ветер, солнце становится жарким, расцветают цветы, часто идут дожди).

Основная часть.

1. Массаж лица.

На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение.

Светит яркое весеннее солнышко (поглаживание)

и ласкает нам лицо.

Еще падают холодные снежинки. (постукивание подушечками пальцев)

По утрам ещё иногда пощипывает морозец. (пощипывание)

А всё-таки солнышко светит сильнее. (снова поглаживание)

2. Артикуляционная гимнастика

«Сосулька тает» Открыть рот, вытянуть «острый» язык, ли тем опустить «широкий» язык на нижнюю губу. Чередовать положения «острого» и «широкого» языка.

«Льдины поплыли» Открыть рот, положить «широкий» язык на нижнюю губу, чуть-чуть сдвинув его сначала в левую, затем в правую сторону.

«Капель стучит по крыше» Поднять кончик языка за верхние зубы к альвеолам и произносить: «Тдд-тдд-тдд».

«Лопаются почки на деревьях» Подвести «широкий» язык под верхнюю губу и пощелкать.

«Птенчики в гнезде ждут пищу» (сделать язык чашечкой во рту удерживать под счет до 10 сек)

«Теплый весенний ветерок» (подуть на лепестки цветов, горячим воздухом ШШШШ)

«Медведь очень похудел за зиму» (Втянуть обе щеки между зубами и удерживать под счет до 10 сек)

3. «Составь предложение»

Весенний ветерок принес в нашу группу конвертики, а в них задание для каждого составить предложение из предложенных слов. Дети, что у вас получилось?

4. Составление описательного рассказа о весне по графической схеме.

5. Физкультминутка

Медведь весной проснулся (далее движения по тексту),

Потянулся, встряхнулся,

Повертелся, огляделся,

Причесался, приоделся.

Наклонился,

Водой из ручья умылся (тянутся вверх на носках, руки в стороны. Далее движения по тексту).

И пошел по лесу куролесить. (покрутиться)

Берегись, лесной народ,

Зверь голодный идет!

(ходьба по-медвежьи.)

6. Игра «Найди ошибки»

Вот и наступила весна. Весело журчат ручьи, с крыш капают сосульки - начался листопад (капель). День становится все короче (длиннее), а ночи длиннее (короче). Возвращаются зимующие (перелетные) птицы. Люди позаботились о грачах (скворцах) - сколотили скворечники. Просыпаются от зимнего сна насекомые: мухи, бабушки (бабочки), пчелы. Вот-вот зацветут первые весенние цветы - колокольчики (подснежники).

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 423-446.

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\1.png

C:\Users\User\Desktop\1.png



Предварительный просмотр:

Наступила весна. Растаяли сугробы.

Птицы прилетели. Тают сосульки.

Ярко светит солнышко. Стучит капель.

Дует тёплый ветер. Становится тепло.

Журчат ручейки. День стал длиннее.

Природа просыпается. Появились

проталины. Птицы вьют гнезда.

На ветках появились почки.



Предварительный просмотр:

Домашнее задание

НАЧАЛО ВЕСНЫ. ВЕСЕННИЕ МЕСЯЦЫ

1. Игра «Пришла весна»

Закончилась долгая, холодная… (зима).

Наступила тёплая, долгожданная…

Всё ярче светит весеннее…

Снег тает, появляются первые…

С крыш домов свисают…

Бегут звонкие…

С тёплых краёв прилетают…

Ребята строят для скворцов…

2. Игра «Что лишнее?»

  1. Тает снег, улетают перелётные птицы, начинается капель, появляются проталины.
  2. Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветают подснежники.
  3. Набухают почки, дует теплый ветер, день становится длиннее, созревают яблоки и груши.
  4. Звенит капель, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь.

3. Игра «Весной много…»

Лужа – (много чего?) луж.

Ручей – ...

Дерево – …

Туча – …

Проталина – …

Сосулька – …

Лужайка – …

Почка – …

Гроза – …

4. Отгадай загадку, нарисуй отгадку.

Даже раньше расцветает,

Чем на речке лед растает.

Распустился точно в срок

Первый мартовский цветок.

Домашнее задание

НАЧАЛО ВЕСНЫ. ВЕСЕННИЕ МЕСЯЦЫ

1. Игра «Пришла весна»

Закончилась долгая, холодная… (зима).

Наступила тёплая, долгожданная…

Всё ярче светит весеннее…

Снег тает, появляются первые…

С крыш домов свисают…

Бегут звонкие…

С тёплых краёв прилетают…

Ребята строят для скворцов…

2. Игра «Что лишнее?»

  1. Тает снег, улетают перелётные птицы, начинается капель, появляются проталины.
  2. Распускается верба, начинается ледоход, трещат сильные морозы, расцветают подснежники.
  3. Набухают почки, дует теплый ветер, день становится длиннее, созревают яблоки и груши.
  4. Звенит капель, снег темнеет и оседает, листья желтеют и опадают, просыпается медведь.

3. Игра «Весной много…»

Лужа – (много чего?) луж.

Ручей – ...

Дерево – …

Туча – …

Проталина – …

Сосулька – …

Лужайка – …

Почка – …

Гроза – …

4. Отгадай загадку, нарисуй отгадку.

Даже раньше расцветает,

Чем на речке лед растает.

Распустился точно в срок

Первый мартовский цветок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."

Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по  развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....

Логопедическое занятие по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста 6-го года жизни Тема «К нам весна шагает…».

Выволняя игровые упражнения, воспитанники закрепляют знания о весне,   расширяют, уточняют словарь, развивают связную речь, фонематические процессы, речевой слух, мышление, творческое воображение...

Конспект фронтального логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи. Тема: «Мебель»

Конспектфронтального логопедического занятияпо развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Тема: «Мебель»...

Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»

Занятие являлось  обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использ...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Дикие животные наших лесов». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Наша родина – Россия. Москва». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...