Методика Кюизенера в детском саду
методическая разработка по обучению грамоте (младшая группа) на тему

Куулар Урана Сенгиевна

 

В пособии предлагается рассмотреть одну из универсальных технологий – палочки Кюизенера, ее использование в играх-занятиях, в самостоятельных играх детей в детском саду. Данный дидактический материал разработан бельгийским математиком Х.Кюизенером. Педагоги, занимаясь с детьми, палочки называют также цветными числами, счетными палочками, цветными палочками, цветными линеечками.

Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetnye_chisla.docx629.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Кюизенера в детском саду.

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, обогащается за счет новых технологий обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, абстрактными математическими понятиями в доступной малышам форме.

В пособии предлагается рассмотреть одну из универсальных технологий – палочки Кюизенера, ее использование в играх-занятиях, в самостоятельных играх детей в детском саду. Данный дидактический материал разработан бельгийским математиком Х.Кюизенером. Педагоги, занимаясь с детьми, палочки называют также цветными числами, счетными палочками, цветными палочками, цветными линеечками.

Основные особенности этого дидактического материала – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Палочки легко вписываются сейчас в систему предматематической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.

Эффективное применение палочек Х.Кюизенера возможно в сочетании с другими пособиями, дидактическими материалами, а также самостоятельно. Палочки, как и другие дидактические средства математических представлений у детей, являются одновременно орудиями профессионального труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.

Используя цветные числа, реализуется один из важнейших признаков дидактики – принцип наглядности. Игры-занятия с палочками позволяет ребенку овладеть способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений. Важны они для накопления чувственного опыта, развития желания овладеть числом. Счетом, измерением, простейшими вычислениями. Кроме того, палочки Кюизенера помогают в решении образовательных, воспитательных, развивающих задач.

Палочки Х. Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствуют специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также им возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

С математической точки зрения, палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка.

Цветные числа дают возможность сконструировать модель изучаемого математического понятия и решать следующие задачи:

  • Познакомить с понятием цвета (различать цвет, классифицировать по цвету).
  • Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине).
  • Познакомить детей с последовательностью чисел натурального ряда.
  • Осваивать прямой и обратный счет.
  • Познакомить с составом числа (из единиц и двух меньших чисел).
  • Усвоить отношения между числами (больше – меньше, больше – меньше на…), пользоваться знаками сравнения <, >.
  • Помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления.
  • Научить делить целое на части и измерять объекты.
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.
  • Познакомить со свойствами геометрических фигур.
  • Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.)
  • Развивать логическое мышление, внимание, память.
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Игры – конструирование.

Цель: упражнять в различении и названии цвета палочек. Развивать умение работать со схемой, накладывать палочки на их изображения. Развивать умение ориентироваться в пространстве. Закреплять такие понятия как «над», «под», «справа», «слева». Составлять рассказы по составленным картинкам.

Развивающая среда: наборы палочек Кюизенера (объемный или плоскостной вариант), карточки-схемы цветные в масштабе 1:1.

Ход игры:

Чтобы разнообразить игры-конструирования  и сделать их интересными для детей, воспитателю необходимо обеспечить мотивацию. Такие игры возможно использовать на различных занятиях (по математическому, познавательному развитию, на занятиях по развитию речи и ИЗО). Важно, чтобы они соответствовали тематике.

Занятие в I младшей группе

«Идет коза рогатая»

 Программное содержание:

- Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами.

- Дать понятие о величине: большой – маленький, длинный – короткий, высокий – низкий.

Материал:

- ковролин;

- картинки с изображением животных (корова, коза) и их детенышей;

- веревочки – липучки;

- цветные палочки Кюизенера (длинные и короткие);

- игрушки-коза.

Ход занятия

Воспитатель обращает внимание детей на ковролин, где на лугу пасутся животные, читает четворостишие:

Ходит, бродит по лужку

Рыжая корова.

Даст она нам к вечерку

Молочка парного.

       Вопросы:

- О ком стихотворение? (о корове – дети показывают на ковролине)

- Что есть у коровы? (рога – большие, хвост – длинный).

- Как она кричит?

- Что нам дает корова?

- Что она ест?

 Воспитатель прикрепляет к ковролину картинку  с козой, читает потешку:

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая,

Глазками – хлоп-хлоп,

Ножками – топ-топ.

Дети отвечают на аналогичные вопросы, сравнивают козу с коровой: кто больше? У кого длиннее хвост (рога)?

Пальчиковая игра «Коза» (пальчики – «Коза» (пальчики-«козы» «гуляют» по лугу-ковролину).

Раздаются крики: му-у, ме-е.

Воспитатель обращает внимание на ковролин, где «потерялись» детеныши (прикрепляет картинки теленка и козленка). С помощью веревочек дети соединяют корову и теленка, козу и козленка, называют детенышей.

Подвижная игра «Прятки».

Дети ищут игрушку-козу. Воспитатель прячет 2-3 раза.

Чтобы детеныши далеко не убегали от своих мам-животных, воспитатель предлагает сделать заборчик из цветных палочек на ковролине.

         Вопросы:

- Какого цвета забор?

- Он высокий или низкий?

Воспитатель оценивает постройку забора, отмечает, что дети с любовью относились к животным, построили забор, и теперь детеныши не потеряются.

Корова с козой угощают детей.

C:\Users\1\Desktop\Урана Сенгиевна\НА САЙТ\УНДУРЕР - ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА\IMG_20160419_081058.jpg

C:\Users\1\Desktop\Урана Сенгиевна\НА САЙТ\УНДУРЕР - ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА\IMG_20160419_080941.jpg

C:\Users\1\Desktop\Урана Сенгиевна\НА САЙТ\УНДУРЕР - ПАЛОЧКИ КЮИЗЕНЕРА\IMG_20160419_081001.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цветные палочки Х.Кюизенера в детском саду.

Методические рекомендации по работе с палочками Х.Кюизенера в детском саду....

Папка-передвижка "Цветные числа" Кюизенера в детском саду"

Материал папки-передвижки "Цветные числа" Кюизенера в детском саду" предназначен для ознакомления родителей с данным дидактическим пособием, особенностями его использования детьми дошкольного возраста...

Мастер - класс для воспитателей «Цветные числа» Кюизенера в детском саду

Знакомстов педагогов с приемами работы с дидактическим материалом - счетные палочки Кюизенера....

"Цветные числа" Х.Кюизенера в детском саду.

"Цветные числа"  Х.Кюизенера в детском саду.Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет н...

Мастер- класс для воспитателей «Познавательное развитие с палочками Кюизенера» в детском саду

Способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий в работе с детьми по познавательному развитию. Повышение уровня профессионализма воспитателей...

Памятка для педагогов "Цветные числа Кюизенера в детском саду"

Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, развивающих методов позволяет педагогам разнообразить занятия с детьми, познакомить со сложными, математическими понятиями в доступ...

Консультация для воспитателей " «Цветные числа» Кюизенера в детском саду"

Методика развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счёт новых технологий обучения. Одним из эффективных ср...