Подготовка к обучению грамоте. Конспект итогового занятия в подготовительной группе.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Творогова Елена Андреевна

Данный материал показывает итоги целенаправленной и системной работы по овладению детьми всеми компонентами связной, грамматически правильной речи. То, как дети с лёгкостью и интересом овладевают основами грамоты: звуковым анализом и синтезом слова, делят слова на слоги, выделяя ударный слог и ударную гласную, работают с предложением. Занятие проходит в игровой форме, с использованием многообразного дидактического материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_gramote.docx22.44 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия:  Развитие фонематических процессов, работа по развитию речи, обучение первоначальному чтению и печатанию букв.

Задачи:

Закрепить понятия: «звук», «слог», «слово», «предложение».

-основные свойства фонематического (звукового) строения слова;

модели (схемы) слов и предложений, специальные  символы  для обозначения звуков;

- умение сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;

- развивать умение называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета; «родственные слова».

совершенствовать  слоговое членение слов, выделение слогов из слова, постановку  ударения в словах, определение ударного слога;

- умение  различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Ход занятия:

Дети в кругу играют:

«Солнышко, колоколнышко    (Отходят назад)

Ты пораньше взойди               (Вдох),

Нас пораньше разбуди.           (Выдох).

Нам в поле бежать, нам весну встречать.  (Бегут по кругу)

Входит Весна (воспитатель).

Здравствуйте, ребята. Я очень рада, что вы меня все так любите и, поэтому,  поспешила к вам на занятие - убедиться, достаточно ли вы грамотны, чтобы отправиться в этом году в школу.

Играет с детьми в игру «Весна, весна красная!».

Весна, весна красная!       (Идут по кругу, взявшись за руки)

Приди, весна, с радостью,

С радостью, с радостью,

С великой милостью:            (В другую сторону)

Со льном высоким,          (Останавливаются, руки вверх, вдох.)

С корнем глубоким,        (приседают, опускают руки, выдох)

С хлебом обильным.       (Взявшись за руки, бегут по кругу).

Весна:

Ребята, назовите мне весенние слова, а можно и их ласковые варианты. Дети называют: льдина – льдинка, трава – травка, ветка – веточка, проталина – проталинка,  луг – лужок, пень – пенёчек, дерево – деревце, ручей – ручеёк и др. (Можно с мячом).

А скажите мне, пожалуйста, что такое родственные слова. Выслушиваются все ответы, обобщаются. Затем предлагается придумать родственные слова к словам:  «весна», «грач», «лес».

Весна: А сейчас мы превратимся все в ручеёк и побежим по лесной тропинке (бегут змейкой между столами, поют «Ой, бежит ручьём вода…).  Остановились у доски – там находится берёзка без листиков. Предлагается игра «Какой, какая, какие» - за каждый правильный ответ и красивое согласованное с существительными прилагательное на берёзке появляется листочек (дети крепят их сами к дереву). (Примерные слова: солнце, трава, птицы, подснежник). Все садятся за столы.

Весна: сейчас я хочу провести небольшой блиц-опрос, вы должны быстро и правильно ответить на мои вопросы.

- Какие бывают звуки? (Шумовые, речевые, музыкальные).

- На какие звуки делятся речевые? (гласные и согласные). Чем они отличаются? (Гласные тянутся и поются, а согласные – не тянутся и не поются).

- Какие бывают согласные? (Твердые и мягкие; глухие и звонкие).

- Какие бывают гласные?  (Ударные и безударные).

Далее предлагается сделать звуковой анализ слов: «весна», «почки» (можно любые другие слова). Дети работают со схемами за столами, один ребёнок у доски. Даётся полный анализ слов (Сколько всего звуков, сколько гласных,  согласных: мягких и твёрдых; определяется ударный слог и ударная гласная).

Весна: Ребята, а что такое «слог»?  (Ответы детей). Верно,  слог – это часть слова. Давайте поиграем в такую игру: сколько я сделаю хлопков в ладоши, с таким количеством слогов вы мне придумаете слово. При этом вы должны выделить интонационно ударный слог и назвать ударную гласную. (Дети выполняют задание)

Давайте немного отдохнём – проводится пальчиковая гимнастика:

1.«Капля раз, капля два, очень медленно сперва,

 А потом, потом, потом – всё бегом, бегом, бегом. (По столу подушечками пальцев).

 Мы зонты свои открыли, от дождя себя укрыли. (Руки в «замок» вывернуть вверх над головой).

2. «Иди, весна, иди, красна      (Пальчики идут по столу)

Принеси ржаной колосок,       (Поочерёдно загибают пальцы)

Овсяный снопок,

Яблоки душистые,

Груши золотистые

Большой урожай в наш край». (Подняв руки вверх, сгибают и разгибают  пальцы обеих рук).

Весна: Ребята, мы очень весело поиграли со словом, а если я соберу сразу несколько слов, во что они превратятся? (Дети отвечают: в предложение).

Верно, я хочу попросить вас придумать предложение обо мне, т.е. – о весне.

Дети придумывают разные предложения, заслушиваются все ответы. Наиболее удачные и красивые предлагается изобразить схемой. Дети выкладывают  схемы двух предложений, например: «Весной на Родину возвращаются птицы»,  «На проталинке расцвел первый подснежник». Делается анализ предложений (сколько всего слов, назовите, третье слово, маленькое, последнее и т.д.). Можно обыграть предложение, превратив ребят в «живые слова».

Далее предлагается игра «Буквы заблудились». На плакате нужно отыскать глазами букву, назвать её и любое слово с неё начинающееся.

 Весна: Какие вы молодцы, наверно, и читать умеете? Предлагаются разные плакаты у доски для чтения по желанию детей. «Знают даже носороги,  слова делятся на слоги, мы по стрелочкам пойдём и сейчас их все прочтём» и т.д. (Дети собирают слова).

Другое задание: прочитать слово (существительное) и подобрать подходящий ему по смыслу глагол. Например, травка – зеленеет.

Затем дети выполняют задание в тетрадях: переносят по стрелкам в круги буквы и читают получившиеся слова: «школа», «ученик», «тетрадь».

Весна очень довольна, а ребята выразили желание прочесть для неё стихи.

1Если  снег повсюду тает,

День становится длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла Весна.

2 Синее небо, синие тени,

Синие реки сбросили лёд.

Синий подснежник – житель весенний

На синей проталинке смело растёт.

3 Старый тополь у крылечка.

Ищет грач своё местечко

Грохот льдин, шуршанье вод,

Света полный небосвод.

Муравьи, едва подсохли,

Дружно взялись за дела:

Муравейников высоких

Починяют купола.

Весна благодарит детей за эту встречу, за тягу к знаниям, за красивую  и чистую речь. Вручает всем памятные медальки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Умники и умницы»

Цель:Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопо...

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по подготовке детей к обучению грамоте. " Урок в лесной школе"

Дети попадают в "Лесную школу", где лесные жители получили "Свидетельство готовности к школе", а дети таких еще не имеют. Чтобы получить "Свидетельство" им нужно выполнить задания....

Подготовка к обучению грамоте. Календарное планирование занятий в подготовительной группе.

Материал для занятий по подготовке к обучению грамоте детей в подготовительной группе....

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Умники и умницы».

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь....

Конспект итогового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Снежная Королева»

Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности....

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Дорога в будущее»

Составила воспитатель: Попова СГ Цель: Закрепление знаний, умений и навыков воспитанников подготовительной группы.Задачи:1. Различать «звук», «слог», «слово», ...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте "Путешествие в царство Попугавия" подготовительная группа

Используя замечательную технологию В.В.Воскобович "Сказочные лабиринты игры" можно успешно подготовить дошкольников  обучению грамоте, навыкам чтения, умению делать звуко-буквенный анал...