Конспект образовательной деятельности на тему:" Звуки Ч, Щ. Буквы." ( в подготовительной логопедической группе) .
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Занятие было проведено в подготовительной логопедической группе. Основная цель занятия: использование игровых приёмов в работе над развитием слухового восприятия, навыков звукового анализа, над формированием лексико - грамматических категорий.
Занятие началось с приветствия. Затем выполнили комплекс дыхательной гимнастики. Игра " Наоборот" проводилась на закрепление употребления глаголов- антонимов. Затем вспомнили характеристику звуков Ч, Щ, чем они похожи. Дети запомнили, что эти звуки всегда мягкие и их обозначаем зелёным цветом. Но эти звуки ещё и отличаются. Поэтому следующей прошла игра " Будь внимательным" , Дети слушали слова со звуками Ч,Щ и выполняли разные движения. Игра " Подарки для Чиполино и Щенка" прошла на дифференциацию звуков Ч, Щ. Д/ игра " Едем в гости к букве" прошла на закрепление навыков прямых и обратных слогов. После дети должны были прочитать слова , не читая 1- ый слог ( 1-ую букву), чтобы получилось новое слово. Затем ребята упражнялись в игре " Цепочка звуков" ( называя картинку, ребёнок выделяет 1- ый звук,складывает полученные буквы в слова и получает слова и предложение. Получилось: СКОРО В ШКОЛУ, Это предложение мы произносили, используя разные интонационные конструкции: Спокойно, радостно и вопросительно. Детям было интересно в следующей игре тоже. Слово ИГРУШКА рассыпалось, инеобходимо было составить новые слова. Дети справились. Дети вспомнили про время года -ВЕСНУ. Рассказали , что в природе всё оживает, просыпается, оживает, В это время года можно увидеть на полянке кузнечика, жука, стрекозу, божью коровку.....( употребление существительных в форме винительного падежа ед числа). Затем с удовольствием превратились в стрекозу и выполнили соответствующие движения. Д/ игра " Один - много" была проведена на закрепление в словообразовании существительных в форме род. падежа множ числа ( с мячом). А затем дети с помощью волшебных палочек складывали насекомых, которых увидели на весенней полянке. Составили про насекомых предложения и улеглись отдыхать на полянке ( Релаксация). Путешествие на этом закончилось.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_ch-shch._igry_.docx | 36.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звуки Ч и Щ. Буквы.
Цель: - использование игровых приёмов в работе над развитием фонематического восприятия, навыков звукового анализа, над формированием лексико-грамматических понятий.
Задачи: - чёткое произношение звуков Ч,Щ в словах и предложениях;
- дифференциация звуков Ч, Щ ;
- развитие слухового восприятия ;
-закрепление навыков звукового анализа и синтеза;
- закрепления навыков чтения слогов, слов;
- профилактика дислексии и дисграфии;
- закрепление употребления глаголов – антонимов;
- употребление существительных в форме винительного падежа ед.
числа, родит. падежа ед. и множ. числа;
- развитие общего внимания, памяти;
-работа над интонацией;
- работа над предложением, умением строить простые, распростра-
нённые предложения;
- работа над координацией речи и движений;
- развитие тонкой моторики4
- закреплять умение расслабляться.
Оборудование:
предметные картинки со звуками Ч, Щ , наборы для звукового анализа и синтеза, панно для чтения слогов, таблица для чтения слов, счётные палочки, мяч, предметные картинки Чиполино, Щенок, предметные картинки для составления предложения, диски с музыкой для релаксации.
1.Орг. момент. Приветствие.
Логопед: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Логопед: Дети, у нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся.
Логопед и дети: Здравствуйте!
2.Дыхательная гимнастика.
Логопед: Сделаем дыхательную гимнастику.
а) упражнение « Мячи».
На вдох – надуть животик « мячик»,
На выдох – сдуть животик «мячик. (Повторить упражнение 3 раза.)
б) упражнение «одуванчик».
Держать в руке воображаемый «одуванчик» и дуть на него: ф-ф-ф-…
в) Пение гласных звуков на одном выдохе: уаи, аиу, уаиоэ.
г) Произнести скороговорки на одном выдохе:
« Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая».
«Щёткой чищу я щенка, щекочу ему бока».
Логопед: Молодцы, дети!
3. Игра « Наоборот». (Закрепление употребления глаголов - антонимов.)
Логопед: Дети, на стульчик сядет тот, кто скажет слово наоборот.
Стоять – лежать, молодеть – стареть,
Белеть – чернеть, взлетать – приземляться,
Работать – отдыхать, садиться – вставать,
Трудиться – лениться, злиться – добреть,
Темнеть – светлеть, болеть – здороветь,
Идти – стоять, входить – выходить,
Засыпать – оживать, открыть – закрыть.
пробуждаться,
4.Повторение. Звуки Ч и Щ.
Логопед: Дети, мы проходим звуки Ч и Щ. Скажите какие это звуки?
Дети: Эти звуки согласные.
Логопед: Чем похожи эти звуки?
Дети: Звуки Ч и Щ – согласные , их нельзя петь и тянуть.
Звуки Ч, Щ – согласные, всегда мягкие, глухие.
Логопед: Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки?
Дети: Согласные мягкие звуки мы обозначаем зелёным цветом.
Логопед: Каким цветом мы обозначаем согласные твёрдые звуки?
Дети: Согласные твёрдые звуки мы обозначаем синим цветом.
Логопед: А чем отличаются звуки Ч, Щ?
Дети: Звуки Ч и Щ мы по – разному произносим, по – разному слышим.
Логопед: Молодцы!
Дети, вы любите играть?
Дети: Да.
5. Игра «Будь внимательным» ( на развитие слухового восприятия, внимания).
Логопед: Давайте поиграем. Я буду называть слова со звуками Ч и Щ, а вы будете внимательно слушать и выполнять движения. На звук Ч – надо хлопнуть в ладоши и подпрыгнуть, а на звук Щ – надо присесть.
Логопед называет слова, а дети выполняют соответствующие движения.
(Час, щавель, чайник, вещь, туча, щётка, щенок, очки, лещ, ночь, щука, овощ, чайник, щи, вещи, печка, ученик).
Логопед: Молодцы, ребята!
6. Дифференциация звуков Ч - Щ. Работа с картинками. Игра « Подарки для Чиполино и Щенка».
Логопед: Ребята, вы знаете, у меня произошла беда. Пока мы с вами играли, подул весенний ветерок и перепутал все картинки, я теперь не знаю, в названии каких картинок есть звук Ч, в названии каких картинок звук Щ. Помогите мне, пожалуйста. Ведь эти картинки - подарки нужно передать Чиполино и Щенку, они очень ждут эти подарки.
(Дети получают картинки, затем расставляют их на две линейки для Чиполино со звуком Ч, для Щенка – со звуком Щ.)
Ребёнок: Я подарю Чиполино часы, потому что в слове часы звук Ч.
Ребёнок: Я подарю Щенку Щётку, потому что в слове щётка есть звук Щи т. д.
Логопед: Молодцы!
7.Игра « Едем в гости к букве». (На закрепление навыков чтения обратных и прямых слогов).
Логопед: Дети, вы скоро пойдёте в школу. Вы многому научились в детском саду. Давайте покажем и расскажем об этом гостям, Чиполино и Щенку.
Отправляемся в гости к букве Ч, (Щ).
Дети следят за указкой и читают обратные и прямые слоги.
а а а а
о ч о о щ о
у у у у
и и и и
8.Игра « Прочитайте слова, не читая 1-ый слог». ( На закрепление навыков чтения слов, не читая 1-ый слог или 1 – ую букву). Работа по таблице.
Логопед: Дети, а теперь прочитайте слова, не читая 1 – ый слог.(1-ую букву). Будьте внимательными.
бабочка веточка уточка
удочка радуга обложка
почки дудочка пушки
вещи лоточки лукошки
9.Игра « Цепочка звуков». ( На закрепление навыков звукового анализа и синтеза). Работа над интонацией.
Логопед: Дети, давайте сейчас поиграем в игру « Цепочка звуков». Посмотри- те на картинки, выделите 1-ый звук и составьте слова, из слов составьте предложение.
собака шарик
карандаш ворона капуста
ослик обруч
рак ландыш
обувь утёнок
Скоро в школу.
Логопед: Прочитайте предложение спокойно.
Что поставим в конце предложения?
Дети: Точку. ( Показывают кулачком жест - знак точки).
Логопед: Прочитайте с вопросом.
Что поставим в конце предложения?
Дети: Вопросительный знак. Скоро в школу? (Показывают руками жест - ?).
Логопед: Прочитайте радостно!
Что поставим в конце предложения?
Дети: Восклицательный знак, знак радости! Скоро в школу! ( Показывают руками жест - !).
Логопед: Молодцы!
10.Звуковой анализ и синтез слов.
Логопед: Дети, вас ждёт ещё игра. Перед вами - картинки и схема слова. Сначала составьте схему слова. Затем найдите слова – картинки, схема которых подходит к данной схеме:
о о о о о о о о о о
ГИТАРА РАДУГА ПАПА ЧАСЫ
БОЧКА ЩУКА ОВОЩИ ТУЧА
11.Игра « Слово рассыпалось». Закрепление навыков звуко - слогового анализа и синтеза, навыков чтения слов.
Логопед: Давайте прочитаем с вами слово, которое спряталось.
Дети и Логопед читают: ИГРУШКА.
Логопед: Дети, а что такое игрушка?
Дети: Игрушка – это то, чем мы играем.
Логопед: Правильно, с игрушками вы любите играть. Дети, буквы, как и вы, любят играть, и бывают иногда непослушными. Иногда буквы меняются местами, и тогда получаются новые слова. Вам надо собрать, составить новые слова из букв этого слова.
( Дети составляют новые слова и называют, затем Логопед открывает слова и дети читают.)
Логопед: Ребята, прочитайте слова, которые получились у меня.
ИГРУШКА
ИГРА КАШИ РУКА КРУГ
ГРУША КИРА РУКИ ШАР
ИРА ШУРА ГРУШИ ШАРИК
Логопед: Молодцы!
12.Игра « Назови насекомое». ( Употребление существительных в форме винительного падежа).
Логопед: Дети, какое сейчас на дворе время года?
Дети: Сейчас на дворе весна.
Логопед: Весной природа оживает, просыпается, пробуждается. Просыпаются и насекомые. Каких насекомых вы знаете?
Дети: Жука, кузнечика, божью коровку, стрекозу, бабочку…
13. Физ. минутка. Работа над координацией речи и движений.
( Дети и Логопед произносят текст и выполняют соответствующие движения).
«Вот какая стрекоза,
Очень круглые глаза.
Вертится как вертолёт,
Вправо, влево, взад, вперёд.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики.
Прыг – скок, прыг – скок!
Сели, сели, травушку покушали,
Тишину послушали.
Выше, выше, высоко,
Прыгать на носках легко».
14.Игра « Один – много» с мячом. ( Упражнение на словообразование существительных в форме родительного падежа множественного числа).
Бабочка – много бабочек, гусеница – много гусениц,
Жук – много жуков, стрекоза – много стрекоз,
Кузнечик – много кузнечиков, божья коровка – много божьих коровок,
Муравей – много муравьёв, майский жук…
15.Игры на развитие памяти, внимания. ( Употребление существительных в форме родительного и винительного падежа ед. числа).
« Кого не хватает? Кого не стало?»
( Выставляются 8 картинок с насекомыми).
Дети: Не стало кузнечика. ( Не хватает жука, стрекозы…)
« Кого я добавила?»
Дети: Вы добавили кузнечика. ( Жука, стрекозу…)
16.Работа над развитием тонкой моторики. Выкладывание фигурок насекомых из палочек и кружков. Игра « Сложи насекомое».
Логопед: Дети, представьте, что вы увидели насекомых на весенней полянке. Сложите их из палочек и кружков.
( Звучит спокойная музыка, дети выкладывают насекомых).
17. Работа над предложением. ( Составление простых, распространенных предложений с прилагательными и словом много – употребление существительных и прилагательных в форме родит. падежа множественного числа ).
Логопед: Молодцы! А сейчас составьте предложения про своих насекомых со словами признаками и словом много. На поляне летает много красивых бабочек.
Дети: На поляне порхает много красивых бабочек.
На ветке берёзы сидит много майских жуков.
В траве стрекочет много зелёных кузнечиков.
Над прудом летает много голубых стрекоз.
В траве ползает много мохнатых гусениц…
18. Релаксация.
Логопед: А сейчас мы с вами отправимся на весеннюю полянку и отдохнём. Лягте на спину, закройте глаза, руки и ноги расслабьте. ( Звучит спокойная расслабляющая музыка).
19. Итог занятия.
Логопед: Дети, вы сегодня - молодцы! Большое всем спасибо! Давайте попрощаемся с гостями. До свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по формированию произношения и развитию речи в старшей логопедической группе для детей с ФФН по лексической теме «В гостях у Золушки»
Направление: Речевое развитие Тема занятия: «Звук Л». Лексическая тема: «В гостях у Золушки». Занятие проводится с детьми старшей логопедической группы с ф...
Конспект образовательной деятельности на тему: " В гостях у Колобка" в старшей логопедической группе ( открытое занятие для родителей и воспитателей
Занятие проводилось в старшей логопедической группе .Цель:- активизировать знания детей по лексической теме " Посуда. Продукты питания"; развивать связную речь детей.В начале зан...
Организованная образовательная деятельность на тему: «Звук и буква Вв» в подготовительной к школе группе
Основная образовательная область: речевое развитие.Интеграция: социально-коммуникативное развитие.Задачи:Образовательные:-Познакомить детей с буквой [В] как письменным обозначением звука [...
Конспект образовательной деятельности по теме "Звук и буква Д"
Цель: Знакомство со звуком и буквой ДЗадачи: • познакомить детей с согласным звонким звуком [Д] и его графическим обозначением; повторить звуковой анализ слов: ДОМ, ДЫМ, ДУШ; уметь находить букву...
Конспект образовательной деятельности по теме "Звук [Б] и [Б’]"
Цель: Знакомство со звуком [Б] и [Б’]Задачи: повторить согласный звук [Б], показать, что звук бывает твердый и мягкий, повторить графическое обозначение звука, закреплять умение соединять звуки...
Конспект образовательной деятельности по теме "Звук и буква Ж"
Цель: Знакомство со звуком [Ж] и его графическим обозначениемЗадачи:• познакомить с согласным звуком [Ж] и его графическим обозначением, закреплять умение определять звук в словах.• активизи...
Конспект образовательной деятельности «Ситуация общения» на тему «Дружные ребята» в старшей логопедической группе
Конспект образовательной деятельности«Ситуация общения»на тему «Дружные ребята»в старшей логопедической группе...
- Мне нравится (1)