Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Дикие животные наших лесов». Подготовительная группа, ТНР.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ваганова Дарья Павловна

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:

1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме «Дикие животные наших лесов».

2. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме «Дикие животные наших лесов».

3. Графический материал по лексической теме «Дикие животные наших лесов».

4. Домашнее задание по лексической теме «Дикие животные наших лесов».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию лексико-грамматических категорий по лексической теме

«Дикие животные наших лесов и их детеныши»

Цель: Уточнять и активизировать лексико-грамматические формы по теме «Дикие животные наших лесов и их детеныши».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить и уточнить знания о диких лесных животных и их детенышах;
  • уточнить знания детей о внешних признаках диких животных, чем они питаются, где живут;
  • совершенствование навыка составления рассказов по картинкам;
  • совершенствование грамматического строя речи (согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже);
  • подбор глаголов к существительным во множественном числе.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь;
  • развивать у детей умение составлять предложения;
  • развивать произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память, логическое мышление;
  • развивать мелкую моторику рук;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать внимательное отношение к слову, навык совместной деятельности, дружеские взаимоотношения, инициативность;
  • воспитывать интерес к окружающей природе и бережное отношение к ней;
  • воспитывать интонационную выразительность речи;
  • создать положительную мотивацию к занятию.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Организационный момент. Загадки.

Шубка серая  для лета,

Для зимы  другого цвета. (Заяц)

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят. (Ёжик)

На овчарку он похож,

Что ни зуб  то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк)

Днем и ночью  круглый год

У ручья зверек живет.

Хочется  не хочется,

А в воде полощется. (Енот)


Припрятала орешки

И сушит сыроежки.

Зимой в ее дупле

Что хочешь на столе. (Белка)

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Чутко спит большая кошка,

Уши в кисточках-сережках.

Ей не скажешь слово «брысь»,

Потому что это… (Рысь)

Отступить врагам пришлось!

Их рогами встретил… (Лось)

II. Основная часть:

Ребята, вы, наверное, догадались, о ком мы сегодня будем говорить на занятии.

Правильно, о диких животных наших лесов.

Назовите известных вам диких животных наших лесов.

(Дети называют лесных зверей, а логопед выставляет на магнитной доске их изображения – медведь, лиса, волк, барсук, лось, заяц, еж, белка).

Какие это животные? (Лесные, дикие)

Где живут эти животные? (В лесу)

Правильно. Все эти животные – лесные жители.

1. Массаж биологически активных точек

Утром Лисонька проснулась,

Солнце к щечкам прикоснулось. (постучать пальцами по щекам)

Лисичка носом потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась. (пожать нос)

Ушки лапками пожала, (пожать уши)

Растирать свой лобик стала – (растереть лоб)

Щечки, бровки и глаза. (погладить)

Вот какая красота!

2. Артикуляционная гимнастика

Наступила поздняя осень. Все звери в лесу готовятся к скорому приходу зимних морозов. Медведь устроил уютную берлогу и уже дремлет в теплом углу.

«Окошко». Язык спокойно лежит на дне рта – медведь спит.

Бобры закончили строить широкую плотину на лесной речке и начали обустраивать на зиму маленькие домики-хатки.

«Улыбка-трубочка»

Белка спешит насобирать в дупло как можно больше грибов и орехов, поэтому целый день без отдыха скачет по деревьям вверх и вниз.

«Качелька»

Лиса приносит в свою нору кур и кроликов, а следы тщательно заметает пушистым хвостом, чтобы никто не нашел ее запасы.

«Часики»

Ёж собирает грибы и наедается перед зимней спячкой.

«Грибочек»

Лесная змейка вырыла под кустом ямку, натаскала в нее листьев и приготовилась к зимнему сну.

«Чашечка»

Заяц уже почти покрылся белым пухом, он вычищает из своей шерстки последние серые шерстинки.

«Чистим зубы»

Звери, которые зимой не будут спать, прощаются до весны со своими друзьями: медведями, ежиками, барсуками, летучими мышами и змеями, и желают им приятных снов.

3. Дыхательная гимнастика

«Косолапый мишка». Как косолапый мишка переваливается по лесу? Вдох – поднять плечи, выдох – опустить.

«Сердитый ёжик». Ёж растерял все свои яблоки. Как фырчит сердитый ёж? Вдохнуть как можно больше воздуха, на выдохе произнести «Уф-уф-уф-уф».

4. Игра «Назови по-другому»

У ежа ежовые иголки,

Черненький смешной ежовый нос.

Можно встретить ёжика у ёлки.

Есть ли у него ежовый хвост?

морда медведя – медвежья морда,

уши лисы – лисьи уши,

рога оленя – оленьи рога,

колючки ежа – ежовые колючки,

рога лося – лосиные рога,

мордочка барсука – барсучья мордочка,

голова волка – волчья голова,

лапки белки – беличьи лапки,

уши зайца – заячьи уши.

4. Физкультминутка

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой (Идут на месте).

За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая).

За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках).

За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются на присядках).

За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку).

За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками).

За мамой зайчихой – косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней).

Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами).

Все мамы и дети напиться хотят. (Хлопают).

5. Игра «Назови детеныша»

У лисы – лисенок, у волка – волчонок, у зайца – зайчонок, у медведя – медвежонок, у ежа – ежонок, у белки – бельчонок, у лося – лосёнок, у оленя – олененок, у барсука – барсучонок, у кабана – кабаненок, у бобра – бобренок, у мыши – мышонок, а вот у енота – щенок.

6. Игра «Ребята-зверята»

Волчонок воет, а волчата… (воют)

Лисенок крадется, а лисята… (крадутся)

Зайчонок прыгает, а зайчата… (прыгают)

Медвежонок спит, а медвежата… (спят)

Бельчонок грызет, а бельчата… (грызут)

Бобренок плавает, а бобрята… (плавают)

Ежонок фырчит, а ежата… (фырчат)

Кабаненок хрюкает, а кабанята… (хрюкают)

Мышонок прячется, а мышата… (прячутся)

Щенок енота моется, а щенки… (моются)

7. Игра «Правда или неправда».

Ребята, это правда, что когда лисенок вырастет, то он станет лисой? Да

А правда, что когда волчонок вырастет, то он станет медведем? Нет. А кем он станет? Волком.

Правда, что когда зайчонок вырастет, он станет зайцем? Да.

А правда, что когда бельчонок вырастет, то он станет енотом? Нет. А кем он станет? Белкой.

Правда, что когда барсучонок вырастет, он станет барсуком? Да.

А правда, что когда лосенок вырастет, он станет оленем? Нет. А кем он станет? Лосем.

Правда, что когда щенок енота вырастет, он станет енотом? Да.

А правда, что когда мышонок вырастет, он станет белкой? Нет. А кем он станет? Мышью.

Молодцы, ребята, вы хорошо знаете диких животных и их детенышей!

8. Упражнение «Чем питаются дикие животные»

Волк питается мясом (зайцами, овцами, лосями).

Медведь питается малиной (медом, рыбой, насекомыми, корешками).

Белка питается орехами (грибами, ягодами, молодыми побегами).

Лиса питается мышами (курицей, рыбой).

Еж питается жуками (червяками, грибами, ягодами).

Заяц питается морковкой (капустой, травой, веточками).

Лось питается травой (веточками, корой, грибами).

8. Упражнение «Скажи одним словом»

Если у лисы лапы тонкие, то она тонколапая.

Если у зайца уши длинные, то он какой? (длинноухий).

Если у белки рыжий хвост, то она какая? (рыжехвостая)

Если у медведя короткий хвост, то он какой (короткохвостый).

Если у ежа острый нос, то он какой? (остроносый).

Если у зайца косые глаза, то он какой? (косоглазый).

Если у лося длинные ноги, то он какой? (длинноногий).

Если у волка острые зубы, то он какой? (острозубый).

Если у кабана толстая кожа, то он какой? (толстокожий).

9. Игра «Кто где живет»

Медведь живет в берлоге, лиса живет в норе, волк живет в логове, белка живет в дупле, бобры живут в хатках из веток, а зайцы живут везде – и под кустом, и под пеньком, и в зарослях.

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Каких животных мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 154-174
  3. Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий…» С. 45-56


Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию связной речи по лексической теме

«Дикие животные наших лесов и их детеныши»

Цель: закрепление представлений о диких лесных животных и их детенышах, развитие связной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • Совершенствовать связность и последовательность описательного рассказа;
  • Учить отвечать полным ответом;
  • Учить описательному рассказу по схеме.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать связную речь (составление описательного рассказа по схеме);
  • Совершенствовать зрительное внимание и восприятие;
  • Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;
  • Воспитывать умение выслушивать ответы сверстников.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

Организационный момент. Стихотворение З. Письман «В сентябре в лесу». 

Желтый лист кружит и вьется,

Дождик капает и льется,

Покраснели уж рябины,

Висят нити паутины.

Солнца лучик в тучках тает,

День быстрее убегает.

Лес наполнился грибами,

Хрустят листья под ногами.

Ищет белочка орех,

Распушился ее мех.

Ежик ходит, не спешит,

А на спинке гриб лежит.

Зайчик прыгает, петляет,

Он капусту собирает.

Крот готовит закрома,

Не страшна ему зима.

II. Основная часть:

1. Массаж биологически активных точек

Утром Лисонька проснулась,

Солнце к щечкам прикоснулось. (постучать пальцами по щекам)

Лисичка носом потянулась,

Солнцу нежно улыбнулась. (пожать нос)

Ушки лапками пожала, (пожать уши)

Растирать свой лобик стала – (растереть лоб)

Щечки, бровки и глаза. (погладить)

Вот какая красота!

2. Артикуляционная гимнастика

День за днём, за годом год

Ход подземный роет крот.

Две передних быстрых лапки

У крота, как две лопатки.

«Лопата»

Прокатился шум лесной –

Под кустом притих косой.

Уши длинные прижал,

Долго эхо провожал.

«Иголочка» - тянем вверх

Это белкин ягод сбор!

Вот она по веткам скачет,

Промелькнула над кустом,

Точно бойкий рыжий мячик

С пышной шерсткой и хвостом.

«Качели»

Кто в лесу свои следы

Ловко заметает?

Огоньком среди листвы

И кустов мелькает?

«Часики»

Вот свернулся еж в клубочек.

Ух, какой он колкий!

Я взяла ежа в платочек –

Маме на иголки.

«Катушка»

По завалам, по оврагам

Ходит он хозяйским шагом.

Любит мишка сладкий мёд

Да малину с веток рвёт.

«Варенье»

Гонит осень в небе тучки,

Пляшут листья во дворе.

Гриб, надетый на колючки,

Тащит еж к своей норе.

«Гриб»

Все рысята, как котята,

Мур-мурлычат, когда спят.

Но когда они сердиты,

То на всех они ш-ш-шипят.

Шипеть

3. Физкультминутка

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой (Идут на месте).

За мамой лосихой топал лосенок, (Идут, громко топая).

За мамой лисицей крался лисенок, (Крадутся на носочках).

За мамой ежихой катился ежонок, (Двигаются на присядках).

За мамой медведицей шел медвежонок, (Идут вперевалку).

За мамою белкой скакали бельчата, (Двигаются прыжками).

За мамой зайчихой – косые зайчата, (Продолжают прыгать, сделав ушки из ладоней).

Волчица вела за собою волчат, (Крадутся большими шагами).

Все мамы и дети напиться хотят. (Хлопают).

4. Составление рассказа о диких животных

Схема: Кто это? Внешний вид (цвет, части тела, какой шерстью покрыто). Какой голос? Чем питается? Где живет? Как называют детёнышей? Какую пользу приносит?

Лиса – дикое лесное животное. Лиса рыжая. У нее длинные черные ноги, острая морда, пушистый хвост. Лиса покрыта густым мягким мехом. Лиса фырчит. Лиса – хищница, она питается зайцами, кроликами, курами, мышами. Живет в норе. Детеныш лисы – лисенок. Лиса приносит пользу тем, что уничтожает вредителей, но она приносит людям и вред, воруя кур и кроликов.

Волк – дикое лесное животное. Волк серый. У него крепкие высокие лапы, вытянутая морда, острые уши. Тело волка покрыто жесткой щетиной.  Волк воет. Волк – хищник, он нападает на овец, коров, оленей, кабанов, зайцев, может съесть мелкого грызуна. Волк живет в логове. Детеныш волка – волчонок. Волк – санитар леса, он уничтожает больных и слабых животных, очищая лес от болезней.

Медведь – дикое лесное животное. Лесной медведь бурого цвета. У него большие крепкие лапы, широкое тело и круглая голова, маленькие уши и хвостик. Тело медведя покрыто мягкой густой короткой шерстью. Медведь рычит и ревет. Он всеядный: ест рыбу, насекомых, ягоды и грибы, кору и корни деревьев, может поймать свинью или овцу. Медведь живет в берлоге. Детеныш медведя – медвежонок. Медведи очищают водоемы от мертвой рыбы.

Ёж – дикое лесное животное. Обычно ёж серого или коричневого цвета. У него острый нос, маленькие лапки, короткий хвостик. Тело ежа покрыто иголками, которые на самом деле – его шерсть. Ежи фырчат. Ёж – всеядное животное: он питается грибами, ягодами, фруктами, улитками, слизнями, насекомыми, иногда даже мышами. Ёж живет в норе. Детеныш ежа – ежонок. Ежи уничтожают садовых вредителей.

Заяц – дикое лесное животное. Летом заяц серого цвета, а зимой белого. У него длинные уши, длинные лапы, острые передние зубы и маленький хвостик. Заяц покрыт мягкой пушистой шерстью. Зайцы фырчат, иногда кричат. Заяц – травоядное животное, он питается травами, веточками кустов, листьями, корой деревьев. Зайцы живут везде: под кустами, под пнями, в пустых стволах деревьев. Детеныш зайца – зайчонок. Мясо зайца богато полезными для человека белками и витаминами.

Белка – дикое лесное животное. Летом белка рыжего цвета, а зимой серого. У нее острые ушки с кисточками, маленькое тело и длинный пушистый хвост. Белка покрыта короткой шерстью, на хвосте она длиннее. Белки цокают и щелкают. Белки всеядные: питаются орехами, грибами, ягодами, семечками, насекомыми и лягушками. Белки живут в дуплах деревьев. Детеныш белки – бельчонок. Белки помогают сажать деревья, так как часто прячут в землю семена, про которые затем забывают. Также белки поедают вредных насекомых.

Олень – дикое лесное животное. Олени бывают серого и коричневого цветов. У них ветвистые крупные рога, длинные ноги с копытами, крепкое тело. Олень покрыт короткой густой шерстью. Олени могут издавать громкий рев. Они травоядные животные: питаются ягодами, плодами, грибами, орехами, травами, корой и ветками деревьев. Олени собираются в стада и живут в чаще леса. Детеныш оленя – олененок. Рога оленей содержат в себе полезные вещества, люди делают из них лекарства.

Бобр – дикое животное, живущее в лесу около рек. Бобры коричневые. У них маленькие лапы с пятью пальцами, толстый плоский хвост и грушевидное тело. Боры покрыты толстой непромокаемой шерстью. Бобры могут издавать громкий крик. Бобры травоядные: они едят корни и стебли растений возле воды, ветки ивы и тополя. Бобры живут возле реки. Они строят из веток домики-хатки, а чтобы их не снесло течением, выстраивают плотины из веток. Детеныш бобра – бобренок. Бобры помогают очищать воду в водоеме, в нем становится больше рыбы. У бобров очень ценная и теплая шерсть.

5. Игра «Назови ласково».

Заяц – зайчик, лиса – лисичка, еж – ежик, волк – волчок, белка – белочка, енот – енотик, кабан – кабанчик, мышь – мышка.

6. Игра «Один, два, пять».

У енота один щенок, два щенка, пять щенков.

У лисы один лисенок, два лисенка, пять лисят.

У волка один волчонок, два волчонка, пять волчат.

У зайца один зайчонок, два зайчонка, пять зайчат.

У белки один бельчонок, два бельчонка, пять бельчат.

У медведя один медвежонок, два медвежонка, пять медвежат.

У мыши один мышонок, два мышонка, пять мышат.

У барсука один барсучонок, два барсучонка, пять барсучат.

У оленя один олененок, два олененка, пять оленят.

III. Итог занятия.

Расскажите, чем вы занимались, что вам больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня обсуждали? Каких животных мы вспомнили? Вы очень хорошо работали. Молодцы!

Источники:

  1. Бухарина, К. Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 6–7 лет с ОНР и ЗПР : методическое пособие. / К. Е. Бухарина. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2016.
  2. Нищева, Н. В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет (подготовительная к школе группа)» С. 154-174
  3. Сеничкина, В. В. «Конспекты тематических занятий…» С. 45-56


Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Desktop\201.jpgC:\Users\User\Desktop\0_c7f63_bbd9ae61_orig.pnghttps://i0.wp.com/kartinki.detki.today/wp-content/uploads/2017/07/lisa-na-belom8.png


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Домашнее задание

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

1. Игра «Назови по-другому»

морда медведя – медвежья морда,

уши лисы – … уши,

рога оленя – … рога,

колючки ежа – … колючки,

рога лося – … рога,

мордочка барсука – … мордочка,

голова волка – … голова,

лапки белки – … лапки,

уши зайца – … уши

2. Игра «У кого кто»

У лисы – …, у волка – …, у зайца – …, у медведя – …, у ежа – …, у белки – …, у лося – …, у оленя – …, у барсука – …, у кабана – …, у бобра – …, у мыши – …, а вот у енота – щенок.

3. Упражнение «Скажи одним словом»

Если у лисы лапы тонкие, то она тонколапая.

Если у зайца уши длинные, то он какой? …

Если у белки рыжий хвост, то она какая? …

Если у медведя короткий хвост, то он какой …

Если у ежа острый нос, то он какой? …

Если у зайца косые глаза, то он какой? …

Если у лося длинные ноги, то он какой? …

Если у волка острые зубы, то он какой? …

Если у кабана толстая кожа, то он какой? …

4. Отгадай загадку, нарисуй отгадку.

Кто в лесу свои следы

Ловко заметает?

Огоньком среди листвы

И кустов мелькает?

Это грозный враг мышей,

Хитрая воровка.

Её известна зайцам всем

Охотничья сноровка.

Домашнее задание

ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ

1. Игра «Назови по-другому»

морда медведя – медвежья морда,

уши лисы – … уши,

рога оленя – … рога,

колючки ежа – … колючки,

рога лося – … рога,

мордочка барсука – … мордочка,

голова волка – … голова,

лапки белки – … лапки,

уши зайца – … уши

2. Игра «У кого кто»

У лисы – …, у волка – …, у зайца – …, у медведя – …, у ежа – …, у белки – …, у лося – …, у оленя – …, у барсука – …, у кабана – …, у бобра – …, у мыши – …, а вот у енота – щенок.

3. Упражнение «Скажи одним словом»

Если у лисы лапы тонкие, то она тонколапая.

Если у зайца уши длинные, то он какой? …

Если у белки рыжий хвост, то она какая? …

Если у медведя короткий хвост, то он какой …

Если у ежа острый нос, то он какой? …

Если у зайца косые глаза, то он какой? …

Если у лося длинные ноги, то он какой? …

Если у волка острые зубы, то он какой? …

Если у кабана толстая кожа, то он какой? …

4. Отгадай загадку, нарисуй отгадку.

Кто в лесу свои следы

Ловко заметает?

Огоньком среди листвы

И кустов мелькает?

Это грозный враг мышей,

Хитрая воровка.

Её известна зайцам всем

Охотничья сноровка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Путешествие в заколдованный лес » Конспект занятия по развитию речи Лексическая тема: « Дикие животные наших лесов и их детеныши»(подготовительная к школе группа для с ОНР)

« Путешествие в заколдованный лес ».Лексическая тема: Дикие животные наших лесов и их детеныши. Коррекционно-образовательные цели.Расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные».Образов...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи по теме "Дикие животные" подготовила учитель-логопед МБДОУ №12 "Ладушка" г.Тихорецка Краснодарского края Турова Наталья Ивановна

Конспект  фронтального логопедического занятия по теме "Дикие животные" в подготовительной группе направлен на активизацию, расширение словарного запаса по теме, развитию навыка составления , рас...

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи для детей 6-7 лет по теме "Зоопарк.Животные жарких и холодных странл."

Конспект содержит материал по активизации словарного запаса, формированию лексико-грамматических категорий, по  развитию связной речи, по развитию фонематических представлений детей 6-7 лет....

Картотека по развитию связной речи на тему "Дикие животные наших лесов"

Цель: повторить и обобщить знания детей о жизни диких животных родного краяЗадачи:Коррекционно – образовательная: активизация словаря по теме, развитие связной речи, совершенствование точно...

Занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Начало весны. Весенние месяцы». Подготовительная группа, ТНР.

Конспекты логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи:1. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по развитию...

Конспект занятия по развитию речи "Дикие животные нашего леса" (подготовительная группа)

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему  «Дикие животные леса»....