Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе. "Работаем со слогом "МА"".
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Сытник Елена Анатольевна

НОД по обучению грамоте в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_obucheniyu_gramote.docx19.44 КБ

Предварительный просмотр:

          Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе.

Цель: Работаем со слогом «МА».

Задачи: - закрепить умение детей делить слова на слоги;

               -закрепить умение проводить звуковой анализ слова;

               -учить выделять в слове ударный слог;

               -развивать зрительное восприятие;

               -развивать  слуховое внимание, мышление, быстроту реакции;

               -воспитывать умение слушать сверстников;

Методы и приемы: 

             -художественное слово;

               -игра;

               -эмоционально-динамическая разминка;

               -объяснение;

               -работа с наглядными картинками;

               

Материал: 

  • полоска с четырьмя клеточками;
  • красные и синие фишки;
  • предметные картинки со слогом « ма;
  •  картинка слог « МА»;
  • предметные картинки с разным количеством слогов;
  • 3 разноцветных обруча и цифры 1,2,3.

             

Литература:

 Н.В.Дурова «Обучение грамоте дошкольников»

                         Ход образовательной деятельности:

 Дети заходят, здороваются с гостями, садятся полукругом на стульчики.

 1.Игра «Найди в словах слог «ма».

 Воспитатель: -Ребята, к нам сегодня в гости пришел слог «МА» и он хочет с вами поиграть. Он спрятался в картинках. Нам надо его найти.

 Дети по очереди называют картинку со слогом « ма» и разным его расположением в слове.

Молодцы ребята, вы легко нашли слог «ма» .

Воспитатель показывает слог и крепит его на доску. 

Воспитатель: -Ребята,  какое   слово очень любит слог  «ма»?  Это самое любимое слово у всех детей в мире?

Кто нам самый родной и любимый человек на свете?

Дети:                 -«Мама».

                      Воспитатель читает отрывок из стихотворения А .Барто

                              Кто вас, дети, больше любит,
                              Кто вас нежно так голyбит
                              И заботится о вас,
                              Hе смыкая ночью глаз?
                            — «Мамочка родная»

  2.«Разбиваем слово на слоги»

Воспитатель: Сегодня мы с вами  разберем слово мама.

               Воспитатель предлагает детям пройти за столы.

                      (  Звуковой анализ слова мама.)

                     Один ребенок работает у доски, остальные на местах.

Воспитатель: -Скажите, сколько звуков в слове мама?

-Сколько гласных звуков в этом слове? Назовите их?

-Ребята ,сколько слогов в слове мама?

 (Воспитатель предлагает определить количество слогов с помощью хлопков.)

Назовите первый слог? Какой второй слог?               (ответы детей)

-Молодцы!

-Дети, в слове столько слогов, сколько гласных звуков.

3.«Знакомимся с ударным слогом»

Воспитатель: -Слоги  в слове мама одинаковые. Послушайте, а одинаково ли они произносятся – мааама. Как вы думаете почему?

Какой слог произносится чуть протяжнее? (первый слог ма).

Предложить 2м-3м детям произнести слово так же.

-Послушайте, я сейчас  более протяжно произнесу второй слог мамаа .                         -Правильно я сказала слово мама? (нет, так не говорят). Правильно говорить мааама.

      Ребята, слог , который произносится чуть протяжнее, называется ударным, мы как бы ударяем его голосом ,незаметным молоточком. Есть даже стихотворение об ударении:

Ударный слог,                                                                                                                                                          Ударный слог-                                                                                                                                                         Он назван так не даром…,                                                                                                                                                          Эй, невидимка- молоток,                                                                                                                                                    Отметь его ударом!                                                                                                                             И молоток стучит, стучит,                                                                                                                                                        И четко речь моя звучит!                                                                             (последние две строчки воспитатель произносит с ударением в словах).

                            (Воспитатель предлагает детям отдохнуть.)

 4. Физминутка « Дружные ребята»

Очень дружно мы живем (показывают большой палец)
Мы по улице идем (маршируют на месте)
Если очень мы спешим, вместе быстро побежим,(бег на месте)
Мы оглянемся, посмотрим, все ли рядышком бегут (повороты)
Если рядом нет кого-то мы поищем там и тут (наклоны)
Никого не потеряли, все ребята на местах (вдох и выдох)
Значит можно продолжать нам задание выполнять (садятся)

     5.Работа с наглядными картинками в виде игры « Найди свой дом».

Воспитатель:  -Ребята, у нашего слога «Ма» много друзей и он предлагает вам поиграть с ними. Перед вами стол с картинками, вам нужно взять по одной картинке , и найти домик , где живет эта картинка (определить сколько слогов в слове) .Перед вами три обруча красный, синий, зеленый. Те детки у кого в слове один слог становятся в красный обруч, у кого два- в синий, и у кого слово из трех слогов- в зеленый.

                                     (Работа детей  самостоятельно)                                                                                       Воспитатель проверяет правильность выполнения, спрашивает у каждого ребенка почему слово живет в этом домике.(на какое количество слогов он разделили слово).

 6.Заключение и награждение.

               Ребята, мы сегодня с вами узнали, что в слове есть ударный звук, и закрепили умение делить слова на слоги. Слова бывают длинные и короткие, они могут состоять из 1-го, 2х, 3х, 4х, 5ти слогов.

-Вам понравилось сегодня занятие?

-А какие у вас возникли трудности?

-А что было легко?

           Молодцы ребята, вы сегодня хорошо справились с заданиями, вы были дружными, внимательными и активными и получаете свои заслуженные медали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

занятие по обучению грамоте: "Буква Б"...

Конспект ООД по обучению грамоте в старшей группе "Маленькие грамотеи"

Конспект ООДпо обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»Подготовила:Яковлева И.Н. воспитатель первой квалификационной категории, МОУ Леснополянская Н.Ш. им.К.Д.Ушинского, ЯМР,...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе « Обучению звуковому анализу»

Закреплять умения детей делить слова на слоги.Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.Закреплять умения называть сло...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы»....

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе «Маленькие грамотеи»

Конспект НОД по обучению грамотев старшей группе«Маленькие грамотеи»...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе "Грамотей"

Подготовила: воспитательМДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад №30города Железногорска Курской области Соколова Евгения Ивановна...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Урок грамоты у Совы».

Образовательные задачи: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги; закрепление пре...