конспекты по обучению грамоты
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

подготовительная группа Варенцова Н.С

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_po_ob_gramoty.docx66.99 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты нод по обучению грамоте подготовительная группа.

Занятие 1

Программное содержание. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; различать твердые и мягкие согласные звуки, ударные и безударные гласные. Совершенствование способности подбирать слова с заданным звуком.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, пятизвуковая схема слова, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов. Раздаточный: пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фишки-призы.

Ход занятия

Занятие проводится со всей группой детей.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, из чего состоит наша речь: она состоит из слов, слова – из звуков и слогов. Звуки бывают разные – гласные ударные и безударные, согласные твердые и мягкие. Звуки обозначаются фишками соответствующих цветов (безударный гласный – красная фишка, ударный – красная и дополнительно черная, твердый согласный – синяя, мягкий согласный – зеленая).

Звуковой анализ слова «книга». На доске схема слова. Воспитатель по очереди вызывает пятерых детей, которые выполняют звуковой анализ. Дети определяют ударный гласный звук и его место в слове. Затем переносят ударение на второй слог и произносят получившееся слово. Потом произносят нормативный вариант слова.

Игра «Назови слова со звуком ч».Например: чайка, мачта, мяч, читает, мечта, кулич и т. д. (согласный звук ч – всегда мягкий).

Занятие 2

Программное содержание. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; качественно характеризовать звуки. Совершенствование способности подбирать слова с заданным звуком.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, пятизвуковая схема слова, фишки красного, зеленого, черного и синего цветов. Раздаточный:пятизвуковые схемы слов, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов, фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова «ручка». Проставление ударения. Перенос ударения. Чтение слова с перенесенным ударением. Чтение слова нормативно.

Игра «Живые звуки». Слово ручка.

Игра «Назови слова со звуком й». Например: яма, каюта, рой и т. д.

Занятие 3

Программное содержание. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов; качественно характеризовать звуки, ставить ударение. Знакомство с гласными буквамиА, Я (заглавными и строчными), правилами их написания после согласных. Обучение умению строить звукобуквенную модель. Развитие способности подбирать слова к трех-, четырех-, пятизвуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я красного цвета (2 заглавные и 4 строчные); мел, трех-, четырех-, пятизвуковые схемы слов, предметные картинки, на которых изображены шар, лес, кит, пила, ваза, юла, лампа, парта, груша. Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквамиА, Я красного цвета (2 заглавные и 4 строчные), указки.

Ход занятия

Звуковой анализ слова «шар». Воспитатель знакомит детей со строчной буквой а и правилом ее написания после твердого согласного звука: «Если после твердого согласного звука слышится звук я, то и пишется буква а». Дети заменяют фишку красного цвета буквой а.

Воспитатель знакомит ребят с заглавной буквойА, объясняет, что с заглавной буквы пишутся имена людей, клички животных, названия городов, рек, морей и т. д.

Звуковой анализ слова «Аня». Воспитатель знакомит детей со строчной буквой я и правилом ее написания после мягкого согласного звука: «Если после мягкого согласного звука слышится звук я, то пишется буква я». Дети заменяют фишку красного цвета буквой я.

Игра «Подбери картинку». На доске предметные картинки, внизу – трех-, четырех-, пятизвуковые модели слов. Дети называют картинки, соотносят количество звуков в них со схемами и стрелками соединяют картинки и схемы.

Занятие 4

Программное содержание. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием звукобуквенной модели. Повторение правил написания буквА, Я после согласных звуков. Знакомство с йотированной функцией буквы Я. Развитие способности подбирать слова к схеме, состоящей из трех звуков.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, фишки синего, зеленого, красного и черного цветов; карточки с буквамиА, Я красного цвета. Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; указки; карточки с буквамиА, Я красного цвета; фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова «мяч». Дети повторяют правила написания буквы Я после мягких согласных звуков. (У доски работает один ребенок.) Воспитатель вместе с детьми вспоминает «секрет» звука ч (всегда мягкий согласный).

Звуковой анализ слова «яма». Воспитатель объясняет правило написания буквы я: «Если в слове рядом слышатся два звука–й и а, то пишется буква я. Например: яблоко, якорь, армия, маяк…»

Дети ставят ударение в слове яма. Читают слово и называют ударный гласный звук (первый звук а). У доски работает один ребенок.

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: твердый согласный, гласный, твердый согласный звуки. Например: мак, рак, дом, дым, кот, сыр, бак, пар, шар, кар, бок, нос, лоб, рот, лук. За каждое правильно названное слово ребенок получает фишку.

Если дети затрудняются, педагог может предложить им отгадать загадку, например: из трубы идет… (дым), мы построили красивый… (дом), сидит ворона на суку и кричит… (кар), у Буратино был длинный-длинный… (нос) и т. д.

Занятие 5

Программное содержание. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной (звукобуквенной) модели. Знакомство с гласными буквамиО, Ё (заглавными и строчными), правилами их написания после согласных. Развитие способности называть слова с заданным звуком.

Материал. Демонстрационный: доска, указки, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквамиА, Я, О, Ё (по 2 заглавные и 4 строчные); мяч. Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквамиА, Я, О, Ё (по 2 заглавные и 4 строчные); фишки-призы; указки.

Ход занятия

Игра «Назови пару». Дети встают в круг. Воспитатель называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку, который называет мягкий звук и возвращает мяч. Затем игра проводится наоборот: ведущий называет мягкий согласный звук, а дети – его твердую пару.

Звуковой анализ слова «пол». Воспитатель знакомит детей со строчной буквой о и правилом ее написания после твердого согласного звука: «Если после твердого согласного звука слышится звук о, то и пишется буква о». Дети заменяют красную фишку буквой о красного цвета. Воспитатель знакомит детей с заглавной буквой О.

Звуковой анализ слова «клён». Воспитатель знакомит детей со строчной буквой ё и правилом ее написания после мягкого согласного звука: «Если после мягкого согласного звука слышится звук о, то пишется буква ё». Дети заменяют красную фишку буквой ё красного цвета.

Игра «Назови слова со звуком ж». Дети вспоминают «секрет» звука ж (всегда твердый).

Занятие 6

Программное содержание. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания буквА, Я, О, Ё после согласных звуков. Знакомство с йотированной функцией буквы Ё. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквамиА, Я, О, Ё (по 2 заглавные и 4 строчные). Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквамиА, Я, О, Ё (по 2 заглавные и 4 строчные); указки; фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова «мята». Дети ставят ударение в слове и повторяют правила написания буквА, Я, О, Ё после согласных.

Звуковой анализ слова «ёлка». Воспитатель объясняет правило написания буквы ё: «Если в слове рядом слышатся два звука it и о. то пишется буква ё, например: ёжик, каёмка, ёрш, поёт, клюёт…»

Дети ставят ударение в слове ёлка. Читают слово и называют ударный звук (звук о).

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: мягкий согласный, гласный, твердый согласный звуки.

Например: лес, кит, мед, йод, тир, пир, пел, пил, мир, рис, вес, пес. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Занятие 7

Программное содержание. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Знакомство с гласными буквами У, Ю (заглавными и строчными), правилами их написания после согласных. Развитие способности называть слова с заданным звуком.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё, У, Ю(по 2 заглавные и 4 строчные). Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё, У, Ю (по 2 заглавные и 4 строчные); указки; фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова «лук». Воспитатель знакомит детей со строчной буквой у и правилом ее написания после твердого согласного звука: «Если после твердого согласного звука слышится звук у, то и пишется буква у». Дети заменяют красную фишку буквой у красного цвета. Воспитатель знакомит детей с заглавной буквой У.

Звуковой анализ слова «люк». Воспитатель знакомит детей со строчной буквой ю и правилом ее написания после мягкого согласного звука: «Если после мягкого согласного звука слышится звук у, то пишется буква ю». Дети заменяют красную фишку буквой ю красного цвета. Воспитатель знакомит детей с заглавной буквой Ю.

Игра «Назови слова со звуком ш». Дети вспоминают «секрет» звука ш (всегда твердый).

Занятие 8

Программное содержание. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков. Знакомство с йотированной функцией буквы Ю. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели.

Материал.Демонстрационный: доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё, У, Ю(по 2 заглавные и 4 строчные). Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё, У, Ю (по 2 заглавные и 4 строчные); указки; фишки-призы.

Ход занятия

Игра «Кто самый внимательный?». Воспитатель ставит на доску синюю фишку, а за ней гласные буквы, которые пишутся после твердого согласного звука (а, о, у). Ниже он располагает зеленую фишку, а за ней – гласные буквы, которые пишутся после мягкого согласного звука (я, е, ю). Дети закрывают глаза, а воспитатель меняет местами гласные буквы или фишки. Ребята открывают глаза и проверяют, правильно ли теперь расположены гласные буквы. Игра проводится 2–3 раза.

Звуковой анализ слова «юла». Воспитатель объясняет правило написания буквы ю: «Ели в слове рядом слышатся два звука – й и у, то пишется буква ю, например: Юра, каюта, юбка, компьютер, пою, рисую…»

Дети ставят ударение в слове юла. Читают слово и называют ударный звук (звук у).

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: твердый согласный, гласный, мягкий согласный звуки. Например: конь, лось, боль, ноль, мой, май, моль, соль, рысь, корь, ночь, дочь. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Занятие 9

Программное содержание. Развитие умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков. Знакомство с гласными буквами Ы, И (заглавными и строчными), правилами их написания после согласных. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И (по 2 заглавные и 4 строчные). Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы. И (по 2 заглавные и 4 строчные); указки, фишки-призы.

Ход занятия

Игра «Кто самый внимательный?». Роль ведущего можно предложить ребенку, хорошо знающему правила игры. (См. занятие 8, подготовительная группа.)

Звуковой анализ слова «дыня». Воспитатель знакомит детей со строчной буквой ы и правилом ее написания после твердого согласного звука: «Если после твердого согласного звука слышится звук ы, то и пишется буква ы». Дети заменяют красную фишку буквой ы красного цвета. Воспитатель объясняет, что заглавной буквы ы в русском языке нет.

Звуковой анализ слова «лимон». Воспитатель знакомит детей со строчной буквой ии правилом ее написания после мягкого согласного звука: «Если после мягкого согласного звука слышится звук и, то пишется буква и». Дети заменяют красную фишку буквой и красного цвета.

Педагог знакомит ребят с заглавной буквой И. Дети вспоминают, какие слова пишутся с заглавной буквы.

Воспитатель по очереди вызывает пятерых детей, которые разбирают слово лимон, ставят ударение. Затем педагог предлагает сделать из слова лимон слово лимоны.

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: твердый согласный звук, звук а и твердый согласный звук. Например: лак, мак, рак, бак, так, ВАЗ, пар, вар, газ, таз, кар, бал, вал, сам, мал, сад. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Занятие 10

Программное содержание. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Знакомство с гласными буквамиЭ, Е (заглавными и строчными), правилами их написания после согласных. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные). Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные); указки, фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова «эхо». Воспитатель знакомит детей с гласной буквойЭ (заглавной и строчной). Дети заменяют красную фишку буквой э красного цвета.

Звуковой анализ слова «печка». Воспитатель знакомит детей со строчной буквой е и правилом ее написания после мягкого согласного звука: «Если после мягкого согласного звука слышится звук э, то пишется буква е». Дети заменяют красную фишку буквой е красного цвета.

Воспитатель знакомит детей с заглавной буквой Е.

Дети вспоминают «секрет» звука ч (всегда мягкий).

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: твердый согласный звук, звук о и твердый согласный звук. Например: бок, ток, рог, сом, сон, кот, рот, лоб, нос, воз, ром, том, бом, вон, лом, гол. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Занятие 11

Программное содержание. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков. Знакомство с йотированной функцией гласной буквы Е. Развитие умения называть слова с заданным звуком.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные). Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные); указки, фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова «енот».Воспитатель объясняет правило написания буквы е\ «Если в слове рядом слышатся два звука–й и э, то пишется буква е, например: ель, Егор, ехали, подъехали, съели, веер, колье…»

Игра «Кто самый внимательный?». (См. занятие 8, подготовительная группа.)

Игра «Назови слова со звуком ц».

Занятие 12

Программное содержание. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели.

Материал.Демонстрационный: доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные). Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные); указки, фишки-призы.

Ход занятия

Игра «Найди свой домик». Воспитатель выбирает двоих детей на роль ведущих (они должны хорошо знать правила написания гласных букв после согласных звуков). Одному ребенку он дает синюю фишку, другому – зеленую. Остальным ребятам педагог раздает карточки с буквами.

Воспитатель предлагает детям-«буквам» пойти погулять. Дети-«бук-вы» свободно передвигаются по группе. Педагог говорит, что погода испортилась, пошел дождь и буквы, чтобы «не намокнуть», должны быстро спрятаться в свои «домики». Дети, у которых в руках карточки с буквами а, о, у, ы, э, подходят к ребенку с синей фишкой, дошкольники, у которых карточки с буквами я, ё, ю, и, е, подходят к ребенку с зеленой фишкой. Затем проверяется правильность выполнения задания.

Игра повторяется 2–3 раза.

Звуковой анализ слова «ключи». Один ребенок работает у доски, остальные – на местах. (Проставление ударения.) Повторение правил написания гласных букв ю, и после мягких согласных звуков.

Звуковой анализ слова «тёрка». Один ребенок работает у доски, остальные – на местах. (Проставление ударения.) Повторение правила написания буквы ё после мягкого согласного звука.

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: твердый согласный звук, звук у, твердый согласный звук. Например: лук, бук, сук, суд, тут, тук, шут, пух, луг, дул, мул, гул, Нуф-Нуф и др. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Занятие 13

Программное содержание. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков. Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с гласными буквамиА, Я,

О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные). Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные); указки, фишки-призы.

Ход занятия

Игра «Найди свой домик». Дети сами выбирают ведущих. (См. занятие 12, подготовительная группа.)

Звуковой анализ слова «Таня». Один ребенок работает у доски, остальные – на местах. (Повторение правила написания буквы я после мягких согласных звуков.)

Звуковой анализ слова «Денис». Один ребенок работает у доски, остальные – на местах. (Повторение правил написания букв е, и после мягких согласных звуков.)

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: мягкий согласный звук, звук и, твердый согласный звук. Например: пил, лил, вил, рис, лис и др. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Занятие 14

Программное содержание. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков. Освоение действия изменения слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, фишки красного, синего, зеленого, черного и серого цветов[1]; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные буквы). Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого, черного и серого цветов; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные); указки, фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова «брюки». У доски по очереди работают четверо детей. (Проставление ударения.Повторение правил написания гласных букв ю, и после мягких согласных звуков.)

Игра «Живые звуки». Слово брюки.

Изменение слов. Воспитатель предлагает детям составить слово лук, пользуясь фишками серого цвета для обозначения согласных звуков и буквами для обозначения гласных звуков. Воспитатель работает у доски, а дети – на местах.

Затем педагог просит детей заменить букву у буквой ю и прочитать получившееся слово. (Люк.) Воспитатель напоминает, что в слове поменяли только одну гласную букву  на ю), звук к не изменился (остался твердым согласным), а звук л стал звучать мягко – ль (стал мягким согласным).

Педагог заменяет букву ю буквой а (дети делают то же самое). Ребята читают новое слово–лак. Воспитатель обращает внимание детей на то, что первый согласный опять стал твердым (л). Воспитатель объясняет: «Меняем только одну гласную букву, а получаем новые слова».

Игра «Назови слова сначала со звуком ф, потом со звуком фь».

Занятие 15

Программное содержание. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков и йотированной функции гласных букв. Освоение действия изменения слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком.

Материал.Демонстрационный: доска, указка; фишки красного, синего, зеленого, черного и серого цветов, карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные). Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого, черного и серого цветов; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные); указки, фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова «юрта». У доски работает один ребенок. (Проставление ударения.Повторение йотированной функции гласных букв.)

Игра «Кто самый внимательный?». См. занятие 8.

Изменение слов.Бам – бим – бом; бок – бак – бык. (См. занятие 14, подготовительная группа.)

Игра «Назови слова сначала со звуком в, потом со звуком вь».

Занятие 16

Программное содержание. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков. Освоение действия изменения слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком.

Материал. Демонстрационный: доска, указка; фишки красного, синего, зеленого, черного и серого цветов; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные); мяч. Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого, черного и серого цветов; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные); указки, фишки- призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова «свёкла». У доски работает один ребенок. (Проставление ударения. Повторение правил написания букв а и ё после согласных звуков.)

Игра «Назови пару». Дети встают в круг. Ведущий называет твердый согласный звук и бросает мяч ребенку, который называет его мягкую пару и возвращает мяч.

Изменение слов. Нос – нёс – нас. (См. занятие 14, подготовительная группа.)

Игра «Назови слова». Дети сначала придумывают слова со звуком кь, затем – со звуком к.

Занятие 17

Программное содержание. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков и йотированной функции гласных букв. Освоение действия изменения слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком.

Материал. Демонстрационный: доска, указка; фишки красного, синего, зеленого, черного и серого цветов; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные). Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого, черного и серого цветов; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные); указки, фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова «яхта». Проставление ударения. Повторение йотированной функции буквы Я.

Игра «Найди свой домик». См. занятие 12, подготовительная группа.

Изменение слов. Пол – пел – пил; пар – пир. (См. занятие 14, подготовительная группа.)

Игра «Назови слова». Дети сначала придумывают слова со звуком гь, затем – со звуком г.

Занятие 18

Программное содержание. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов с использованием смешанной модели. Повторение правил написания гласных букв после согласных звуков. Овладение действием изменения слов. Развитие способности называть слова с заданным звуком.

Материал. Демонстрационный: доска, указка; фишки красного, синего, зеленого, черного и серого цветов; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные). Раздаточный: фишки красного, синего, зеленого, черного и серого цветов; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные); указки, фишки-призы.

Ход занятия

Звуковой анализ слова «время». Проставление ударения. Повторение правил написания букв е и я после согласных звуков.

Игра «Кто самый внимательный?». См. занятие 8, подготовительная группа.

Изменение слов. Мал – мял – мыл – мил – мел – мул – мёл. (См. занятие 14, подготовительная группа.)

С детьми, которые затрудняются выполнить это задание, следует провести дополнительную работу.

Игра «Назови слова со звуками б и бь».

Занятие 19

Программное содержание. Знакомство с предложением, правилами его написания, делением предложения на слова и составлением его из слов. Обучение умению составлять графическую запись предложения. Знакомство с буквой М (заглавной и строчной). Освоение способа слогового чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка; комплект фишек красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные); карточка с буквой М черного цвета (2 заглавные и 4 строчные); мел, касса букв. Раздаточный: комплект фишек красного, синего, зеленого и черного цветов; карточки с гласными буквами А, Я, О, Ё, У, Ю, Ы, И, Э, Е (по 2 заглавные и 4 строчные), карточка с буквой М черного цвета (по 2 заглавные и 4 строчные); тетради, фломастеры, кассы букв, пособие «окошечки», фишки-призы.

Ход занятия

Работа с предложением «Мишка рычит». Воспитатель объясняет детям, что в предложении всегда о чем-то говорится, что из него всегда можно о чем-то узнать, что оно состоит из слов.

Дети вместе с педагогом выясняют, сколько слов в предложении, называют первое и второе слово.

Игра «Живые слова». Воспитатель вызывает двоих детей и предлагает им стать «живыми» словами: один ребенок изображает слово мишка, другой–рычит. Дети составляют предложение (встают рядом) и читают его. (Мишка рычит.) Затем дети-«слова» меняются местами и читают новое предложение. (Рычит мишка.)

Воспитатель объясняет, что слова в предложении можно поменять местами и смысл от этого не изменится.

Графическая запись предложения. Воспитатель объясняет детям правила написания предложения: начинается с заглавной буквы, слова пишутся на расстоянии друг от друга, в конце ставится точка.

Педагог мелом графически изображает на доске предложение. Дети чертят схемы в тетрадях. (Мишка рычит: |__.)

Затем воспитатель предлагает детям придумать новые предложения про мишку, состоящие из двух слов.

Звуковой анализ слова «мама». Дети составляют слово из фишек и гласных букв. Называют согласные звуки (лг).

Воспитатель знакомит ребят с буквой М (эм) – заглавной и строчной. Объясняет, что буква М обозначает пару звуков: м и мь (мама, метро, мак, мишка и др.).

Дети заменяют фишки буквами. Воспитатель подчеркивает, что теперь все слово выложено буквами.

Повторение пройденных букв.

Чтение слогов по пособию «окошечки». Дети читают слоги с буквой М. Каждый ребенок читает по 4–6 слогов.

Чтение текста[2]. Дети читают текст по очереди.

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: твердый согласный, гласный, твердый согласный, гласный звуки. (Мама, папа, лапа, рама, роза, ваза, коза, нога, рука, луна, вода, мыло, вата и др.) За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Занятие 20

Программное содержание. Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Знакомство с буквой Н. Освоение способа слогового чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели.

Материал.Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек; карточки с гласными буквами и буквами М, Н (по 2 заглавные и 4 строчные); касса букв; мел. Раздаточный: комплект фишек, карточки с гласными буквами и буквами М, Н (по 2 заглавные и 4 строчные); кассы букв; пособие «окошечки», тетради, фломастеры, фишки-призы.

Ход занятия

Работа с предложением «Косолапый мишка умывается». Дети делят предложение на слова и называют их по порядку.

Игра «Живые слова». См. занятие 19, подготовительная группа.

Графическая запись предложения. Один ребенок работает у доски, остальные – на местах. Ребята повторяют правила написания предложения и придумывают новые предложения про мишку, состоящие из трех слов.

Звуковой анализ слова «Нина». Дети составляют слово из фишек и гласных букв. Называют согласные звуки (н, нь).

Воспитатель знакомит ребят с буквой Н (эн) – заглавной и строчной. Объясняет, что буква Н обозначает пару звуков: н и нь.

Дети называют слова со звуками н и нь. Затем заменяют фишки буквами в слове Нина.

Повторение пройденных букв.

Чтение слогов по пособию «окошечки». Дети читают слоги с буквой Н.

Чтение текста.

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: мягкий согласный, гласный, твердый согласный, гласный звуки. Например: лиса, пила, липа, киса, весы, кино, вилы, Лена, Вера, Кира, Дима и др. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Занятие 21

Программное содержание. Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Знакомство с буквой Р. Освоение способов слогового чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек; касса букв со всеми гласными буквами и согласными буквами М. Н, Р(по 2 заглавные и 4 строчные); мел. Раздаточный: комплект фишек; кассы букв со всеми гласными буквами и согласными буквами М, Н, Р (по 2 заглавные и 4 строчные); пособие «окошечки»; тетради, фломастеры, фишки-призы.

Ход занятия

Работа с предложением «Мишка на стуле». Воспитатель предлагает детям составить предложения со словом на, например: «На столе кукла», «Мишка на стуле», «На окне зайка» и др. Воспитатель объясняет значение слова на: оно указывает на то, где находится предмет.

Затем дети по порядку называют слова в предложении «Мишка на стуле».

Графическая запись предложения. Один ребенок работает у доски, остальные – на местах. (Повторение правил написания предложения.)

Звуковой анализ слов «Рома» и «Рина». Дети составляют слова из фишек и знакомых букв. Называют согласные звуки, обозначенные фишками (р, рь).

Воспитатель знакомит ребят с буквой Р (эр) – заглавной и строчной. Объясняет, что буква Р обозначает пару звуков: р и рь. Дети называют слова со звуками р и рь и заменяют фишки буквами в словах Рома и Рина.

Чтение слогов по пособию «окошечки». Дети читают слоги с буквой Р.

Чтение текста.

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: твердый согласный, гласный, мягкий согласный, гласный звуки. Например: баня, море, поле, пуля, доля, кони, сани, дыня, жуки, Коля, Ваня, Соня, Тоня, Таня и др. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Занятие 22

Программное содержание. Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись. Совершенствование умения выполнять звуковой анализ слов. Знакомство с буквой Л. Освоение слогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек; касса букв со всеми гласными буквами и согласными М, Н, Р, Л (по 2 заглавные и 4 строчные); мел. Раздаточный: комплект фишек; кассы букв со всеми гласными буквами и согласными М, Н, Р, Л (по 2 заглавные и 4 строчные); пособие «окошечки»; тетради, фломастеры, фишки-призы.

Ход занятия

Работа с предложением «На столе торт». Дети самостоятельно придумывают свои варианты предложений со словом на, состоящие из 3–4 слов. Затем делают графическую запись предложения и повторяют правила его написания.

Звуковой анализ слов «Лена» и «луна». Дети составляют слова из фишек и букв.

Воспитатель знакомит ребят с буквой Л (эль), которая обозначает пару звуков л и ль. Дети называют слова со звуками л, ль и заменяют фишки буквами в словах Лена и луна.

Чтение слогов по пособию «окошечки». Дети читают слова с буквой Л.

Чтение текстов. Детям предлагаются два текста в том случае, если уровень чтения детей в группе достаточно высок.

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: мягкий согласный, гласный, мягкий согласный, гласный звуки. Например: Няня, Лиля, Ляля, Лёля, Юля, Веня, Петя, Сеня, Федя, Филя и др. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Занятие 23

Программное содержание. Работа с предложением: анализ, повторение правил написания, графическая запись, составление предложения из букв. Знакомство с буквой Г. Освоение слогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек; касса букв со всеми гласными буквами и согласными М, Н, Р, Л, Г (по 2 заглавные и 4 строчные); мел. Раздаточный: комплект фишек, кассы букв со всеми гласными буквами и согласными М, Н, Р, Л, Г (по 2 заглавные и 4 строчные); пособие «окошечки»; тетради, фломастеры, фишки-призы.

Ход занятия

Работа с предложением «Галя мыла ноги». Дети последовательно называют слова в предложении, повторяют правила написания предложения, делают его графическую запись. Один ребенок работает у доски, остальные – на местах.

Составление предложения «Галя мыла ноги». Дети составляют предложение, используя кассу букв. Звуки г и гь они обозначают соответствующими фишками.

Воспитатель знакомит детей с буквой Г (гэ) – заглавной и строчной.

Объясняет, что буква Г обозначает пару звуков: г и гь. Дети называют несколько слов со звуками г и гь и заменяют фишки буквами.

Чтение текста и слогов по пособию «окошечки». Пособие «окошечки» используется теми детьми, которые читают только по слогам.

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: твердый согласный, гласный, твердый согласный, твердый согласный звуки. Например: мост, курс, пост, рост, воск, пуск, лоск, болт, мозг, бант, Марк, порт, торт и др. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Занятие 24

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой К. Освоение слогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели.

Материал.Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек; касса букв со всеми гласными буквами и согласными М, Н, Р, Л, Г, К (по 2 заглавные и 4 строчные); мел, кукла. Раздаточный: комплект фишек, кассы букв со всеми гласными буквами и согласными М, Н, Р, Л, Г, К (по 2 заглавные и 4 строчные); пособие «окошечки», тетради, фломастеры, фишки-призы.

Ход занятия

Игра «Живые слова». Воспитатель вызывает к доске троих детей, предлагает им по очереди взять куклу и составить предложения, например, «У Маши кукла», «У Коли кукла», «У Жени кукла».

Воспитатель обращает внимание детей на маленькое словоу, которое указывает на то, у кого находится кукла.

Работа с предложением «У Киры кукла». Дети последовательно называют слова в предложении, повторяют правила его написания и делают графическую запись. Один ребенок работает у доски, остальные – на местах.

Составление предложения «У Киры кукла». Дети составляют предложение, используя кассу букв. Звуки к и кь они обозначают соответствующими фишками.

Воспитатель знакомит детей с буквойК (ка) – заглавной и строчной. Объясняет, что букваК обозначает пару звуков: к и кь. Дети называют несколько слов со звуками к и кь и заменяют фишки буквами.

Чтение текстов и слогов по пособию «окошечки». Пособие «окошечки» используется теми детьми, которые читают только по слогам.

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: твердый согласный, твердый согласный, гласный, твердый согласный звуки. Например: друг, враг, брат, круг, краб, брак, слаб, глаз, кран, стоп, пруд, сноп, Влад и др. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Занятие 25

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой С. Освоение слогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели.

Материал.Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек; касса букв со всеми пройденными буквами и буквойС (по 2 заглавные и 4 строчные); мел. Раздаточный: комплект фишек; кассы со всеми пройденными буквами и буквой С (по 2 заглавные и 4 строчные); тетради, фломастеры, фишки-призы.

Ход занятия

Работа с предложением «Сима и Соня играли». Дети анализируют предложение. Один ребенок работает у доски, остальные – на местах.

Воспитатель обращает внимание на маленькое слово и, которое показывает, что дети играли вместе. Дошкольники повторяют правила написания предложения и делают графическую запись.

Составление предложения «Сима и Соня играли». Дети составляют предложение, используя кассу букв. Звуки сись они обозначают соответствующими фишками.

Воспитатель знакомит детей с буквой С (эс) – заглавной и строчной. Объясняет, что буква С обозначает пару звуков: с и сь. Дети называют несколько слов со звуками сисьи заменяют фишки буквами.

Чтение текста.

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: твердый согласный, мягкий согласный, гласный, твердый согласный звуки. Например: крюк, бряк, вред, бред, гнет, снег, врет, клев, всех, грех, плюс, плюх и др. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Занятие 26

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой 3. Освоение послогового способа чтения. Развитие способности называть слова с заданным звуком.

Материал.Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек; касса со всеми пройденными буквами и буквой 3 (по 2 заглавные и 4 строчные); мел. Раздаточный: комплект фишек; кассы со всеми пройденными буквами и буквой 3 (по 2 заглавные и 4 строчные); тетради, фломастеры, фишки-призы.

Ход занятия

Игра «Телеграф». Воспитатель произносит предложения, состоящие из 3–4 слов, дети графически изображают их в тетрадях. Например: «Наступила зима», «На снегу следы», «На деревьях птицы», «У лисы лисята», «Костя и Петя дружили» и др. Воспитатель работает у доски.

Работа с предложением «За окном зима». Дети анализируют предложение, составляют предложения из букв (звуки з и зь обозначают соответствующими фишками).

Воспитатель знакомит детей с буквой 3 (зэ), обозначающей пару звуков: з и зь. Дети заменяют фишки буквами.

Чтение текстов.

Игра «Назови слова со звуками п и пь».

Занятие 27

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой Ш и правил ом написания сочетания ши. Освоение послогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек; касса со всеми пройденными буквами и буквой Ш (по 2 заглавные и 4 строчные). Раздаточный: комплект фишек; кассы со всеми пройденными буквами и буквой Ш (по 2 заглавные и 4 строчные); фишки-призы.

Ход занятия

Работа с предложением «У кошки уши». Дети анализируют предложение и составляют его из букв.

Воспитатель знакомит дошкольников с буквой Ш (ша), обозначающей твердый согласный звук ш. Дети называют несколько слов со звуком ш. Воспитатель объясняет правило написания сочетания ши. Ребята заменяют фишки буквами.

Чтение текста.

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова, состоящие из четырех звуков. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Занятие 28

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквойЖи правилом написания сочетания жи. Освоение послогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек; касса со всеми пройденными буквами и буквойЖ (по 2 заглавные и 4 строчные). Раздаточный: комплект фишек; кассы со всеми пройденными буквами и буквойЖ (по 2 заглавные и 4 строчные); фишки-призы.

Ход занятия

Работа с предложением «На лугу жил жук». Дети анализируют предложение и составляют его из букв.

Воспитатель знакомит дошкольников с буквойЖ (жэ), обозначающей твердый согласный звук ж. Дети называют несколько слов со звуком ж. Воспитатель объясняет правила написания сочетания жи. Ребята заменяют фишки буквами.

Чтение текстов.

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова, состоящие из 3–4 звуков. Модель дети выбирают сами. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Занятие 29

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой Д. Освоение послогового способа чтения. Повторение правил написания сочетаний жи – ши. Развитие способности подбирать слова к пятизвуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек; кассы со всеми пройденными буквами и буквойД (по 2 заглавные и 4 строчные); таблица «Правописание жи – ши». Раздаточный: комплект фишек; касса со всеми пройденными буквами и буквойД (по 2 заглавные и 4 строчные); фишки-призы.

Ход занятия

Работа с предложением «Дима и Юра дружили». Дети анализируют предложение и составляют его из букв.

Воспитатель знакомит дошкольников с буквойД (дэ), обозначающей звуки д и дь. Дети называют несколько слов с этими звуками и заменяют фишки буквами. Затем повторяют правила написания сочетаний жи – ши.

Чтение текста.

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: твердый согласный, гласный, твердый согласный, твердый согласный, гласный звуки. Например: маска, каска, шапка, шишка, кошка, мышка, ложка, мошка, фанты, буква, касса, масса, корка, горка, норка, топка и др. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Занятие 30

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой Т. Освоение послогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова к пятизвуковой модели.

Материал.Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек; кассы со всеми пройденными буквами и буквойТ (по 2 заглавные и 4 строчные), таблица «Правописание жи – ши». Раздаточный: комплект фишек, касса со всеми пройденными буквами и буквойТ (по 2 заглавные и 4 строчные); фишки-призы.

Ход занятия

Работа с предложением «Детям дали торт». Дети анализируют предложение и составляют его из букв.

Воспитатель знакомит дошкольников с буквойТ (тэ), обозначающей звуки m и mь. Дети называют несколько слов с этими звуками и заменяют фишки буквами.

Чтение текстов.

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: мягкий согласный, гласный, твердый согласный, твердый согласный, гласный звуки.

Например: мишка, миска, киска, лепка, кепка, ветка, ведро, чашка, вилка, пилка, нитка, верба, низко, весна, елка, юрта, юбка, яхта, ядра и др.

За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Занятие 31

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение. Знакомство с буквой Ь и его смягчающей функцией. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Развитие способности подбирать слова к пятизвуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса со всеми пройденными буквами и буквой Ь (по 2 заглавные и 4 строчные); таблица «Правописание жи – ши», мел. Раздаточный: комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами и буквой Ь (по 2 заглавные и 4 строчные); тетради, фломастеры, фишки-призы.

Ход занятия

Игра «Телеграф». Воспитатель произносит предложения: «На дворе трава», «У зайца зайчата», «За окном весна», «Бабушка и внучка пели» и др. Дети графически изображают их в тетрадях, воспитатель – на доске.

Звуковой анализ слов «мел» и «мель». Дети составляют слова из фишек и букв.

Воспитатель знакомит дошкольников с буквой Ь, которая не обозначает никакого звука, но нужна для обозначения мягкости предыдущего согласного звука. Дети заменяют фишки буквами.

Чтение текста.

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: твердый согласный, гласный, мягкий согласный, твердый согласный, гласный звуки.

Например: борьба, зорька, больно, пальма, почта, мачта, ночка, почка, кочка, тачка, дочка, майка, гайка, горько, чайка, бойко, тучка, ручка, бочка и др. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Занятие 32

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Повторение правописания сочетаний жи – ши. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Развитие способности подбирать слова к пятизвуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса с пройденными буквами (по 2 заглавные и 4 строчные), таблица «Правописание жи – ши», мел. Раздаточный: комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами (по 2 заглавные и 4 строчные), фишки-призы.

Ход занятия

Работа с предложением «Надо уметь шить». Дети анализируют предложение и составляют его из букв. Вспоминают, для чего нужен мягкий знак. Повторяют правило написания сочетаний жи – ши.

Чтение текста.

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: мягкий согласный, гласный, мягкий согласный, твердый согласный, гласный звуки. Например: килька, синька, линька, нянька, ведьма, печка, речка, мечта, лейка, люлька, гирька, Филька, Митька, письмо и др. За каждый правильный ответ дети получают фишки.

Занятие 33

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой П. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Развитие способности подбирать слова к пятизвуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса со всеми пройденными буквами и буквой П (по 2 заглавные и 4 строчные); таблица «Правописание жи – ши». Раздаточный: комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами и буквой П (по 2 заглавные и 4 строчные); фишки-призы.

Ход занятия

Работа с предложением «Петя летел к папе». Дети анализируют предложение и составляют его из фишек и букв.

Воспитатель обращает внимание дошкольников на короткое словок, которое обозначает направление в сторону кого-нибудь, чего-нибудь (например: «К нам пришли гости», «Собака подошла к миске», «Лист прилип к окну» и др.).

Педагог знакомит детей с буквой П (пэ), обозначающей звуки п и пъ. Дети называют несколько слов с этими звуками и заменяют фишки буквами.

Чтение текста.

Игра «Назови слова». Воспитатель предлагает детям придумать слова, состоящие из пяти звуков. Модель дети выбирают сами.

Занятие 34

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой Б. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Развитие способности называть слова с заданным звуком.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса со всеми пройденными буквами и буквойБ (по 2 заглавные и 4 строчные); таблица «Правописание жи – ши», мел. Раздаточный: комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами и буквойБ (по 2 заглавные и 4 строчные); тетради, фломастеры, фишки-призы.

Ход занятия

Работа с предложением «У Бори белка». Дети анализируют предложение и составляют его из фишек и букв.

Воспитатель знакомит дошкольников с буквойБ (бэ), обозначающей звуки б и бь. Дети называют несколько слов с этими звуками и заменяют фишки буквами. Затем повторяют правила написания предложения.

Чтение текста.

Игра «Назови слова сначала со звуком т, потом со звуком ть».

Занятие 35

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой В. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Развитие способности называть слова с заданным звуком.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса со всеми пройденными буквами и буквойВ (по 2 заглавные и 4 строчные); таблица «Правописание жи – ши», мел. Раздаточный: комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами и буквойВ (по 2 заглавные и 4 строчные); фишки-призы.

Ход занятия

Работа с предложением «Совы живут в лесу». Дети анализируют предложение и составляют его из фишек и букв.

Воспитатель знакомит дошкольников с буквойВ (вэ), обозначающей звуки в и въ. Дети называют несколько слов с этими звуками и заменяют фишки буквами. Воспитатель обращает внимание на маленькое словов, которое указывает на то, где расположен предмет (в лесу, в земле, в воде, в комнате, в вазе и т. д.).

Чтение текста.

Игра «Назови слова сначала со звуком г, потом со звуком гь».

Занятие 36

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой Ф. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

Материал.Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса со всеми пройденными буквами и буквой Ф (по 2 заглавные и 4 строчные); таблица «Правописание жи – ши», мел. Раздаточный: комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами и буквой Ф (по 2 заглавные и 4 строчные).

Ход занятия

Работа с предложением «На Феде форма». Дети анализируют предложение и составляют его из фишек и букв.

Воспитатель знакомит дошкольников с буквой Ф (эф), обозначающей звуки ф и фь. Дети называют несколько слов с этими звуками и заменяют фишки буквами.

Чтение текстов.

Игра-загадка. Воспитатель на доске составляет звуковую модель слова рак (он не называет слово): твердый согласный, гласный, твердый согласный. Дети называют слова, подходящие к этой схеме. Воспитатель говорит: «Вы правильно назвали слова, но я загадала другое слово. Вы можете задавать мне вопросы». Дошкольники спрашивают педагога: «Это живое или неживое?», «Если живое, то это человек или животное?», «Где живет?», «Чем питается?», «Если неживое, то это предмет, явление природы или название?», «Если предмет, то какой формы, какого цвета, из чего сделан?», «Для чего используется?» и т. д. Воспитатель следит за логикой задаваемых вопросов, направляет детей, помогает им не забывать соотносить предполагаемое слово со звуковой моделью.

Занятие 37

Программное содержание. Совершенствование умения детей анализировать предложение и составлять его графическую схему. Знакомство с буквой Й. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса со всеми пройденными буквами и буквой Й (по 2 заглавные и 4 строчные); таблица «Правописание жи – ши», мел. Раздаточный: комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами и буквой Й (по 2 заглавные и 4 строчные), тетради, фломастеры.

Ход занятия

Игра «Телеграф». Воспитатель произносит предложения: «На улице весна», «Кошка подкралась к воробью», «За лесом поле», «У Мурки котята», «Миша и Костя друзья» и др. Дети графически изображают их в тетрадях, воспитатель – на доске.

Звуковой анализ слов «сараи» и «сарай». Дети составляют слова из фишек и букв.

Воспитатель знакомит дошкольников с буквой Й (и краткое), которая обозначает звук и. Дети называют несколько слов со звуком и и заменяют фишку буквой. (Звук й обозначается зеленой фишкой).

Чтение текстов.

Игра-загадка. Воспитатель на доске составляет звуковую модель слова: твердый согласный, твердый согласный, гласный, твердый согласный (слон). (См. занятие 36, подготовительная группа.)

Занятие 38

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой Ч. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Знакомство с правописанием сочетаний ча ичу. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса со всеми пройденными буквами и буквой Ч (по 2 заглавные и 4 строчные); таблица «Правописание жи – ши», мел. Раздаточный: комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами и буквой Ч (по 2 заглавные и 4 строчные).

Ход занятия

Работа с предложением «Чудесный был чай!». Воспитатель знакомит детей с восклицательным знаком.

Дети анализируют предложение и составляют его из фишек и букв.

Педагог знакомит дошкольников с буквой Ч (че), обозначающей всегда мягкий согласный звук. Дети называют несколько слов с этим звуком. Воспитатель объясняет правила написания сочетаний ча ичу. Ребята заменяют фишки буквами.

Чтение текста.

Игра-загадка. Воспитатель на доске составляет звуковую модель слова: твердый согласный, гласный, твердый согласный, твердый согласный, гласный (кукла). (См. занятие 36, подготовительная группа.)

Занятие 39

Программное содержание. Знакомство с буквой Щ и правописанием сочетаний ща – щу, ча – ща, чу – щу. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса со всеми пройденными буквами и буквой Щ (по 2 заглавные и 4 строчные), таблицы «Правописание жи – ши», «Правописание ча – ща», «Правописание чу – щу». Раздаточный: комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами и буквой Щ (по 2 заглавные и 4 строчные).

Ход занятия

Звуковой анализ слов «роща» и «щука». Дети составляют слова из фишек и букв. Воспитатель объясняет правила написания сочетаний ща и щу; знакомит дошкольников с буквой Щ (ща), обозначающей звук щ.

Дети называют несколько слов со звуком щ и заменяют фишки буквами.

Чтение текстов.

Игра-загадка. Воспитатель на доске составляет звуковую модель слова: твердый согласный, гласный, твердый согласный, гласный, твердый согласный (банан). (См. занятие 36, подготовительная группа.)

Занятие 40

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой Ц. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса со всеми пройденными буквами и буквой Ц (по 2 заглавные и 4 строчные); таблицы «Правописание жи – ши», «Правописание ча – ща», «Правописание чу – щу». Раздаточный: комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами и буквой Ц (по 2 заглавные и 4 строчные).

Ход занятия

Работа с предложением «У курицы цыплята». Дети анализируют предложение и составляют его из фишек и букв.

Педагог знакомит дошкольников с буквой Ц (цэ), обозначающей твердый согласный звук ц. Дети называют несколько слов с этим звуком и заменяют фишки буквами.

Чтение текстов.

Игра-загадка. Воспитатель на доске составляет звуковую модель слова: мягкий согласный, гласный, твердый согласный, гласный (зима). (См. занятие 36, подготовительная группа.)

Занятие 41

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой X. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса со всеми пройденными и буквой X (по 2 заглавные и 4 строчные); таблицы «Правописание жи-ши», «Правописание ча – ща», «Правописание чу – щу». Раздаточный: комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами и буквой X (по 2 заглавные и 4 строчные).

Ход занятия

Работа с предложением «Мухи кружили над халвой». Дети анализируют предложение и составляют его из фишек и букв.

Воспитатель знакомит дошкольников с буквой X (ха), обозначающей звуки х и хь. Дети называют несколько слов с этими звуками и заменяют фишки буквами. Затем повторяют правила написания сочетаний жи – ши.

Чтение текста.

Игра-загадка. Воспитатель на доске составляет звуковую модель слова: твердый согласный, гласный, твердый согласный, твердый согласный, гласный (лодка). (См. занятие 36, подготовительная группа.)

Занятие 42

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его графическое изображение. Знакомство с разделительной функцией Ь. Овладение послоговым и слитным способами чтения. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса со всеми пройденными буквами и буквой Ь (по 2 заглавные и 4 строчные); таблицы «Правописание жи – ши», «Правописание ча – ща», «Правописание чу – щу»; мел. Раздаточный: комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами (по 2 заглавные и 4 строчные), тетради, фломастеры.

Ход занятия

Игра «Телеграф». Воспитатель читает предложения: «В саду зацвели яблони», «За домом стоит сарай», «Петя с Димой играли», «На полянку выбежал заяц», «Под крыльцом лежит пес» и др. Дети графически изображают их в тетрадях, а воспитатель – на доске.

Звуковой анализ слов «Коля» и «колья». Дети составляют слова из фишек. Воспитатель предлагает заменить фишки буквами. Как правило, у детей получаются одинаковые слова. Дети читают слова и убеждаются, что они звучат одинаково. «Как же надо написать слова, чтобы они отличались: Коля и колья!» – спрашивает воспитатель и объясняет правило: «Если после мягкого согласного звука слышатся звуки ми а (йо, йэ, йу), то после него пишется разделительный мягкий знак». Педагог у доски, а дети на местах ставят мягкий знак в слове колья.

Чтения текстов.

Игра-загадка. Воспитатель на доске составляет звуковую модель слова: твердый согласный, гласный, твердый согласный, гласный, твердый согласный (повар). (См. занятие 36.)

Занятие 43

Программное содержание. Знакомство с Ъ и его разделительной функцией. Повторение правил написания сочетаний жи – ши, чаща, чу – щу. Овладение послоговым и слитным способами чтения.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек; касса со всеми пройденными буквами и буквой Ъ (по 2 заглавные и 4 строчные); таблицы «Правописание жи – ши», «Правописание ча – ща», «Правописание чу – щу». Раздаточный: комплект фишек, кассы со всеми пройденными буквами и буквой Ъ (по 2 заглавные и 4 строчные).

Ход занятия

Звуковой анализ слов «сел» и «съел». Дети составляют слова из фишек. Воспитатель предлагает заменить фишки буквами. Как правило, у детей получаются одинаковые слова. Дети читают слова и убеждаются, что они звучат одинаково. «Как же надо написать слова, чтобы они отличались: сел и съел!» – спрашивает воспитатель и объясняет правило: «Если после твердого согласного звука слышатся звуки и иэ (йа, йо, йу), то после него пишется разделительный твердый знак». Воспитатель знакомит детей с буквой Ъ, объясняет, что он не обозначает никакого звука. Воспитатель у доски, а дети на местах ставят Ъ в слове съел.

Чтение текста.

Игра «Составь слово». Воспитатель вызывает троих детей и предлагает им составить из букв слова: жил, шил, чай, роща, учу, ищу. Дети на местах по желанию выборочно составляют слова.

Игра «Цепочка слов». Воспитатель составляет слово сад и предлагает детям поменять, добавить или убрать одну букву, чтобы получить новое слово. Например: сад – сам – сом – ком – кот – коты – ноты – норы – горы – гора – пора – пока – Ока – она – он и т. д.

Занятие 44

Программное содержание. Повторение пройденных букв. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Развитие послогового и слитного способов чтения. Повторение пройденных грамматических правил.

Материал.Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы), таблицы «Правописание жи – ши», «Правописание ча – ща», «Правописание чу – щу». Раздаточный: комплект фишек, кассы букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы).

Ход занятия

Повторение алфавита. Упражнение выполняется 2–3 раза.

Работа с предложением «Птицам даны крылья». Дети анализируют предложение и составляют его из букв. Затем повторяют правило о разделительной функции мягкого знака и правила написания предложений.

Воспитатель предлагает детям поставить в конце предложения вместо точки восклицательный знак и прочитать его с соответствующей интонацией.

Чтение текста.

Игра «Цепочка слов».Кит – кот – крот – рот – рог – рога – нога-ноги – боги – боли – соли – Оли – Оля – Коля – колья (см. занятие 43, подготовительная группа).

Занятие 45

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Развитие послогового и слитного способов чтения. Повторение пройденных грамматических правил.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы), таблицы «Правописание жи – ши», «Правописание ча – ща», «Правописание чу – щу». Раздаточный: комплект фишек, кассы букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы).

Ход занятия

Работа с предложением «Дети съели клубнику». Дети анализируют предложение и составляют его из букв. Затем повторяют правило о разделительной функции твердого знака и правила написания предложений.

Воспитатель предлагает детям прочитать предложение с вопросительной интонацией. Затем знакомит дошкольников с вопросительным знаком. Дети заменяют точку в конце предложения вопросительным знаком.

Игра «Живые слова». Воспитатель вызывает к доске троих детей и предлагает им составить предложение «Дети съели клубнику?». Дети-«слова» меняются местами и каждый раз «прочитывают» получившееся предложение с соответствующей вопросительной интонацией.

Чтение текста.

Игра «Цепочка слов».Наша – Маша – Саша – каша – кашка – каска – маска – миска и т. д. (см. занятие 43, подготовительная группа).

Занятие 46

Программное содержание. Развитие умения анализировать предложение и составлять его из букв. Совершенствование навыков чтения. Повторение пройденных грамматических правил. Развитие способности подбирать слова на заданный слог. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы); таблицы «Правописание жи – ши», «Правописание ча – ща», «Правописание чу – щу». Раздаточный: комплект фишек, кассы букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы).

Ход занятия

Работа с предложением «Кони въехали в гору». Дети анализируют предложение и составляют его из букв. Затем повторяют правило о разделительной функции твердого знака и правила написания предложений.

Чтение текста.

Игра «Составь слово». Воспитатель предлагает детям составить из букв слог ста, затем придумать с этим слогом слова и выложить их из букв.

На доске выкладываются самые интересные слова (3–5 слов), например: стакан, стадион, пристань, подстаканник, пристали, подставка, встали, капуста, старый, старушка и др.

Игра-загадка. Ребенок на доске составляет модель задуманного слова и предлагает отгадать его. (См. занятие 36, подготовительная группа.)

Занятие 47

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Развитие послогового и слитного способов чтения. Повторение пройденных грамматических правил. Развитие способности подбирать слова на заданный слог. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

Материал.Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы), таблицы «Правописание жи – ши», «Правописание ча – ща», «Правописание чу – щу». Раздаточный: комплект фишек, кассы букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы).

Ход занятия

Работа с предложением «На кукле новое платье». Дети анализируют предложение и составляют его из букв.

Воспитатель ставит в конце предложения сначала восклицательный, затем вопросительный знаки и предлагает детям прочитать его с соответствующей интонацией.

Чтение текста.

Игра «Составь слово». Воспитатель предлагает детям составить из букв слог с ту.затем придумать с этим слогом слова и выложить их из букв. Например: студень, ступня, поступь, ступеньки, студеный, простуда, поступил, стужа, на посту и др.

Игра-загадка. Ребенок на доске составляет модель задуманного слова и предлагает отгадать его. (См. занятие 36, подготовительная группа.)

Занятие 48

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Развитие послогового и слитного способов чтения. Повторение грамматических правил. Развитие способности подбирать слова на заданный слог. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

Материал.Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы), таблицы «Правописание жи – ши», «Правописание ча – ща», «Правописание чу – щу». Раздаточный: комплект фишек, кассы букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы).

Ход занятия

Работа с предложением «Мыши жили в норке». Дети анализируют предложение и составляют его из букв. Затем повторяют правописание сочетания жи – ши.

Чтение текста.

Игра «Составь слово». Воспитатель предлагает детям составить из букв слог гра, затем придумать с этим слогом слова и выложить их из букв. Например: игра, поиграл, награда, град, граница, пограничник, граненый, градусник и др.

Игра-загадка. Ребенок на доске составляет модель задуманного слова и предлагает отгадать его. (См. занятие 36, подготовительная группа.)

Занятие 49

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Развитие послогового и слитного способов чтения. Повторение грамматических правил. Развитие способности подбирать слова на заданный слог. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

Материал. Демонстрационный: доска, указка, комплект фишек, касса букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы), таблицы «Правописание жи – ши», «Правописание ча – ща», «Правописание чу – щу». Раздаточный: комплект фишек, кассы букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы).

Ход занятия

Работа с предложением «Папа с Юрой читали». Дети анализируют предложение и составляют его из букв. Затем повторяют грамматические правила написания предложений.

Чтение текста.

Игра «Составь слово». Воспитатель предлагает детям составить из букв слог гру, затем придумать с этим слогом слова и выложить их из букв. Например: груша, груздь, погрузил, нагрудник, грусть, игрушка, нагруженный и др.

Игра-загадка. Ребенок на доске составляет модель задуманного слова и предлагает отгадать его. (См. занятие 36, подготовительная группа.)

Занятие 50

Программное содержание. Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Развитие послогового и слитного способов чтения. Повторение грамматических правил. Развитие способности подбирать слова на заданный слог. Совершенствование умения составлять слова по звуковой модели.

Материал.Демонстрационный: доска, указка; комплект фишек; касса букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы); таблицы «Правописание жи – ши», «Правописание ча – ща», «Правописание чу – щу». Раздаточный: комплект фишек, кассы букв (по 2 заглавные и 4 строчные буквы).

Ход занятия

Работа с предложением «Скоро в школу». Дети анализируют предложение и составляют его из букв. Затем повторяют грамматические правила.

Чтение текста.

Игры по желанию детей.


[1] Анализируя слова, дети для обозначения согласных звуков используют фишки всех цветов, а занимаясь изменением слов, берут фишки серого цвета.

[2] В издательстве «Мозаика-Синтез» готовится к печати пособие «Учимся читать».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Конспект по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в Букварию". "

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе дифферннциация звуков "Ш-Ж" по теме: "Путешествие в Букварию"....

конспект НОД обучение грамоте "Космическое путешествие"

Итоговое занятие по обучению грамоте подготовительная группа.Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов.Закрепить представление о том, что речь состоит из предложений....

Конспект НОДпо обучению грамоте "Буква "Ы" и звук "Ы"

НОД по подготовке и обучению детей подготовительной группы грамоте. Знакомство со звуком "Ы"  и буквой "Ы"....

Конспект по обучению грамоте

По программе  "Детство"...

конспект НОД Обучение грамоте

Обучение грамоте "Забавные буквы"...