Консультация для родителей (Старшая группа) по теме «Звуковой анализ слова»,подготовка к обучению грамоте.
консультация (старшая группа) на тему

Исмагилова Гульфия Ильдаровна
Звуки Гласные Согласные Твердые Мягкие Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ: Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает - ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласных звуков: А О И У Ы Э Для того, чтобы определить какой звук- гласный или согласный- нужно сравнивать звуки по их произношению. Произнесению согласных звуков мешают губы, зубы или язык. (например, при произнесении звука «М»- мешают губы, звуков «С», «З»- мешают зубы) ЕСТЬ некоторые согласные, которые мы как и гласные, можем пропеть- например, звуки: «РРРРРР», «МММММ», «ЗЗЗЗЗ»- но следует помнить, что при их произнесении встречаются преграды. («р»-язык, «м»- губы, «з»-язык).Согласные звуки в свою очередь бывают твердыми и мягкими.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult_dlya_bolsh_perem_obuch_gramote.docx14.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

(Старшая группа) по теме «Звуковой анализ слова»,подготовка к обучению грамоте.

Звуки

Гласные Согласные

 Твердые Мягкие

Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:

Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -

ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласных

звуков: А О И У Ы Э

Для того, чтобы определить какой звук- гласный или согласный-

нужно сравнивать звуки по их произношению.

Произнесению согласных звуков мешают губы, зубы или язык.

(например, при произнесении звука «М»- мешают губы, звуков «С», «З»-

мешают зубы)

ЕСТЬ некоторые согласные, которые мы как и гласные, можем

пропеть- например, звуки: «РРРРРР», «МММММ», «ЗЗЗЗЗ»- но следует

помнить, что при их произнесении встречаются преграды. («р»-язык, «м»-

губы, «з»-язык).Согласные звуки в свою очередь бывают твердыми и мягкими.

Чтобы определить твердость- мягкость предлагаем детям обратить внимание

на губы:

При произнесении мягкого согласного – губы слегка улыбаются

(произнесите слова «кино», «пальто»), а при произнесении согласного звука

мы «как будто сердимся»(«кот», «палка»).

НЕОБХОДИМО ПОМНИТЬ, ЧТО:

 ЗВУКИ «Ч», «Щ», «й» – ВСЕГДА МЯГКИЕ

 ЗВУКИ «Ж», «Ш», «Ц» – ВСЕГДА ТВЕРДЫЕ.

 Твердые и мягкие звуки могут быть звонкими и глухими. Чтобы это

проверить предлагаем ребенку ладонь положить на шею, и послушать- спит

ли наше горлышко, или громко песенки поет(чувствуем вибрацию голосовых

связок). (для сравнения приложите ладонь к горлышку и произнесите слова:

«СЕНО», «ЗОНТ» произнося звук «с»- ничего не чувствуем, произнося звук

«з»- горлышко вибрирует).

Для примера, рассмотрим звуковой анализ

слова КНИГА.

Количество клеточек схемы этого слова соответствует количеству

звуков в слове.

1. мы должны определить последовательность звуков в слове,

интонационно выделить их, и назвать изолированно.(«К» «НЬ»

«И» «Г» «А»), одновременно вести указкой под схемой.

2. Охарактеризовать звуки – гласный или согласный- твердый или

мягкий, обозначить фишками – гласный – красный квадратик,

согласный твердый – синий квадратик, согласный мягкий –

зеленый.3. произнести слово с ударением (книиига) и обозначить ударный

гласный черной фишкой.

В работе это выглядит так:

Книга - .К» «НЬ» «И» «Г» «А»

1ый звук «К» - твердый согласный, обозначается синей фишкой.

2ой звук «НЬ» - мягкий согласный, обозначается зеленой фишкой

3ий звук «И» - гласный, обозначается красной фишкой

4ый звук «Г» - твердый согласный, обозначается синей фишкой

5ый звук «А» - гласный, обозначается красной фишкой.

«Книиига» – ударный гласный звук «И»- ставим черную фишку.

Вопросы и задания:

1.Какие гласные в слове книга?(«и», «а»)

2.Какой ударный звук? («и»)

3.Произнеси слово с ударением («книиига»)

4.Какой мягкий согласный? («нь»)

5.Какой 2ой твердый согласный? («г»)

6.Какой первый согласный звук? («к»)

ИГРЫ СО СЛОВАМИ (с детьми дошкольного возраста)

Игры со словами развивают интеллект. В таких играх ребѐнок проявляет сообразительность и

внимание, увеличивает словарный запас и учится оперировать словами и правильно употреблять их.

Игр со словами очень много, и всегда есть возможность перестраивать их и изобретать новые. Вот

примеры простых игр.

Игра «Кто больше назовѐт предметов…» (мебели, посуды, одежды и т. д.).

Игра «Кто больше назовѐт слов на букву…» («Б», «К», «С» и т. д.).

Игра «Подбери похожее слово, подходящее по рифме». Сначала нужно объяснить ребѐнку, что такое

рифма, как складываются (рифмуются) слова в стихотворении. А потом можно поиграть в слова по типу

«пышка – мышка», «Маша – Даша», «кошка – ложка» и т. д.

Игра «Создай слово, заменив одну букву». Например, «пол – кол – вол –вот – кот» и т. д.

Игра «Найди в слове новое слово». Например, в слове «парашют» есть слово «пар», «самолѐт» -

«сам», «собака» - «бак» и т. д.

На первых порах стоит работать вместе, проговаривая слова, незаметно помогая ребѐнку их вспомнить.

Через несколько занятий ребѐнок полностью освоит игру в слова и будет сам просить поиграть с ним.

Подготовила учитель-логопед: Исмагилова Гульфия Ильдаровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей (Старшая группа) по теме «Звуковой анализ слова»,подготовка к обучению грамоте.

Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего 6 гласныхзвуков: А О И У Ы ЭДля того, чтобы...

НОД по развитию речи для старших воспитателей в старше-подготовительной группе, на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте»

Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте. По материалу В.В.Гербова «Развитие речи в подготовительной группе десткого сада»Цель. Совершенствовать слуховое внимание и восприятие...

Конспект НОД в подготовительной группы на тему: «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте».

Данное занятие проводится с детьми подготовительной группы по теме «Звуковая культура речи. Подготовка к обучению грамоте». Проводя с детьми данное занятие, мы обучаем навыкам четкого прои...

Консультация для родителей старшей группы по теме «Звуковая культура речи детей дошкольного возраста»

Речь занимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка.Она возникает и развивается при наличии нескольких условий:• нормальное созревание и функционирование центральной нервной системы (ЦНС) ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе на тему: "Звуковой анализ слова "нос".

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте на тему: " Звуковой анализ слова "нос". На занятии используется игровые технологии В. Воскобовича -кораблики " Плюх-Плюх". Конспект состоит из сюрприз...

Консультация для родителей (Старшая группа) по теме «Звуковой анализ слова», подготовка к обучению грамоте.

ЗвукиГласные Согласные Твердые Мягкие Звуки бывают ГЛАСНЫМИ И СОГЛАСНЫМИ:Гласные звуки мы можем пропеть. Этим звукам ничего не мешает -ни зубы, ни губы, ни язык. Они легко выходят изо рта. Всего ...

Конспект игровой образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте в старшей группе по теме: «Звуковой анализ слова «КИТ».

Аллакский детский сад , филиал «МБДОУ Детский сад №189»            Конспект игровой образовательной деятельностипо подготовке де...