Конспект занятия по подготовке к овладению элементами грамоты с детьми подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква Ж".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Мальникова Наталия Евгеньевна

На данном занятии решаются задачи по подготовке детей с ОНР  к овладению элементами грамоты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_zh.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Вид занятия:  Подготовка к овладению элементами грамоты                            

Тема: Звук и буква  Ж.

Задачи:        

Познакомить детей с буквой  Ж.

Продолжать  учить детей печатать предложение  и составлять  его схему.

Закреплять умения  делить слова на слоги, проводить звуко-буквенный анализ слова.

Упражнять в умении различать понятия «слово» и «предложение».

Упражнять в различении гласных и согласных, твёрдых и мягких, глухих и звонких  звуков.

Совершенствовать фонематическое восприятие.

Развивать оптико-пространственные ориентировки  и  графомоторные навыки.

Развивать интонационную выразительность.

Развивать  зрительное и слуховое  внимание, память и мышление  детей.

Воспитывать культуру речи и общения: не перебивать товарища, выслушивать до конца, уметь договариваться и приходить к единому мнению.

Воспитывать  дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

Материал: касса букв, настольные кассы букв, простые карандаши, ручки, тетради в крупную клетку, игрушка жук, нарезанные полоски картона для букв Ж.

Словарь:          

Существительные: звук, буква, слог, слово, предложение, касса.

Прилагательные: первый, красный, гласный, согласный, твёрдый, мягкий, синий, зелёный, звонкий, заглавная.

Глаголы:  говорить, произносить, соединять, называть, читать, разбирать, печатать, составлять.

Наречия: внимательно, аккуратно, красиво, твёрдо, мягко, тихо, громко, грустно.

Ход занятия:

1ч. Организационный момент. Игра «Дружные звуки»

Лог. – Сядет тот, кто соединит звуки в слова и назовёт их.

ЖУК    ЖАБА     ЖАРА    МОРЖ     КОЖА     РОЖОК

Рефлексия: - Что вы произносили?  (слова)

- Какой звук встречался во всех словах? (звук Ж)

2ч.  Характеристика звука Ж.

Лог. – Что вам напоминает звук Ж?  (так жужжи пчела, жук)

Л. – Давайте позовём жука его песенкой.

Дети произносят звук Ж.  Педагог просит 1 ребёнка жужжать тихо, другого – громко, третьего – долго и др.

Л. – А вот и жук прилетел!  (появление игрушки жука)

- Расскажите жуку про звук Ж.

Д. – Звук Ж – согласный, твёрдый, звонкий.

3ч.  Знакомство с буквой Ж.

Лог. – Жук хочет у вас узнать, где живут звуки? (на «карусели» звуков)

- А где живут буквы?  (в кассе букв)

- Какая буква обозначает звук Ж? (буква Ж)

Ребёнок находит букву Ж в кассе букв.

Л. – Буква Ж – жужжалочка, в середине - палочка,

       Четыре ножки по бокам, кого напомнит буква нам? (жука)

- На что ещё похожа буква Ж?

Д. – На снежинку, на звезду, на букву К (если убрать слева галочку), на букву Х (если убрать палочку  из середины).

Л. – Про букву Ж есть стишок: Эта буква широка и похожа на жука.

Заучивание стихотворения с детьми.

4ч. Упражнение «Выложи букву Ж из полосок»

 Лог.- Жук спрашивает у вас, сколько полосок понадобится, чтобы выложить букву Ж?

- А если вы будете выкладывать эту букву вдвоём, в паре? (по 3 полоски)

- А если втроём, тройками?  (по две полоски)

- Жук просит вас встать втроём и выложить из полосок буквы Ж.

Дети делятся на две команды по 3 ребёнка и выкладывают буквы.

Л. – Похожи ваши буквы или отличаются друг от друга?

- По какому признаку отличаются? (по размеру)

- Расскажите жуку правила, когда мы пишем заглавную, большую букву в словах.

Д. – С большой буквы пишется первое слово в предложении, имена людей, клички животных, названия города, страны, улицы.

5ч. Звуко-буквенный и слоговой анализ слова. Работа с кассами букв.

Л. – Жук никогда не видел, как пишется его имя. Выложите слово ЖУКИ и зажгите над ним фонарики.

- Какие гласные звуки? Сколько гласных звуков?

- Какой звук первый?  Какой он по твёрдости?

- Какой ещё согласный звук? Какой он по твёрдости?

- Какой фонарик надо зажечь над ним? Почему зелёный?

- Сколько слогов в слове? Как узнали?

Правило: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Жук говорит: Жу-жу, устали вы как погляжу. Полетим со мной на лужайку, отдохнём!

6ч. Физкультурная минутка «Жуки на лужайке»

На лужайке, на ромашке                     Дети идут по кругу, затем поднимают руки вверх

Жук летел в цветной рубашке.           Стоят на месте и машут руками

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,                       Дети бегут по кругу, машут руками

Я с ромашкою дружу.                          Стоят на месте, подняв руки вверх

Тихо на ветру качаюсь,                        Покачиваются из стороны в сторону

Низко-низко наклоняюсь.                     Медленный наклон вперед, руки вниз

Лог. – В каких словах  встречался  звук  Ж?

7ч. Повтор чистоговорки.

Лог. – Сядет тот, кто запомнит и правильно повторит чистоговорку:

Жук упал и встать не может,

Ждёт он , кто ему поможет.

Предлагать повторять с разной интонацией.

8ч. Показ написания буквы Ж и печатание буквы детьми.

Лог. – Жук говорит, что ему хотелось бы иметь много друзей – жуков.

Д. – Можно написать буквы Ж для жука.

Логопед показывает на доске последовательность написания буквы Ж (заглавной и маленькой).

Зрительная гимнастика для глаз.

Задание: Написать три буквы Ж: 1 и 3 - заглавные, а 2 – маленькую.

9 ч.  Печатание предложения и составление схемы предложения.

Лог. – Составьте предложение со словом ЖУК. 

Дети составляют разные предложения.

Л. – Напечатаем предложение: У жука усы.

- Сколько слов в этом предложении?  

- Какое слово первое (второе, третье)?

Л. – Какие правила написания предложения?

Д. - Предложение всегда пишется с большой буквы, между словами  есть промежуток, а в конце предложения – ставится точка.

Пальчиковая гимнастика.

Л. – Напечатайте это предложение в тетради.

Л. -  Составьте  схему этого предложения. Что не забудем поставить  в конце?

Рефлексия:

- По какому признаку различались буквы из полосок?

- Какой стишок про букву Ж?

- Сколько слогов было в слове ЖУКИ?

- Какую чистоговорку повторяли за жуком?

- Какое короткое слово было в предложении?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по подготовке к овладению элементами грамоты с детьми подготовительной группы с ТНР. Тема: «Весёлые приключения звуков З - Зь»

На данном занятии решается комплекс задач, направленных на формирование у дошкольников с ТНР фонематических процессов, навыков звукового анализа и синтеза....

Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»

Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год  подготовки детей к обучению грамоте....

Конспект занятия «Знакомство с ударными инструментами симфонического оркестра» с детьми подготовительной группы

Знакомство с ударными инструментами симфонического оркестраОборудование и материалы: музыкальный центр, DVD-плеер, телевизор, музыкальное оформление, набор карточек «Музыкальные инструменты&raqu...

Конспект занятия КВН «Скоро в школу мы пойдем» с детьми подготовительной группы

Тема: Скоро в школу мы пойдем»Вид деятельности: игровая деятельностьЦель:выявить уровень детей в ориентировке в звуковой системе языка, в области подготовки руки к письму;закреплять умение наход...

Конспект занятия КВН «Скоро в школу мы пойдем» с детьми подготовительной группы

Тема: Скоро в школу мы пойдем»Вид деятельности: игровая деятельностьЦель:выявить уровень детей в ориентировке в звуковой системе языка, в области подготовки руки к письму;закреплять умение наход...

Конспект занятия по заучиванию стихотворения на тему «Осень» с детьми подготовительной группы с интелектуальной недостаточностью.

Цель занятия развитие умения дошкольников заучивания стихотворения посредством мнемотехники.Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихотворение и выразительно его рассказывать, форми...