Конспект образовательной деятельности на тему:" Звуки Ч, Щ. Буквы." ( в подготовительной логопедической группе) .
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Шабанова Ирина Олеговна

 Занятие было  проведено в  подготовительной логопедической группе. Основная цель занятия: использование  игровых приёмов в работе над развитием слухового восприятия, навыков звукового анализа, над  формированием лексико - грамматических категорий. 

Занятие началось с приветствия. Затем выполнили комплекс дыхательной гимнастики. Игра  " Наоборот" проводилась на закрепление  употребления глаголов- антонимов. Затем  вспомнили  характеристику звуков Ч, Щ, чем они похожи. Дети запомнили, что эти звуки всегда мягкие и их обозначаем зелёным цветом. Но эти звуки ещё и отличаются. Поэтому следующей прошла игра " Будь внимательным" , Дети слушали слова со звуками Ч,Щ и выполняли разные движения. Игра " Подарки для Чиполино и Щенка" прошла на дифференциацию звуков Ч, Щ. Д/ игра  " Едем в гости к букве"  прошла на закрепление  навыков прямых и обратных слогов. После  дети должны были прочитать слова , не читая 1- ый слог ( 1-ую букву), чтобы получилось новое слово.  Затем ребята упражнялись в игре " Цепочка звуков" ( называя картинку, ребёнок выделяет 1- ый звук,складывает полученные буквы в слова и получает слова и предложение. Получилось: СКОРО В ШКОЛУ, Это предложение мы произносили, используя разные интонационные конструкции: Спокойно, радостно и вопросительно. Детям было интересно в следующей игре тоже. Слово ИГРУШКА рассыпалось, инеобходимо было составить новые слова. Дети справились. Дети вспомнили про время года -ВЕСНУ. Рассказали , что в природе всё оживает, просыпается, оживает, В это время года можно увидеть на полянке кузнечика, жука, стрекозу, божью коровку.....( употребление существительных в форме винительного падежа ед числа). Затем с удовольствием превратились в стрекозу и выполнили соответствующие движения. Д/ игра  " Один - много" была проведена на закрепление  в словообразовании существительных в форме род. падежа множ числа ( с мячом). А затем дети  с помощью волшебных палочек складывали насекомых, которых увидели на весенней полянке. Составили про насекомых предложения и улеглись отдыхать на полянке ( Релаксация). Путешествие на этом закончилось.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_ch-shch._igry_.docx36.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звуки  Ч и Щ. Буквы.

 Цель:  - использование игровых приёмов в работе над развитием  фонематического восприятия, навыков звукового анализа, над формированием лексико-грамматических понятий.

Задачи:  - чёткое произношение  звуков  Ч,Щ  в словах и предложениях;

                - дифференциация звуков Ч, Щ ;

            - развитие слухового восприятия ;

              -закрепление  навыков звукового анализа и синтеза;

            - закрепления навыков  чтения  слогов, слов;

            - профилактика  дислексии и дисграфии;

            - закрепление употребления глаголов – антонимов;

            - употребление  существительных в форме винительного падежа ед.              

             числа, родит. падежа ед. и множ. числа;

            - развитие общего внимания, памяти;

            -работа над интонацией;

            - работа над предложением, умением строить простые, распростра-

             нённые предложения;

            - работа  над координацией речи и движений;

            - развитие тонкой моторики4

            - закреплять умение расслабляться.

Оборудование:

            предметные картинки со звуками Ч, Щ , наборы для звукового анализа и синтеза,     панно для чтения слогов,  таблица  для чтения слов, счётные палочки, мяч,  предметные картинки  Чиполино, Щенок,  предметные картинки для составления  предложения, диски  с музыкой для релаксации.


1.Орг. момент. Приветствие.

Логопед:  Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуйте!

Логопед: Дети, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся.

Логопед и дети:  Здравствуйте!

2.Дыхательная гимнастика.

Логопед: Сделаем дыхательную гимнастику.

а) упражнение « Мячи».

На вдох – надуть животик « мячик»,

На выдох – сдуть животик  «мячик. (Повторить упражнение 3 раза.)

б) упражнение «одуванчик».

Держать в руке воображаемый  «одуванчик» и дуть на него: ф-ф-ф-…

в) Пение гласных звуков на одном выдохе: уаи,  аиу, уаиоэ.

г) Произнести скороговорки на одном выдохе:

« Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая».

«Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока».

Логопед: Молодцы, дети!

3. Игра « Наоборот». (Закрепление употребления глаголов - антонимов.)

Логопед: Дети, на стульчик сядет тот, кто скажет слово наоборот.

Стоять – лежать,        молодеть – стареть,

Белеть – чернеть,        взлетать – приземляться,

Работать – отдыхать,        садиться – вставать,

Трудиться – лениться,        злиться – добреть,

Темнеть – светлеть,        болеть – здороветь,

Идти – стоять,        входить – выходить,

Засыпать – оживать,        открыть – закрыть.

            пробуждаться,

4.Повторение. Звуки Ч и Щ.

Логопед: Дети, мы проходим звуки Ч и Щ. Скажите какие это звуки?

Дети: Эти звуки согласные.

Логопед: Чем похожи эти звуки?

Дети: Звуки Ч и Щ – согласные , их нельзя петь и тянуть.

Звуки Ч, Щ – согласные, всегда мягкие, глухие.

Логопед: Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки?

Дети: Согласные мягкие звуки мы обозначаем  зелёным цветом.

Логопед: Каким цветом мы обозначаем согласные твёрдые звуки?

Дети: Согласные твёрдые звуки мы обозначаем  синим цветом.

Логопед: А чем отличаются звуки Ч, Щ?

Дети: Звуки Ч и Щ мы  по – разному произносим, по – разному слышим.

Логопед: Молодцы!

Дети, вы любите играть?

Дети: Да.

5. Игра  «Будь внимательным» ( на развитие слухового  восприятия, внимания).

 Логопед: Давайте поиграем. Я буду называть слова со звуками Ч и Щ, а вы будете внимательно слушать и выполнять движения. На звук Ч – надо хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть, а на звук Щ – надо присесть.

Логопед называет слова, а дети выполняют соответствующие движения.

(Час, щавель, чайник, вещь, туча, щётка, щенок, очки, лещ, ночь, щука, овощ, чайник, щи, вещи, печка, ученик).

Логопед: Молодцы, ребята!

6. Дифференциация звуков Ч - Щ. Работа с картинками. Игра « Подарки для  Чиполино и Щенка».

Логопед: Ребята, вы знаете, у  меня произошла беда. Пока мы с вами играли, подул весенний ветерок и перепутал все картинки, я теперь не знаю, в названии каких картинок есть звук Ч, в названии каких картинок звук Щ. Помогите мне, пожалуйста. Ведь эти картинки - подарки нужно передать Чиполино и Щенку, они очень ждут эти подарки.  

(Дети получают картинки, затем расставляют их на две линейки для Чиполино  со звуком Ч, для Щенка – со звуком Щ.)

Ребёнок: Я подарю Чиполино часы, потому что в слове часы звук Ч.

Ребёнок: Я подарю Щенку Щётку, потому что в слове щётка  есть звук Щи т. д.

Логопед: Молодцы!

7.Игра « Едем в гости к букве». (На закрепление  навыков чтения  обратных и прямых слогов).

Логопед: Дети, вы скоро пойдёте в школу. Вы многому научились в детском саду. Давайте покажем и расскажем об этом гостям, Чиполино и Щенку.

Отправляемся в гости к букве Ч, (Щ).

Дети следят за указкой  и читают обратные и прямые слоги.

         а        а        а        а

        о        ч        о        о        щ        о

         у        у        у        у

и        и        и        и

8.Игра « Прочитайте слова, не читая  1-ый слог». ( На закрепление навыков  чтения слов, не читая 1-ый слог или 1 – ую букву). Работа по таблице.

 Логопед: Дети,  а теперь  прочитайте слова, не читая 1 – ый слог.(1-ую букву). Будьте внимательными.

бабочка        веточка        уточка

удочка        радуга        обложка

почки         дудочка        пушки

вещи        лоточки       лукошки

9.Игра « Цепочка звуков». ( На закрепление навыков звукового анализа и синтеза). Работа над интонацией.

Логопед: Дети, давайте сейчас поиграем в игру « Цепочка звуков». Посмотри- те на  картинки, выделите 1-ый звук и составьте слова, из слов составьте предложение.

собака        шарик

карандаш        ворона        капуста

ослик        обруч

рак        ландыш

обувь        утёнок

           Скоро в школу.

Логопед: Прочитайте предложение спокойно.

        Что поставим в конце предложения?

Дети: Точку. ( Показывают кулачком  жест - знак точки).

Логопед: Прочитайте с вопросом.

        Что поставим в конце предложения?

Дети: Вопросительный знак. Скоро в школу? (Показывают руками жест - ?).  

Логопед: Прочитайте радостно!

Что поставим в конце предложения?

Дети: Восклицательный знак, знак радости!  Скоро в школу! ( Показывают руками жест - !).

Логопед: Молодцы!

10.Звуковой анализ и синтез слов.

Логопед: Дети, вас ждёт ещё игра. Перед вами - картинки и схема слова. Сначала составьте схему слова. Затем найдите слова – картинки, схема которых подходит к данной схеме:

        о о о о о о        о о о о

ГИТАРА        РАДУГА        ПАПА              ЧАСЫ

БОЧКА        ЩУКА        ОВОЩИ         ТУЧА

11.Игра « Слово рассыпалось». Закрепление навыков  звуко - слогового анализа и синтеза, навыков  чтения слов.

Логопед: Давайте прочитаем с вами слово, которое спряталось.

Дети и Логопед читают: ИГРУШКА.

Логопед: Дети, а что такое игрушка?

Дети: Игрушка – это то, чем мы играем.

Логопед: Правильно,  с игрушками вы любите играть. Дети,  буквы, как и вы, любят играть, и  бывают иногда непослушными. Иногда буквы меняются местами, и тогда получаются новые слова.  Вам надо собрать, составить новые слова из букв этого слова.

( Дети составляют новые слова и называют, затем  Логопед открывает слова и дети читают.)

Логопед: Ребята, прочитайте слова, которые получились у меня.

                                           ИГРУШКА

ИГРА        КАШИ        РУКА                 КРУГ

ГРУША        КИРА        РУКИ         ШАР

ИРА        ШУРА        ГРУШИ      ШАРИК

Логопед: Молодцы!

 12.Игра « Назови насекомое». (  Употребление  существительных в форме винительного падежа).

Логопед: Дети, какое сейчас на дворе  время года?

Дети: Сейчас на дворе весна.

Логопед: Весной природа  оживает, просыпается, пробуждается. Просыпаются и насекомые. Каких  насекомых вы знаете?

Дети: Жука, кузнечика, божью коровку, стрекозу, бабочку…

13. Физ. минутка. Работа над координацией речи и движений.

( Дети и Логопед произносят текст и выполняют соответствующие движения).

«Вот какая стрекоза,

Очень круглые глаза.

Вертится как вертолёт,

Вправо, влево, взад, вперёд.

Поднимайте плечики,

Прыгайте, кузнечики.

Прыг – скок, прыг – скок!

Сели, сели, травушку покушали,

Тишину послушали.

Выше, выше, высоко,

Прыгать на носках легко».

14.Игра « Один – много» с мячом.  ( Упражнение на словообразование существительных в форме родительного падежа множественного числа).

Бабочка – много бабочек,        гусеница – много гусениц,

Жук – много жуков,        стрекоза – много стрекоз,

Кузнечик – много кузнечиков,        божья коровка – много божьих коровок,

Муравей – много муравьёв,        майский жук…

15.Игры на развитие памяти, внимания. ( Употребление существительных в форме родительного и винительного падежа ед. числа).

« Кого не хватает? Кого не стало?»

( Выставляются 8 картинок  с насекомыми).

Дети: Не стало кузнечика. ( Не хватает жука, стрекозы…)

« Кого я добавила?»

Дети: Вы добавили кузнечика. ( Жука, стрекозу…)

16.Работа над развитием тонкой моторики. Выкладывание фигурок насекомых  из палочек и кружков. Игра « Сложи насекомое».

 Логопед: Дети, представьте, что  вы увидели насекомых на весенней полянке. Сложите их из палочек и кружков.

( Звучит спокойная музыка, дети выкладывают насекомых).

17. Работа над предложением. ( Составление простых, распространенных предложений с прилагательными и  словом много – употребление  существительных и прилагательных в форме родит. падежа множественного  числа ).

Логопед:  Молодцы! А сейчас составьте предложения про своих насекомых со словами признаками и словом много. На поляне летает много красивых бабочек.

Дети: На поляне порхает много красивых бабочек.

На ветке   берёзы сидит много майских жуков.

 В траве стрекочет много зелёных кузнечиков.

Над прудом летает много голубых стрекоз.

В траве  ползает много мохнатых гусениц…

18. Релаксация.

Логопед:  А сейчас мы с вами отправимся на весеннюю полянку и отдохнём. Лягте на спину, закройте глаза, руки и ноги расслабьте. ( Звучит спокойная расслабляющая музыка).

19. Итог занятия.

Логопед: Дети, вы сегодня  - молодцы! Большое всем спасибо! Давайте попрощаемся с гостями. До свидания!

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по формированию произношения и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ФФН по лексической теме «В гостях у Золушки»

Направление: Речевое развитие Тема занятия: «Звук Л». Лексическая тема: «В гостях у Золушки». Занятие проводится  с детьми старшей логопедической группы с ф...

Конспект образовательной деятельности на тему: " В гостях у Колобка" в старшей логопедической группе ( открытое занятие для родителей и воспитателей

Занятие проводилось  в старшей логопедической группе .Цель:- активизировать знания детей по лексической теме " Посуда. Продукты питания"; развивать связную речь детей.В  начале зан...

Организованная образовательная деятельность на тему: «Звук и буква Вв» в подготовительной к школе группе

Основная образовательная область: речевое развитие.Интеграция: социально-коммуникативное развитие.Задачи:Образовательные:-Познакомить детей  с буквой [В]  как письменным обозначением звука [...

Конспект образовательной деятельности по теме "Звук и буква Д"

Цель: Знакомство со звуком и буквой ДЗадачи: • познакомить детей с согласным звонким звуком [Д] и его графическим обозначением; повторить звуковой анализ слов: ДОМ, ДЫМ, ДУШ; уметь находить букву...

Конспект образовательной деятельности по теме "Звук [Б] и [Б’]"

Цель: Знакомство со звуком [Б] и [Б’]Задачи: повторить согласный звук [Б], показать, что звук бывает твердый и мягкий, повторить графическое обозначение звука, закреплять умение соединять звуки...

Конспект образовательной деятельности по теме "Звук и буква Ж"

Цель: Знакомство со звуком [Ж] и его графическим обозначениемЗадачи:• познакомить с согласным звуком [Ж] и его графическим обозначением, закреплять умение определять звук в словах.• активизи...

Конспект образовательной деятельности «Ситуация общения» на тему «Дружные ребята» в старшей логопедической группе

Конспект образовательной деятельности«Ситуация общения»на тему «Дружные ребята»в старшей логопедической группе...