Звуковые сказки.
учебно-методическое пособие по обучению грамоте на тему

Грызлова Анна Владимировна

Важным фактором успешного становления речевой системы в целом являются развитые фонематические процессы: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонемный анализ. Умение слышать каждый отдельный звук в слове (начало, середина, конец слова), знать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvukovye_skazki.docx16.55 КБ

Предварительный просмотр:

Важным фактором успешного становления речевой системы в целом являются развитые фонематические процессы: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонемный анализ. Умение слышать каждый отдельный звук в слове (начало, середина, конец слова), знать, из каких звуков состоит слово, является важнейшей предпосылкой для обучения грамоте. Первым, что учатся слышать дети – это гласные звуки, определять их количество в слове, что обеспечивает понимание слоговой структуры.

Поэтому – предлагаем вашему вниманию сборник авторских звуковых сказок на каждый гласный звук. Особенность каждой сказки – насыщенность текста изучаемым гласным звуком. Таким образом, ребёнку необходимо не только проанализировать смысловую сторону текста, но и услышать какой звук будем учиться слушать и играть с ним.

Звук [у].

        Однажды мальчик Вова и его папа решили пойти на рыбалку. Они достали удочки, накопали червей, оделись потеплее и пошли. Погода была прекрасная – пели птицы, ярко светило солнце, дул лёгкий ветерок. Они долго шли по улице и наконец-то пришли к озеру. Сели они на берег, закинули удочки и стали ждать. В это время по озеру мимо них проплывала утка со своими маленькими утятами. А по траве везде ползали улитки. Вдруг Вова неожиданно закричал: «Папа клюёт!» и дёрнул за удочку, на которую поймал большую рыбу сом. Мальчик засмеялся: «Папа, посмотри, у сома такие же большие усы, как и у тебя!» Мальчику очень понравилось ловить рыбу,  и он ещё раз закинул удочку. Вдруг ему показалось, что клюёт, и он потянул. Сначала из воды что-то показалось похожее на чьи то уши, но когда Вова вытянул всё из воды  - это оказался утюг! Кто-то его выкинул, а Вова поймал его не удочку.

        Вот такая вот история произошла с мальчиком Вовой и его папой.

Звук [и].

        Каждое лето Ира ездит к своей бабушке в деревню. Она очень любит туда ездить. Ира собирает чемодан, берёт свои любимые игрушки и гостинцы для бабушки. Сначала она долго едет на поезде, потом на автобусе и наконец-то приезжает. Бабушка её встречает, целует и даёт Ире её любимые конфеты – ирис. А бабушка очень любит есть икру и Ира всегда её привозит для своей любимой бабушки.

        Как-то раз, когда Ира с бабушкой пошли на прогулку, Ира под большим деревом ивой увидела неизвестную и большую птицу.

  • Бабушка, а кто это? - спросила Ира.
  • Это индюк – домашняя птица, - ответила бабушка.

Ира так обрадовалась, что увидела новую домашнюю птицу, побежала к ней, хотела погладить, а индюк не захотел, чтобы его гладили, и он захотел клюнуть девочку. А Ира испугалась и побежала от него, но по дороге споткнулась и упала. Бабушка подбежала к ней, помогла подняться. И тут они увидели, что у Иры порвалось платье. Тогда бабушка взяла иголку с ниткой и зашила девочке дырку.

        Теперь Ира знает, что лучше на незнакомых птиц смотреть издалека!

Звук [о].

        Однажды маленькой девочке Оле приснился сон, как будто она попала на сказочный остров. Он был очень красивый. Там было много пальм, разноцветных душистых цветов, маленькие упрямые ослики и добрые пушистые овцы. Оля гуляла по этому острову и любовалась вокруг. Пройдя мимо деревьев, она увидела высокий дом, в котором было много окон. В этом сказочном доме жили осы, а по улицам ходили окуни. Все они носили на хвостах разную обувь. А чтобы добраться до работы или до магазина окуни и осы ездили на облаке. Вообще,  всё у жителей этого острова было необычным и сказочным, да и сами жители этого остова были необычными и сказочными.

        Вот такой вот сон приснился маленькой девочке Оле про волшебный остров!

Звук [ы].

        Многие люди любят отдыхать в деревне, потому что там свежий воздух и очень красиво. Деревенские жители на своих огородах выращивают помидоры, тыквы, огурцы, дыни, картофель, лук и другие овощи. На клумбах они выращивают разные цветы. А собирать грибы и ягоды, они ходят в лес. У многих деревенских жителей нет стиральных машин, поэтому часто они стирают в корыте. В деревнях живёт очень много разных домашних животных, поэтому очень часто коты ходят везде сами по себе. В деревенских домах нет батарей, поэтому они свои дома отапливают специальными печами. А когда они топят эти печи, то из трубы валит дым. 

        Что ещё хорошего можно увидеть в деревне – это речку. В ней живёт очень много разной рыбы, улиток, лягушек, а ещё в ней живут бобры. И если повезёт, то можно увидеть, как они себе строят плотину.

        Время в деревне пролетает так быстро, что смотришь на часы – и уже пора возвращаться домой. Но всё равно, не смотря на это, люди очень любят отдыхать в деревнях!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое интегрированное занятие образовательная область « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной сказки «Бычок черный бочок, белые копытца»

Открытое интегрированное занятие образовательная область  « развитие речи» занятие . Тема «Звуковая культура речи, произнесение согласного звука б, бь» Чтение и обсуждение русской народной ...

Занятие-сказка по звуковой культуре речи

Занятие-сказка по звуковой культуре речи с применением элементов песочной терапии (старшая группа)...

Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки

Методические рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки...

Конспект НОД в младшей группе. Речевое развитие. Развитие речи. Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».

Речевое развитие. Развитие речи.Тема. Звуковая культура речи звук: (о). Рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок».Форма работы – ситуативный разговор.Цель. Формировать умения слушать говоряще...

Звуковая культура речи: звук о. Показ сказки «Колобок».

Звуковая культура речи: звук о. Показ сказки «Колобок».Цель.  Отрабатывать четкое произношение звука о. Вспомнить и закрепить знакомую сказку «колобок», и помогать педагогу рассказ...

Конспект открытого занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: Звуковая культура речи. Звук «С». Мини-театр - показ сказки «Рукавичка».

1) Знакомство со звуком С. Учить произносить звук С; произносить сочетание звуков СА, АС, СО, ОС, СУ, УС, СЫ, ЫС.2) Закреплять знания о домашних животных.3) Воспитывать любовь к сказкам.4) Уметь отвеч...

Экологическая сказка о березке со звуковым сопровождением.

Я подобрала звуковое сопровождение к сказке о березке, в процессе  ознакомления со сказкой дети запоминали, повторяли звуки природы. Это было очень необычно и интересно. Эту сказку мы использовал...