Конспект образовательной деятельности "Знакомство с буквой и звуком Ш"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Асигритова Дарья Анатольевна

Данное занятие будет полезно педагогам , работающим по программе "Развитие" в подготовительной к школе группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_znakomstvo_s_bukvoy_sh.docx367.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности

«Буква Ш звук [ш]»

(занятие для детей подготовительной группы)

Цель: знакомство с буквой Ш .

         Задачи:

          1.           Познакомить детей с буквой Ш .    

           2.           Формировать умение произносить слова с  заданным звуком,

                        умение выделять нужный звук в словах.

          3.          Формировать умение устанавливать классификационные  

                       отношения между понятиями.

          4.          Формировать умение отвечать на вопросы по содержанию  

                       рассказа.

          5.          Закрепить умение проводить звуковой анализ слова.

          6.          Проверить умение детей делить слова на слоги и ставить      

                       ударение.

           7.           Развивать речь,  фонематический слух, логическое мышление,    

                         память, внимание, восприятие, мелкую моторику руки, умение  

                       разгадывать загадки.

          8.          Расширять и активизировать словарный запас детей.

          9.          Воспитывать аккуратность,  культуру общения.

Материал.  Демонстрационный: доска, мел, звуковые фишки, иллюстрация «На что похожа буква Ш», картинка с изображением шишек и  буквы Ш, рассказ «Кошка и мышка».

                  Раздаточный: картинки с изображением одежды, два обруча (синий, зеленый), тетради с вклеенной иллюстрацией шляпы и буквы Ш для раскрашивания и с образцом буквы Ш для прописывания, цветные карандаши.

Ход занятия

Этапы,

Виды

работ

Содержание занятия

Примечание

1.

2.

3.

а)

б)

в)

г)

д)

е)

ж)

з)

и)

к)

л)

3.

Организационный момент.

Сообщение темы

- Отгадайте  загадку:

      На высоких стройных ёлках

Дружно прячутся в иголках.

Любят белочка и клёст

Ими лакомиться.

Прост мой вопрос для вас, детишки:

- Что ж едят они все?

 (Шишки)

- Ребята, что такое шишки?

(Плод хвойных и некоторых других растений округлой или овальной формы, покрытый чешуйками)

Основная часть занятия.

Звуковой анализ слова «шишки»

- Ребята, сколько звуков в слове «шишки»?

(В слове «шишки» пять звуков)

- Давайте разберем слово «шишки»

 ш  и   ш    к   и

- Сколько слогов в слове «шишки»?

(В слове «шишки» два слога)

- Как определили7

(Сколько в слове гласных, столько и слогов. В данном слове два гласных звука, значит и два слога)

-Разделите слово «шишки» на слоги

 ш   и   ш   к    и

- Назовите первый слог.

(шиш-)

- Из скольки звуков состоит  первый слог?

(Первый слог состоит из трех звуков)

- Назовите второй слог.

(-ки)

- Из скольки звуков состоит  второй слог?

(Второй слог состоит из двух звуков)

- Определите ударный  и безударный звуки в слове «шишки».

(В слове «шишки» ударным является первый гласный звук  [и], а безударным – второй гласный звук [и])

- Как определили?

(Для того, чтобы определить ударный звук в слове, необходимо позвать данное слово)

- Поставьте ударение.

 ш   и   ш   к    и

- Назовите твердые согласные звуки в слове «шишки».

( [ш] )

Фонематическая зарядка.

- Как шипит змея?

(Ш-ш-ш..)

- Как шипит гусь?

(Ш-ш-ш..)

На что похожа буква Ш.

- Посмотрите на иллюстрацию и послушайте стишок:

F:\Фото\662974-8aaef2afd9bce30a-2.jpg

    На что похожа буква Ш?  

   На зубья этого ковша.

- Повторите какой буквой обозначается звук [ш]?

(Буквой Ш)

Знакомство с буквой Ш.

- Ребята, посмотрите иллюстрацию и скажите какая буква Ш?

F:\Фото\20131121_125100-1.jpg

- Из скольки элементов состоит данная буква?

- Что изображено на иллюстрации?

(шишки)

- Как вы думаете почему?

(Потому что начинаются на букву Ш [ш] )

- Рассмотрите еще раз иллюстрацию и скажите какие шишки на ней изображены?

(Еловые)

Игра «Кто внимательный?»

- Рассмотрите картинки.

C:\Users\len\Downloads\261212neigri51_1.jpgC:\Users\len\Downloads\4E260F7BB44E402DA59D6F4002713AC8.jpgC:\Users\len\Downloads\Shubka1.jpgC:\Users\len\Downloads\1a1db720a8061145ee9dd6fe9f0632ab_large.jpgC:\Users\len\Downloads\674-228x228.jpgC:\Users\len\Downloads\063fcf3823e8074ca3108d46c1420a18.jpg

- Перечислите, что изображено на каждой из предложенных картинок?

(Штаны, рубашка, шуба, шорты, шапка, шляпа)

- Найдите и назовите одинаковый звук в словах.

( [ш] )

Игра с мячом  «Назовите слова со звуком [ш]»

- Ребята, я каждому из вас буду кидать мяч, ваша задача вернуть мне мяч обратно и произнести при этом любое слово, которое начинается на звук [ш].

- Кто был самым внимательным и обратил внимание как произносится звук [ш] во всех словах?

(Твердо)

- Какой вывод мы можем с вами сделать, какой это звук?

(всегда твердый)

- Верно. Запомните, ребята, звук [ш] – всегда твердый.

Подготовка руки к письму.

Пальчиковая гимнастика.

Слова

Движения

Сидит белка на тележке,

Пальчики сжаты в кулачки, ударяем кулак о кулак

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Разгибаем большой пальчик

Воробью, синичке,

Разгибаем указательный и средний пальчики

Мишке толстопятому

Разгибаем безымянный пальчик

И заиньке усатому.

Разгибаем мизинчик

Работа в тетрадях.

Раскрашивание буквы Ш

- Откройте тетради и рассмотрите иллюстрацию.

F:\Фото\20131121_125951.jpg

- Что на ней изображено?

(Буква Ш и шляпа)

- Подумайте почему  на картинке изображена шляпа?

(Потому что начинается на букву Ш [ш] )

- Что такое шляпа?

(Головной убор)

- Совершенно верно. Ребята, а каким цветом мы выделяем твердые согласные звуки?

(Синим)

- Ваша задача, раскрасить букву Ш на первом плане, а шляпу на втором.

- Каким цветом раскрасите букву Ш?

(Синим)

- А шляпу?

(Любым)

- Давайте вспомним правила раскрашивания.

(Не давить на карандаш, не выходить за пределы рисунка, раскрашивать без пробелов)

- Сядьте удобно, спинки выпрямите. Приступайте к работе.

Упражнение  «Классификация предметов»

- Итак, рассмотрите еще раз  картинки и разделите их на две  группы.

C:\Users\len\Downloads\261212neigri51_1.jpgC:\Users\len\Downloads\4E260F7BB44E402DA59D6F4002713AC8.jpgC:\Users\len\Downloads\Shubka1.jpgC:\Users\len\Downloads\1a1db720a8061145ee9dd6fe9f0632ab_large.jpgC:\Users\len\Downloads\674-228x228.jpgC:\Users\len\Downloads\063fcf3823e8074ca3108d46c1420a18.jpg

- В  синий обруч - разместите  картинки, которые вы бы отнесли к первой группе, а в зеленый обруч - расположите картинки, которые вы бы отнесли во вторую группу и объясните свой выбор.

        

-Объясните, по какому признаку вы разделили картинки на две группы?

(В синий обруч отнесли теплую одежду, в зеленый обруч отнесли легкую одежду)

- А можно ли их объединить в одну группу, т.е. назвать их одним словом?

(Можно. Это одежда)

Прописывание буквы Ш

- Откройте тетради. Посмотрите на  образец и обратите внимание как правильно пишется буква Ш.

- Почему она записана синим цветом?

(Потому что звук [ш] всегда твердый согласный, а твердые согласные нужно выделять синим цветом)

- Верно. Допишите не достающий элемент у буквы Ш изображенной в тетради и пропишите ее до конца строки через клетку .

Ш            

Чтение рассказа «Кошка и мышка»

- Послушайте внимательно рассказ:

«Ушли все из дома. Осталась одна кошка. Села кошка на окошко. Вышла из норки мышка. Кошка не видит мышку. Мышка не видит кошку. Пошла мышка на кухню. Нашла крошки от пышки. Поела мышка крошки. Потом мышка увидела кружку. Кружка накрыта крышкой. Толкнула мышка крышку. Крышка упала. Кошка почуяла мышку и прыгнула с окошка. Побежала мышка. Кошка за ней, но не догнала».

- О ком говорится в рассказе?

(О кошке и мышке)

- Куда села кошка?

(На окошко)

- От куда вышла мышка?

(Из норки)

- Куда пошла мышка?

(На кухню)

- Что нашла мышка?

(Крошки от пышки)

- В какой момент почуяла кошка мышку?

(Когда мышка толкнула крышку, которой была накрыта кружка)

- Что случилось с мышкой?

(Мышка убежала от кошки)

- Ребята, назовите слова со звуком [ш], которые

встретились вам в рассказе.

(Кошка, мышка, окошко, крошки, пышка, крышка и т.д.)

Итог занятия.

- С какой буквой и звуком познакомились?

(С буквой Ш звуком [ш] )

- Что мы узнали об этом звуке?

(Что звук [ш] всегда твердый)

- Дети сидят на ковре

-Дети сели за столы

-Дети сели на ковер

 

-Дети сели за столы

-Дети сидят на ковре

-Дети встали в круг  на ковре.

-Дети сидят за столом

-Дети сидят на ковре

-Дети сидят за столом

-Дети сидят на ковре

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуальной непосредственно образовательной деятельности по постановки звука (Р) образовательные области "Коммуникация" "Здоровье"

Проводится работа с ребёнком "Постановка звука (р)"  Используются разные приёмы: показ, повтор, разучивание правильной артикуляции....

Конспект образовательной деятельности в средней группе с применением ЭОР образовательная область «Речевое развитие» тема занятия «Волшебный лес звуков"

Конспект образовательной деятельности в средней  группе с применением ЭОР тема занятия «Волшебный лес звуков"Конспект составлен воспитателем: Волковой Е.Ю.Задачи:Образовательная область: «Речевое...

Конспект образовательной деятельности на тему:" Звуки Ч, Щ. Буквы." ( в подготовительной логопедической группе) .

Занятие было  проведено в  подготовительной логопедической группе. Основная цель занятия: использование  игровых приёмов в работе над развитием слухового восприятия, навыков звуко...

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Образовательная область: речевое развитие (подготовка к обучению грамоте). Тема: "Звуки и буквы [К] — [Г]"

Закрепление в самостоятельной деятельности умения дифференцировать звуки [К] — [Г]», проводить  звукобуквенный анализ обратных и прямых слогов, слова «гуси»...

Конспект образовательной деятельности по теме "Звук и буква Д"

Цель: Знакомство со звуком и буквой ДЗадачи: • познакомить детей с согласным звонким звуком [Д] и его графическим обозначением; повторить звуковой анализ слов: ДОМ, ДЫМ, ДУШ; уметь находить букву...

Конспект образовательной деятельности по теме "Звук [Б] и [Б’]"

Цель: Знакомство со звуком [Б] и [Б’]Задачи: повторить согласный звук [Б], показать, что звук бывает твердый и мягкий, повторить графическое обозначение звука, закреплять умение соединять звуки...