Обучение чтению дошкольников
методическая разработка по обучению грамоте по теме
Рано или поздно любой родитель ребенка-дошкольника задумывается над вопросами обучения чтению своего чада. И на сегодня различных методик по обучению чтению довольно много, начиная от обычного букваря и заканчивая методиками Зайцева и Глена Домана.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 962.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение чтению дошкольников
В вашей семье есть ребёнок-дошколенок и вам захотелось научить его читать? Наверное, вы уже приобрели яркую красочную Азбуку или Букварь для малыша. А может, вы уже пробовали научить его читать, но что-то не получилось? Давайте попробуем вместе!
Обучение, за которое вы берётесь, должно быть для ребенка желанным. А чего хотят все дети дошкольного возраста? Играть и общаться со своими родителями. Значит, для обучения чтению нужно подбирать игровые методы. Они уже существуют. Просто нужно с ними познакомиться и научиться их применять.
Основная задача родителей – не отбить интерес ребёнка к обучению грамоте.
Дети очень тонкие психологи. Если Вы предложите ребёнку: давай поиграем, а сами начнете нудно обучать его грамоте, не ожидайте хороших результатов. Ребёнок быстро раскусит Ваши педагогические намерения и будет избегать их при любой удобной возможности. Ваша задача – создать для малыша обучающую среду и всячески поддерживать его интерес ко всему, что связано с будущим умением читать.
Первый секрет обучения чтению дошкольников заключается в том, что начинать учить ребёнка читать нужно не с изучения букв, а со знакомства со звуками.
Прежде чем начать обучение ребёнка, вы сами должны хорошо ориентироваться в том, что БУКВУ мы видим и пишем, её можно слепить, нарисовать, смастерить из конструктора. ЗВУК мы произносим и слышим.
Давайте пригласим наших детей в путешествие, в ГОРОД ЗВУКОВ и БУКВ. В этом сказочном городе все улицы и дома разноцветные. Вот красная улица, здесь проживают ГЛАСНЫЕ. Это звуки - « девчонки», их всего шесть: А О У И Э Ы.
Гласные имеют голос (глас) и могут спеть любую песню. Когда они поют, можно узнать, какая это песня.
Давайте послушаем, какие песни получаются у гласных.
Нужно пропеть каждым гласным звуком знакомую детскую песенку: «В лесу родилась ёлочка», «Солнечный круг», «Я на солнышке лежу», «Антошка» и другие.
Давайте споём 1 куплет песни «В лесу родилась ёлочка»:
А-А-А-А-А-А-А-А
А-А-А-А-А-А…
Вот поёт эту песню звук О:
О-О-О-О-О-О-О-О
О-О-О-О-О-О-О…
-А теперь покажите, как будет петь У и т.д.
А вот район СОГЛАСНЫХ. Согласные петь не умеют (попробуйте пропеть согласный с ребёнком: Б, М, Н…). Они ворчат, жужжат, звенят, кряхтят, пыхтят, рычат, свистят, фыркают, но песни у них не получаются.
В синих домиках живут ТВЁРДЫЕ согласные. В зелёных МЯГКИЕ согласные. У одних характер «твёрдый», как лёд (Т Д Р Н С…) , а у других «мягкий», как травка(ТЬ ДЬ РЬ НЬ СЬ ..).
На некоторых домиках есть колокольчики. Здесь живут ЗВОНКИЕ согласные. У них очень звонкий голос. Приложите ладошку к горлу и произнесите Б Д В Г Ж З. Чувствуете, как звенит колокольчик?
А на других домиках нет колокольчиков, ведь здесь поселились ГЛУХИЕ согласные. Проверьте это таким же образом: П Т Ф К Ш С.
Согласные и гласные звуки очень дружны и любят ходить друг к другу в гости. И когда они берутся за руки, получаются слоги и слова
(М – А + М – А - МАМА).
На этом этапе самое главное научить ребёнка НАХОДИТЬ ЗВУКИ в словах, играть со звуками.
*Игра «Отгадай слово по первым буквам»
Взрослый выставляет перед ребёнком сколько картинок, сколько звуков в слове. Ребёнок выделяет первый звук в каждом слове, соединяет их по порядку и называет получившееся слово. Можно выкладывать первую букву каждого слова и затем прочитать, что получилось.
*Игра «Цепочка слов»
Первый игрок (взрослый или ребенок) называет слово, следующий игрок подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Игру продолжает третий ребенок и т.д. Повторять слова, названные другими игроками, нельзя. Главная задача игры - не разорвать цепочку.
*Игра «Узнай слово»
Назовите слово, опуская последний звук, например: «тан..», «пау..», «вени..» и т.д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.
*Игра «В каком вагоне едет Звук?»
Взрослый показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: в начале, в середине или в конце?
*Игра «Бусы»
Цель: закреплять навыки звукового анализа, развивать мелкую моторику, мышление.
Рассыпались у Люсеньки
Все маленькие бусинки.
Их соберём в коробочку,
Наденем на верёвочку.
Используя бусины красного, синего и зеленого цветов, можно составлять звуковые схемы (красные бусины - гласные звуки, синие бусины - твердые согласные звуки, зеленые бусины - мягкие согласные звуки).
*Игра "Сколько звуков?"
Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.
*Упражнение «Схема слова»
С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова.
*Игра «Придумай слово?»
Предложите детям назвать слова:
С «песенкой комарика» - зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина.
С «песенкой жука» - жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы ,кружок, ножик.
С «песенкой ветра» — шапка, шуба, шарф, карандаш,, машина, шкаф, шишка. С «песенкой мотора» - рак ,рыба, грибы, сыр, рама, торт. С «песенкой насоса» - собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.
*Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»
— Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни.
Только после того, как ребёнок научился «играть» со звуками, можно переходить к изучению букв.
Продолжим нашу сказку.
У звуков есть волшебные костюмчики, надев которые они превращаются в буквы, становятся заметными для всех. Но если гласным звукам нарядов хватает всем, то согласным, к сожалению, костюмов на всех не хватает. Но братики-звуки (М - МЬ Т - ТЬ Д –ДЬ С –СЬ ) не расстраиваются и носят один костюм на двоих.
Второй секрет обучения дошкольников чтению состоит в том, что выучить с ребенком буквы – очень просто.
Попробуйте буквы смастерить!
*Нарисовать ярко и красиво
*Сшить из фетра
*Вылепить из солёного теста
*Смастерить буквы из природного или бросового материала
Смастерив буквы самостоятельно или в сотрудничестве со взрослым, ребёнок будет с удовольствием играть с ними и легко запомнит.
Важно! Знакомя ребенка с буквами и закрепляя их названия, ни в коем случае не говорите ребенку их алфавитные наименования «эм», «ка», «тэ» и так далее. Это не правильно. Нужно называть дошкольнику букву как единичный звук: «м», «к», «т». Очень вредны в плане обучения чтения «развивающие» плакаты с буквами, игровые ноутбуки, обучающие чтению, и даже любимая родителями телепередача «Уроки тетушки совы». Родители, довольные тем, что их ребёнок знает все буквы, никак не могут понять, почему «КА»+ «О»+ «ТЭ» никак не складывается в сознании малыша в слово «КОТ».
Запомните! Алфавитные названия букв ваш ребёнок узнает в школе, уже после закрепления навыка чтения!
Третий секрет заключается в том, что знание букв не дает ребенку автоматического умения читать.
Начинаем учить ребенка читать соединения букв. Показав пальцем на первую букву, нужно не прерывно тянуть её голосом и вести при этом палец вправо до тех пор, пока он не укажет на вторую букву, и тогда сразу её произносить.
Следите, чтобы ребенок не читал слог по отдельным буквам.
Не правильно говорить: «М и У - вместе МУ» нужно говорить «М – (тянем) У – МУ».
Многократное внимательное чтение однотипных слогов предупреждает склонность детей читать по догадке.
После того, как ребёнок научится читать слоги, переходим к чтению слов, а затем и текста.
Желаю Вам успешного обучения чтению!
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2016/12/16/obuchenie_gramote.jpg)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сущность подготовительного периода обучения чтению дошкольников с нарушением слуха.
В статье раскрыты психологические аспекты процесса чтения. Рассматриваются два этапа обучения чтению дошкольников с нарушением слуха: первый...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/24/picture-127370-1482607722.jpg)
Рабочая программа кружка "Читалочка" по обучению чтению дошкольников в условиях ДОУ.
Перспективное планирование занятий кружка по обучению чтению «Читалочка» График работы кружкаПлан работы кружка...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/13/picture-152339-1602597844.jpg)
НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
Многие родители хотят, чтобы их ребенок, как можно быстрее научился читать. Для этого покупают различные игры, занимаются ежедневно, а ребенок все никак читать не научится. В чем же проблема? Да в том...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/29/picture-190975-1359443024.jpg)
Особенности обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.
Система работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/24/picture-791324-1490379333.jpg)
Использование "глобального чтения" как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями.
Статья посвящена проблемам обучения чтению детей с речевыми нарушениями. Автор раскрывает проблемы, возникающие при традиционном методе обучения чтению и предлагает использование альтернати...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-313729-1381502563.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/12/picture-222955-1468344300.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....