Конспект по грамоте
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Михайлова Вера Николаевна

Обучение детей слоговому чтению, закрепление навыка звуко-буквенного анализа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_gramote.docx25.73 КБ

Предварительный просмотр:

                   Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение                                 детский сад  № 12  общеразвивающего вида с приоритетным  осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Калининского района                                                                                                                  -                                         Санкт-Петербурга

                                   

                      Конспект мастер-класса по обучению грамоте в

                                                    старшей группе

                                      «А Б В Г Д  - ка приглашает»

Технологии: информационно-коммуникационные; технология использования исследовательской деятельности; здоровьесберегающие; коммуникативные игры, технология ТРИЗ; технология использования сенсорно-развивающей среды.

                                                       Авторская разработка воспитателя:

                                                       Михайловой Веры Николаевны

                                                       Высшая квалификационная категория

                                                      2016 г.

Цель: Объединить  богатый и разнообразный мир игр, основанных на методах  современных педагогических технологий с обучением грамотой для осмысленного и интересного выполнения основных учебных заданий.

                                                       

Задачи: 

  1. Формировать умение проводить звуковой анализ прочитанных            слогов, слов, проводить фонетический разбор слова.
  2. Познакомить с новым согласным  звуком и буквой С, применяя технологию ТРИЗ /системный оператор/
  3. Закреплять умение писать пройденные буквы, читать слова, определять первый звук в словах-отгадках.
  4. Стимулировать зрительно-поисковую  активность в игровых  развивающихся ситуациях, развивать познавательный интерес, любознательность.
  5. Обогащать сенсорный опыт детей с помощью разных органов чувств.
  6. Формировать умение составлять простые и сложные предложения.
  7. Развивать умение детей общаться  и взаимодействовать  со взрослыми и  сверстниками.
  8. Учить детей понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
  9. Создавать условия для возникновения игровых моментов.
  10. Развивать координацию движений, согласовываясь с текстом физминутки.
  11. Использовать приёмы самомассажа для обучения здоровому образу жизни
  12. Формировать навыки самоконтроля и самооценки.

Интеграция образовательных Областей:

® познавательное развитие;

® социально-коммуникативное

® речевое развитие

® физическое развитие

Материал и оборудование:

®  почтовый ящик, сундучок с ключиками и заданиями;

® сигнальные карточки  и предметные картинки;

® слоговые карточки

® письмо от деда Грамотея;

® индивидуальные лотки с манной крупой;

®  цветные шапочки для гномиков Тома, Тима и Голоска;

® фонограмма песенки «АБВГДейка»;

® разноцветные верёвочки из контактной ленты;

® коврики для массажа стоп;

® «труба» для отгадывания на ощупь букв;

® цветные магниты, фломастеры, мяч;

® планшеты;

® кукла-рукавичка лисы;

® сюрпризы (наклейки-кирпичики для домика)

Ход непрерывной непосредственно образовательной деятельности:

Организационный момент:

Игра «Теремок»

( звучит аудиозапись «АБВГД-ейка», дети входят в группу,  стоят два стола- теремка, где  живут слова, которые начинаются на гласный и  согласный  звук. Дети получают картинку, определяют первый звук, заходят в свой теремок и садятся на стульчик )

Мотивационный момент

Воспитатель:  Ребята! К нам пришла посылка! Написано: «От Деда Грамотея из страны АБВГД-ейка»! Давайте её распечатаем и узнаем, что внутри». (Дети  и воспитатель распечатывают посылку, достают оттуда сундук и письмо, в котором написано, что для того, чтобы открыть сундук необходимо найти ключи, но где они, можно узнать, выполнив правильно задания.)

Задание №1  Игра «Весёлые гномики»

Воспитатель: Ребята! Наши друзья гномики подарили вам свои цветные шапочки - синюю, красную, зелёную и хотят  с вами поиграть в игру « Поймай звук».  (Дети по очереди называют слова, а ребята в шапочках определяют первый звук и ловят его руками. Ребёнок в красной шапочке (Голосок) «ловит» гласные звуки, в зелёной шапочке(Тим) - мягкие согласные, а в синей шапочке (Том)  «ловит» твёрдые согласные звуки. ) В конце игры ребята в шапочках составляют слова  МЕЛ, КОНЬ и получают свой первый ключик. А, где он спрятан, дети определяют по направлению стрелки.

Задание №2   «Закрой квадратики»

Воспитатель: Ребята! Прочитайте слова под квадратами. Если вы правильно прочитали слово, найдите его на вашей  картинке  и прикрепите  её в  нужный квадрат.

Занимательная игра «Мокрые буквы»

(воспитатель  влажной тряпочкой пишет на доске буквы, слоги, слово  и пока не высох след , ребята должны назвать эту букву (слог, слово, возможно письмо по следу)  Дети выполняют второе задание и получают второй ключ

Физминутка.

Воспитатель: «У нас уже два замка открыты! Трудно! Устали! Вы очень старались. Давайте отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой? Правильно ! «Буратино», в сказке «Золотой ключик»

                              Буратино потянулся,

                              Раз –нагнулся, два – нагнулся, три- нагнулся.

                              Руки в стороны развёл, видно ключик не нашёл,

                              Чтобы ключик нам достать,

                              На носочки надо встать.

Задание №3 «Зашифруй слово»

Воспитатель: Ребята! Дед Грамотей просит вас зашифровать слово С Т У Л  сигнальными карточками. Но мы с вами не сможем этого сделать , потому что мы ещё не знакомы со звуком С.  Как определить , гласный он или согласный? Правильно! Надо попробовать его  пропеть ( дети знакомятся  со звуком «С» и буквой С, используя «умный экран»).  При знакомстве с письмом буквы С, дети снимают обувь, подходят к столу с лотками, в которых  насыпана манная крупа, становятся на массажные коврики и пишут букву С. Под каждым лотком лежит слоговая карточка с буквой С. Дети   читают слог и договаривают его до слова, затем садятся в свои теремки.  А теперь, мы можем выполнить задание Деда Грамотея- зашифровать слово СТУЛ ? Можем. Приготовили сигнальные карточки. Вспомним, что обозначает красная карточка – гласные звуки, синяя –твёрдые согласные, зелёная – мягкие согласные звуки. Один ребёнок работает у доски, остальные самостоятельно.  Выполнив правильно третье  задание,  дети получают  ключик, вставляют его в сундучок.

Задание № 4  Игра «Планшет»

Воспитатель: «Дед Грамотей хочет поиграть с вами и приготовил вам планшеты . Включите их ( дети нажимают на красную кнопку и переворачивают планшеты)  Задание: « Аист, возвращаясь с базара, растерял  свои покупки. С какой буквы начинаются  слова. Соедини  каждую картинку со своей буквой. (дети выполняют задание самостоятельно, затем  оно проверяется) Ребята получают четвёртый ключик.

Задание № 5  «Угадай букву»

Воспитатель: Следующее задание дед Грамотей  придумал очень интересное. Вот «труба». В ней лежит  знакомая вам буква. А какая она мы не видим. (У,К,С ) Вам надо наощупь определить, что это за буква. Определив её, расскажите о ней стихотворение, (а на коврике из разноцветных верёвочек составлены эти «опасные» буквы в правильном и неправильном написании). Ребята делают свой выбор и составляют слово СУК , затем  придумывают предложение с этим словом. Ребята получают последний ключик ,

Воспитатель: «Ребята, мы нашли все пять ключей. Давайте скорее откроем сундук.  (воспитатель открывает сундук, заглядывает в него и говорит «Дед Грамотей прислал вам угощение- СЛАДОСТИ)

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, Скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания Деда Грамотея? Что больше всего понравилось? А какую букву и звук мы сегодня  изучили? За что вы хотите себя похвалить? Вы все сегодня молодцы. С вашей помощью можно открыть любые замки. А вас ждёт ещё один сюрприз –волшебные кирпичики для строительства своего домика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина со сказочными героями разработка конспекта по грамоте

Конспект занятия по грамоте.Тема: «Викторина со сказочным героем».I. Цели и задачи.1.     Развивать фонематический слух детей, умение проявлять внимание к своей речи.2....

Конспект НОД Грамота и ориентировка в пространстве "Крылатый, мохнатый да масляный"

Звуковой анализ слова и ориентировка в помещении по плану....

Конспект обучению грамоте в подготовительной группе

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группеТЕМА: «Цветик- Семицветик»Программное содержание: Учить детей проводить звуковой анализ слов, дифференцируя звуки (согласные и...

Конспект по грамоте старшая группа "Слово. Звук"

Цель: Учить выделять звуки в слове, различать звуки: гласные от согласных. Закреплять умения детей давать полную характеристику гласным и согласным звукам. Задачи:познакомить детей с линейностью ...

Конспект по грамоте Тема: Знакомство с термином «Звук» и "Слог"

Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Программное содержание:Формировать представление о том, что слова можно разделить н...