Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки «Лиса и Журавель».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Герасименко Галина Петровна

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе ( дети 5-6 лет) " Лиса и жураваль" . Часть 1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lisa_i_zhuravel_.doc317 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи.

Чтение сказки «Лиса и Журавель».

( занятие №1)

         Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавател

      Образовательная область: Развитие речи.                                                                                                                Интеграция с другими областями: познавательная, художесвенно-эстетическая,  коммуникативная, физическая.                                                                                                                                             Цели: развивать интерес к художественному слову, осмысленно  и эмоционально воспринимать художественное произведение.

       Задачи:                                                                                                                                                                           Образовательные:                                                                                                                                                                  Обогащать,  расширять и пополнять словарный запас. Через словесные игры,  учить образовывать  сравнительную степень прилагательных, родительного   падежа множественного числа, подбирать прилагательные- антонимы.                        

  Развивающие:                                                                                                                                                      развивать произвольное, зрительное, слуховое  внимание, память, воображение;  диалогическую речь;  усваивать структуру сказки и языковой материал;                                                                                                                                                                                                                                                                                             Активизировать интерес к заучиванию не больших стихотворений через мнемосхемы.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Воспитательные:                                                                                                                                                                     Воспитывать эмоциональную отзывчивость и любовь к устному народному творчеству,                фолклору.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Формировать представление о настоящей дружбе, умение понимать и оценивать чувства и поступки других.                                                                                                                                               Возможные достижения ребенка: умеет поддерживать беседу; высказывать свою точку зрения; выражает положительные эмоции при прослушивании сказки и  стихотворения.

     Материал:  текст сказки «Лиса и Журавель», иллюстрации к сказке, тарелка, кувшин, игрушка-лиса, каша манная, окрошка.

    Словарная работа:  Званый пир;   потчевать;   не обессудь;   окрошка;  и так и эдак;  взяла досада;  как аукнется, так и откликнется;   дружба врозь;  не солоно хлебавши.

Предварительная работа: заучивание стихотворения с родителями  «Учись рассказывать», используя мнемосхемы.

                         Содержание   организованной деятельности детей.  

   Дети стоят в кругу. Восптатель предлагает отгадать загадки.                                               

 Всем в лесу она кума,

 Так зовет себя сама.

 Что за рыжая сестричка?

  Дети, это кто... (лисичка). 

Длинные ноги, длинная шея,                                                                                                                                                          Мала голова, клюв огромный и белый,                                                                                                                                 Изящная  птица, красивая очень.                                                                                                                                                 Скажи же, дружок, как зовут её точно?                                                                                                                                                   ( Журавль).

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы, показывает иллюстрации к сказке « Лиса и Журавль».  

 Воспитатель: Как вы думаете, могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему?                                         Дети: Нет, лиса хищное животное.  В природе лиса съела бы журавля.                                                                                     – А в сказке?

Дети: Да.  В сказке они могут дружить.  

 Воспитатель: Ребята, а хотите послушать сказку о том, как лиса с журавлем дружили? (Ответы детей.)                                                                                                                          

Воспитатель читает детям  русскую народную сказку «Лиса и Журавль».                                                                                                                                                                                Лиса с Журавлем подружились. Вот вздумала Лиса угостить Журавля и пошла     звать его к себе в гости:                                                                                                                                                                                                    - Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу.                                                                                       Пришел Журавль на званый пир. А Лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует                                                                                                                                                                                                 - Покушай, голубчик-куманек, сама стряпала.                                                                                                       Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал-стучал-ничего не попадает! А Лиса лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела.                                                                                                                                            Кашу съела и говорит:                                                                                                                                                                     - Не обессудь, куманек,больше потчевать нечем.                                                                                            Журавль ей отвечает:                                                                                                                                                                     - Спасибо, кума и на этом! Приходи ко мне в гости.                                                                                                            На другой день приходит Лиса к Журавлю, а он приготовил окрошку, положил ее в кувшин с узким горлом, поставил на стол и говорит:                                                                                                                                         -Кушай, Кумушка! Право, больше потчевать нечем.                                                                                               Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет-то его, и понюхает-никак достать не может: не лезет голова в кувшин.                                                                                                                                  А Журавль клюет себе да клюет, пока все не съел.                                                                                                          – Не обессудь, кума! Больше угощать нечем.                                                                                                                                   Взяла Лису досада. Думала,что наестся на целую неделю, а домой пришла не солоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор дружба у Лисы с Журавлем врозь.

Воспитатель объясняет детям непонятные слова, встречающиеся в сказке; потчевать-угощать; стряпать-готовить; не обессудь-не обижайся; не солоно-хлебавши-ни с чем,.

 (Помощь воспитателя, если дети не могут объяснить значение слов).

-Как вы понимаете выражение: «Как аукнется, так и откликнется» (если поступишь с кем-то плохо, то и тебе ответят тем же).

Воспитатель обращает внимание на иллюстрации к сказке «Лиса и Журавель».

Беседа по содержанию:  (дети дают полные ответы).                                                                                                                                      -Кто написал сказу «Лиса и Журавль»? («Лиса и Журавль» русская народная сказка).                                                                                                         - Кто герои этой сказки? (Герои сказки лиса и журавль)                                                                                                                                                - Кто позвал Журавля в гости? (лиса позвала журавля в гости).                                                                                                                                      – Как называла Лиса Журавля? (лиса называла журавля- куманек).                                                                    –Как Журавль называл Лису? (журавль называл лису кумой, кумушкой).                                                                                                                                                                                                                          –Чем потчевала Лиса Журавля?(Лиса почевала Журавля кашей).                                                                                  - Чем угощал Журавль Лису?(Журавль угостил Лису окрошкой).                                                                                                        - В какую посуду Лиса положила кашу?(лиса положила кашу в тарелку и размазала ее по тарелке).                                                                                                                                                                                               – Почему Журавль не смог съесть  угощение(Ему  было не удобно  есть кашу из тарелки длинным носом).                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Воспитатель: Давайте посмотрим, мог  ли журавль  съесть лисье угощение? (Показать тарелку, на ней  манная крупа, захватывание манной крупы пинцетом.)                                                                                                     Лиса слизала кашу, а журавль остался голодным.

-  Почему  Лиса не смогла покушать окрошку? (у лисы не лезла голова в  в кувшин).      

Воспитатель: Проверим, сможет ли лиса достать угощение? Горлышко у кувшина узкое, только длинный клюв может достать угощение. (Показать с помощью пинцета.) Мордочка лисы не пройдёт в кувшин (показать с помощью игрушки), только и может лиса, что облизнуть горлышко кувшина. Так и ушла лиса не солоно хлебавши (ни с чем). Как аукнется, так и откликнется. С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь.                                                                                                                Дети самостоятельно выполняют действия, показанные воспитателем.                                                                                                     -  Сохранилась ли дружба у Лисы и Журавля? (дружба у лисы и журавля не сохранилась).                                                                                                 – Почему? (если поступишь с кем-то плохо, то и тебе ответят тем же).

Педогог приглашает детей стать в круг:                                                                                                                        «раз, два, три – на наш круг посмотри».                              

                                           Динамическая пауза.                                                                                                                                                                                                                               .                                                      «Я и другие».

Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплочению группы.                                                                                                                                                                          МАТЕРИАЛ: клубок ниток, Спокойная музыка  (ИКТ).                                                                                СОДЕРЖАНИЕ: Воспитатель приглашает детей в круг. В руках у педагога клубок ниток «Ребята, вы знакомы уже несколько лет. Наша группа-это ваш  второй дом.Здесь вы проводите целый день, радуетесь и огочаетесь, здесь ваши друзья. Все вы разные  и хорошо знаете достоинства и недостатки каждого. А чтобы вы могли пожелать друг другу, чтобы стать лучше? Подумайте, что можно пожелать своему другу (звучит спокойная музыка). Педагог начинает разговор, обращаясь к кому-либо из детей. Например: «Я желаю тебе, Аня, оставаться веселой девочкой, меньше плакать из-за пустяков». Затем взрослый передает клубок ниток ребенку. Тот высказывает пожелание другому ребенку и вручает клубок т.д. Когда клубок возвращается к воспитателю, дети закрывают глаза и натягивают нить, представляя по просьбе ведущего, как тесно они связаны друг с другом. Итог: «Мы составляем единое целое. Каждый из вас важен и значим в целом. Если не будет хотя бы одного из вас, то нить ослабнет или обрвется. Так давайте же будем терпимее к друг другу.  Пусть добро всегда возвращаются к вам добром.

Воспитатель предлагает детям сесть за столы и поиграть в словесные  игры.                                                                                                                                  

Словесная игра: «Образование сравнительной степени прилагательных».                                                – Лиса хитра, журавль еще…(хитрее).                                                                                                                                          – Кувшин был высокий, а журавль еще…(выше).                                                                                                                  – Нос у журавля был длинный,  а хвост у слона еще...(длиннее).

Словесная игра «Скажи наоборот».

Дети подбирают прилагательные - антонимы, характеризующие персонажей сказки:

У лисы ноги короткие, а у журавля...(длинные);                                                                                          У журавля клюв длинный, а у лисы мордочка... (короткая).                                                              Кувшин глубокий, а тарелка…(мелкая).                                                                                                     Журавль  высокий, а  лиса…(низкая).                                                                                                  Дружить – хорошо, а ссориться…(плохо).                                                                                                                  У  сказки есть начало, а есть…(конец).

                                                                                                                                                                                                                                             Физминутка- памятка.                                                                                                                                                                                                                                    

                                             «Учись рассказывать».

Вы обдумайте рассказ, не заучивая фраз.                                                                                                                 И задумайтесь о том? Что рассказано? О Чем?                                                                                                    Что зачем произошло? И к чему все привело?                                                                           Прочитайте еще раз и запомните рассказ!

            (чтение стихотворения наизусть с помощью опорных картинок-мнемосхем).         

Рефлексия:                                                                                                                                 Оценка деятельности детей.                                                                                                                              – Чем занимались на занятии?                                                                                                                                               – Что вы научились делать на занятии?                                                                                                                          Хочу отметить детей, которые выразительно читали стихотворение. Как вы думаете, кого из детей? Почему?(дети должны дать аргументированные ответы).                      

                             

                                         Опорные картинки – мнемосхемы                

                                         

                                                                                                                                                                             

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                         

                                                                                                                                             

                                                                                                                                           

                                             

                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и Журавль"

Цель:     1. Учить детей выразительно рассказывать сказку               2.Закреплять умение детей пересказыват...

Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки «Лиса и Журавель».

Разработка занятия по развитию речи в старшей группе ( дети 5-6 лет) " Лиса и журавель" ч.2...

Презентация к занятию по развитию речи "Чтение сказки "Лиса и волк"

Презентация к занятию по развитию речи в средней группе "Чтение сказки "Лиса и волк"...

Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки «Снегурушка и лиса»

Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки «Снегурушка и лиса»Вторая младшая  группа ...

Конспект занятия по развитию речи «Чтение сказки «Снегурушка и лиса»» Вторая младшая группа

Тема занятия «Чтение сказки «Снегурушка и лиса»».Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой, с образом лисы. Задачи:Формировать у детей умение слушать сказку.Продо...

Конспект занятия по развитию речи «Чтение сказки «Снегурушка и лиса»

Конспект занятия по развитию речи   «Чтение сказки «Снегурушка и лиса»...

Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки «Снегурушка и лиса». Вторая младшая группа.

Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки «Снегурушка и лиса». Вторая младшая группа.Провела Седова О. А. 15.12.2022.Литература. В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая ...