Рабочая программа кружка "АБВГДЕйка"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Карачанова Наталия Анатольевна

В программе описана организация практической работы по формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятие книги)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_abvgd.doc215 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад  № 8 «Светлячок» города Алушты

ПРИНЯТО на заседании    

педсовета протокол №                                                        УТВЕРЖДАЮ:                                                                          «____»_______20____ г.                                         Приказ № ____ от __.__.20__                                                                                                                    

                                                                            Заведующий МДОУ д/с № 8                                                                

                                                                                  _________ Е.Ю. Вихляева                                                                                                      

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

кружка: «АБВГЕДЕйка»

(подготовка детей дошкольного возраста к обучению грамоте)

Направление: «Познавательно – речевое развитие»

Образовательная область: «Социально-коммуникативная»

Программа рассчитана        

на детей в возрасте

от 5 до 7 лет

Разработчик программы:

Воспитатель          

                                                                  Карачанова Наталия Анатольевна

педагогический стаж 11 лет

             

г. Алушта

2015 г.

Содержание

I. Пояснительная записка… … … … … … … … … … … … … … … … 3

  1.1. Цели и задачи программы … … … … … … … … … … … … … … 4

  1.2. Формы педагогической работы и основные ее принципы … … … ..4

  1.3. Планируемые результаты   … … … … … … … … …… … … … …6

  1.4. Структура образовательного процесса … … … … … … … … … … 6

II. Содержательный раздел… … … … … … … … … … … … … … …  7

   2.1. Организация практической работы по формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятие книги)  … … … … … … … 7

   2.2. Работа с книгой … … … … … … … … … … … … … … … … … … 7

   2.3. Приобщение к чтению … …… …… …… …… …… …… …… ……  7

   2.4. Наглядно-образный материал … …… …… …… …… …… …… ……8

   2.5 Содержание НОД … …… …… …… …… …… …… ……… …… ……9

   2.6. Перспективное планирование … … … … … … … … … … … …   13

III. Организационный раздел… …… …… …… …… …… …… …… … …18

  3.1. Направления работы по формированию интереса к художественной литературе и чтению… … … …  … …  … … … … … … … … … … … …18

  3.2. Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию интереса к художественной литературе и чтению … … …… …… … … … … … … …20

  3.3. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. … … … … … … 22

Библиография. … … … … … … … … … … … …… … … … … … … … …26

             

Пушкин А.С.  «Чтение - вот лучшее учение»

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана в соответствии со следующими

нормативными документами:

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г),
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 (зарегистрированого в Минюсте России 29 мая 2013 г. N 28564 с изм. от 04.04.2014)
  • Устав дошкольного образовательного учреждения.
  • Основная образовательная программа МДОУ № 8 (с учётом Примерной образовательная программа «От рождения до школы»).

 ФГОС ДО определил - одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования развитие речи у дошкольников.

Поэтому основные направления и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.

Свою работу в должности воспитателя детского сада я начала в сентябре 2013 года после продолжительного перерыва в профессии. И очень скоро из своей педагогической практики я поняла, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения – слушания.

         По данным многочисленных исследований, уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора и видеопродукций, компьютерные игры.

Каждый педагог знает, что, не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Только с помощью книги и чтения можно научить ребёнка размышлять над новой информацией, развивать его креативность, творческие способности, умение думать самостоятельно.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи

         1.1. Цели и задачи Программы

С.Я.Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талант читателя».  

Понимая, как важно научить ребенка любить книгу, привить интерес к чтению, приобщать дошкольников к литературной сокровищнице, я поставила перед собой цель: создать систему работы по формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятии книги). Книга должна стать спутником и другом детей.

Анализируя основную образовательную программу нашего детского сада, разработанную с учетом примерной образовательной программы «От рождения до школы» (под редакцией Веракса Т.С. Комаровой)

я выделила основные задачи по воспитанию любви и интереса к художественному слову, знакомству детей с художественной литературой:

  • вызывать интерес к художественной литературе как средству познания,
  • приобщать к словесному искусству,
  • воспитание культуры чувств и переживаний,
  • приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса,
  • формировать и совершенствовать связную речь,
  • поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте развитие литературной речи;
  • формировать предпосылки к самостоятельному чтению.

1.2. Формы педагогической работы и основные ее принципы.

Реализация задач осуществляется через формы педагогической работы: чтение литературного произведения, рассказ литературного произведения, беседа о прочитанном произведении, обсуждение литературного произведения, инсценирование литературного произведения, театрализованная игра, игры на основе литературного произведения, продуктивная деятельность по мотивам прочитанного, сочинение по мотивам прочитанного, ситуативная беседа по мотивам прочитанного.

     Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову:

  • ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция, в отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей,а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда,
  • создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др.,
  • отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения.

Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. В современном образовании есть мнение, что каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Для меня принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Моя цель - содействовать становлению ребенка как личности.

Технологический подход, то есть новые педагогические технологии гарантируют достижения дошкольника и в дальнейшем гарантируют их успешное обучение в школе.

Направления работы моей деятельности реализуются через применение педагогических технологий.

Педагогическая технология.

реализация

личностно-ориентированная

Через психологическую поддержку, организацию воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Здоровьесберегающая 

через организацию динамических пауз, подвижных игр, релаксацию, гимнастики: пальчиковую, для глаз, дыхательную, бодрящую, корригирующую; формирование правильной осанки.

Игровая технология

реализуется через такие методы как: игры с правилами, подвижные игры, игры - драматизации, сюжетно – ролевые игры, режиссерские игры, сказкотерапия, создание проблемных ситуаций с элементами самооценки.

информационно-коммуникационные технологии

Магнитофон; ноутбук, видиопроектор, CD и аудио материал, компьютерные программы, система презентаций по развитию речи, компьютерные игры

проектные технологии

продукт исследовательской деятельности, презентации, фотовыставки, создание мини-книг и т.п.

      1.3. Планируемые результаты

 Технологии способствует достижению целевых ориентиров дошкольного образования (ФГОС ДО):

  • ребёнок открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и

сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать;

  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

1.4. Структура образовательного процесса:

Совместная деятельность: 

  • Непосредственно образовательная деятельность проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Всего 36 занятий в год. Длительность НОД – 20 мин в старшей группе и  30 минут в подготовительной группе. В ходе НОД предполагается освоение детьми теоретических знаний (5-10 мин), и выполнение логоритмических упражнений и (или) пальчиковой гимнастики (5-10мин), практическая деятельность (10 мин.).

Диагностика проводится 2 раза в год: вводная (сентябрь) и итоговая (май).

  • Образовательная деятельность, осуществляемая в режимных моментах: беседы, игры, индивидуальная работа т т.д.
  • Взаимодействие с семьями детей по реализации Программы.

   

  Формы организации деятельности:

индивидуальная; работа в парах; групповая; коллективная.

      Самостоятельная деятельность детей:

  • самостоятельная читательская деятельность, как одна из   форм приобщения старших дошкольников к миру книг (дети овладевают приемами их самостоятельного выбора);
  • игровая деятельность

  1. Содержательный раздел.

2.1 Организация практической работы по формированию у дошкольников интереса и потребности в чтении (восприятии книги).

Содержание программы позволяет в занимательной игровой форме формировать у дошкольников интерес к книге и потребность в чтении (восприятии книги).

На протяжении всей непосредственной образовательной деятельности воспитатель знакомит дошкольников с литературным произведением, благодаря использованию которого дети в доступной форме изучают звуки и буквы русского языка.

2.2. Работа с книгой:

Формы, методы, приемы

  • ежедневное чтение художественных произведений, проведение бесед по содержанию произведения, формирование у ребенка умения высказывать собственное мнение о прочитанном;
  • введение в круг чтения детской периодики;
  • развитие у детей индивидуальных литературных предпочтений;
  • привлекать детей к созданию собственных книг, рукописных журналов, использовать их в процессе группового чтения;
  • активизация работы библиотеки группы «Зайка» (обсуждение отдельных литературных произведений, выставки книг с иллюстрациями разных художников по одному литературному произведению);
  • выработка потребности ежедневного общения с художественной литературой, учить детей уважать книгу, осознавать ее роль в человеческой жизни;

 2.3. Приобщение к чтению:

  • От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы)
  • Выделение изучаемого звука из слов.
  • Называние буквы.

Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твердыми звуками, например, звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.

  • Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.

Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.

  • Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).

Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п.

Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы.

  • Анализ буквы.

Дети определяют следующее:

  • из каких элементов состоит буква;
  • из скольких элементов состоит буква;
  • как расположены эти элементы в пространстве.
  • Знакомство с траекторией движений при написании буквы.
  • Обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
  • Обведение буквы по трафарету;
  • Обведение буквы по контуру;
  • Запись буквы в воздухе;
  • Запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке и др.
  • Письмо буквы на ладони, на спине (дермолексия).
  • Автоматизация звукобуквенных связей.
  • Дидактические игры.
  • Самостоятельное написание печатной буквы.

2.4. Наглядно – образный материал

Наглядно – образный материал направлен не только на усвоение знаний, но и на развитие детей, обращены не только к пробуждению ума, но и эмоциональной сферы. Создание высокого эмоционального тонуса в процессе обучения — это необходимое условие для получения знаний, т. к. пережитые знания становятся убеждением. Дидактический стержень занятия — деятельность самих ребят, что заставляет их наблюдать, сравнивать, классифицировать, группировать, делать выводы, выяснять закономерности — словом, заставляет думать:

1.      Иллюстрации и репродукции;

2.     Наглядно — дидактический материал;

3.     Игровые атрибуты;

4.      Стихи, загадки;

5.    Открытки , иллюстрации для рассматривания.

2.5. Содержание НОД.

Структура  деятельности

 Задачи

Содержание

время

Вводная часть

Мотивационный момент

Сюрприз, загадка и т.п. 

Настрой дошкольников на предстоящую деятельность, обеспечение психологической готовности воспитанников к предстоящей деятельности; организация направленного внимания детей, мотивация предстоящей деятельности для осознания и принятия детьми цели, задач, вхождения в проблему;

установление связи с прошлым опытом детей (по возможности).

Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» (или: «Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь…».

Сюрприз, загадка и т.п. 

3 мин.

Основная часть:

Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений, навыков; решение главных задач НОД за счет использования разнообразных приемов и форм работы; создание условий для разнообразной активной деятельности детей.

Виды деятельности на данном этапе:

  • Развивающая
  • Игровая
  • Продуктивная
  •  Речевая

1.Чтение художественного произведения.

2. Выполнение упражнений для губ или язычка (в сказках про согласные звуки – это элементы артикуляционной гимнастики), данные упражнения помогут ребенку развить мышцы губ и языка, подготовить речевой аппарат к произношению отсутствующих звуков. Рекомендуется выполнять предложенные упражнения перед зеркалом по 5—7 раз, чтобы ребенок мог контролировать движения губ и языка.

3. Далее изучаемый звук произносится верно, согласно анализу его правильной артикуляции.

4. Затем, вводятся и применяются игры с новым звуком: в каждой НОД представлена игра, развивающая речевой слух (фонематическое восприятие, анализ, синтез и представление). Используя эти игры, педагог готовит речевой слух дошкольников к усвоению навыков чтения.

5. Далее, с помощью Буковки, вводится графический образ звука — буква Расскажите стихотворение про букву.

6. Используемые приемы закрепления образа буквы:

- «рисование» буквы пальчиком в воздухе, на столе;

- выкладывание печатной буквы из карандашей, счетных палочек, спичек, шнурков или других предметов;

- выполнение изображения буквы пальчиком на манке, другой мелкой крупе.

- построение буквы из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли, гороха, гречи на столе;

- игра «Волшебный мешочек»: педагог предлагает детям доставать буквы из мешочка и называть их.

- педагог пальчиком «пишет» букву на тыльной стороне ладони, а ребенок, называет эту букву. Затем ребенок отгадывает букву с закрытыми глазами.

Не читающие дети - чтение слогов с изучаемой буквой (слитно, не разделяя слог на отдельные звуки).

Читающие дети – слова, предложения, тексты

10-20 минут

Заключительная часть:

Заключительная часть закрепление и обобщение того, что узнали, чему научились дети; подведение итогов образовательной деятельности, оценку ее результатов, с привлечением детей к взаимооценке и самооценке (содержание должно быть направлено на понимание детьми зависимости полученного результата от качества осуществления работы с учетом специфики вида деятельности, уровня взаимодействия детей, проявления необходимых личностных качеств).

Положительным моментом является наличие в заключительной части эмоционального настроя на последующую деятельность, на использование полученной информации, приобретенных умений в самостоятельной деятельности.

Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. «Открытый конец» деятельности. Поинтересуйтесь, что запомнилось, понравилось ребенку, что было трудным или очень легким и обязательно спросите «Почему?». Задайте детям вопросы:

- Что помогло справиться с заданием?

- Чему сегодня научились?

- Что узнали нового?

- Где это пригодится?

5-7 мин

2.6.Перспективное планирование.

Номер

Тема:

Пути достижения цели

1

Чтение худ. литературы.

Народный фольклор «Лиса рожью шла»

Закрепить звук А

Знакомство с буквой «А».

1. Игра «Цепочка слов»

2. «Штриховка» «Обводилка»

3. Игра в кругу с мячом «Назови предмет, в котором есть звук А.».

4.Игра «Поиск»

5. Графические диктанты.

6. Игра «Назови слово»

2

Чтение. А. Куприн. «Слон»;

Звук и буква «О».

1.Игра «Знакомство»

2. Игра «Буквоежки»

3.Игра «Назови слова с звуком О.».

4. Игра «Найди своё место».

5. Игра «Лови звук»

 6. Игра «Принеси мне…»

3

Чтение отрывка из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Звук и буква «У».

1. Игра «Знакомство»

2. Игра с заданиями «На определение звука У.»

3.Упражнение «Напиши слово с помощью фишек»

4. Игра «Старые и новые слова»

5. Игра «Трафареты»

4

Чтение Э. Машковская. «Хитрые старушки»

Звук и буква «И».

1. Игра с заданиями «На определение звука «и»

2. Упражнение «Раздели слово на слоги»

3. Игра «Назови словечко»

4. Игра «Обводилка»

5

Чтение М.Лермонтов «Горные вершины»

Звук и буква «Э»

1. Упражнение «Эхо»

2. Игра «Напиши слово с помощью фишек»

3. Мнемотаблица «Зашифрованное слово»

4. Игра «Знакомство»

5. Игра «Назови слова»

6. «Штриховка»

6

Русский фольклор «Чигарики-чок-чигарок…».

Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА

1.Игра «Кто, как кричит?»

2. Упражнение «Складовой пазл»

3.Упражнение «Назови слово по этой схеме»

4. Игра «А ну-ка прочитай»

5. Игра «Шифровщики»

6. Игра «Кто внимательный?».

7

Чтение М. Пришвин.

«Курица на столбах».

Звук и буква «Л».

 1.Игра «Знакомство»

2.Слоговые бусы : ЛА, ЛО, ЛЭ, ЛУ, ЛЫ

2. «Штриховка» «Обводилка»

3. Игра «Посчитай слоги»

4. Игра «Не ошибись»

8

Чтение «Семь Симеонов — семь работников» Звук и буква «М».

1. Игра «Знакомство»

2. Упражнение «Напиши слово с помощью фишек»

3. Игра «Поймай звук» Игра «Гусеничка»

4. Упражнение «Ударение»

5. Игра «Распевка»

9

Небылицы. «Богат Ермошка», «Вы послушайте, ребята».

Звук и буква «Н».

1. Упражнение «Напиши слово с помощью фишек»

2. Игра «Знакомство»

3. Ировое упражнение «Штриховка» «Обводилка»

4.Игра «Определи место звука в слове».

5. Игра «Делим слова на слоги».

10

Чтение С. Алексеев. «Первый ночной таран» Звук и буква «Р».

1. Игра «Знакомство»

2. Игра «Назови первый слог»

3. Игра «Подскажи словечко».

4. Упражнение «Напиши слово с помощью фишек»

5. Игра «Слова и слоги».

6. Упражнение «Придумай предложение со словом …»

11

Чтение А. Ремизов. «Хлебный голос»

Закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов.

1. Игра «Сиглальщики»

2. Игровое упражнение «Мы читаем»

3. Игра «Звук потерялся».

4.Упражнение «Звуки и буквы»

5. Игра «Слова и слоги».

6. Игра «Подскажи словечко».

12

Чтение и заучивание наизусть П. Воронько. «Лучше нет родного края» Буква «Я».

1. Игра «Знакомство»

2.«Штриховка» «Обводилка»

3. Игра «Отгадай»

4. Игра «Подскажи словечко»

5. Игра «Гусеничка»

6. Игра «Отгадай»

7. Игра «Слоговые домики»

13

Чтение Х.-К. Андерсен. «Дюймовочка»

Буква «Ю».

1. Упражнение «Напиши слово с помощью фишек»

2. Игра «Знакомство»

3. «Штриховка» «Обводилка»

4. Игра «Звук заблудился».

5.Упражнение «Напиши слово с помощью фишек»

6. Игра «Распевка»

14

Чтение А. Линдгрен. «Принцесса, не желающая играть в куклы» Составление предложений из 3-х слов. Буква «Е»

1. Игра «Знакомство»

2. Игра «Гусеничка»

3. Игра «Составь и запиши»

4. Игра «Подскажи словечко».

5. Игра «Цепочка слов».

15

Чтение Н. Некрасов. «Перед дождем» Буква «Ё».

1. Упражнение «Напиши слово с помощью фишек»

2. Игра «Знакомство»

3. Игра «Гусеничка»

4. Игра «Звуковые домики»

5. Игра «Где звук?»

6. Игра «Доскажите словечко».

16

Чтение К. Аксаков. «Лизочек»

Звук и буква «И».

1. Игра «Знакомство»

2. Игра «Гусеничка»

3. Упражнение «Напиши слово с помощью фишек»

4. Игра «Звуковые домики»

5. Игра «Загадки и отгадки».

17

Чтение А. Усачев. «Про умную собачку Соню» Закрепление пройденного материала.

1. «Штриховка» «Обводилка»

2. Игра « Слоговые домики»

3. Игровое упражнение «Мы читаем»

(Чтение карточек.)

4. Игра «Кто больше?»

5. Игра «Учимся читать слова».

18

Чтение Г-Х. Андерсен «Гадкий утенок» Буквы Г, К. Звуки Г-К, К-КЬ, Г-ГЬ

1. Упражнение «Напиши слово с помощью фишек»

2. Игра « Слоговые домики»

3. Игра «Подскажи словечко».

4. Игра «Знакомство»

5. Игра «Составь и запиши»

19

Русский фольклор Прибаутки. «Братцы, братцы!..»; «Федул, что губы надул?..»; «Где кисель — тут и сел» Буквы «Д-Т». Звуки Д-ДЬ, Т-ТЬ.

1. Игра «Знакомство»

2. Игра «Гусеничка»

3. Игра «Слоговые домики»

4. Игра «Подбери пару».

5. Чтение букваря

6. Игра «Узнай, какой звук?»

20

Чтение М. Зощенко. «Великие путешественники» Буквы «В-Ф». Звуки В-ВЬ, Ф-ФЬ.

1. Игра «Знакомство»

2. Игра «Гусеничка»

3. «Штриховка» «Обводилка»

4. Игра «Собери словечко».

21

Чтение Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу» Буквы «З-С». Звуки З-ЗЬ, С-СЬ.

1. Игра «Знакомство»

2. «Штриховка» «Обводилка»

3. Игра «Гусеничка»

4. Игра «Загадки и отгадки».

5. Игра «Узнайте звук».

22

Чтение и заучивание наизусть Н. Гернет и Д. Хармс. «Очень- очень вкусный пирог» Буквы «Б-П». Звуки Б-БЬ, П-ПЬ

1. Упражнение «Напиши слово с помощью фишек»

2. Игра « Слоговые домики»

3. Игра «Подскажи словечко».

4. Игра «Составь и запиши»

5. Игра «Узнайте звук».

23

Чтение С. Топелиус. «Три ржаных колоска» Буква «Х». Звуки Х-ХЬ.

1. Упражнение «Напиши слово с помощью фишек»

2. Игра «Знакомство»

3. Игра «Гусеничка»

4. Игра «Подбери по смыслу»

5. Игровое упражнение «Мы читаем»

 (индивидуально).

24

Чтение Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» Буквы и звуки «Ж-Ш».

1. Упражнение «Напиши слово с помощью фишек»

2. Игра «Знакомство»

3. Игра «Узнай слово»

4. Игровое упражнение «Соедини по точкам узор»

5. Дидактическое упражнение «Закончи предложение».

6. Дидактическое упражнение «Прочти и соедини»

25

Чтение сказки. «Белая уточка» Буквы и звуки «Ч- Щ»

1. Упражнение «Напиши слово с помощью фишек»

2. Игра «Знакомство»

3. Игра «Гусеничка»

4. Игра « Слоговые домики»

5. Игра «Подскажи словечко».

6. Индивидуальная работа: «Учим отвечать на вопросы по прочитанному тексту».

26

Чтение «Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского.

Звук и буква «Ц».

1. Упражнение «Напиши слово с помощью фишек»

2. Игра «Знакомство»

3. Игровое упражнение «Мы читаем»

4. Игра « Слоговые домики»

5. Игра «Кто внимательный»

6. Игра – загадка «Прочитай ответ»

27

Чтение Н. Рубцов. «Про зайца» Буква и звук «Й».

1. Упражнение «Напиши слово с помощью фишек»

2. Игра «Знакомство»

3. «Обводилка»

4. Игровое упражнение «Мы читаем»

5. Игра «Подскажи словечко»

6. Игровое упражнение «Учимся читать (индивидуально)».

28

Чтение и заучивание наизусть Е. Благинина. «Шинель» Буква «Ь».

1. Игра «Знакомство»

2. «Штриховка» «Обводилка»

3. Игровое упражнение «Мы читаем»

4. Игра «Буква потерялась».

 5. Игра «Слово, схема».

29

Чтение японской сказки «Самый красивый наряд на свете» Буква «Ъ». Чтение слов.

1. Упражнение «Напиши слово с помощью фишек»

2. Игра «Знакомство»

3. Чтение карточек.

4. Игра «Звук, буква, слово».

5. Игра «Буква потерялась».

30

Чтение Э. Мошковская. «Добежали до вечера» Развитие звукобуквенного анализа.

1. Упражнение «Напиши слово с помощью фишек»

2. Игра « Слоговые домики»

3. Игра «Ребусы»

4. Игра «Какой звук потерялся».

5. Игровое упражнение «Сколько букв, сколько звуков».

31

Э. Мошковская. «Какие бывают подарки» Чтение слов, составление предложений по сюжетным картинкам.

1. Упражнение «Напиши слово с помощью фишек»

2. Игровое упражнение «Расскажи»

3. Игра « Слоговые домики»

4. Игра «Подскажи словечко».

5. Игровое упражнение «Узнай слово».

32

Чтение в лицах А. Фройденберг. «Великан и мышь»

Алфавит.

1. Игра «Алфавит»

2. Игровое упражнение «Мы читаем»

3. Игра «Выкладывание предложений».

4. Игра «Необычный дом».

33

Чтение И. Токмакова. «Мне грустно» Закрепление пройденного материала.

1. Игровое упражнение «Составь рассказ»

2. Игра «Узнай по описанию»

3. Игровое упражнение «Кто сегодня нам читает?».

4. Игра «Подскажи словечко».

5. Игра «Загадки».

34

Чтение В. Даль. «Старик-годовик» Совершенствование навыка чтения. Повторение пройденного материала.

1. Игра «Узнай по описанию»

2. Игровое упражнение «Кто сегодня нам читает?».

3. Игра «Слова и схемы»

4. Игра «Превращение слов – волшебная цепочка».

35

Чтение К. Драгунская. «Лекарство от послушности».

1. Игровое упражнение «Узнай слово»

2. Игровое упражнение «Кто сегодня нам читает?».

3. Игра «Ответы и вопросы».

4. Игра «Составь слово»

5. Игровое упражнение «Выложи слово и подбери картинку»

36

Чтение Э. Успенский. «Страшная история»

Подведение итогов «Как хорошо уметь читать»

1. Игровое упражнение «Кто сегодня нам читает?».

2. Игра «Ответы и вопросы».

3. Игра «Составь цепочку»

4. Игра «Кто больше»

5. Игра «Слова в слове»

III.  Организационный раздел.

3.1. Направления работы по формированию интереса к художественной литературе и чтению.

В ходе разработана система работы с детьми по формированию интереса к художественной литературе и чтению, которая включала следующие направления:

  1. Предметно – развивающая игровая среда:
  • книжный уголок, мастерская по ремонту книг «книжкина больница»
  • мини-музей детской книги
  • уголок для театрализованной и режиссерской игры (настольный театр, теневой, кукольный, пальчиковый, атрибуты для режиссерской игры и т. п.,
  • уголок изодеятельности, в котором кроме изобразительных материалов находятся книжки-раскраски по темам художественных произведений, иллюстрации к любимым произведениям, репродукции известных картин художников, иллюстраторов;
  • выставка книжек – самоделок, касса букв, плакаты по грамоте и т. п.
  1. Совместная деятельность с воспитателем
  • Ознакомление детей с художественной литературой в режимных моментах
  • Изготовление книг-самоделок в процессе непосредственно образовательной деятельности по ручному труду (полечим книгу)
  • Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим – предметным миром («Откуда книга к нам пришла»)
  • Художественное творчество (организация конкурсов детских рисунков по произведениям художественной литературы, лепка, аппликация рисование по произведениям художественной литературы)
  • Словарное творчество (придумывание рассказов, загадок, сказок)
  • Организация досуговой деятельности (вечера загадок, КВН, «Поле чудес» и.т.д.)
  • Литературно-музыкальные праздники
  • Конкурсы
  • Экскурсии в библиотеку
  • Посещение музея

          3. Самостоятельная деятельность детей

  • Организация сюжетно-ролевых игр в «Библиотеку», «Книжный магазин»…
  • Драматизация сказок, стихов, потешек, перевёртышей, басен…
  • Художественное творчество (лепка, рисование, аппликация)

4. Организация работы с родителями

  • Анкетироание
  • Литературные вечера
  • Конкурсы
  • Совместные праздники, досуги
  • Консультации
  • Выставки

         При создании предметно-развивающей игровой среды, для формирования у детей интереса к произведениям художественной литературы необходимо оформлять книжный уголок, в который вносить в соответствии с комплексно-тематическим планированием, примерным календарём праздников, сезонностью научно-популярные книги для детей, классическую литературу, книги о природе, сборники произведений разных жанров фольклора, литературной прозы и поэзии. В уголке должны присутствовать разные типы книг. Для развлечения и забавы детей — книжки-игрушки, книжки-картинки, книжки-панорамы. Для знакомства дошкольников с книгой как самоценным видом искусства — классический тип книги. Помогают детям овладеть первоначальной читательской культурой схемы элементарных гигиенических навыков, необходимых для чтения. Предметно-развивающую среду необходимо сделать интегративной. Для того, чтобы помочь детям правильно воспринять содержание литературного произведения, проследить за развитием действия необходимо подбирать нестереотипные, высокохудожественные иллюстрации, выполненные в различных художественных манерах и техниках Ю. Васнецова, Е. Рачева, Е. Чарушина, В. Сутеева, А. Барсукова. Чтобы привлечь детей смысловым содержанием произведения, научить дошкольников давать сознательную, мотивирующую оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека размещаются в группе сюжетные картинки и составляются педагогические этюды по мотивам литературных произведений. Углубляют восприятие произведений художественной литературы за счёт выявления сюжетной канвы. Вместе с детьми рисуют схемы-модели. Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов с помощью плоскостного, объёмного, теневого, настольного, пальчикового театров изготавливали игрушки к сказкам «Петушок и бобовое зёрнышко» (рус. нар.), «Рукавичка» (рус. нар), «Три поросёнка» (англ. нар.), «Три медведя» А. Толстого, «Муха-цокотуха» К. Чуковского. Фигурки небольшого размера, деревянные, из картона, резины, пластмассы. Для драматизации литературных произведений с привлечением детей к посильной работе изготовила элементы костюмов сказочных героев, декораций маски животных, эмблемы с изображением любимых литературных персонажей: медвежат, поросят и др., приобрела яркие бантики, бусы, сумочки. Научить детей различать литературные жанры помогают дидактические игры: «Сочиняем загадки», «Что сначала, что потом», «Герои заблудились», «Спрячем сказку в геометрические фигуры» лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений. Для воспитания устойчивого интереса к литературе и фольклору привлекают средства других видов искусства, в том числе музыкального. В группе имеется магнитофон с различными музыкальными дисками; в музыкальном уголке имеется детские музыкальные инструменты: деревянные ложки, барабан, металлофон, погремушки, что помогает привлечь детей к участию в играх- драматизациях, инсценировках, музыкальных и литературных концертах.

3.2. Взаимодействие с семьями воспитанников по формированию у детей интереса к художественной литературе и чтению. 

Одной из основных причин на мой взгляд является семья, как носитель культурных ценностей. Взрослые – родители и воспитатели являются для ребенка источником знаний о книге, примером общения с нею и уважения к ней. Не приобщив ребенка к книге в дошкольный период его жизни, мы сами создаем трудности для будущего школьника. Программы начальной школы предполагают серьезную и интересную работу по литературе, но по-настоящему она станет возможной тогда, когда основы формирования грамотного читателя будут заложены в период до 7 лет. Только при этом условии ребенок придет в школу читателем и не обязательно читающим, то есть на детском уровне понимающим смысл и значение книги как ценности. К сожалению, очень многие родители сами не любят читать литературу или относятся к книге как к средству развлечения. Как следствие, в такой семье дошкольник также не проявляет интерес к книгам.

Система работы ДОУ по приобщению детей к чтению литературе в семье должна строиться поэтапно

I этап – организационно-подготовительный, который включает в себя диагностику, выявления уровня читательского интереса у родителей и детей, определения проблемы, с которыми сталкиваются родители в организации чтения. На основе чего, разрабатываются способы взаимодействия детского сада и семьи в процессе развития читающего ребенка

II этап – содержательно-технологический направлен на реализацию разработанной модели приобщения семьи, воспитывающей детей дошкольного возраста, к миру книг.

Становление и обогащение культуры семейного чтения у родителей на втором этапе должно осуществляться с помощью следующих современных форм работы:

Выпуск газеты, памяток по актуальным вопросам приобщения детей к домашнему чтению.

Дни открытых дверей.

Семинары-практикумы по приобщению детей к домашнему чтению.

Тематические встречи с родителями.

Тематика бесед и консультаций для родителей:

1. Традиции в нашей семье.

2.  Книга в нашей семье.

3. Умеют ли ваши дети читать?

4. Чтение как труд и творчество.

5. Круг детского чтения.

6. Как приобщить ребенка к чтению.

7. Как найти нужную книгу?

8. Это тоже надо знать. Восприятие литературного произведения детьми разного возраста.

9. Как воспитать грамотного читателя?

Во время этих бесед и консультаций с родителями можно разобраться, как ненавязчиво приучать дошкольников к чтению, проанализировать читательские умения, круг чтения и читательские интересы детей,  родителям можно предложить раскрыть одну из тем: “Книга в нашей семье”, “Традиции в нашей семье”, “Моя настольная книга”, “Книга моего детства” и др., что позволит выявить уровень развития читаемость семьи, а также пригласить родителей к серьезному разговору, как приобщить ребенка к чтению, как научить наслаждаться общением с книгой. На таких тематических занятиях можно вместе с родителями прийти к ряду выводов в руководстве детским чтением и разработать постоянно пополняемую памятку для родителей в руководстве детским чтением.

Памятка для родителей:

1. Воспитывайте читателя личным примером.

2. Не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его чтением, подбирая книги, которые могли бы чем-то его привлечь.

3. Больше читайте детям книг по произведениям русских классиков, найдите и покажите достойный фильм или мультфильм, снятый по классике. Обсудите различия.

4.  Совместное чтение книг, пересказ прочитанного друг другу и невольно возникающий при этом обмен мнениями – естественный путь читательского общения в семье.

6. Вспоминайте любимые книги своего детства, как бы разжигая аппетит к важным для каждого человека книгам. Пересматривайте книги собственной библиотеки с участием детей. О книгах любимых рассказывайте с восхищением.

7.  Проконтролируйте, чтобы в дорогу была взята интересная книга.

9. Если юный читатель увлекся какой-либо темой, подкиньте нужную литературу. Позаботьтесь о том, чтобы в руки ребенка попадали действительно хорошие книги.

3.3. Система педагогической диагностики (мониторинга) достижений детьми планируемых результатов освоения Программы.

       При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики в целях отслеживания эффективности о

Педагогическая диагностика достижений ребенка в рамках освоения Программы направлена на изучение: - умений воспитанников (различать понятия «звук» и «буква», владение звукобуквенным анализом, обозначать мягкость согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой «ь», различать гласные и согласные звуки, твердые, мягкие звуки, составлять графическую схему предложения, складывать слоги, слоги в слова .

        Принципы педагогической диагностики

   Принцип объективности означает стремление к максимальной объективности в процедурах и результатах диагностики, избегание в оформлении диагностических данных субъективных оценочных суждений, предвзятого отношения к диагностируемому.

   Принцип целостного изучения педагогического процесса предполагает (для того чтобы оценить общий уровень развития ребенка, необходимо иметь информацию о различных аспектах его развития. Важно помнить, что развитие ребенка представляет собой целостный процесс, и что направление развития в каждой из сфер не может рассматриваться изолированно. Различные сферы развития личности связаны между собой и оказывают взаимное влияние друг на друга).

   Принцип процессуальности предполагает изучение явления в изменении, развитии.

   Принцип компетентности означает принятие педагогом решений только по тем вопросам, по которым он имеет специальную подготовку; запрет в процессе и по результатам диагностики на какие-либо действия, которые могут нанести ущерб испытуемому.

   Принцип персонализации требует от педагога в диагностической деятельности обнаруживать не только индивидуальные проявления общих закономерностей, но также индивидуальные пути развития, а отклонения от нормы не оценивать как негативные без анализа динамических тенденций становления.

Методы проведения педагогической диагностики

Формализованные методы: диагностическое задание, диагностическая ситуация.

Педагогическая диагностика проводится два раза в год (в сентябре и мае). В проведении диагностики участвуют педагоги.

Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по заданным критериям:

низкий уровень – ребёнок не может выполнить все параметры оценки;

средний уровень – ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;

высокий уровень – ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки.

Протокол педагогической диагностики заполняются дважды в год (в сентябре и мае).

Оценочные материалы: инструментарий педагогической деятельности

Критерии

Методика исследования

Описание

Дифференциация понятий «звук» и «буква»

Диагностическое задание

Цель: выявить уровень сформированности умения различать понятия «звук» и «буква»

1.Закрой бабочкой ту букву, которая обозначает звук: кь; н; д; а; п.

2.Найди букву по звуку.

3. Поймай звук и покажи букву.

Владеет звукобуквенным анализом

Диагностическое задание

Цель: выявить уровень развития звукобуквенного анализа.

1. Выделить первый и последний звуки в словах: Аист – ослик – угол;

2. Назвать все звуки в слове по порядку: Рыба – жабы – котик - волк

3. Определить 2-, 3-, 4-й звук в словах: 2-й звук – врач, 3-й – мышка, 4-й – крот, лодка.

Умение обозначать мягкость согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой «ь»

Диагностическое задание

Цель: выявить уровень сформированности умения обозначать мягкость согласных звуков гласными буквами второго ряда и буквой «ь».

Подбери пару картинке: лук – люк, мишка – мышка. Чем похожи названия картинок, чем отличаются?

Различает гласные и согласные звуки

Диагностическое задание

Цель: выявить уровень сформированности умения различать гласные и согласные звуки. В гости к ребятам пришел Лунтик. Он знает, что есть звуки, которые можно пропеть и громко прокричать, а есть звуки, которые не поются и не кричатся. Но он все время их путает. Помоги ему. Покажи красный кружок, если я произнесу поющий звук, а синий, если произнесу не поющий звук: [т], [а], [о], [к], [и], [д], [у].

Различает твердые, мягкие звуки

Диагностическое задание

Цель: выявить уровень сформированности умения различать твердые, мягкие звуки. На листе напечатаны прямые открытые слоги с твѐрдыми и мягкими согласными. Правила игры: волк гонится за зайцем. Зайцу можно прыгать только по слогам с мягкими согласными, а волку – по слогам с твѐрдыми согласными. Надо провести зайца через поляну так, чтобы он не попался в лапы волку.

Умение составлять графическую схему предложения

Диагностическое задание

Цель: выявить уровень сформированности умения составлять графическую схему предложения. Отгадай по схеме, какое яблоко. Составь схему своего предложения. Сколько слов в нем получилось? Назови первое слово, второе, третье.

Складывает слоги

Диагностическое задание

Цель: выявить умение складывать слоги из двух букв. Строим из 6-7 согласных букв столбик, берем для составления слогов букву «а». Этот столбик будет особенным «лифтом», а буква «а» – «кабинкой». Начинаем веселое «катание буквы». Поставь «а» возле самой верхней согласной, прочти слог. Затем «кабина» едет ниже. Так поочередно проговаривать каждый слог.

Складывает слоги в простейшие слова (2-3 слога)

Диагностическое задание

Цель: выявить умение складывать слоги в простейшие слова

Составь слова из слогов: РА; МА; СА; ША; ЛИ; НО; ШИ; НА. Слоги можно переставлять и менять местами. Прочитай получившиеся слова.

Библиография

  1. КолесниковаЕ.В. Развитие звуковой культуры речи и детей 5-6 лет. -М.:Гном-пресс, 1999.
  2. Жукова О.Игры со сказками.- С.-П.: Издательский дом «Нева», 2005.
  3. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? – М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  4. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней логопедической группе с ОНР.- С-П.: Детство-пресс, 2005.
  5. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.-М.: Сфера, 2005.
  6. Иванкова В.Н. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. - М: Аквариум, 2007.
  7. Куликовская Т.А. Логопедические скороговорки и считалки. – М.: Гном и Д., 2011.
  8. Сидорова У.М. Задания по развитию речи детей средней группы ДОУ. – М.: Творческий центр «Сфера», 2010.
  9. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения», М., 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...