Обучение чтению дошкольников
методическая разработка по обучению грамоте по теме

Опрокиднева Кристина Андреевна

Рано или поздно любой  родитель ребенка-дошкольника задумывается над вопросами обучения чтению своего чада. И на сегодня различных методик по обучению чтению довольно много, начиная от обычного букваря и заканчивая методиками Зайцева и Глена Домана. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_chteniyu_0.docx962.32 КБ

Предварительный просмотр:

          

    Обучение чтению дошкольников

 В вашей семье есть ребёнок-дошколенок и вам захотелось научить его читать? Наверное, вы уже приобрели яркую красочную Азбуку или Букварь для малыша. А может, вы уже пробовали научить его читать, но что-то не получилось? Давайте попробуем вместе!

Обучение,  за которое вы берётесь, должно быть для ребенка желанным. А чего хотят все дети дошкольного возраста? Играть и общаться со своими родителями. Значит, для обучения чтению нужно подбирать игровые методы. Они уже существуют. Просто нужно с ними познакомиться и научиться их применять.

Основная задача родителей – не отбить интерес ребёнка к обучению грамоте.

Дети очень тонкие психологи. Если Вы предложите ребёнку: давай поиграем, а сами начнете нудно обучать его грамоте, не ожидайте хороших результатов. Ребёнок быстро раскусит Ваши педагогические намерения и будет избегать их при любой удобной возможности. Ваша задача – создать для малыша обучающую среду и всячески поддерживать его интерес ко всему, что связано с будущим умением читать.

Первый секрет обучения чтению дошкольников заключается в том, что начинать учить ребёнка  читать  нужно не с изучения букв, а со знакомства со звуками.

Прежде чем начать обучение ребёнка, вы сами должны хорошо ориентироваться в том, что БУКВУ  мы видим и пишем, её можно слепить, нарисовать, смастерить из конструктора. ЗВУК  мы произносим и слышим.

Давайте пригласим наших детей в путешествие, в ГОРОД ЗВУКОВ и БУКВ. В этом сказочном городе все улицы и дома разноцветные. Вот красная улица, здесь проживают ГЛАСНЫЕ. Это звуки - « девчонки», их всего шесть: А О У И Э Ы.

                                   

 

Гласные имеют голос (глас) и могут спеть любую песню. Когда они поют, можно узнать, какая это песня.

Давайте послушаем, какие песни получаются у гласных.

Нужно пропеть каждым гласным звуком знакомую детскую песенку:  «В лесу родилась ёлочка», «Солнечный круг», «Я на солнышке лежу», «Антошка» и другие.

Давайте споём 1 куплет песни «В лесу родилась ёлочка»:

А-А-А-А-А-А-А-А

А-А-А-А-А-А…

Вот поёт эту песню звук О:

О-О-О-О-О-О-О-О

О-О-О-О-О-О-О…

-А теперь покажите, как будет петь У и т.д.

А вот район СОГЛАСНЫХ. Согласные петь не умеют (попробуйте пропеть согласный с ребёнком: Б, М, Н…). Они ворчат, жужжат, звенят, кряхтят, пыхтят, рычат, свистят, фыркают, но песни у них не получаются.

В синих домиках живут ТВЁРДЫЕ согласные. В зелёных МЯГКИЕ согласные. У одних характер «твёрдый», как лёд (Т Д Р Н С…) , а у других «мягкий», как травка(ТЬ  ДЬ  РЬ  НЬ  СЬ ..).

                     

На некоторых домиках есть колокольчики. Здесь живут ЗВОНКИЕ согласные. У них очень звонкий голос. Приложите ладошку к горлу и произнесите Б Д В Г Ж З. Чувствуете, как звенит колокольчик?

А на других домиках нет колокольчиков, ведь здесь поселились ГЛУХИЕ согласные. Проверьте это таким же образом: П Т Ф К Ш С.

Согласные и гласные звуки очень дружны и любят ходить друг к другу в гости.  И когда они берутся за руки,  получаются слоги  и  слова

 (М – А  +   М – А      -     МАМА).

На этом этапе самое главное научить ребёнка НАХОДИТЬ ЗВУКИ в словах, играть со звуками.

*Игра «Отгадай слово по первым буквам»

Взрослый выставляет перед ребёнком сколько картинок, сколько звуков в слове. Ребёнок выделяет первый звук в каждом слове, соединяет их по порядку и называет получившееся слово. Можно выкладывать первую букву каждого слова и затем прочитать, что получилось.

*Игра «Цепочка слов»

Первый игрок (взрослый или ребенок) называет слово, следующий игрок подбирает свое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Игру продолжает третий ребенок и т.д. Повторять слова, названные другими игроками, нельзя. Главная задача игры - не разорвать цепочку.

*Игра «Узнай слово»

Назовите слово,  опуская последний звук, например: «тан..»,  «пау..», «вени..» и т.д. Ребёнок должен добавить последний звук, чтобы получилось слово.

*Игра «В каком вагоне едет Звук?»

Взрослый показывает поезд с тремя вагончиками, показывает предметную картинку и просит показать, в каком вагоне едет звук: в начале, в середине или в конце?

*Игра «Бусы»

Цель: закреплять навыки звукового анализа, развивать мелкую моторику, мышление.

  Рассыпались у Люсеньки

  Все маленькие бусинки.  

  Их соберём в коробочку,

  Наденем на верёвочку. 

Используя бусины красного, синего и зеленого цветов, можно составлять звуковые схемы (красные бусины - гласные звуки, синие бусины - твердые согласные звуки, зеленые бусины - мягкие согласные звуки).

*Игра "Сколько звуков?"

Ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал.

*Упражнение «Схема слова»

С помощью фишек красного, синего и зелёного цвета дети составляют звуковую схему слова.

*Игра «Придумай слово?»

Предложите детям назвать слова:

С «песенкой комарика» - зонт, зебра, зарядка, ваза, корзина.

С «песенкой жука» - жираф, желуди, жаба, лыжи, ножницы ,кружок, ножик.

С «песенкой ветра» — шапка, шуба, шарф, карандаш,, машина, шкаф, шишка. С «песенкой мотора» - рак ,рыба, грибы, сыр, рама, торт. С «песенкой насоса» - собака, лиса, ослик, сумка, стол, стул, самолет.

*Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

— Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни.

Только после того, как ребёнок научился «играть» со звуками, можно переходить к изучению букв.

Продолжим нашу сказку.

У звуков есть волшебные костюмчики, надев которые они превращаются в буквы, становятся заметными для всех. Но если гласным звукам нарядов хватает всем, то согласным, к сожалению, костюмов на всех не хватает. Но братики-звуки (М -  МЬ  Т - ТЬ  Д –ДЬ  С –СЬ ) не расстраиваются и носят один костюм на двоих.

Второй секрет обучения дошкольников чтению состоит в том, что выучить с ребенком буквы – очень просто.

Попробуйте буквы смастерить!

*Нарисовать ярко и красиво

*Сшить из фетра     Прошиваем и набиваем буквы   

*Вылепить из солёного теста    

*Смастерить буквы из природного или бросового материала

                                                             

Смастерив буквы самостоятельно или в сотрудничестве со взрослым, ребёнок будет с удовольствием играть с ними и  легко запомнит.

Важно! Знакомя ребенка с буквами и закрепляя их названия, ни в коем случае не говорите ребенку их алфавитные наименования «эм», «ка», «тэ» и так далее. Это не правильно. Нужно называть дошкольнику букву как единичный звук: «м», «к», «т». Очень вредны в  плане обучения чтения   «развивающие» плакаты с буквами, игровые ноутбуки, обучающие чтению, и даже любимая родителями  телепередача «Уроки тетушки совы». Родители, довольные тем, что их ребёнок знает все буквы, никак не могут понять, почему «КА»+ «О»+ «ТЭ» никак не складывается в сознании малыша в слово «КОТ».

Запомните! Алфавитные названия букв ваш ребёнок узнает в школе, уже после закрепления навыка чтения!

Третий секрет заключается в том, что знание букв не дает ребенку автоматического умения читать.  

Начинаем учить ребенка читать соединения букв. Показав пальцем на первую букву, нужно не прерывно тянуть её голосом и вести при этом палец вправо до тех пор,  пока он не укажет на вторую букву, и тогда сразу её произносить.

 Следите, чтобы ребенок не читал слог по отдельным буквам.

Не правильно говорить: «М   и   У  -  вместе МУ» нужно говорить  «М – (тянем)  У – МУ».

 Многократное внимательное чтение однотипных слогов предупреждает склонность детей читать по догадке.

После того,  как ребёнок научится читать слоги, переходим к чтению слов, а затем и текста.

                 Желаю Вам успешного обучения чтению!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сущность подготовительного периода обучения чтению дошкольников с нарушением слуха.

В статье  раскрыты  психологические аспекты  процесса чтения. Рассматриваются два этапа обучения чтению дошкольников с нарушением слуха: первый...

Рабочая программа кружка "Читалочка" по обучению чтению дошкольников в условиях ДОУ.

Перспективное планирование занятий кружка по обучению чтению «Читалочка» График работы кружкаПлан работы кружка...

НЕСКОЛЬКО СОВЕТОВ ПО ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

Многие родители хотят, чтобы их ребенок, как можно быстрее научился читать. Для этого покупают различные игры, занимаются ежедневно, а ребенок все никак читать не научится. В чем же проблема? Да в том...

Особенности обучения чтению дошкольников с общим недоразвитием речи.

Система работы по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР...

Использование "глобального чтения" как средства обучения чтению дошкольников с речевыми нарушениями.

Статья посвящена проблемам обучения чтению детей с речевыми нарушениями. Автор раскрывает  проблемы, возникающие при традиционном методе обучения чтению и предлагает использование альтернати...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «ГЛОБАЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», КАК СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ....