Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки «Лиса и Журавель».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Разработка занятия по развитию речи в старшей группе ( дети 5-6 лет) " Лиса и жураваль" . Часть 1
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lisa_i_zhuravel_.doc | 317 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по развитию речи.
Чтение сказки «Лиса и Журавель».
( занятие №1)
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавател
Образовательная область: Развитие речи. Интеграция с другими областями: познавательная, художесвенно-эстетическая, коммуникативная, физическая. Цели: развивать интерес к художественному слову, осмысленно и эмоционально воспринимать художественное произведение.
Задачи: Образовательные: Обогащать, расширять и пополнять словарный запас. Через словесные игры, учить образовывать сравнительную степень прилагательных, родительного падежа множественного числа, подбирать прилагательные- антонимы.
Развивающие: развивать произвольное, зрительное, слуховое внимание, память, воображение; диалогическую речь; усваивать структуру сказки и языковой материал; Активизировать интерес к заучиванию не больших стихотворений через мнемосхемы. Воспитательные: Воспитывать эмоциональную отзывчивость и любовь к устному народному творчеству, фолклору. Формировать представление о настоящей дружбе, умение понимать и оценивать чувства и поступки других. Возможные достижения ребенка: умеет поддерживать беседу; высказывать свою точку зрения; выражает положительные эмоции при прослушивании сказки и стихотворения.
Материал: текст сказки «Лиса и Журавель», иллюстрации к сказке, тарелка, кувшин, игрушка-лиса, каша манная, окрошка.
Словарная работа: Званый пир; потчевать; не обессудь; окрошка; и так и эдак; взяла досада; как аукнется, так и откликнется; дружба врозь; не солоно хлебавши.
Предварительная работа: заучивание стихотворения с родителями «Учись рассказывать», используя мнемосхемы.
Содержание организованной деятельности детей.
Дети стоят в кругу. Восптатель предлагает отгадать загадки.
Всем в лесу она кума,
Так зовет себя сама.
Что за рыжая сестричка?
Дети, это кто... (лисичка).
Длинные ноги, длинная шея, Мала голова, клюв огромный и белый, Изящная птица, красивая очень. Скажи же, дружок, как зовут её точно? ( Журавль).
Воспитатель хвалит детей за правильные ответы, показывает иллюстрации к сказке « Лиса и Журавль».
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли в природе лиса и журавль дружить и почему? Дети: Нет, лиса хищное животное. В природе лиса съела бы журавля. – А в сказке?
Дети: Да. В сказке они могут дружить.
Воспитатель: Ребята, а хотите послушать сказку о том, как лиса с журавлем дружили? (Ответы детей.)
Воспитатель читает детям русскую народную сказку «Лиса и Журавль». Лиса с Журавлем подружились. Вот вздумала Лиса угостить Журавля и пошла звать его к себе в гости: - Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу. Пришел Журавль на званый пир. А Лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует - Покушай, голубчик-куманек, сама стряпала. Журавль стук-стук носом по тарелке. Стучал-стучал-ничего не попадает! А Лиса лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит: - Не обессудь, куманек,больше потчевать нечем. Журавль ей отвечает: - Спасибо, кума и на этом! Приходи ко мне в гости. На другой день приходит Лиса к Журавлю, а он приготовил окрошку, положил ее в кувшин с узким горлом, поставил на стол и говорит: -Кушай, Кумушка! Право, больше потчевать нечем. Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и этак, и лизнет-то его, и понюхает-никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А Журавль клюет себе да клюет, пока все не съел. – Не обессудь, кума! Больше угощать нечем. Взяла Лису досада. Думала,что наестся на целую неделю, а домой пришла не солоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось. С тех пор дружба у Лисы с Журавлем врозь.
Воспитатель объясняет детям непонятные слова, встречающиеся в сказке; потчевать-угощать; стряпать-готовить; не обессудь-не обижайся; не солоно-хлебавши-ни с чем,.
(Помощь воспитателя, если дети не могут объяснить значение слов).
-Как вы понимаете выражение: «Как аукнется, так и откликнется» (если поступишь с кем-то плохо, то и тебе ответят тем же).
Воспитатель обращает внимание на иллюстрации к сказке «Лиса и Журавель».
Беседа по содержанию: (дети дают полные ответы). -Кто написал сказу «Лиса и Журавль»? («Лиса и Журавль» русская народная сказка). - Кто герои этой сказки? (Герои сказки лиса и журавль) - Кто позвал Журавля в гости? (лиса позвала журавля в гости). – Как называла Лиса Журавля? (лиса называла журавля- куманек). –Как Журавль называл Лису? (журавль называл лису кумой, кумушкой). –Чем потчевала Лиса Журавля?(Лиса почевала Журавля кашей). - Чем угощал Журавль Лису?(Журавль угостил Лису окрошкой). - В какую посуду Лиса положила кашу?(лиса положила кашу в тарелку и размазала ее по тарелке). – Почему Журавль не смог съесть угощение(Ему было не удобно есть кашу из тарелки длинным носом). Воспитатель: Давайте посмотрим, мог ли журавль съесть лисье угощение? (Показать тарелку, на ней манная крупа, захватывание манной крупы пинцетом.) Лиса слизала кашу, а журавль остался голодным.
- Почему Лиса не смогла покушать окрошку? (у лисы не лезла голова в в кувшин).
Воспитатель: Проверим, сможет ли лиса достать угощение? Горлышко у кувшина узкое, только длинный клюв может достать угощение. (Показать с помощью пинцета.) Мордочка лисы не пройдёт в кувшин (показать с помощью игрушки), только и может лиса, что облизнуть горлышко кувшина. Так и ушла лиса не солоно хлебавши (ни с чем). Как аукнется, так и откликнется. С тех пор дружба у лисы с журавлём врозь. Дети самостоятельно выполняют действия, показанные воспитателем. - Сохранилась ли дружба у Лисы и Журавля? (дружба у лисы и журавля не сохранилась). – Почему? (если поступишь с кем-то плохо, то и тебе ответят тем же).
Педогог приглашает детей стать в круг: «раз, два, три – на наш круг посмотри».
Динамическая пауза. . «Я и другие».
Цель: формировать доброжелательное отношение друг к другу, способствовать сплочению группы. МАТЕРИАЛ: клубок ниток, Спокойная музыка (ИКТ). СОДЕРЖАНИЕ: Воспитатель приглашает детей в круг. В руках у педагога клубок ниток «Ребята, вы знакомы уже несколько лет. Наша группа-это ваш второй дом.Здесь вы проводите целый день, радуетесь и огочаетесь, здесь ваши друзья. Все вы разные и хорошо знаете достоинства и недостатки каждого. А чтобы вы могли пожелать друг другу, чтобы стать лучше? Подумайте, что можно пожелать своему другу (звучит спокойная музыка). Педагог начинает разговор, обращаясь к кому-либо из детей. Например: «Я желаю тебе, Аня, оставаться веселой девочкой, меньше плакать из-за пустяков». Затем взрослый передает клубок ниток ребенку. Тот высказывает пожелание другому ребенку и вручает клубок т.д. Когда клубок возвращается к воспитателю, дети закрывают глаза и натягивают нить, представляя по просьбе ведущего, как тесно они связаны друг с другом. Итог: «Мы составляем единое целое. Каждый из вас важен и значим в целом. Если не будет хотя бы одного из вас, то нить ослабнет или обрвется. Так давайте же будем терпимее к друг другу. Пусть добро всегда возвращаются к вам добром.
Воспитатель предлагает детям сесть за столы и поиграть в словесные игры.
Словесная игра: «Образование сравнительной степени прилагательных». – Лиса хитра, журавль еще…(хитрее). – Кувшин был высокий, а журавль еще…(выше). – Нос у журавля был длинный, а хвост у слона еще...(длиннее).
Словесная игра «Скажи наоборот».
Дети подбирают прилагательные - антонимы, характеризующие персонажей сказки:
У лисы ноги короткие, а у журавля...(длинные); У журавля клюв длинный, а у лисы мордочка... (короткая). Кувшин глубокий, а тарелка…(мелкая). Журавль высокий, а лиса…(низкая). Дружить – хорошо, а ссориться…(плохо). У сказки есть начало, а есть…(конец).
Физминутка- памятка.
«Учись рассказывать».
Вы обдумайте рассказ, не заучивая фраз. И задумайтесь о том? Что рассказано? О Чем? Что зачем произошло? И к чему все привело? Прочитайте еще раз и запомните рассказ!
(чтение стихотворения наизусть с помощью опорных картинок-мнемосхем).
Рефлексия: Оценка деятельности детей. – Чем занимались на занятии? – Что вы научились делать на занятии? Хочу отметить детей, которые выразительно читали стихотворение. Как вы думаете, кого из детей? Почему?(дети должны дать аргументированные ответы).
Опорные картинки – мнемосхемы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи "Пересказ сказки "Лиса и Журавль"
Цель: 1. Учить детей выразительно рассказывать сказку 2.Закреплять умение детей пересказыват...
Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки «Лиса и Журавель».
Разработка занятия по развитию речи в старшей группе ( дети 5-6 лет) " Лиса и журавель" ч.2...
Презентация к занятию по развитию речи "Чтение сказки "Лиса и волк"
Презентация к занятию по развитию речи в средней группе "Чтение сказки "Лиса и волк"...
Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки «Снегурушка и лиса»
Конспект занятия по развитию речи. Чтение сказки «Снегурушка и лиса»Вторая младшая группа ...
Конспект занятия по развитию речи «Чтение сказки «Снегурушка и лиса»» Вторая младшая группа
Тема занятия «Чтение сказки «Снегурушка и лиса»».Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой, с образом лисы. Задачи:Формировать у детей умение слушать сказку.Продо...
Конспект занятия по развитию речи «Чтение сказки «Снегурушка и лиса»
Конспект занятия по развитию речи «Чтение сказки «Снегурушка и лиса»...
Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки «Снегурушка и лиса». Вторая младшая группа.
Конспект занятия по развитию речи Чтение сказки «Снегурушка и лиса». Вторая младшая группа.Провела Седова О. А. 15.12.2022.Литература. В. В. Гербова. Развитие речи в детском саду. Младшая ...