Дифференциация звуков Р,РЬ-Л,ЛЬ
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Ермонина Елена Андреевна

Подготовка к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon differentsiatsiya_zvukov_r_r_-_l_l.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  фронтального занятия по обучению грамоте. Подготовительная логопедическая группа

Тема: Дифференциация звуков [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ]

 Цели:- закрепить навык различения звуков [р], [р'] — [л], [л']  в слогах, словах, фразах;

- учить различать и называть твердые, мягкие  согласные, гласные звуки в словах;

- учить детей давать акустико - артикуляционную характеристику звуков [р], [р'] — [л], [л'];

- развивать фонематический слух, внимание, память, мышление, дыхание;

- развивать мимические мыщцы;

Оборудование: предметные картинки со звуками [Р], [РЬ] - [Л], [ЛЬ],

Лепестки со словами, карандаши (синий, красный, зеленый), куклы Рая и Лада

Ход занятия

I. Организационный момент

-Наши гости Рая и Лада. Они принесли задания, выполнив которые вы научитесь различать звуки [р], [р'] — [л], [л'] и послушают, как красиво вы произносите эти звуки.

- Назовите слова со звуками  [р], [р'] — [л], [л'].

II. Повторение

- О каких звуках мы сегодня будем говорить? [р], [р'] — [л], [л'].

1. Артикуляция звуков. (звук [Р] - язык находится за верхними зубами, воздушная струя на правлена на кончик языка, при этом он дрожит; звук [Р’] - губы в улыбке, кончик языка поднят и дрожит под напором сильной воздушной струи; звук [Л] - язык широкий, кончик языка упирается в мягкие подушечки, рот приоткрыт, звук [Л’] - спинка языка поднята, кончик языка смыкается с деснами)

2. Характеристика звуков (Звук [Р] - согласный, звонкий, сонорный, твердый; звук [Р’] - согласный, звонкий, сонорный, мягкий; звук [Л] - согласный, сонорный, звонкий, твердый, звук [Л’] - согласный, сонорный, мягкий, звонкий)

 - Установление сходства и различия.

3. Речевая зарядка

Ло-ла-ло  — на улице тепло.                     Ре-ро-ре  — стоит домик на горе.

Ры-ру-ры   — нас кусают комары.             Оль-оль-оль  — мы купили соль.

Арь-арь-арь — на стене висит фонарь.   Ра-ру-ра  — тебе спать пора.

4. Развитие фонематического слуха.

На звук Р - хлопаем, на звук Л - топаем.

ракета, рама, лук, рука, лото, лыжи, ложка, работа, фара, лапа, пила, ручей, рукав, барабан.

5. Развитие мимических мышц:

Если солнышко проснулось - утро засияло.                          Радость.

Если мама улыбнулась - так отрадно стало.                         Улыбка.

Если в тучи солнце скрылось, замолчали птицы,

Если мама, огорчилась - где нам веселиться?                          Огорчение.

Так пускай, всегда сверкая, светит солнце людям!

Никогда тебя, родная, огорчать не буду!                                 Восхищение.

6. Игра «Ромашки». Детям предлагается составить из лепестков две ромашки. На лепестках написаны слова, в названии которых встречается либо звуки [р], [р'], либо звуки [л], [л']. Ребенок берет лепесток, читает слово, определяет звук, его местоположение, раскрашивает звуки ( красным гласные, синим твердые гласные, зеленым  мягкие гласные) и  кладет лепесток к сердцевине соответствующей ромашки.

7. Дидактическая игра «Измени слово» - меняем  Р-Л;  Л-Р:

бар — бал                        стал — стар                    сварка — свалка        

дар — дал                       булки — бурки                        жарко — жалко

мир — мил                       телка — терка                 корка — колко        

III. Физкультминутка

Чей сегодня день рожденья?             Дети пожимают плечами.

Для кого пекут пирог?

Для кого расцвел весенний,                Руки над головой изображают «цветок».

Первый мартовский цветок?

Для кого, для кого? Догадайтесь сами.       Руки на поясе.

И пирог и цветок мы подарим маме.           «Дарят» маме.

8. Дидактическое упражнение «Закончи строчку»

- Закончите строчку словом, подходящим по звучанию и смыслу:

Дедушку зовут Лука.                            У него болит ... (рука).

Друг позвал меня на пир.              Ел я торт и чай я ... (пил).  

Вечно плачет этот Лева.                     Говорят ему: - Ты ... (рева).

Рисовал художник ламу.                  И картину вставил в ... (раму).

Хорошо танцует Валя.                      И ее сестренка ... (Варя).

Зреет на кустах малина.                    Соберет ее ... (Марина).

9. Работа по развитию дыхания.

- Весной расцветают цветы. Какие запахи от цветов? (приятные, вкусные). Давайте почувствуем эти запахи: вдох через нос - выдох через нос; вдох через нос - выдох через рот.

10. Дидактическая игра «Слоги перепутались»:

- Ребята, слоги перепутались, составьте слова:

ма - ра - рама                    жик - ры - рыжик               ке - та - Ра - ракета

бо - та - ра - работа           ка - ру - рука                      ря - мо - моря

то - ло - лото                     са - ли - лиса                       ка - лож - ложка

ла - пи - пила                     ла - кук - кукла                   ка - бел - белка

IV. Итог занятия.

- Ребята, какие звуки мы сегодня учились различать?

- Дайте характеристику этим звукам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"

Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...

Звук Ш. Дифференциация звуков С-Ш. конспект логопедического занятия

Конспект логопедического занятия "Звук Ш. Дифференциация  звуков С-Ш "   с презентацией....

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...