Путешествие в Буквоград
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_gramota.docx | 25.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 56 комбинированного вида
Колпинского района г. Санкт–Петербурга
Сценарий открытого занятия
«Путешествие в Буквоград»
Разработали:
Учитель-логопед Александрова Е.В.
Воспитатель: Марушева Е.А.
Воспитатель: Соколова А.Г.
г. Санкт–Петербург
2017г.
Цель: систематизировать знания детей и родителей о понятиях: звук, слог, слово, предложение;
Образовательные:
Уточнять и расширять знания детей о понятиях: звук, слог, слово, предложение;
Учить дифференцировать гласные и согласные звуки, твёрдые – мягкие, звонкие – глухие.
Расширять словарный запас по теме;
Совершенствовать грамматический строй речи;
Закреплять у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;
Развивающие:
Развивать связную речь;
Развивать зрительное, слуховое внимание, логическое мышление, фонематические представления;
Развивать общую моторику;
Развивать навыки речевого общения.
Воспитательные:
Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
Предварительная работа:
Вспомнить понятия: звук, слог, слово, предложение;
Чтение произведений Н. Носова про Незнайку.
Оборудование:
Д/и: «Гласные - согласные», «Твёрдые - мягкие», «Звонкие – глухие», «Придумай слово с заданным звуком», «Расшифруй слово».
Картинки – символы ( Глаша - Соглаша, красный – синий; подушка- камень; колокольчик – перечёркнутый колокольчик; звуки – буквы; карандаш красный – карандаши синий и зелёный), глобус, шкатулка.
Карточки для составления схемы предложения.
Костюмы царицы Грамматики, Незнайки. Доска. Письмо. Домик гласных. Карточки для составления схемы предложения.
Речевой материал: гласные, согласные, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие, звук, речевые, неречевые, слово, слог, предложение, «Буквоград»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель сообщает детям, что нашла письмо от Незнайки. Читает его детям.
Воспитатель: Незнайка пишет, что попал в город «Буквоград» где царствует царица Грамота. Царица Грамота пригласила Незнайку поиграть в речевые игры, но Незнайка отказался играть с царицей, потому что он не знает что такое «речь» и «речевые игры». На что царица очень рассердилась и приказала заточить Незнайку в высокой башне, но пообещала выпустить его, если мы с вами поможем ему. Надо выполнить задания, которые нам приготовила царица Грамота. Ну что, вы согласны помочь нашему другу Незнайке? (Ответы детей).
Воспитатель: А сможете? Вы ребята знаете, что такое речь? (Ответы детей) (Речь – это слова, предложения.)
Воспитатель: А из чего она состоит? (Речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова состоят из слогов и букв. Слоги состоят из букв и звуков).
Воспитатель: Нам с Вами придётся очень постараться, чтобы вызволить Незнайку из плена, поэтому слушайте внимательно. Всё что я расскажу, нам поможет выполнить задания царицы Грамоты.
Нас окружает мир звуков. Закройте глазки. Скажите, что я делала.
- Как Вы догадались? (Ответы детей)
- Правильно вы услышали. Звуки бывают речевые и неречевые. Звуки они невидимки. Поэтому звуки мы ушками слышим и произносим. (выставляется картинка символ)
- А это что? (показываются карточки с буквами) (Буквы)
Правильно, для каждого звука люди придумали свою букву.
Буквы мы видим, читаем и можем написать. (Выставляется картинка символ)
- Что вы знаете про звуки? Как Вы думаете все звуки одинаковые? (Нет)
- В городе «Буквограде» есть звуки, которые живут вместе под одной крышей. Вот их домик. Давайте с ними познакомимся поближе. В первом ряду поселились старшие сестрички, во втором младшие. Когда мы их произносим воздух проходит легко, не встречает преграды. Они очень любят петь и дружат с красным цветом. (Выставляется картинка символ) У них есть подружка. Это попугайчик Глаша, поэтому они называются гласные – прекрасные, голосистые как артисты.
- Давайте и мы споём песенку сестричек первого ряда. Песенка получилась важная. А теперь песенку сестричек 2 ряда. Какая она получилась? (Ласковая)
- А у Глаши тоже есть сестричка Соглаша. Но она дружит с другими звуками. Её друзья не умеют петь, когда мы произносим такие звуки, воздух во рту встречает преграду. Что преграждает воздуху путь? (Язычок и зубки)
- Произнесём вместе. (Произносим несколько согласных звуков) Да петь, долго тянуть их нельзя. (выставляется картинка символ)
- Как вы думаете, какие любимые цвета у Соглаши. (Синий и зелёный) (выставляется картинка символ)
- Верно. Соглашины друзья – называются согласные звуки. И живут каждый в своём домике. Посмотрите. (Открывается доска) Согласным было скучно, и они подружились с гласными. Встали сначала со старшими сестричками и получилась песенка. (Поём вместе) Песенка получалась важная, звуки звучали сердито, твёрдо. (Цвет синий), а потом подружились с младшими, споём. Песенка ласковая, звуки звучат мягко. (Цвет зелёный) Младшие сестрички смягчают звук, стоящий перед ними.
- Но это ещё не всё. Посмотрите на домики. На одних есть колокольчики, на других нет. Знаете почему? (Ответы детей)
- Теперь вы готовы отправиться в путешествие. Кто же нам поможет?
Воспитатель: А поможет нам в этом волшебный глобус. Протяните ручки. А я скажу волшебные слова: Волшебный глобус я кручу, в «Буквоград» попасть хочу.
Выходит царица Грамота.
Царица Грамота: Кто пожаловал ко мне в город «Буквоград» и зачем?
Воспитатель: Здравствуй, царица Грамота. У тебя наш друг Незнайка. Мы с ребятами хотим ему помочь.
Царица Грамота: Я освобожу Незнайку, если Вы поиграете со мной в речевые игры и научите его.
Воспитатель: Ребята, поиграем? Поможем Незнайке. (Ответы детей)
Царица Грамота: Давайте играть.
Царица Грамота играет с детьми и Незнайкой.
Незнайка помогает Царице Грамота и играет с ребятами.
1. Игра называется «Гласные - согласные».
- Я буду называть звуки. Если это гласный звук, вам надо поднять красную карточку, если согласный, то синюю. (Выполнение задания).
Физминутка «Попугай»
Жил на свете попугай.
Крылья шире расправляй.
(руки в стороны, влево, вправо)
Он любил летать всех выше,
Выше пальм, жирафов выше.
(потянуться на носках, руки вверх)
В гости к деткам прилетал,
Вместе с ними отдыхал,
(делать приседания)
Прыгал, кланялся, шалил,
(наклоны головы или туловища вперед)
С малышами говорил.
Воспитатель: Молодцы, ребята! С этим заданием вы справились.
- Игра «Звонкие – глухие».
Если это звонкий согласный звук, вам надо поднять карточку с колокольчиком, если глухой, то ту, где колокольчик перечёркнут. (Выполнение задания)
3.Игра «Твёрдые - мягкие»
Если это твёрдый согласный звук, вам надо поднять карточку с камнем, если мягкий, то ту, где нарисована подушка. (Выполнение задания)
4.Игра «Придумай слово с заданным звуком».
(Дети достают карточку из стопки и по очереди называют слово, называют первый звук и придумывают новое слово с этим звуком в начале слова)
5. Расшифруй слово (карточки) – на обороте. Нужно отгадать, какое слово зашифровано. Рисунки подскажут, какие буквы нужно вписать в квадраты.
Сколько слогов в слове? (Ответы детей) Составьте предложение со своим словом. Что получилось? Сколько слов в предложении? (Ответы детей)
Составляем схему предложения, которое понравилось Царице Грамоте.
Царица Грамота: Молодцы, ребята! Со всеми заданиями вы справились и Незнайку научили.
Незнайка: Спасибо Вам ребята, я столько узнал нового и интересного. Пойду и расскажу своим друзьям из цветочного города и поиграю с ними. (Прощается и уходит)
Царица Грамота:
Я вас поздравляю и хочу подарить эту шкатулку. Там от меня Вам подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5».
(Берёт глобус)
Ну а теперь Вам пора возвращаться в детский сад.
Протяните ручки, закройте глазки. А я скажу волшебные слова: Волшебный глобус я кручу, в детский сад попасть хочу.
Воспитатель: Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку, вспомните, что мы сегодня делали, чтобы помочь Незнайке. (Ответы детей). Что понравилось больше всего? (Ответы детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздник правильной речи "Путешествие в Буквоград"
Музыкально -театрализованный праздник для дошкольников поможет в увлекательной форме закрепить имеющие у детей знания по разделу "Обучение грамоте"....
Путешествие в Буквоград! - презентация
Презентация "Путешествие в Буквоград!" является приложением к музыкально-театрализованнлому празднику правильной речи "Путешествие в Буквоград!"...
Интегрированное занятие психолога и логопеда "Путешествие в Буквоград"
Конспект "Интегрированного занятия психолога и логопеда "Путешествие в Буквоград"....
мастер-класс по теме "Путешествие в Буквоград"
Цель мастер-класса: познакомить педагогов и предложить освоить с последующим применением технологию "Обучение детей грамоте в игровой форме".Известно, что одной из важных составляющих обучения грамоте...
занятие по грамоте "Путешествие в Буквоград"
Ребята, мы с вами бывали в разных волшебных городах, в которых происходило немало увлекательных приключений. Вот и сегодня мы познакомимся с жителями ещё одного прекраного города Буквограда. Итак, мы ...
Логопедическое занятие "Путешествие в Буквоград" для детей 5-6 лет.
В конспекте занятия задания по обучению детей грамоте, дидактические игры....
Игра-путешествие в «Буквоград» ( подготовительная группа)
интегрированное игровое занятие для детей подготовителтной группы...