Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по теме: «Звук [ш]. Буква Ш»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Белова Елена Анатольевна

Данная разработка предназначена для воспитателей детского сада, помогает развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, речь; закрепить умение определить местоположение звука в слове и количество слогов в слове, различать твёрдые согласные. Развивать умение правильно произносить звук Ш. Формировать умение произносить слова с заданным звуком, умение выделять нужный звук в словах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_bukva_sh.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 57»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

в подготовительной группе

по теме: «Звук [ш]. Буква Ш»

                                        Составила: Белова Елена Анатольевна

                                                           Воспитатель МАДОУ «Детский сад №57»  

Энгельс 2016

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Основная общеобразовательная программа: «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы.

Возрастная группа: подготовительная

Тема НОД: «Звук [ш]. Буква Ш».

Образовательная область: «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте».

Цель: создание условий для знакомства детей с буквой Ш.

Задачи:

Развивающие: развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление, речь; развивать общую, мелкую, моторику; закрепить умение определить местоположение звука в слове и количество слогов в слове, различать твёрдые согласные. Развивать умение правильно произносить звук Ш.

Образовательные: Познакомить детей с буквой Ш. Формировать умение произносить слова с заданным звуком, умение выделять нужный звук в словах; формировать навык написания буквы Ш.

Воспитательные: воспитывать самостоятельность, активность, инициативность. Воспитывать аккуратность, культуру общения.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: дидактические игры.

Оборудование:  коврограф, вырезанные из картона цветы со словами из одного слога, картинки с изображениями предметов в названии которых есть звук ш (в начале, в середине и в конце слов); картинки с изображением шоколада, апельсина, шарфа, капусты, индюка. Набор букв: две буквы ш, к, а, и, у, с, о, т.  Аудиозапись «Волшебная азбука. Буква Ш».


Ход НОД.

Воспитатель. Ребята,  скажите мне,  какое у вас сегодня  настроение? 
Ответы детей.
Воспитатель. Замечательно! Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение. 

Дети становятся в круг

Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты – мой друг.
Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель. Ребята, к нам в группу пришло письмо от зайчишки - огородника. В нём он рассказал одну интересную историю. Хотите послушать? Это случилось в лесу в начале весны. Скакал по лесу зайчишка, а на кустиках только-только начали появляться листочки, голодно зверям лесным. И вспомнил зайчишка, что люди сами овощи выращивают, и решил тоже огород посадить. Взял лопату и пошел на поляну огород копать. Всю весну и лето зайчишка ухаживал за огородом, вырастил много капусты и стал урожай собирать и лесных зверей угощать, все звери были довольны. Ползла как – то мимо змея, хотел зайчишка и её угостить, но она рассердилась и сердито зашипела, потому что она капусту не ест.  Уползла змея и звук [Ш] с собой забрала. Расстроился зайка, теперь он стал не зайчишка, а зайчика. Просит он нас помочь отыскать звук [Ш], одному ему трудно справиться.

Хотите помочь зайчишке? Но змея отдаст его только тогда, когда вы выполните ее задания.

Задание 1. Нужно прочитать слова, которые написаны на лепестках цветов. В середине цветка – одна буква ( в середине первого цветка – буква К, в середине второго – буква Р).  

Дети читают слова: лак, мак, сок, рак, лук, бок, пир, дар, мир, пар, сыр, жар.

Задание 2. Дидактическая игра «Убери лишнее». Среди картинок (каша, груша, карандаш, мышь, шары, шапка, носки) дети убирают лишнюю, где нет звука ш.

Воспитатель. Молодцы, а теперь нужно разложить картинки по рядам. В первом ряду картинки со звуком ш в начале слова (шары, шапка), во втором ряду картинки со звуком ш в середине слова (каша, груша) и третий ряд со звуком ш в конце слова (мышь, карандаш).

Дети выполняют задание.

Воспитатель. Скажите, ребята, звук ш гласный или согласный? Почему? (Ответы детей). Звонкий или глухой?

А сейчас пришло время познакомиться с буквой Ш

 На что она похожа?

У расчески зубьев много,

А у буквы Ш лишь три.

Только буква не расческа,

На картинку посмотри.

Задание 3. Прочитать слова и определить количество слогов в слове.

Дети читают слова душ, шапка, шум, каша, шишка и делят их на слоги.

Воспитатель. А теперь немного отдохнём, физминутку проведём.

Скачут, скачут во лесочке
Зайцы – серые клубочки               (Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки).
Прыг – скок, прыг – скок –
Встал зайчишка на пенек.                (Прыжки вперед – назад)
Всех построил по порядку,

Стал показывать зарядку.
Раз! Шагают все на месте.
Два! Руками машут вместе.
Три! Присели, дружно встали.
Все за ушком почесали.
На четыре потянулись.
Пять! Прогнулись и нагнулись.
Шесть! Все встали снова в ряд,
Зашагали как отряд.

Воспитатель. А теперь пора приступить к следующему заданию.

Задание 4. Отгадайте, во что любит играть змея, по первым буквам названий предметов, изображённых на картинках.

На картинках изображены шоколад, апельсин, шарф, капуста, индюк. 

Дети находят нужные буквы и выкладывают слово шашки.

Воспитатель.  А теперь выполним задание в тетрадях. Для этого разомнём пальцы.

Пальчиковая гимнастика

Сидит белка на тележке

Продаёт она орешки                  (Ударяют кулак о кулак)

Лисичке – сестричке,                (Поочерёдно разгибают пальцы)

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому

И заиньке усатому.

Дети выполняют работу в тетрадях – пишут букву Ш и слово КАША.

Воспитатель.

Молодцы, ребята, все задания выполнили и помогли зайчишке вернуть звук Ш.

А сейчас я предлагаю вам послушать шуточную сказку.

Включается аудиозапись «Волшебная азбука. Буква Ш».

Воспитатель. Ребята, понравилась вам сказка? Какой звук мы искали? Какое задание змеи вам запомнилось и понравилось больше всего?

Ответы детей.

 

Список использованной литературы

1.Лободина Н.В. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа. - Волгоград, 2015

2.Ушакова О.С. Развитие речи детей 5 – 7 лет. - ТЦ «Сфера», 2012                 

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. Аудиозапись сказки «Волшебная азбука – Как гномы буквы искали. Буква Ш», автор А.А. Усачёв

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе на тему "Звук и буква Жж. Семья."

Заключительное занятие по звуку и букве Ж в подготовительной логопедической группе на лексическом материале темы "Семья"....

Конспект образовательной деятельности по грамоте на тему: "Звук и буква М"

ДАННЫЙ КОНСПЕТ ПРЕДУСМОТРЕН ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА и будет интересен для воспитателей детских садов....

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе по теме: «Звук и буква Э».

Конспект может быть полезен для воспитателей  и логопедов подготовительных групп в обычных детских садах и в логопедических группах....

Презентация к образовательной деятельности в подготовительной группе на тему "Звук и буква Л"

Презентация к ОД в подготовительной  группе на тему "Звук и буква Л"...