Главные вкладки

    Консультация для родителей (Старшая группа) по теме «Звуковой анализ слова»,подготовка к обучению грамоте.
    консультация по обучению грамоте (старшая группа) на тему

    Башкатова Ирина Андреевна

    Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:

    Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -

    ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласных

    звуков: А О И У Ы Э

    Для того, чтобы определить какой звук- гласный или согласный-

    нужно сравнивать звуки по их произношению.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx14.47 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация для родителей

    (Старшая группа) по теме «Звуковой анализ слова»,подготовка к обучению грамоте.

    Звуки

    Гласные Согласные

     Твердые Мягкие

    Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:

    Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -

    ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласных

    звуков: А О И У Ы Э

    Для того, чтобы определить какой звук- гласный или согласный-

    нужно сравнивать звуки по их произношению.

    Произнесению согласных звуков мешают губы, зубы или язык.

    (например, при произнесении звука «М»- мешают губы, звуков «С», «З»-

    мешают зубы)

    ЕСТЬ некоторые согласные, которые мы как и гласные, можем

    пропеть- например, звуки: «РРРРРР», «МММММ», «ЗЗЗЗЗ»- но следует

    помнить, что при их произнесении встречаются преграды. («р»-язык, «м»-

    губы, «з»-язык).Согласные звуки в свою очередь бывают твердыми и мягкими.

    Чтобы определить твердость- мягкость предлагаем детям обратить внимание

    на губы:

    При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются

    (произнесите слова «кино», «пальто»), а при произнесении согласного звука

    мы «как будто сердимся»(«кот», «палка»).

    НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, ЧТО:

     ЗВУКИ «Ч», «Щ», «й» – ВСЕГДА МЯГКИЕ

     ЗВУКИ «Ж», «Ш», «Ц» – ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ.

     Твердые и мягкие звуки могут быть звонкими и глухими. Чтобы это

    проверить предлагаем ребенку ладонь положить на шею, и послушать- спит

    ли наше горлышко, или громко песенки поет(чувствуем вибрацию голосовых

    связок). (для сравнения приложите ладонь к горлышку и произнесите слова:

    «СЕНО», «ЗОНТ» произнося звук «с»- ничего не чувствуем, произнося звук

    «з»- горлышко вибрирует).

    Для примера, рассмотрим звуковой анализ

    слова КНИГА.

    Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству

    звуков в слове.

    1. мы должны определить последовательность звуков в слове,

    интонационно выделить их, и назвать изолированно.(«К» «НЬ»

    «И» «Г» «А»), одновременно вести указкой под схемой.

    2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный- твердый или

    мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик,

    согласный твердый – синий квадратик, согласный мягкий –

    зеленый.3. произнести слово с ударением (книиига) и обозначить ударный

    гласный черной фишкой.

    В работе это выглядит так:

    Книга - .К» «НЬ» «И» «Г» «А»

    1ый звук «К» - твердый согласный, обозначается синей фишкой.

    2ой звук «НЬ» - мягкий согласный, обозначается зеленой фишкой

    3ий звук «И» - гласный, обозначается красной фишкой

    4ый звук «Г» - твердый согласный, обозначается синей фишкой

    5ый звук «А» - гласный, обозначается красной фишкой.

    «Книиига» – ударный гласный звук «И»- ставим черную фишку.

    Вопросы и задания:

    1.Какие гласные в слове книга?(«и», «а»)

    2.Какой ударный звук? («и»)

    3.Произнеси слово с ударением («книиига»)

    4.Какой мягкий согласный? («нь»)

    5.Какой 2ой твердый согласный? («г»)

    6.Какой первый согласный звук? («к»

    ИГРЫ СО СЛОВАМИ (с детьми дошкольного возраста)

    Игры со словами развивают интеллект. В таких играх ребѐнок проявляет сообразительность и

    внимание, увеличивает словарный запас и учится оперировать словами и правильно употреблять их.

    Игр со словами очень много, и всегда есть возможность перестраивать их и изобретать новые. Вот

    примеры простых игр.

    Игра «Кто больше назовѐт предметов…» (мебели, посуды, одежды и т. д.).

    Игра «Кто больше назовѐт слов на букву…» («Б», «К», «С» и т. д.).

    Игра «Подбери похожее слово, подходящее по рифме». Сначала нужно объяснить ребѐнку, что такое

    рифма, как складываются (рифмуются) слова в стихотворении. А потом можно поиграть в слова по типу

    «пышка – мышка», «Маша – Даша», «кошка – ложка» и т. д.

    Игра «Создай слово, заменив одну букву». Например, «пол – кол – вол –вот – кот» и т. д.

    Игра «Найди в слове новое слово». Например, в слове «парашют» есть слово «пар», «самолѐт» -

    «сам», «собака» - «бак» и т. д.

    На первых порах стоит работать вместе, проговаривая слова, незаметно помогая ребѐнку их вспомнить.

    Через несколько занятий ребѐнок полностью освоит игру в слова и будет сам просить поиграть с ним.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей старшей группы На тему: «Роль детских сказок в жизни ребенка»

    Познакомить родителей с детскими сказками. Обьяснить родителям для чего так важны детские сказки, какую роль они играют в формировании и развтии и ребенка....

    Консультация для родителей старшей группы на тему: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

    Данная консультация предназначена для родителей дошкольников, и знакомит их с простыми и эффективными способами закаливания детского организма.Сегодня мы хотели бы рассказать родителям, как укрепить з...

    Консультация для родителей старшей группы на тему: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

    Сегодня мы хотели бы рассказать родителям, как укрепить здоровье дошкольников естественными условиями природы в летний период.Многие дети-дошкольники все еще часто страдают от воспалений верхних дыхат...

    Консультация для родителей старшей группы на тему: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

    Сегодня мы хотели бы рассказать родителям, как укрепить здоровье дошкольников естественными условиями природы в летний период.Многие дети-дошкольники все еще часто страдают от воспалений верхних дыхат...

    Консультация для родителей старшей группы на тему: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

    Сегодня мы хотели бы рассказать родителям, как укрепить здоровье дошкольников естественными условиями природы в летний период.Многие дети-дошкольники все еще часто страдают от воспалений верхних дыхат...

    Консультация для родителей (Старшая группа) по теме «Звуковой анализ слова»,подготовка к обучению грамоте.

    Звуки Гласные Согласные Твердые Мягкие Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ: Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает - ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. В...

    НОД по развитию речи для старших воспитателей в старше-подготовительной группе, на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

    Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. По материалу В.В.Гербова «Развитие речи в подготовительной группе десткого сада»Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие...