Конспект НОД по подготовке к овладению элементами грамоты с детьми подготовительной группы с ТНР. Тема: «Весёлые приключения звуков З - Зь»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Мальникова Наталия Евгеньевна

На данном занятии решается комплекс задач, направленных на формирование у дошкольников с ТНР фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_zvuki_z-z.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Мальникова Наталия Евгеньевна, учитель-логопед  

МБДОУ «Детский сад № 38 «Росинка» г. Саров Нижегородской области

Конспект НОД по подготовке к овладению элементами грамоты с детьми подготовительной группы с ОНР.  Тема: «Весёлые приключения звуков З - Зь»

Задачи

Коррекционно - образовательные:

Познакомить детей со звуками З-Зь, их характеристиками: согласный, твёрдый, мягкий, звонкий.  Учить дифференцировать звуки по данным признакам.

Закреплять знания о гласных звуках и звуках  С-Сь, их характеристиках.

Продолжать учить производить звуковой анализ  и синтез на уровне слогов:

- преобразование прямых в обратные, обратных в прямые;

на уровне слов:

- определение места звука и последовательности звуков  в слове.

Продолжать формировать фонематическое восприятие:

- придумывание слов на заданный слог.

Закреплять умение детей объяснять лексическое значение слов.

Упражнять в умении  называть местоположение объекта и задавать вопросы с предлогами: НАД, ПОД, МЕЖДУ.

Коррекционно - развивающие:

Формировать слуховое восприятие, внимание и память.

Развивать мыслительные процессы: нахождение заданного звука путём сужения поля поиска объекта.

Воспитательные:

Продолжать формировать предпосылки к учебной деятельности:                                              - слушать друг друга, не перебивать;  

- работать в паре;

- осуществлять проверку и самопроверку выполненных заданий.

Материал

Тренажёр «Карусель звуков», слоговая таблица «Учимся читать»  (озвученная), компьютерный диск «Конструктор картинок», 3 раздаточных наборных полотна,  демонстрационное наборное полотно, мольберт,  «дома» звуков: 6 для гласных звуков, 4 для согласных (зеленый с наушниками, синий с наушниками, зеленый  с колокольчиком, синий с колокольчиком),   копилка  символов  игр  со звуками,  набор картинок на слог ЗА (забор, замок, заноза, зарядка, занятие, закат, запас, запах, завод и др.),  наборы картинок на различные звуки для составления ребусов,  карточки с силуэтами комаров, фломастеры.

План НОД:

1 часть. Игра «Карусель звуков».

Дети самостоятельно загадывают и отгадывают звуки на «Карусели звуков»: гласный У и согласный  С.

2 часть. Превращения звуков.

Дети «проводят» угаданные звуки по «Волшебной улице», превращая гласный У в звук А, согласный    С в звук З.

3 часть. Приключения  звуков,  игры  с ними.

Дети выбирают из копилок  игры-ситуации для звуков.

  1. Игра «Дружба звуков»  (слог  АЗ)
  2. Игра «Перевёртыши»   (слог  ЗА)
  3. Игра «Слушалка» (слоговая таблица «Учимся читать» (озвученная).

Водящий нажимает на таблице цепочки слогов, дети запоминают и повторяют (за-зя-за, зю-зу-зю и др.).

4 часть. Составление ребусов.

Дети в парах составляют ребусы заданных слов (по предложенной картинке) на наборном полотне. Пары меняются местами и проверяют правильность выполнения задания  у товарищей  (слова: ЗИМА, ЗАМОК, ЗАБОР).

5 часть. Игра «Придумай слова на слог ЗА».  

Дети называют слова на слог ЗА. На мольберте картинки со словами, начинающимися на слог ЗА. Знакомство детей с «новыми» словами, объяснение значения слов.

Задание на запоминание картинок со словами на слог ЗА:

Логопед: - Скажи, какое слово находится между … (используя предлоги НАД, ПОД, МЕЖДУ).

6 часть. Игра «Живые звуки».

1 ребёнку даётся задание: на компьютере в приложении «Конструктор картинок» подобрать картинки  со звуками З и Зь.

С остальными детьми проводится игра «Живые звуки».

Дети проводят звуковой анализ слова ЗИМА, давая характеристику звуков.

7 часть. Упражнение «Назови  место звука в слове».

По картинке, которую подготовил ребёнок в приложении «Конструктор картинок», дети называют слова со звуками З и Зь и определяют их место в слове.

8 часть. Определение символов звуков З и Зь.

Логопед: - Что напоминают звуки З и ЗЬ? (песенку комаров)   Появление силуэтов комаров. Дети закрашивают силуэты символов звуков З и Зь (синий и зеленый комары).

Определяют место символов звуков  на «Карусели звуков».

Рефлексия:

Логопед: - Почему именно так поселили звуки З и Зь на «Карусели звуков»?

Дети дают характеристику звуков.

Логопед: - Какие новые  слова на слог ЗА вы запомнили?

Детям раздаются силуэты картинок со словами на звук З для раскрашивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к овладению элементами грамоты с детьми подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква Ж".

На данном занятии решаются задачи по подготовке детей с ОНР  к овладению элементами грамоты....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи Дифференциация звуков [л] - [р].

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речиДифференциация звуков [л] - [р].Коррекцио...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л» Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Лад...

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте с детьми подготовительной группы «В гостях у буквы Л» Ильиных Ирина Владимировна, воспитательМБДОУ «Детский сад №15 «Лад...

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР. Тема: «Знакомство со звуком и буквой Л»

Цель:Закреплять навыки правильного произношения звука [Л], выделять его в слогах, словах.Знакомство с моделью артикуляции звука [Л].Учить читать модель звука [Л] и обозначать буквой Л.Развив...