Конспект НОД по обучению грамоте"Морское путешествие". Подготовительная группа.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Андрианова Вера Анатольевна

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по обучению грамоте в подготовительной группе на тему: «Морское путешествие»

Цели:  

 образовательные – продолжить учить детей выделять звук в начале слова, учить различать твёрдые и мягкие звуки, составлять слова по первому звуку, обучать звуковому анализу,  закреплять умение детей определять количество слогов в слове, в придумывании предложений  и составлении схем, учить подбирать родственные слова.

развивающие - развивать навык чтения  односложных  слов, мышление, внимание, память;

воспитательные - создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе.

Предварительная работа: Беседа о водном транспорте, об обитателях рек и водоёмов.

Оборудование:  1. Рисунок кораблика,  название кораблика «Солнышко!»-- разрезать по одной букве,

 1. Пропуск -- карточки с картинками, буквы на столах  у детей,

 2. Лодка из бумаги. Тим и Том, спасательный круг, картинка с надписью SOS

 3. Таблицы «Пристани»

 4.  Картинки – кит и акула, коробочки для звукового анализа.

 5.  Рыбки со словами, удочка.  Два ведра—синее и зелёное.

 6.  Острова, и слова для деления на слоги

 7.  Колодец с ведром,  

                                               Ход занятия:

Оргмомент: Я предлагаю вам отправиться в путешествие.

- На чём можно путешествовать?

-Назовите водный транспорт.

Я предлагаю совершить путешествие на корабле                                      

  1.  Пропуск на корабль: Получите пропуск на корабль. Посмотрите на картинку, произнесите слово,  назовите  первый звук, найдите  соответствующую букву  на столе  и занимайте своё место. (Раздаю картинки, дети называют  первый звук, садятся на свои места)

Итак!  Все на своих местах. Готовы к путешествию? На нашем пути будет много трудностей. Но я уверена, что вы с ними справитесь.

Давайте я прочитаю вам название нашего корабля. Что такое! Все таблички с названием сорвал сильный ветер,  и их унесло в море.  Но мы не будем отчаиваться. Отправимся в путешествие, найдём все  таблички и вернём  называние нашему  кораблю.

    Фото1.   

                                                                     

2. Выход в море. Посмотрите  --лодка.  .  А кто в ней? (Дети отвечают Тим и Том.)  Тим и Том посылают нам сигнал SOS.  Что это значит? (дети отвечают)  Да, они терпят бедствие. Нужно им помочь! Поможем? Если вы справитесь с заданием, то спасёте Тима и Тома.   Фото2.

Задание: Я буду называть звук твёрдо, а вы называйте мягко. Отвечать будет тот, кому я брошу спасательный круг!

Р з н т в д к г л с . Молодцы! Вы спасли Тима и Тома, а они говорят вам слова благодарности и дарят первую  букву (С)

3. Пристани.  Определить первые  звуки  и прочитать слово .

 Фото 3.

— Наш корабль проплывает мимо пристани, давайте прочитаем, как называются пристани: Еще раз посмотрите на эти картинки, определите первый звук  и по и первым звукам сложите слово.    Что общего в названиях?  А вот здесь у пристани – наша буква (о)

4. Отгадайте загадку  и вы узнаете кто плывёт нам навстречу.  

Через море-океан

Плывет чудо-великан,

Фонтаны пускает.

Кто его узнает?  Кит.

Звуковой анализ слова:  

 Дети выполняют задание: характеризуют каждый звук слова и ставят к звуку звуковой символ.

-- Сколько звуков в слове ?

--Назовите 1-й звук,2-й,3-й. характеристика звуков.

 -- Сколько согласных?

-- Сколько гласных звуков в этом слове?

Загадка:

Серебристых рыбок стая промелькнула.

 А за ними мчится хищная

                                            (акула)  Звуковой анализ слова (самостоятельно)

--Сколько всего звуков?

-- Назовите 1-й звук,2-й,3-й, 4-й, 5-й. характеристика звуков.

-- Сколько согласных? Какой согласный звонкий?

-- Гласных?

 --Какой звук ударный?               У акулы   буква(л)

Фото 4.

Физкультминутка и гимнастика для глаз.

  Встал на мостик капитан,

Смотрит здесь, смотрит там.

То в бинокль, то в трубу —

Влево, вправо, за корму.

Сложите пальцы так, чтобы получились «окуляры» бинокля, и поднесите «бинокль» к глазам, Большие пальцы находятся снизу, кончики остальных пальцев прижаты к ним. Теперь один кулачок приставьте к другому так, чтобы получилась труба. Посмотрите в подзорную трубу. Второй глаз должен быть закрыт! Что вы видите? А я вижу косяк рыбы !!!! Предлагаю поймать по красивой рыбке!!!

5.Рыбалка.

 За бортом проплывает косяк рыбы, предлагаю  поймать по красивой рыбке. Каждый ребенок “ловит” рыбку, где с обратной стороны написаны слова.  Синее и зелёное ведро. Слова, в которых первый звук мягкий, кладём в зелёное ведро, слова в которых первый звук –твёрдый кладём в синее ведро.          А вот вместе с рыбками ещё одна наша буква (н)

Фото 5.

  Фото 6.

6. Таинственные  острова. Деление слов на слоги.

 На первом острове живут слова, состоящие из одного слога, на втором  - состоящие из двух слогов, на третьем - состоящие из трёх слогов . Жители этих островов тоже любят путешествовать.  А когда возвращаются из путешествия,  не могут разобраться, где их родной  остров.  Давай те поможем им разобраться. Мы прочитаем   слова. Определим  количество слогов:  море, катер,  вода,  пароход, водопад,  лодка, ледокол,  парус, теплоход , мель, маяк, шторм, порт.

Спросить смысл некоторых слов; первый слог, второй, ударный слог.                                                        За то,  что вы помогли жителям островов они дарят вам букву (ы)

Фото7

               

7. Колодец. 

На корабле кончилась вода, нужно набрать чистой воды из колодца. Дети опускают ведро в колодец и по мере продвижения ведра вниз, читают односложные слова, которые получились. Чтение односложных слов.

Кот, ком, мох, ток, сок.                   А на дне колодца ещё одна буква (ш)

Фото 8

                   

 Дыхательная гимнастика.

Итак, отправляемся в путь! Наш корабль не может двигаться вперёд--нет ветра. Давайте подуем на паруса.

8.Шторм.  На море поднялся ветер.  Сейчас начнётся шторм. Если мы справимся со следующим заданием, то шторм нам не страшен. Составление предложений и схем предложений.

Вспомним: -- Из чего состоит предложение?  

--Как пишутся слова в предложении?

  --С какой буквы начинается предложение?

 --Что ставится в конце предложения?

Посмотрите на картинку и придумайте предложение.

 Какое1-е, 2-е,  3-е слово в предложении?

-- Сколько слов в предложении?

--Составьте схему предложения.         Буква (К)

9. Страна родственных слов.

Какое слово лишнее.

---рана. ранил, раненый, рано

 --гора, горный, пригорок, горе

--поле, полевой, полюшко, полочка

--вода, водичка, водить, водяной

--гусь, гусята, гусеница, гусыня

--час, часок, часть, часовщик

-- нос, носильщик, носатый, носик

--печь, печурка, печать, печной.

-                Буква (О)

Вот мы с вами нашли все таблички с буквами. Как называется наш корабль?  (Дети читают)

 Фото9.

А теперь закройте глазки. 1, 2, 3,---и мы с вами вернулись в наш детский сад!

Итоги занятия:

--Где мы с вами побывали ?

--На чём плавали?

--Понравилось вам путешествие?

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы "Африканский сюрприз"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием занимательного материала....

Конспекты занятий по обучению грамоте для детей подготовительной группы.

Учимся играяОбучение грамоте, 6-7летМногие современные родители хотят, чтобы перед поступлением в школу их ребенок обязательно научился читать, чтобы у него был развит фонематический слух.Я считаю, чт...

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на тему: "Путешествие в страну знаний".

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Формирование и развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.Профилактика дисграфии и дислексии....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР по теме "Звук и буква [с]"

Занятие по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи по теме включает в себя разнообразные коррекционные упражнения на развитие фонематического восприятия, навыков ...

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы Тема: "Прогулка по Долине Гейзеров»

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы Тема: "Прогулка по Долине Гейзеров»...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по развитию речи и обучению грамоте «Весеннее путешествие» (подготовительная группа)

Конспект интегрированной образовательной деятельности   по развитию речи и обучению грамоте «Весеннее путешествие»(подготовительная группа)Сценарий интегрированной образовательно...