Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи. Тема: «Звук [д]. Буква Д».
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Власова Светлана Юрьевна

ТЕМА: «Звук [д]. Буква Д»

Коррекционные задачи:

  • Учить детей давать артикуляционную и акустическую характеристику звука [д].
  • Учить детей выделять звук [д] из ряда звуков, слогов.
  • Закреплять навык правильного произношения звука [д] в словах, предложениях.
  • Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Образовательные задачи:

  • Закреплять навыки звуко - слогового анализа и синтеза слов.
  • Закреплять навык звуко - буквенного анализа слова– «Дадон»
  • Познакомить детей с графическим образом звука [д], - буквой Д.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества.
  • Развивать коммуникативную компетентность.
  • Развивать навык работы в группе.

Оборудование: компьютер, доска - мольберт, настольные зеркала, кассы букв, цветные квадратики, изображение царя Дадона, карточки-символы для описания характеристики звука [д].

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkryt._zanyatie_d.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 458 г. Челябинска»

(МБДОУ «ДС № 458 г. Челябинск»)

250 – летия  Челябинска ул. 16 Б, г. Челябинск, 454128 тел. (351) 796-92-09,

e-mail: mdou458@mail.ru

Конспект занятия  по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.

Тема: «Звук [д]. Буква Д».

                                                      Подготовил: учитель – логопед

                                                                высшей квалификационной категории

                                               Власова Светлана Юрьевна

Челябинск, 2023

ТЕМА: «Звук [д]. Буква Д»

Коррекционные задачи:

  • Учить детей давать артикуляционную и акустическую характеристику звука [д].
  • Учить детей выделять звук [д] из ряда звуков, слогов.
  • Закреплять навык правильного произношения звука [д] в словах, предложениях.
  • Развивать психические процессы: память, внимание, мышление.
  • Развивать мелкую моторику рук.

Образовательные задачи:

  • Закреплять навыки звуко - слогового анализа и синтеза слов.
  • Закреплять навык звуко - буквенного анализа слова– «Дадон»
  • Познакомить детей с графическим образом звука [д], - буквой Д.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества.

  • Развивать коммуникативную компетентность.

  • Развивать навык работы в группе.

Оборудование: компьютер, доска - мольберт, настольные зеркала, кассы букв, цветные квадратики, изображение царя Дадона, карточки-символы для описания характеристики звука [д].

НОД:

1.Орг. момент:

Л: Сегодня ребята нас ждет сказка!

Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон.

Далеко живет Дадон,

Дети, он вам шлет поклон.

Ждет он в гости вас, друзья.

Вот бежит тропа туда.

Если вы по ней пойдете

Все задания пройдете,

То к Дадону попадете.

Л: Дети вы готовы отправиться в путь и выполнять задания, которые оставил нам  царь Дадон? На каждом задание он поставил свою печать, чтобы нам с вами не сбиться с пути.

Первое задание: определите с какого звука начинается слово Дадон?

Д: Звук [д].

Л: Правильно, это звук [д].

Занимайте  места (дети садятся перед индивидуальными зеркалами). 2.Артикуляционная гимнастика:

Л: Возьмите зеркала. Давайте произнесем  звук [д] и понаблюдаем за положением языка, губ, зубов.

 (Дети произносят звук [д], наблюдают за артикуляцией звука в зеркале).

Л: Расскажите о произношении звука [д].

Когда произносим звук [д] в каком положении рот …., зубы…, язык…

Вывод: рот приоткрыт, зубы разомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам. Воздушная струя разрывает эту преграду. (схема)

3. Характеристика звука [Д]:

Л: Можно этот звук пропеть?

Д: Нет.

Л: Как называются звуки при произношении которых воздух встречает преграду?

(если звук [д] встречает преграду, значит он какой?).

Д: Согласный.

Л: Правильно.

Л: А теперь положим руку на горлышко и еще раз произнесем звук [д], что происходит?

Д: Дрожит.

Л: Значит звук [д] какой?

Д: Звонкий.

Л: Назовите  звук [д] твердый  или мягкий?

Д: Звук [д] твердый.

Л: Каким цветом обозначаем согласные твердые звуки?

Д: Твердые звуки обозначаем синим цветом.

Л: Сделайте вывод: что вы узнали о новом звуке?

Д: Звук [д] -согласный, звонкий, твердый, обозначается синим цветом.

4. Фонематический слух.

Л: Первое задание прошли успешно, приступим ко второму.  

Игра называется  «Поймай звук» Как только услышите, звук [д] – хлопните в ладоши-  Звуки: Д, Б, Д, Т, ДЬ, Г, Д, Т, Д, М, К. Д. Что я произносила? (звуки).

Слоги: ДА, ТУ, ДО, ТА, ДУ. Что я произносила? (слоги).

Слова: ДОМ, ТОЧКА, ДУБ, УДОЧКА, ТОПОЛЬ, ДОРОГА. Что я произносила? (слова).  

Играем дальше: а теперь повторите за мной слоговые дорожки: да-да-та, уд-уд-ут,

та-да-та, до-до-то, ду-ту-ду, од-от-од.

5. Деление слов на слоги:

В третьем этапе пути мы будем делить слова на слоги.

Вот тропинка, по ней мы пойдем.

Сколько шагов по тропинке пройдем,

Столько слогов в этом слове найдем.

Слова: дом, вода, дубок, дымок, посуда, дупло.

(дети выполняют задание по образцу:  логопед делит слово на слоги, напоминает детям, что в слове столько слогов, сколько гласных звуков).

6. Знакомство с буквой Д:

Л: Ребята, посмотрите на доску, звук [д], который мы с вами произносим, обозначается буквой Д. Посмотрите в каком направлении пишется эта буква.

Давайте вспомним правило: звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.

А сейчас я проверю какие вы внимательные.

Упражнение – как только я произнесу звук - вы хлопаете, когда я покажу букву вы топаете.

7. Выкладывание буквы Д из счетных палочек:

Л: Ребята, посмотрите на картинку и здесь царь поставил свою печать.

Вот стоит, дымок пуская,

Буква Д – труба печная.

На что похожа буква Д?

Д: Буква Д похожа на домик.

Л: Будем мы сейчас играть,

букву Д составлять.

Д: дети составляют из счетных палочек  на столе букву Д.

8. Физ. минутка. (Дети встают)

Л: Представьте себе, что в небе пролетел ковер-самолет и оставил след в виде буквы Д. Обведите его пальчиком в воздухе. Как  нарисовал бы ее дятел, танцор, художник.

(Дети, садятся на свои места).

9. Звуко – слоговой анализ слова:

Л: Следующее задание

Дон-дон-дон,

В гости ждет нас царь Дадон.

Разделите слово Дадон на слоги.

Сколько слогов в этом слове? Почему?

Д: Опираясь на правило: «В слове столько слогов, сколько гласных звуков».

Л: Какой первый слог? Какой второй слог?

Молодцы!

Л: Ребята, и здесь царь Дадон поставил свою печать, значит мы с вами идем

по правильному пути.

Дети, давайте выложим схему слова «Дадон».

(Один ребенок работает у доски, остальные дети на своих местах)

Какой первый, второй, последний (характеристика звуков).

Найдите букву (д) в кассе и положите на своей схеме под нужным звуком в слове Дадон.

А теперь найдите в схеме гласные звуки, поставьте нужные гласные буквы в слове.

Оставшийся согласный звук, поставьте согласную букву.

Прочтите слово (Дадон).

Молодцы!

10. Итог занятия:         

Л:  Вот уже конец пути,

В гости мы смогли прийти.

Царь детей благодарит

И подарки вам сулит.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речи Дифференциация звуков [л] - [р].

Конспект непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте с детьми подготовительной группы с фонетико – фонематическим недоразвитием речиДифференциация звуков [л] - [р].Коррекцио...

Занятие по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: «Неизвестные гости звук: «Ш» и буква - Ш».

Цель: Закрепление правильного произношения звука «Ш» в слогах, словах, чистоговорках,  знакомство с буквой - Ш....

Конспект занятия по обучению грамоте №5 в подготовительной группе (6-7 лет) по теме «Гласный звук [и], буквы И,и»

Конспект занятия по обучению грамоте №5в подготовительной группе  (6-7 лет) по теме «Гласный звук [и], буквы И,и»Доминирующая образовательная область: речевое  развитиеИнтеграция...

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с фонетико-фонемаическим недоразвитием речи.Тема: «Спасение Василисы-Прекрасной. Знакомство со звуком и буквой Ц».

Конспект подгруппового занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной к школе группе с фонетико-фонемаическим недоразвитием речи Тема: «Спасение Василисы-Прекрасной. Знакомство со звуком ...