"Знакомство с буквой "С"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Романова Ольга Юрьевна

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной школе группе на тему «День Рождения буквы С»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_s_bukvoy_s.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной школе группе на тему

«День Рождения буквы С»

Подготовила и провела: Романова О.Ю., воспитатель

Цели: 
1. Знакомство с буквой «с» и звуком [с]. 
2. Различия между [с] и [с̕]. 
3. Развитие речи и логического мышления детей. 
4. Умение производить звуко-буквенный анализ слов СОСНА, СЕНО. 
5. Умение подытоживать свою работу. 
Участники: дети с ободочными масками на голове, изображающими буквы «И», «Ы», «А», «О», «С», «У». 
Ход занятия: 
Воспитатель: Дети, сегодня мы будем праздновать День Рождения буквы «С». Но без подарка прийти было бы некрасиво. Значит, нам надо будет приготовить его сегодня. Для этого на ваших столиках лежат листы белой бумаги и карандаши. Также, нам понадобится наша любимая книга «Уроки русской грамоты». А для начала послушайте рассказ о Дне Рождения буквы «С». 
Воспитатель: Далеко-далеко, в стране Словария, у короля Алфавита жила буква «С». Давайте мы назовём её. (Дети произносят [с]). Она была такая красивая, и очень – очень необходимая в стране Словарии, так как многие слова без неё не смогли бы жить. (Выход буквы «С»). Буква «С» похожа на месяц и светится волшебным светом. (Спросить у детей, на что ещё похожа буква «С»). Родилась она в сентябре, седьмого числа. И вот, наступи её День Рождения. Букве «С» исполнилось семь лет. На День Рождения к ней пришли её друзья, другие буквы алфавита: «А, О, У, И, Ы». (Дети по очереди выходят и представляются). 
«А» с порога закричала: Буква «С», принимай гостей!». 
«Добро пожаловать, гости дорогие!», - просвистела именинница, покраснев от радости. 
Друзья стали поздравлять букву «С». Все принесли подарки синего цвета, ведь синий - любимый цвет именинницы. (Выходят дети – букву с подарками). 
Мы дарим: 
«А» - синюю птицу. – «Спасибо». 
«О» - синий самолёт. – «Спасибо». 
«У» - синюю чашку. – «Спасибо». 
«Ы» - синие цветы . – «Спасибо». 
«И» - синюю сумочку. – «Спасибо». 
Пригласила буква «С» друзей за стол: «Проходите, гости дорогие, вот угощения». 
И здесь без буквы «С» не обошлось, в названии всех продуктов она есть (Приготовившись заранее, буква «С» выставляет их и называет): кекс, сок, апельсин, слива, сыр, мясо, рис и другие). (Спросить у детей, какое место в слове занимает звук [с]. Есть ли другие продукты, в названиях которых есть этот звук? – сухари, сало, колбаса, сахар). 
Молодцы, вы все хорошо справились с заданием! 
Буквы все развеселились и стали танцевать. (Дети кружатся и пропевают: [СА], [СО], [СУ], [СЫ], [СИ]). 
Буква «С» была счастлива от того, что у неё столько друзей. 

II. Игра – соревнование «Весёлые грузчики». 
Воспитатель: Ребята, предлагаю поиграть в игру – соревнование «Весёлые грузчики». 
(Два грузовика: девочки собирают в один грузовик овощи и фрукты, в названии которых есть звук [С], мальчики собирают в другой грузовик овощи и фрукты, в названии которых нет [С].). 
Воспитатель: Молодцы! 
III. Работа по книге «Уроки русской грамоты». 
Воспитатель: А сейчас обратимся к книге «Уроки русской грамоты». (Дети садятся за столики). Открываем книгу на странице 44, урок 22. (Работа по картины: есть задний план картины, передний план и углы). Давайте рассмотрим картину и побеседуем о том, что нарисовал на ней художник. 
(- Что вы видите на картине? Что на переднем плане, на заднем? 
- Кто пришёл в лес? 
- Как одета девочка, во что он одета и обута? Что в руках у девочки? 
- Кто прилетел на деревья? 
- Что висит на ветках деревьев? 
- Какое время года изображено на картине? 
- Какое впечатление производит картина? 
Примерные ответы детей: 
1. На картине осень. Я вижу осенний лес. 
2. На деревьях сидят птицы: сова, снегирь, синиц, прилетела стрекоза). 
3. На ветках дерева висят сливы. 
4. Но осталось еще на ветках немного жёлтых листьев, а ещё вижу сосульки. 
5. И почему-то девочка пришла в лес в синем летнем платье, в сандалиях и с санками.) 
Воспитатель: вот какая путаница! Надо разобраться. Ведь не могут быть четыре времени года одновременно изображены на одной картине. Какие это времена года? 
(Осень – жёлтые листья, зима – санки, снегирь, весна – сосульки, синица, лето – сливы, девочка в сандалиях, стрекоза). 
Воспитатель: А что же объединяет все эти слова? 
Дети: звук «С», «посвистим». 
IV. Воспитатель: А знаете ли вы, что звук [с] может быть твёрдым и мягким? (Показать руками). 
Дети: (чистоговорка). 
СА- СА- СА 
СА- СА- СА- Ой – ой -ой летит ОСА 
СУ- СУ- СУ 
СУ- СУ- СУ- Не боимся мы ОСУ 
СИ- СИ- СИ 
СИ- СИ- СИ-В водоёме КАРАСИ 
СЕ- СЕ- СЕ 
СЕ- СЕ- СЕ-Карасей ловили ВСЕ 
Воспитатель: [С] - зовётся большим братцем и обозначается синим цветом. 
[С’] – зовётся «маленький братец» и обозначается зелёным цветом. 
V. Разберём два слова СОСНА и СЕНО, составим схему и произведём звуко - буквенный анализ слова. 

1. Делим на слоги. 
2. Определяем ударный звук и его место в слове. 
3. Производим звуко-буквенный анализ. 

VI. Физкультминутка. 
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Насос». Образуем узкий круг. Произносим [С], имитируя звучание насоса – круг разрастается (большой братец). Затем произносим [С’] – «сдуваем насос» и сужаем круг, салимся. Повторяем 2 раза). 
VII. Воспитатель: А теперь загадки! 

Ездить нужно осторожно, 
За рога держаться можно. 
Жаль, вот только гривы нет 
Что за конь? (велосипед) 

Я в любую непогоду 
Уважаю очень воду, 
Я от грязи берегусь, 
Чистоплотный, серый (гусь) 

Угадайте, что за птица: 
Света яркого боится 
Клюв крючком, глаза пятачком, 
Ушастая голова. Кто это? (Сова) 

Верещунья, белобока, 
А зовут её? (Сорока) 

VII. Игра «Угадайка» у доски. 
Воспитатель: Предлагаю сыграть в игру «Отгадайка». 
(На столе лежат 6 лепестков. Дети по-одному выбирают лепестки и читают слово, выделяя звук [С]). 

VIII. Пришло время приготовить подарок букве «С». Предлагаю подарить ей то, что получим, когда отгадаем загадки. 
Ну-ка, кто из вас ответит: 
Не огонь, а больно жжёт, 
Не фонарь, а ярко светит, 
И не пекарь, а печёт. (Солнышко) 
Воспитатель: Верно, по каким признакам вы определили? 
(Дети дарят свои рисунки букве «С»). Я вас благодарю за работу. Наше занятие окончено, давайте подведём итоги. 
(Поём песню «Солнечный круг»). Наводящие вопросы к подведению итогов занятия. 
Организация окончания работы. Оценка работы детей. 
(Предложить детям убрать всё со стола). 
Воспитатель: Мы сегодня побывали на празднике у буквы «С». Вы хорошо составили рассказ по картине и определили, что художник в одной картине обобщил 4 времени года для того, чтобы всех запутать. 
Как вы считаете, у кого получалось лучше, кто вам больше понравился? Вы сегодня молодцы. Я очень довольна вами. Похлопайте себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с жизнью пчёл в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью пчёл в природе....

Знакомство детей с насекомыми "Знакомство с бабочками. Жизнь и развитие бабочек в природе"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 1....

Знакомство с насекомыми "Знакомство с жизнью бабочек в природе. Закрепление понятия "живое"

НОД по знакомству детей старшего дошкольного возраста с жизнью бабочек в природе, часть 2....

Путешествие в осенний лес. Знакомство с лесным болотом. Знакомство с лягушками и их жизнью в естественных условиях

Цель; закрепить знания о флоре и фауне болот, леса. Развивать мимику, воображение, речь, артистизм, формировать интерес к живой природе, желание ее сохранить.Закрепить представление детей о жизн...

Знакомство детей с народным творчеством через знакомство с игрушкой - матрешкой.

Материал открытого занятия по народно - прикладному творчеству во второй младшей группе. В формате интегрированного занятия идёт знакомство детей с русской матрёшкой.На занятии сочетаются позновательн...