Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки «Лиса и Журавель».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Герасименко Галина Петровна

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе ( дети 5-6 лет) " Лиса и журавель" ч.2

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lisa_i_zhuravel1_.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

                  Пересказ сказки «Лиса и Журавель».                                                                

                                                      (занятие№2).

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, восприятие художественной литературы и фольклора.                                  

Образовательная область: Развитие речи.

Интеграция с другими областями: познавательная, художесвенно-эстетическая, физическая, коммуникативная

Цели: Обучение связаному последовательному перессказу с наглядной опорой в виде графических. Отбражающих последовательность событий.

Задачи:                                                                                                                        Образовательные:                                                                                                                                       Продолжать обогащать,  расширять и пополнять словарный запас.  Учить составлять графический план сказки. Формировать логическую цельность сказки.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Используя графические схемы,  учить пересказывать сказку.  Через словесные игры,   подбирать родственные слова.

Развивающие:                                                                                                                                                      Продолжать развивать произвольное, зрительное, слуховое  внимание, воображение;  Развивать слуховую, довременную память;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              диалогическую речь;  усваивать структуру сказки и языковой материал;                           Продолжать активизировать интерес к заучиванию не больших стихотворений через мнемосхемы.  Закрепить чтение наизусть стихотворение «Учись рассказывать».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Развивать устную речь. Активизировать интерес к пересказыванию сказки,  развивать интерес к художественному слову                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Воспитательные:                                                                                                                                               Воспитывать эмоциональную отзывчивость и любовь к устному народному творчеству(сказкам)                фольклору.  Формировать  представление  о  настоящей  дружбе,  умение  понимать  и оценивать чувства, поступки   других.Учить осмысленно  и эмоционально воспринимать художественное произведение.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

Возожные достижения ребенка: умеет поддерживать беседу; высказывать свою точку зрения;  читает  стихотворение наизусть при помощи мнемотехники. Пересказывает сказки по графическому плану.

Материал:  текст сказки «Лиса и Журавель», иллюстрации к сказке,сюжетные картинки, выполненые детьми вместе с родителями,  картинки мнемотехники на каждого ребенка к стихотворению «Учись рассказывать». Графические схемы.

Предварительная работа: Дети заранее вместе с родителями нарисовали сюжетные картинки к сказке «Лиса и Журавль». Количество рисунков 6, что соответствует числу смысловых звеньев сказки.                                              

                                               Содержание

                        организованной деятельности детей.  

Педагог предлагает рассмотреть  детские сюжетные картинки к сказке «Лиса и Журавль».  

Подготовка к восприятию текста:                                                                                                                                - Какой сказке посвящена наша выставка?                                                                                                                     – Кто автор сказки?

Воспитатель дает задание расположить рисунки в нужной последовательности;                           что сначала? что потом?                                                                                                                                         Педагог предлагает послушать русскую народную сказку «Лиса и Журавель» с установкой на запоминание: «Послушайте сказку и постарайтесь ее запомнить».

Лиса с Журавлем подружились. Вот вздумала Лиса угостить Журавля и пошла звать его к себе в гости:                                                                                                                                                                   - Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.                                                                              Пришел Журавль на званый пир. А Лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует                                                                                                                                                                - Покушай, голубчик-куманек, сама стряпала.                                                                                                Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал-стучал-ничего не попадает! А Лиса лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.                                                                                                                 Кашу съела и говорит:                                                                                                                                          - Не обессудь, куманек,больше потчевать нечем.                                                                                  Журавль ей отвечает:                                                                                                                                           - Спасибо, кума и на этом! Приходи ко мне в гости.                                                                                     На другой день приходит Лиса к Журавлю, а о приготовил окошку, положилее в кувшин с узким горлом, поставил на стол и говорит:                                                                                                                  -Кушай, Кумушка! Право, больше потчевать нечем.                                                                                            Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет-то его, и понюхает-никак достать не может: не лезет голова в кувшин.                                                                                                       А Журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.                                                                                        – Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.                                                                                                                                   Взяла Лису досада. Думала,что наестся на целую неделю, а домой пришла не солоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор дружба у Лисы с Журавлем врозь.

Воспитатель с детьми вспоминают непонятные слова, встречающиеся в сказке и обьсняют их значение: потчевать-угощать; стряпать-готовить; не обессудь-не обижайся; не солоно-хлебавши-ни с чем. званный пир- запланированный обед,с приглашенными гостями;  и так и эдак-повсякому;  дружба врозь-дружба окончилась,растроилась, не вместе, а отдельно;  взяла досада-огорчилась.

(Помощь воспитателя, если дети не могут объяснить значение слов).

Игра с мячом «Родственные слова».                                                                                                               – Лиса, лисичка, лисонька, лисенок, лис, лисица, лисята                                                                                         -  Тарелочка, тарелка, тарелки.                                                                                                                                   – Журавель, журавушка, журавлик, журавленок, журавли.

Педагог предлагает детям занять свои места и вспомнить стихотворение «Учись рассказывать» (использовать мнемокартинки).

                                                Физминутка-памятка.

                                            «Учись рассказывать».

                                 Вы обдумайте рассказ, не заучивая фраз.                                                                                                                                                                                  

                                И задумайтесь о том? Что рассказано? О Чем?                                                                                                    

                                Что зачем произошло? И к чему все привело?                                                                          

                                Прочитайте еще раз и запомните рассказ!                                                            

          (дети читают наизусть стихотворение «Учись рассказывать», 2-3 ребенка).

Воспитатель: «Дети, подойдите к столу и рассмотрите эти рисунки. Что это как вы думаете? Дети: это схемы.                                                                                                                                        Воспитатель:                                                                                                                                                                - схемы помогут вам перессказать сказку.

Перессказ сказки детьми с наглядной опорой в виде  графические схемы(дети берут предметные картинки(тарелки). определяют очередность перессказа, по цепочке, по одному фрагменту пересказывают сказку).

Один из детей рассказывает всю сказку с опорой на графические схемы

                                                                                                                                                                               Рефлексия:                                                                                                                                                 -  Как называется сказка, которую мы вместе перессказали?                                                                                      – О ком говорилось в сказке?                                                                                                                                                 – Мне понравились ваши пересказы.                                                                                                                    Но чей-то пересказ хочется отметить? Почему?                                                                                                      (дети дают аргументированный ответ).

                                                Графические схемы.

   

1

   

   

2

3

                       

          4                                                                                                               .

 

            5

             6

                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и Журавль"

Цель:     1. Учить детей выразительно рассказывать сказку               2.Закреплять умение детей пересказыват...

Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки «Лиса и Журавель».

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе ( дети 5-6 лет) " Лиса и жураваль" . Часть 1...

Презентация к занятию по развитию речи "Чтение сказки "Лиса и волк"

Презентация к занятию по развитию речи в средней группе "Чтение сказки "Лиса и волк"...

Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки «Снегурушка и лиса»

Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки «Снегурушка и лиса»Вторая младшая  группа ...

Конспект занятия по развитию речи «Чтение сказки «Снегурушка и лиса»» Вторая младшая группа

Тема занятия «Чтение сказки «Снегурушка и лиса»».Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой, с образом лисы. Задачи:Формировать у детей умение слушать сказку.Продо...

Конспект занятия по развитию речи «Чтение сказки «Снегурушка и лиса»

Конспект занятия по развитию речи   «Чтение сказки «Снегурушка и лиса»...

Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки «Снегурушка и лиса». Вторая младшая группа.

Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки «Снегурушка и лиса». Вторая младшая группа.Провела Седова О. А. 15.12.2022.Литература. В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая ...