Конспект занятия " Звуки речи нам нужны"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Марченко Людмила Петровна

Конспект занятия  дает возможность педагогам дать понятия " звук", развивать умение детей  творчески изображать героя знакомой сказки,  работать над силой и высотой голоса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект № 2

Тема: Звуки разные нужны, звуки всякие важны

Звуки (речевые)

Задачи: Развивать слуховое внимание. Дать понятие «звук» (речевой)— (гласный –согласный) Познакомить с органами артикуляционного аппарата. Развивать фонематический слух. Учить слушать, запоминать и воспроизводить последовательно звуки в звуковом ряду.

Подготовка: мягкие подушечки, маски-шапочки к сказке «Теремок»,

красный домик, символы артикуляции гласных звуков, ребристая дорожка.

Содержание: 

Игры проводятся на речевой полянке. (на ковре в групповой, на участке)

  1. Психогимнастика: «Ласковые руки-добрый взгляд-приятная улыбка». Дети сидят полукругом на ковре или подушечках. Предлагается      положить     свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться.
  2. Игра: «Кто больше звуков природы назовет».  
  3. Педагог предлагает назвать эмоции, которые вызывают шум дождя, звук порывистого ветра, шелест опавших листьев, журчание ручья.

-Ребята, а попробуйте произнести звуки: скрип колес, звуки дождя, ветра. Получается? (нет)

Мы слышали разные звуки, но не смогли их произнести.

Вывод: Эти звуки мы слышим, но не произносим.

  1. А сегодня мы отправимся на нашу лесную полянку. И предлагаю поиграть в сказку «Теремок», распределить роли (надеть маски) -

Стоит в поле теремок- теремок

Он ни низок, ни высок, ни высок.

Вот по полю бежит мышка –норушка, остановилась у теремочка и спрашивает:

-Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Никто не ответил, вошла мышка в теремок и стала в нем жить. Живёт поживает песни распевает-ИИИИ, (выставляется «портрет» мышки с артикуляцией звука И)

Вот по полю скачет лягушка –квакушка, остановилась у теремочка и спрашивает:

-Кто в теремочке живет, кто так песни поет?

-Я мышка-норушка, а ты кто? (выставляется «портрет» мышки с артикуляцией звука И)

- А я лягушка-квакушка. Пусти меня в теремок

- А ты песенки петь умеешь?

И лягушка запела –ААААА(выставляется «портрет» лягушки с артикуляцией звука А)

           -Тогда заходи.

И стали они жить вдвоем. Живут поживают песни распевают.

Вот по полю прыгает зайка- побегайка.

-Кто в теремочке живет, кто так песни поет?

-Я -мышка-норушка,

- Я - лягушка-квакушка. А ты кто?

-Я -зайка-побегайка. Пустите меня в теремок.

- А ты песенки петь умеешь?

И зайка запел: ЭЭЭЭЭЭ(выставляется «портрет» зайки с артикуляцией звука Э)

-Тогда заходи.

          И стали они жить втроем. Живут поживают песни распевают.

            Вот по полю крадется лисичка сестричка. Остановилась у теремочка и спрашивает:

-Кто в теремочке живет, кто так песни поет?

-Я -мышка-норушка,

- Я - лягушка-квакушка.

           -Я -зайка-побегайка. А ты кто?

           -А я-лисичка-сестричка. Пустите меня в теремок.

- А ты песенки петь умеешь?

И лисичка запела: ОООО

(выставляется «портрет» лисички с артикуляцией звука О)

          -Тогда заходи.

И стали они жить вчетвером. Живут поживают песни распевают.

           Вот по полю рыщет волчок-серый бочок. Остановился у теремочка и спрашивает:

-Кто в теремочке живет, кто так песни поет?

-Я -мышка-норушка,

- Я - лягушка-квакушка.

           -Я -зайка-побегайка.

           -А я-лисичка-сестричка. А ты кто?

           А я волчок-серый бочок. Пустите меня в теремок.

- А ты песенки петь умеешь?

И волк запел:УУУУУУУ(выставляется «портрет» волка с артикуляцией звука У)

-Тогда заходи.

И стали они жить впятером. Живут поживают песни распевают.

Вот по полю идет медведь-косолапый. Остановился у теремочка и спрашивает:

-Кто в теремочке живет, кто так песни поет?

-Я -мышка-норушка,

- Я - лягушка-квакушка.

           -Я -зайка-побегайка.

           -А я-лисичка-сестричка.

           А я волчок-серый бочок. А ты кто?

           -А я медведь-косолапый. Пустите меня в теремок.

- А ты песенки петь умеешь?

И медведь запел: ЫЫЫЫЫЫЫ (выставляется «портрет» медведя с артикуляцией звука Ы)

-Тогда заходи.

И стали они все жить - поживать песни распевать и в игры играть.

5.Проводится игра «Кто дольше пропоет свою песенку?» (играют дети, которые не участвовали в сказке. На детей  надеваются  шапочки-маски)

-Ребята, у всех ли получилось спеть песенки наших героев?

6. Это звуки, которые делают нашу речь выразительной и певучей.  Хотите ли вы узнать в какой стране живут эти звуки?

Выставляется Красный домик и портреты героев сказки с артикуляцией звуков помещаются   в окошки.

Звуки, которые живут в красном домике называются гласными. Эти звуки умеют петь-они голосистые, певучие и веселые. Когда мы их произносим, воздух выходит свободно, без преград. Выставляется символ гласного звука.

7.Знакомство с артикуляционным аппаратом:

А чтобы правильно произносить звуки, наши помощники должны научиться делать гимнастику. Предлагается детям назвать «помощников» (органы артикуляционного аппарата). (проводится Биоэнергопластика)

8.Предлагается детям поиграть в игру «Испорченный телевизор» -По артикуляции дети должны узнать звук.  Ребенку, который отгадал дается фишка.

9.Игра: «Волшебная дорожка» Дети строятся перед ребристой дорожкой. Педагог произносит ряд гласных-ребенок должен воспроизвести и пройти по дорожке.

10.Итог и выводы.  Какая сказка помогла нам познакомиться с гласными звуками? Почему они так называются? Предлагается нарисовать по просьбе педагога артикуляцию гласных на листочке бумаги.



Предварительный просмотр:

Конспект № 2

Тема: Звуки разные нужны, звуки всякие важны

Звуки (речевые)

Задачи: Развивать слуховое внимание. Дать понятие «звук» (речевой)— (гласный –согласный) Познакомить с органами артикуляционного аппарата. Развивать фонематический слух. Учить слушать, запоминать и воспроизводить последовательно звуки в звуковом ряду.

Подготовка: мягкие подушечки, маски-шапочки к сказке «Теремок»,

красный домик, символы артикуляции гласных звуков, ребристая дорожка.

Содержание: 

Игры проводятся на речевой полянке. (на ковре в групповой, на участке)

  1. Психогимнастика: «Ласковые руки-добрый взгляд-приятная улыбка». Дети сидят полукругом на ковре или подушечках. Предлагается      положить     свои руки сверху на руки соседа, сидящего слева, посмотреть ему в глаза и улыбнуться.
  2. Игра: «Кто больше звуков природы назовет».  
  3. Педагог предлагает назвать эмоции, которые вызывают шум дождя, звук порывистого ветра, шелест опавших листьев, журчание ручья.

-Ребята, а попробуйте произнести звуки: скрип колес, звуки дождя, ветра. Получается? (нет)

Мы слышали разные звуки, но не смогли их произнести.

Вывод: Эти звуки мы слышим, но не произносим.

  1. А сегодня мы отправимся на нашу лесную полянку. И предлагаю поиграть в сказку «Теремок», распределить роли (надеть маски) -

Стоит в поле теремок- теремок

Он ни низок, ни высок, ни высок.

Вот по полю бежит мышка –норушка, остановилась у теремочка и спрашивает:

-Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Никто не ответил, вошла мышка в теремок и стала в нем жить. Живёт поживает песни распевает-ИИИИ, (выставляется «портрет» мышки с артикуляцией звука И)

Вот по полю скачет лягушка –квакушка, остановилась у теремочка и спрашивает:

-Кто в теремочке живет, кто так песни поет?

-Я мышка-норушка, а ты кто? (выставляется «портрет» мышки с артикуляцией звука И)

- А я лягушка-квакушка. Пусти меня в теремок

- А ты песенки петь умеешь?

И лягушка запела –ААААА(выставляется «портрет» лягушки с артикуляцией звука А)

           -Тогда заходи.

И стали они жить вдвоем. Живут поживают песни распевают.

Вот по полю прыгает зайка- побегайка.

-Кто в теремочке живет, кто так песни поет?

-Я -мышка-норушка,

- Я - лягушка-квакушка. А ты кто?

-Я -зайка-побегайка. Пустите меня в теремок.

- А ты песенки петь умеешь?

И зайка запел: ЭЭЭЭЭЭ(выставляется «портрет» зайки с артикуляцией звука Э)

-Тогда заходи.

          И стали они жить втроем. Живут поживают песни распевают.

            Вот по полю крадется лисичка сестричка. Остановилась у теремочка и спрашивает:

-Кто в теремочке живет, кто так песни поет?

-Я -мышка-норушка,

- Я - лягушка-квакушка.

           -Я -зайка-побегайка. А ты кто?

           -А я-лисичка-сестричка. Пустите меня в теремок.

- А ты песенки петь умеешь?

И лисичка запела: ОООО

(выставляется «портрет» лисички с артикуляцией звука О)

          -Тогда заходи.

И стали они жить вчетвером. Живут поживают песни распевают.

           Вот по полю рыщет волчок-серый бочок. Остановился у теремочка и спрашивает:

-Кто в теремочке живет, кто так песни поет?

-Я -мышка-норушка,

- Я - лягушка-квакушка.

           -Я -зайка-побегайка.

           -А я-лисичка-сестричка. А ты кто?

           А я волчок-серый бочок. Пустите меня в теремок.

- А ты песенки петь умеешь?

И волк запел:УУУУУУУ(выставляется «портрет» волка с артикуляцией звука У)

-Тогда заходи.

И стали они жить впятером. Живут поживают песни распевают.

Вот по полю идет медведь-косолапый. Остановился у теремочка и спрашивает:

-Кто в теремочке живет, кто так песни поет?

-Я -мышка-норушка,

- Я - лягушка-квакушка.

           -Я -зайка-побегайка.

           -А я-лисичка-сестричка.

           А я волчок-серый бочок. А ты кто?

           -А я медведь-косолапый. Пустите меня в теремок.

- А ты песенки петь умеешь?

И медведь запел: ЫЫЫЫЫЫЫ (выставляется «портрет» медведя с артикуляцией звука Ы)

-Тогда заходи.

И стали они все жить - поживать песни распевать и в игры играть.

5.Проводится игра «Кто дольше пропоет свою песенку?» (играют дети, которые не участвовали в сказке. На детей  надеваются  шапочки-маски)

-Ребята, у всех ли получилось спеть песенки наших героев?

6. Это звуки, которые делают нашу речь выразительной и певучей.  Хотите ли вы узнать в какой стране живут эти звуки?

Выставляется Красный домик и портреты героев сказки с артикуляцией звуков помещаются   в окошки.

Звуки, которые живут в красном домике называются гласными. Эти звуки умеют петь-они голосистые, певучие и веселые. Когда мы их произносим, воздух выходит свободно, без преград. Выставляется символ гласного звука.

7.Знакомство с артикуляционным аппаратом:

А чтобы правильно произносить звуки, наши помощники должны научиться делать гимнастику. Предлагается детям назвать «помощников» (органы артикуляционного аппарата). (проводится Биоэнергопластика)

8.Предлагается детям поиграть в игру «Испорченный телевизор» -По артикуляции дети должны узнать звук.  Ребенку, который отгадал дается фишка.

9.Игра: «Волшебная дорожка» Дети строятся перед ребристой дорожкой. Педагог произносит ряд гласных-ребенок должен воспроизвести и пройти по дорожке.

10.Итог и выводы.  Какая сказка помогла нам познакомиться с гласными звуками? Почему они так называются? Предлагается нарисовать по просьбе педагога артикуляцию гласных на листочке бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""

Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука .   Задачи образовательные: 1.            Познакомить детей со звуком ...

Конспект занятия по экологии "Кому нужны листья?"

Конспект занятия по экологии "Кому нужны листья?"...

Конспект занятия "Зачем людям одежда нужна?""

Дать представление, для чего людям одежда нужна.Отметить, что в разные времена года человек меняет одежду в зависимости от сезонных изменений.Дифференцировать мужскую и женскую одежду.Вызывать же...

Конспект занятия "Звуки речи, слова,слоги"

Конспект №2Тема: «Звуки речи. Слова. Слоги.»Цель: дать понятие « слово», объяснить , что слово состоит из звуков. Дать понятие «твердый», « мягкий» согласный.Оборудование: квадраты синего, зелен...

Конспекты занятий.ЗВУК Р. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП, ПОСТАНОВКА ЗВУКА.

Положение органов артикуляционного аппарата при правильном произнесении звука [р]Форма губ и расстояние между резцами соответствуют положениям, при которых произносится последующий гласный звук. Перед...

Конспект занятия «Развитие речи». Тема «Звуковая культура речи: звук ф»

Конспект занятия во второй младшей группе "Речевое развитие". Тема «Звуковая культура речи: звук ф»...