Конспект НОД в старшей группе по обучению грамоте на тему "Слог" с использованием технологии развивающего обучения
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа)

Тетерина Ира Юрьевна

Формирование умения делить слова на части-слоги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе по

обучению грамоте на тему: «Слог».

Д/с №87 Приморского района

Воспитатель: Тетерина И.Ю.

Санкт-Петербург

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цели:

  • Вызвать у детей стойкий интерес к занятиям по подготовке к обучению                                                                 грамоте.
  • Формировать умение делить слова на части — слоги.

Задачи:

Познавательное развитие.

  • Закреплять знания по лексическим темам: «Звери», «Домашние животные», «Птицы».

Речевое развитие.

  • Развивать способность определять первый звук в словах.
  • Закреплять умение проводить звуковой анализ слова.
  • Развивать способность делить слова на слоги и подбирать слова с заданным количеством слогов.
  • Закреплять умение проводить анализ предложения и составлять графическую схему к нему.
  • Закреплять знания о героях русских народных сказок.

Социально-коммуникативное развитие.

  • Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
  • Закреплять знания о правилах поведения в природе.

Материал и оборудование: рисунки персонажей к сказке «Три медведя», предметные картинки с изображением животных, индивидуальные карточки для звукового анализа слов, карточки-заготовки для составления слов из слогов, полоски-символы предложения (демонстрационные и индивидуальные, буквы), магнитная доска.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Психогимнастика.

Дети, вы помните сказку «Три медведя»? Изобразите сердитого медведя. Покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку. Как обрадовались возвращению Машеньки ее родители.

2. Сообщение темы занятия.

Ребята, послушайте загадки:

а) Вместо хвостика — крючок,

Вместо носа — пятачок,

Пятачок — дырявый,

А крючок — вертлявый.

                                      (Свинья.)

б) Трав копытами касаясь,

    Ходит по лесу красавец,

    Ходит смело и легко.

             Рога раскинув широко.

(Лось.)

   в) Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц.

(Ослик.)

   г) Верный страж и друг полей,

       Первый вестник теплых Дней.

(Грач.)

    Картинки - отгадки выставляются на магнитную доску.

    Ребята, на какие группы можно разделить этих животных?

(домашние животные, птицы, звери.)

Расставьте эти картинки по группам. Почему вы считаете, что «лось» - дикое животное? Где живёт лось? Кто знает, чем питается он, чем лечится? Как нужно себя вести в лесу? Определите и назовите первые звуки в названии этих животных. Дайте характеристику звукам. (Дети выполняют задание и обозначают звуки буквами. На магнитной доске из звуков [с], [л], [о], [г] выкладывается буквами слово)

Прочитайте слово, которое получилось (слог). Мы с вами угадали тему сегодняшнего занятия.

          З. Беседа о слоге.

Слова можно разделить на части — слоги. Давайте попробуем произнести слово «корова» частями: КО-РО-ВА. Сколько частей в слове «корова»? (Три.) Назовите первую часть, вторую, третью. Сколько гласных звуков в слове «корова»? (Три.) Аналогично проводится работа со словом «коза». Проведя наблюдение, дети приходят к выводу, что, сколько в слове гласных звуков — столько и слогов. Разучивается четверостишие:

Сколько в слове гласных

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

Слова можно прошагать (показ) или прохлопать. Например: лиса, пе-тух, волк, мед-ведь, ля-гуш-ка. (Дети выполняют действия.)

Составьте звуковую схему к слову «волк». (Дети, используя индивидуальные карточки для звукового анализа, составляют схему.)

Сколько слогов в слове «волк»? (Один.) Докажите.

Ребята, скажите, лиса, петух, волк, медведь, лягушка — это герои каких сказок? (Русских народных.)

      На магнитную доску выставляется сюжет сказки «Три медведя».

      Дети угадывают сказку.

В каких еще русских народных сказках можно встретить медведя? («Колобок», «Теремок», «Маша и Медведь».)

Кто объяснит, почем медведя так назвали? (медом ведает, т.е. знает, где мед.)

К какой группе относится медведь? (звери.)

Какие виды медведей вы знаете? (бурые, белые, черные.)

4. Физминутка.

Скок-поскок, скок-поскок,        На носочки, подтянись!

Зайка прыгнул на пенек.        Лапки ставим на бочок,

В барабан он громко бьет,        На носочках скок-скок-скок.

В чехарду играть зовет.        А затем вприсядку,

Лапки вверх, лапки вниз,        Чтоб не мерзли лапки.

5.Упражнение в делении слов на слоги. Работа над  предложением.

Ребята, составьте предложение по картинке. (Дети составляют предложение:  Медведь спит в берлоге.)

Сколько слов в предложении? (Четыре.) Назовите маленькое слово. («в».) как называется это слово? (предлог.)

Составьте графическую схему к предложению. (Дети составляют схему)

Распространите предложение. (Зимой медведь спит в берлоге.)

Сколько слов в предложении? Составьте схему.

Разделите слово «берлога» на части-слоги. (бер-ло-га.) Сколько слогов, сколько гласных? (Три.)

Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть в слове первый слог, а вы добавляете второй: со-… , вет-..., вью-..., пур-..., тай-,бел-... .

А теперь я буду называть второй слог, а вы первый и все слово целиком: …-жи, ...-ки, ... -ба, ...-на.

Злая волшебница заколдовала зверей, она переставила слоги их названии. (на магнитную доску выставляются слоги  БАН, КА, КА, МЫШ)

Ребята, поможем животным? (Дети переставляют слоги и читают слова: ка-бан, мыш-ка.)

Кого же заколдовала злая волшебница?

Кто скажет, на кого похож «кабан»? (на свинью.)

Сколько было слогов в слове «кабан»? (Два.)

Сколько гласных в каждом слоге? (Один.)

Сколько всего гласных? (Две.)

Измените слово «кабан» так, чтобы стало три слога. (ка-ба-ны.) Назовите животных, в названии которых 1, 2, З слога. (Дети называют.)

          6. Итог занятия.

Итак, как называется тема сегодняшнего занятия? (Слог.) Что такое слог? (Часть слова.)

Как узнать, сколько в слове слогов?

Кто запомнил стихотворение? (Чтение стихотворения хором.)

Литература: Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе. Тема: "В гостях у трех медведей". (технология проблемного обучения)

Конспект занятия в старшей группе. Тема: "В гостях у трех медведей". (технология проблемного обучения)....

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по музейной педагогике с использованием технологий развивающего обучения и здоровьесберегающих технологий по теме “Удивительная Катальная горка”

Конспект непосредственно-образовательной деятельности воспитателя с детьми построен с учётом принципа интеграции образовательных областей “Познание”, “Речевое развитие”, &ldquo...

Конспект занятия с использованием технологии развивающего обучения «Обучение детей грамоте. Звук [ш]»

Обучающие задачи:• Учить детей умению делить слова на слоги, называть их, ставить ударение;• Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (...

Конспект совместной образовательной деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие» с использованием технологии развивающего обучения Тема: «День рождения Мухи Цокотухи».

Цель: формирование у детей интереса к математике посредством логико – математических игр Задачи: Образовательные:1. Закреплять порядковый счёт в пределах 8. 2.  Формировать ...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ – ЗВУК Ш» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ.

Учить детей умению делить слова на слоги, называть их, ставить ударение;Закреплять умение находить слова с заданным звуком, определять его место в слове (начале, конце, середине), выделять го при прои...

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие в страну науки» С использованием технологии опытного экспериментирования

Цель: Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность.Задачи:Образовательные       - Формировать новые и закреплять имеющиеся зна...