Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи на тему: "Путешествие в страну знаний".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Кулюпина Людмила Вячеславовна

Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Формирование и развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.Профилактика дисграфии и дислексии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_sranu_znaniy._2.docx557.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы  с  общим недоразвитием речи на тему:

« Путешествие в страну Знаний»

Авторская разработка:  

учитель-логопед  Кулюпина Л.В.

Саратов, 2014г.

Цель.  Формирование и развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза.

Образовательные задачи. Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слова. Обогащение  экспрессивной речи однокоренными словами. Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Совершенствование навыков  словообразования, чтения, анализа и синтеза слов и предложений. Профилактика дисграфии и дислексии. Автоматизация правильного произношения в свободной речевой деятельности всех поставленных ранее звуков.

Развивающие задачи. Развитие диалогической речи, активизация словаря. Развитие фонематических представлений, общих речевых навыков, просодической стороны речи. Развитие произвольного внимания и памяти, логического мышления, быстроты реакции, тонкой и общей моторики, координации и выразительности движений.

Воспитательные задачи. Воспитание навыков взаимодействия, сотрудничества, активности и самостоятельности. Формирование  доброжелательных, дружеских отношений между детьми. Создание положительного эмоционального настроя на совместную деятельность на основе игровых и сюрпризных моментов.

Оборудование. Макеты парохода и страны Знаний. Слого-звуковые схемы (раздаточные). Кассы букв ( на каждого ребенка), тетради, карандаши, ручки ( на каждого ребенка). Карточки для игры « Прочитай по первым буквам» (раздаточные). Конверты со словами для составления предложения (раздаточные). Панно с нарисованным деревом и карточки с однокоренными словами. Карточки с вопросами к кроссворду (раздаточные). Мультимедийная установка, магнитная доска, музыкальный центр.

Ход НОД:

1. Организационный момент. Сообщение темы. Создание положительного эмоционального фона. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Развитие выразительности движений. Координация движений с  музыкой.)

Дети стоят около логопеда. Логопед предлагает отправиться в путешествие в страну Знаний. Дети выбирают, на каком транспорте можно поехать ( на поезде, самолете, пароходе, воздушном шаре, машине, яхте ).

Л. – Отгадайте, на чём мы сегодня отправимся в путь. Это водный вид транспорта, в нём три слога, ударный слог третий.

Д.- Это пароход.

Дети подходят к макету парохода, читают название « РАДОСТЬ». Звучит музыка к мультфильму « В порту».

Дети танцуют.

2. Игра « Подбери слово к схеме».  Слого-звуковая аналитико-синтетическая деятельность.

Дети подходят к декорации « Страна Знаний».

Л.-В стране Знаний могут происходить разные чудеса.  Посмотрите, в окнах домов находятся картинки. Они помогут вам подобрать слово к своей схеме (каждому ребёнку раздаются слого-звуковые схемы). Если вы правильно выполните задание , то одна из картинок оживёт.

Дети подбирают, объясняют свой выбор и садятся за столы.

3. Звуки и буквы.  Развитие фонематических представлений, диалогической речи. Дифференциация звуков по признакам мягкости, твёрдости, глухости, звонкости. Закрепление терминов звук, буква.

Звучит музыка, появляется Карлсон.

К. – Здравствуйте ребята! Как я рад вас видеть. Какие вы стали большие!

Л.- Да, Карлсон наши дети скоро пойдут в школу!

К.- Тогда вы должны многое уметь и знать. Я приготовил для вас очень интересные задания. Вы готовы поиграть со мной? – Да!

К. –Расскажите мне всё о речевых звуках.

Л.- Скажите, какие бывают звуки? – Звуки бывают гласные и согласные.

Л. – Чем они отличаются друг от друга? – Гласные звуки произносятся свободно, а согласные не свободно. Гласные звуки можно петь, а согласные нет.

Л.- Произнесите только гласные звуки. Дети произносят (а, о, у, и, ы, э).

Л.- Вспомните, какие бывают согласные звуки. – Согласные могут быть твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Л.- Назовите только твёрдые согласные. (Ответы детей).

Л.- Назовите только мягкие согласные. (Ответы детей).

Л.- Назовите парные звонкие и глухие согласные. (Ответы детей).

К.-  Молодцы! Всё верно!

К.- А буквы вы знаете?- Да!

К. – Чем отличаются звуки от букв? – Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим, пишем и читаем.

 4. Игра «Волшебники». Совершенствование навыка составления, чтения и преобразования слов. Профилактика дисграфии.

Карлсон предлагает открыть кассы букв.

К.- Вы сейчас будете волшебниками, а превращать мы будем слова.

Дети выкладывают и преобразуют слова, обьясняют свои действия:

Например: -полка-палка-балка-булка-белка.

Сколько слогов в твоем слове?  Почему? Назови только второй и расскажи о звуках в нём и т. д.

 Зрительная гимнастика. Логопед:

 Открываем глазки – раз,

А зажмуриваем – два,

Раз, два, три, четыре,

Раскрываем глазки шире,

А теперь опять сомкнули,

Наши глазки отдохнули..

5. Игра « Прочитай по первым звукам слово». Развитие навыков звукобуквенного анализа и синтеза. Развитие зрительного внимания, тонкой моторики, логического мышления. Совершенствование навыка чтения слов. Профилактика дисграфии и дислексии. Воспитание навыков сотрудничества, активности и самостоятельности.

Карлсон показывает детям карточки на которых зашифровано слово.

К.- Помогите мне прочитать слово по первым звукам  названия картинки (карточки раздаются каждому ребёнку).

Дети читают свои слова.

Логопед предлагает напечатать своё слово в тетради и составить к нему звуко-слоговую схему.

Карлсон предлагает поиграть с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»:

Дружат в нашей группе                             Пальцы рук соединяются                          

Девочки и мальчики                                   ритмично в « замок».                                    

Мы с тобой подружим                               Ритмичное касание одноименных       

Маленькие пальчики.                                Пальцев обеих рук.              

Раз, два, три, четыре, пять,                       Поочередное касание одноименнных  

                                                                          пальцев, начиная с мизинца.              

Начинай считать опять:

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать,                             Руки вниз, встряхнуть кистями.        

Можем мы теперь играть,

Бегать, прыгать, танцевать.                     Произвольные движения. 

                             

Логопед напоминает  детям об осанке и правилах печатания в тетради.

Дети выполняют задание. Логопед задаёт им контрольные вопросы.

Сколько букв в твоём слове?  А сколько звуков?

Сколько слогов в твоем слове?  Почему? Назови только второй и расскажи о звуках в нём и т. д..

6. Физминутка. (Ритмические  движения под музыку «Воздушная кукуруза»). Развитие общей моторики, чувства ритма. Координация движений с музыкой.

Дети выполняют движения за Карлсоном.

7. Игра с мячом « Звуковая цепочка». Развитие фонематических представлений, активизация словаря. Развитие слухового внимания памяти, быстроты реакции. Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества.

Карлсон предлагает поиграть с мячом. Дети учат его новой игре.

Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук следующего.

Например:  весна-автобус-слон-нос-сова-апельсин….

8. Игра « Как растут слова». Обогащение экспрессивной речи однокоренными словами. Совершенствование навыков словообразования, чтения и  слогового анализа слов.

К.- У меня в саду выросло необычное дерево.

Карлсон вносит нарисованное дерево, на котором на корне приклеена липучками карточка со  словом сад, а на ветвях,  приклеены  карточки с однокоренными словами к этому слову: садик ,садовник, рассада,садовод, посадки, сады.

Л. -Дети, хотите узнать, как растут слова? –Да!

Дети подходят к доске с пособием, рассматривают его.

Л.- Как-то много лет назад посадили странный сад.

Не был сад фруктовым – был он только словом.

Это слово, слово – корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

Вот из сада вам рассада. Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод, с ним садовник идёт.

Очень интересно гулять в саду словесном!

Логопед закрепляет понятие однокоренные слова и даёт задание подобрать однокоренные слова к слову лес.

 Дети  подходят к столу, где лежат карточки с напечатанными словами.

Л.- Прочитайте слова, возьмите только те, которые являются однокоренными словами к слову лес. Разделите слова на слоги и разместите их на ветвях дерева так, чтобы на нижних ветках были слова с двумя слогами, а на верхних  ветках слова с тремя слогами.

Дети выполняют задание и вместе с Карлсоном проверяют правильность выполнения.

9. Игра « Предложение рассыпалось». Совершенствование навыков составления, чтения, анализа и синтеза предложения. Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи. Профилактика дисграфии и дислексии.

К.- Очень понравилась мне эта игра! Мы сейчас играли со словами, а что получится, если слова подружатся? – Получится предложение.

К.- Что такое предложение?

К.- Как пишется предложение?

Ответы детей.

Л. – У вас на столах конверты со словами. Помогите  Карлсону составить  из них предложения. Посчитайте, сколько  слов в вашем предложении.

Дети выполняют задание, отвечают на вопросы.

Логопед показывает знак  ! (Слайд1)

Л.- Как называется этот знак?  - Это восклицательный знак.

 - Прочитайте свои предложения восклицательно.

Дети читают.

Логопед показывает знак ? (Слайд2)

Как называется этот знак? – Это вопросительный знак.

-Прочитайте ваши предложения вопросительно.

Дети читают.

10. Разгадывание кроссворда. Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза. Совершенствование навыка чтения . Развитие общих речевых навыков, просодической стороны речи.

К. – Какие вы молодцы! Мне очень понравилось, как вы выполняли мои задания.  Вот только я забыл точное слово, чтобы выразить, как мне понравилось!

Л.- Мы сейчас тебе поможем! Это слово зашифровано в кроссворде.(Слайд3)

Л. – А вопросы к кроссворду я предлагаю прочитать детям.

Детям раздаются карточки с вопросами кроссворда, они читают вопросы и отгадывают ключевое слово « браво». (Слайды4-7).

К.- Конечно я хотел вам сказать – браво! Это слово говорят, когда очень понравилось! Вы настоящие умники и умницы!

Л.- Карлсон, твои задания были трудные и я, думаю, что справиться с ними нам помогли не только умения и знания, но и дружба! Наши дети всегда готовы придти на помощь своим друзьям. Сейчас они споют тебе песню: « Всё мы делим пополам».

Дети поют песню.

Карлсон благодарит детей, отдаёт им сладкие подарки и прощается.

11.Итог занятия.

Л.- Нам тоже пора возвращаться в детский сад.

Звучит музыка. Дети возвращаются на корабль, танцуют.

Л.- Ребята, где мы сегодня побывали?  Вам понравилось путешествовать?  Кого мы там встретили? Что больше всего запомнилось? Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз?

Положительная оценка деятельности детей.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД по подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи III уровня «Встреча с весёлыми поросятами. Звуки [п], [п’]. Буква П»

В основу методики занятия положен комплексно-тематический метод, в сочетании с наглядными и игровыми приёмами. Все задания объединены одним сюжетом сказки. Занятие ориентировано на психическую защищен...

Конспект комплексного фронтального занятия на тему “Посуда” для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

Цель. Обогащение словаря детей на тему “Посуда”.Программное содержание:1) коррекционно-образовательные задачи:- обогащать знания детей по теме “Посуда”;- продолжать учить детей...

Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи

Для воспитателей логопедических групп, для учителей-логопедов...

Конспект комплексного фронтального занятия на тему “Посуда” для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи.

Конспект комплексного фронтального занятия на тему “Посуда” для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (с общим недоразвитием речи)

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ГРАМОТЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ (с общим недоразвитием речи)...