«Знакомство со звуками [С], [С’] и буквой «С».
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Кустова Ирина Сергеевна

Знакомство детей со звуками [С], [С’] и буквой «С»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_znakomstvo_so_zvukami_s_s_i_bukvoy_s.docx127.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Знакомство со звуками [С], [С’] и буквой «С».



Цель: Знакомство детей со звуками [С], [С’] и буквой «С».

Задачи:

Образовательные: продолжать обучать звуковому анализу и синтезу слов; развивать графо моторные навыки и зрительное внимание; совершенствовать навыки движения под музыку.

Развивающие: развивать фонематический и речевой слух, формировать ориентировку в звуковой системе языка; развивать зрительное восприятие, внимание, память; обогащать лексику.

Воспитательные: создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, умение выполнять игровые правила; желание и умение работать в коллективе, поощрять активность и самостоятельность.

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное

развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Снежная королева», разучивание текстов к физминуткам, пальчиковой гимнастики

Формы и методы: словесные (беседа, стихи), игровые (дидактические игры), наглядные (картинки, слайдовая презентация).

Развивающая среда: аудиоаппаратура, столы, стулья.

Материалы и оборудование: технические средства: компьютер, мультимедийный проектор, листы белой бумаги формат А4, сухие и влажные салфетки, клей ПВА, кисточки, различные крупы, пластилин, доски.

Целевые ориентиры: проявляет любознательность, умеет поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения, удерживает в памяти при выполнении каких-либо действий нужное условие; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время игр.

Последующая работа: выставка детских работ.

Ход НОД:

  1. Организационный момент. (1мин)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей. Давайте поздороваемся с ними все вместе.  Я рада видеть вас сегодня таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Пусть, сегодняшний день, вам принесет радость и много новых интересных впечатлений. Давайте радовать друг друга!

Дети: Здравствуйте!

 2.  Психогимнастика

Воспитатель: А сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик.

 (Дети встают вместе с воспитателем в круг.  Звучит лирическая музыка.)

Этот мячик не простой, а волшебный. Своим теплом он излучает добро и передаёт его людям, которые держат его в руках. Мы будем передавать его правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго утра.

Дети здороваются друг с другом

Воспитатель: Сегодня у нас необычный день, Снежная королева прислала нам посылку. Давайте посмотрим, что в ней. Это волшебный сундучок. Давайте, его откроем! 

Сяк, сак, сок – открывайся, сундучок!  (3 раза).

Давайте вместе!

Воспитатель заглядывает в сундучок, достает конверт, читает.

- Ребята, я похитила, Кая и Герду, и чтобы их спасти вы должны пройти испытания. Снежная королева. (Слайд. Снежная королева)

3.Актуализация.  (2мин)

Воспитатель: Ну что ребята, попробуем спасти? (Да!) Тогда в путь.                    

Давайте скажем волшебные слова: «Вокруг себя повернись и в царстве Снежной королевы очутись!»

Дети произносят волшебные слова.

Воспитатель: Вот мы и в царстве Снежной королевы. Чтобы дойти до ее царства, мы пойдем по снежинкам. Ребята смотрите нас встречает снеговик. А что это у него? к нам письмо, открываем конверт. (Конверт с загадками) Я сейчас прочитаю зимние загадки, а вы их отгадаете.

С неба он летит зимой,              (Слайд с картинками).

Не ходи теперь босой,

Знает каждый человек,

Что всегда холодный ... (снег)

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел ... (сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает ...       (снеговик)

Все лето стояли,

Зимы ожидали.

Дождались поры –

Помчались с горы. (Санки)

- Ребята скажите какой звук слышится чаще всего в этих словах?  [С], [С’]

-Давайте еще раз произнесем эти слова. (снег, сосульки, снеговик, санки)

4. Восприятие и усвоение нового материала.

Воспитатель: Какой это звук? Гласный или согласный?

Дети: Согласный, потому что при произношении встречается преграда   язычок.

Когда мы произносим звук С, у нас кончик языка упирается в   нижние зубы. Губы находятся в улыбке, зубы–сближены. Звуки С нельзя тянуть, значит они какие? (Согласные) (Правильно)

 Горлышко «молчит», значит это звуки какие? (Глухие). Эти звуки произносятся тихо. Приложите ручку к горлышку. Что происходит?  связки отдыхают, горло не дрожит значит это какие звуки (Глухие).                                    

Воспитатель: Еще он какой?  

Дети: согласный, глухой, может быть твердым и мягким.

Воспитатель: А сейчас давайте поиграем в игру.

Игра называется «Кто внимательный?»

Я произношу слова, если услышите звук [c, с΄] в словах хлопните: лиса, лось, тишина, лист, синица, шарик, шум, шоссе, аист.

Воспитатель: Ну что ребята пошли дальше. А кто это? Ребята! Олень принес нам новое поручение от Снежной королевы. (достает конверт с заданием)

 Снежная королева, специально не дописала стихотворение, давайте сами, вставим нужные слова. 


Игра называется «доскажи словечко» : 
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю…………………………………снег! 
С неба всё скользят пушинки - серебристые…………………….снежинки! 
На поселке, на лужок, всё снижается………………………………..снежок! 
Вот веселье для ребят - все сильнее…………………………………снегопад! 
Все бегут в перегонки, все хотят играть в……………………………снежки! 
Словно в белый пуховик, нарядился…………………………….снеговик! 
Рядом – снежная фигурка, это девочка………………………снегурка! 
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой…………………………снегири! 
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…………………………снег!

(Слайд с картинками)

Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…)

На какое слово они все похожи? (на слово «снег») Такие слова называются однокоренными.


Воспитатель: Такую холодную зиму вы описали, что даже холодно стало, и тучи снежные закрыли солнышко, давайте разгоним их, погреемся.

5. Динамическая пауза 


Мы подуем высоко: с – с – с
. (произнося звуки, дети встают на носочки  

                                                   поднимают вверх руки)

Мы подуем низко: с – с – с.    (Приседают.)

Мы подуем далеко: с – с – с.  (Выпрямляются, наклоняются вперед, вытянув

                                                   руки.)

Мы подуем близко: с – с – с.  (Стоят прямо, руки подносят ко рту)

Стихотворение повторяется, но уже со звуком [С΄]

-Погрелись? А теперь присели на пенечки.

Ребята посмотрите на экран?

Знакомство с буквой С, с (слайд с картинками).

На что похожа буква С?

Полумесяц в небе темном                                                   Шел конь,

Буквой С повис над домом.                                                   Подковами звеня.

                         В. Степанов                                            Как буква С

                                                                                           Следы коня.

Села мышка в уголок,                                                   Е. Тарлапан

Съела бублика кусок.   Г. Виеру                   

 Ребята, чтобы победить Снежную королеву, мы должны выполнить последнее задание, изготовить букву С.

У нас работают две мастерские: 1-ая мастерская ,2-ая мастерская.

Воспитатель: Для начало, ребята, вы должны выбрать по одному жетону, кто выбрал жетон зеленого цвета, будут рисовать пластилином в 1-ой мастерской.

У кого жетон красного цвета, будут делать аппликацию во 2-ой мастерской.

Молодцы ребята вы сделали свой выбор, и мы можем приступать к работе.

Но сначала вспомним правила как мы сидим за столом и подготовим пальчики к работе. (Дети вспоминают правила поведения за столом: спина ровная, ноги должны твердо опираться всей подошвой об пол, нельзя опираться грудью на стол.)

6. Практическая работа. Изготовление буквы С из подручных материалов.

1 мастерская: Рисование пластилином.   

На картонной основе нарисована буква (Приложение № 1), после берут пластилин и им рисуют букву.

 Воспитатель: Перед вами ребята буква С в рамке. Я предлагаю вам в начале сделать рамку, для этого мы берем карандаш тремя пальцами и обводим букву по штриху. После этого, мы разукрасим букву пластилином, выбранного вами цвета, отщипываем маленькими кусочками, размазываем указательным пальцем по контуру, за линию не выходим

2 мастерская: (Лист картона нейтрального оттенка, Клей ПВА, кисточки, Крупа: гречка, пшено и прочее на своё усмотрение.)

На картонной основе нарисована буква С. (Приложение № 1), после этого кисточкой наносят клей и по эскизу выкладывают зерна. Существует множество вариантов исполнения, всё зависит от материалов и фантазии детей. 

Перед вами ребята буква С в рамке. Я предлагаю вам в начале сделать рамку. Для этого мы берем карандаш тремя пальцами и обводим букву по штриху. А вы, ребята, будете вместе со мной украшать букву крупой или гречкой. В начале мы возьмем кисточку, погружаем её в клей и наносим на букву, затем посыпаем нужным материалом. (Дети выполняют задания).

Воспитатель: Ребята, мы с успехом справились со всеми задания Снежной королевы.  Кай и Герда свободны. (На слайде Кай и Герда) В благодарность вам они отправили подарок (коробку с мозаиками). Подарок мы откроем в группе.  А сейчас давайте вернемся в детский сад. Повторяйте за мной: «Вокруг себя повернись и в детском саде очутись!»

7.Рефлексия.

  • Ребята скажите с каким звуком и с какой буквой мы сегодня с вами познакомились?
  • В какие игры играли?
  • Кто нам написал письмо?
  • Кого мы спасали?
  • Что изготавливали?

                                                                                                                                                       


http://ja-rastu.ru/uploads/posts/2012-06/1338967379_19.gif

Интернет – ресурсы.

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2012/05/15/konspekt-otkrytogo-logopedicheskogo-zanyatiya-v-podgotovitelnoy
  2. http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2015/04/23/konspekt-frontalnogo-zanyatiya-po-obucheniyu
  3. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/10/06/logopedicheskie-igry-s-detmi-starshego-doshkolnogo-vozrasta
  4. https://videouroki.net/razrabotki/putieshiestviie-s-kolobkom-itoghovoie-zaniatiie-po-obuchieniiu-ghramotie-dlia-dietiei-podgh-ghr.html
  5. http://glorify.ru/dlya-studenta/1-kurs/nod-zimushka-zima/
  6. https://doc4web.ru/russkiy-yazik/konspekt-uroka-russkogo-yazika-puteshestvie-za-sokrovischami.html
  7. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-kompleksnogo-otkrytogo-zanjatija-v-podgotovitelnoi-grupe-puteshestvie-za-sokrovischami.html
  8. http://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2016/01/21/tehnologicheskaya-karta-neposredstvennoy-obrazovatelnoy
  9. http://publikacii.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/no-279-puteshestvie-za-sokrovishchami/
  10. http://vospitately.ru/baza-publikaciy/publikacii/no-279-puteshestvie-za-sokrovishchami/
  11. http://nashideto4ki.ru/13341-zima-tri-v-odnom-slovoobrazovanie-odnokorennye-slova-i-avtomatizaciya.html
  12. http://planetadetstva.net/vospitatelam/starshaya-gruppa/konspekt-zanyatiya-po-razvitiyu-rechi-sostavlenie-opisatelnogo-rasskaza-o-zime.html
  13. http://ds-61.dou.tomsk.ru/personalnyie-saytyi-pedagogov/vospitatel-kobzeva-m-v/6446-2/
  14. http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-neposredstveno-obrazovatelnoi-dejatelnosti-po-teme-v-poiskah-snegovika.html
  15. http://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2015/11/27/otkrytoe-integrirovannoe-zanyatie-po-femp-i-obucheniyu
  16. http://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2015/11/27/otkrytoe-integrirovannoe-zanyatie-po-femp-i-obucheniyu(Сохраненная копия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство со звуками [М] [М\'] и буквой М.

Методические указания по работе с проектом: «Знакомство со звуками [м], [м’], буквой М».  Автор проекта: Крамаренко Марина Витальевна, воспитатель ГБДОУ №88 ...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с ЗПР по теме: «Путешествие паровозиков Томаса и Тишки» (Знакомство со звуками [T]-[T\'] и буквой Т).

Логопедическое занятие по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с  ЗПР . На данном занятии дети  знакомяться со звуками  [T]-[T']  и буквой Т, помогая ...

Конспект открытого показа ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Знакомство со звуками З-Зь и буквой З».

В материале представлен конспект открытого показа организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: «Знакомство со звуками З-Зь и...

Знакомство со звуком "Л", "ЛЬ" и буквой Л

Конспект занятия по обучению грамоте (образовательная область - развитие речи)...

Конспект НОД по обучению грамоте с детьми старшей группы Тема: «Знакомство со звуком [н], [нь] и буквой Н» Экскурсия в лесную школу

развивать связную речь, артикуляционный аппарат;знакомить детей со звуками [н], [нь], с их характеристикой;упражнять в умении выделять звуки [н], [нь] из слов;учить различать звуки [н] и [нь];развиват...

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте в старшей группе "Знакомство со звуками (Л), (Ль) и буквой Л

Цель: познакомить со звуками (Л), (Ль) и буквой ЛЗадачи:образовательные: уточнение артикуляции звуков (Л), (Ль); формирование умения различать звуки (Л) и (Ль); сравнение звуков по твердости и мягкост...

Конспект логопедического занятия "Знакомство со звуками Д и Дь. Буква Д"

Цель: Познакомить детей со звуками Д и Дь, написанием буквы Д.Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение артикуляции  звуков [д]  и [д']. Формирование умений различать звуки [д]...