Главные вкладки

    ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Читалочка»: Воспитание правильного произношения для детей 4-5лет
    рабочая программа по обучению грамоте (средняя группа) на тему

    Мамонтова Людмила Николаевна

    Данная   программа является   курсом по развитию звуковой культуры речи детей 4-5 лет. Программа включает проведение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, игры и упражнения для развития дыхания, фонематического слуха. В программе представлено практическое овладение  грамматическими категориями  на основе игр и упражнений ( с учетом речевого онтогенеза).  В систему занятий программы внесены  кинезиологические упражнения. Настоящая программа разработана  на основе пособия М. Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения» и педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет».     

       Программа предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    Администрации муниципального образования городского округа «Сыктывкар»

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    МАОУ «Прогимназия № 81 » г. Сыктывкара.

    (МАОУ Прогимназия № 81)

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА  

    «Читалочка»:

    Воспитание правильного произношения для детей 4-5лет

    C:\Users\Инфцентр\Desktop\medium_45433.jpg

    Составитель:

    Мамонтова Л.Н.,

    воспитатель дошкольных групп

     1квалификационной категории

    Сыктывкар

    2016 г.

    Аннотация

        Данная   программа является   курсом по развитию звуковой культуры речи детей 4-5 лет. Программа включает проведение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, игры и упражнения для развития дыхания, фонематического слуха. В программе представлено практическое овладение  грамматическими категориями  на основе игр и упражнений ( с учетом речевого онтогенеза).  В систему занятий программы внесены  кинезиологические упражнения. Настоящая программа разработана  на основе пособия М. Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения» и педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет».      

       Программа предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

    Составитель

    Мамонтова Л.Н.,

    воспитатель дошкольных групп

     1квалификационной категории

    Содержание

    1.Пояснительная записка…………………………………………….…..4

    2. Методическое обеспечение и условия реализации программы………......................................................................................7

    3. Планируемые результаты освоения программы…………………….8

    4.Учебно-тематический план………………………………..………..…9

    5.Календарно-тематическое планирование………………..………….10    

    6. Формы работы с родителями………………………………………..16  

    7.Заключение………………………………………………………..…..17

    8. Список литературы………………………………………………..…18

    9. Приложение……………………………………………………….….17

                                               1. Пояснительная записка

       Дополнительная общеразвивающая программа (далее Программа) – нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований ФГОС дошкольного образования. Программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей среднего дошкольного возраста педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС).

        Данная рабочая программа является нормативно-управленческим документом МАОУ «Прогимназия № 81», характеризующей систему организации образовательной деятельности воспитателя.

    Предпосылки для успешного обучения письму и чтению формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха — фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.      Усвоение правильного произношения звуков во многом обусловлено сохранностью речедвигательного анализатора. Тем не менее на начальном этапе часто наблюдается неустойчивость артикуляции звуков при произнесении слов ребенком. Характерно использование звуков -«заместителей» (субститутов). При активной речевой практике происходит постепенный переход к правильному произношению большинства звуков.

    Успешное овладение звуковой стороной речи обеспечивается полноценным развитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, способностью ребенка к подражанию, благоприятной речевой средой.

     К пяти годам дети должны овладеть произношением всех звуков речи, допускается в единичных случаях неправильное произношение трудных по артикуляции звуков позднего онтогенеза. В этом возрасте у детей формируется способность не только критически оценивать недостатки своей речи, но и реагировать на них.

    Но практика и проведение мониторинга по речевому развитию показывают, что многие дети даже и семи годам имеют речевые нарушения. Не все дети имеют возможность заниматься с логопедом. Так как дошкольный  возраст   является наиболее сензитивным для развития  разнообразных способностей ребенка, необходимо максимально использовать это  время  для формирования произносительной стороны речи  и  фонематического слуха. Дополнительная развивающая программа  опирается на  психолого-педагогическую характеристику детей 4-5 лет и особенности фонетической стороны их речи. А так же строится с учётом задач воспитания звуковой культуры речи дошкольников.

     На  занятиях организуются совместные игры дошкольников, обеспечивающие межличностное общение, разные виды деятельности для развития коммуникативной, планирующей и знаковой функции речи.

          Настоящая программа разработана  на основе пособия М. Ф. Фомичевой «Воспитание у детей правильного произношения» и педагогической технологии по обучению дошкольников элементам грамоты Е.В. Колесниковой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет».      

    Цель программы: совершенствование произносительной речи дошкольников.

    Задачи:

    • Развитие речедвигательного и речеслухового анализаторов;
    • Развитие фонематического слуха;
    • Развитие  подвижности артикуляционного аппарата;
    • Развитие звуковой культуры речи;
    • Развитие речевого дыхания;
    • Развитие грамматического строя устной речи;
    • Обогащение словарного запаса.

       Основной формой реализации данной программы являются подгрупповые занятия 6-8человек. Содержание  занятий включает  знакомство со звуком,  уточнение  и закрепление произношения звука. Дети знакомятся с понятием «звук», «слог». Количество слогов в слове определяется представлением о длинных и коротких словах.

       Большое внимание уделяется отработке движений языка, поэтому в этап каждого занятия включена артикуляционная гимнастика с использованием упражнений биоэнергопластики. (Приложение 1) Биоэнергопластика в этом случае  – это содружественное взаимодействие кистей рук и органов артикуляционного аппарата. В момент выполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении находится язык, нижняя челюсть или губы. (Приложение2)  Игровые упражнения на развитие речевого дыхания  проводятся  с применением дидактических пособий, произнесением фраз из четырёх-пяти слов  на одном выдохе.  В работе по развитию фонематического слуха проводятся такие игры как «Будь внимателен», «Эхо», «Не ошибись». Во время занятий используются упражнения по удерживанию в памяти ряда, состоящего из 3—4 гласных звуков, слогов.

    В программе отрабатываются звуки: Н,Т,Д,К,Г,Х,Ы,С,Сь,З,ЗЬ,Ц.

      Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме.

     Вводится цветовая символика: красные-гласные в образе звуковичков (Приложение 3).Задания по развитию графо-моторных навыков  проводятся на индивидуальных карточках простыми, цветными карандашами.

         Работа  над словарем носит выборочный характер, в нее входят накопление и уточнение слов (существительных и прилагательных), имеющих уменьшительно-ласкательное значение, понимание и правильное употребление в речи приставочных глаголов; практическое накопление родственных слов, практическое ознакомление со словами, имеющими противоположное значение. В программу включена серия занятий по развитию связной речи.

     Программа включает системное проведение кинезиологических упражнений по А.Л. Сиротюк « Обучение детей с учетом психофизиологии», адаптированных для детей дошкольного возраста.(Приложение 4) Упражнения на развитие мелкой моторики проводятся с использованием су-джок шариков.(Приложение 5).

    Основные методы обучения: наглядно-демонстрационные, игровые, словесные.

    Программа рассчитана на 30 ч в год (1 ч в неделю) продолжительностью не более 20 минут. Занятия проводятся с октября  по апрель включительно.

    Направленность программы: речевое развитие.

    2.Методическое обеспечение и условия реализации Программы

    1. Информационно-методические условия:

    -нормативно-правовые документы:

    -Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012 года,

    -Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утверждённым постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196;

    -Порядком организации осуществления деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утверждённого приказом Минобрнауки России от 29.08.2013 г. №1008;  

    -требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом  Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»,

    -Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" (с изменениями на 4 апреля 2014 года),

    Методические материалы:

     - педагогическая технология Е. В Колесниковой по  обучению грамоте;

     -разработка пальчиковых игр с речевым сопровождением для су-джок шаров;

     -картотека грамматических игр для детей среднего дошкольного возраста;

    - сюжетные комплексы артикуляционных гимнастик; -  адаптированный комплекс  кинезиологических упражнений.

    2. Материально-технические условия:

    -хорошо освещенное, проветриваемое и отапливаемое просторное помещение;

    -стационарная аппаратура,  детская мебель.

    -  магнитная доска и комплект материала к ней;

    - наборное полотно;

    - пальчиковый бассейн;

    - дыхательные тренажеры;

    - шарики су-джок. 

     3.Организационное обеспечение:

     -необходимый контингент воспитанников;

     -утвержденное расписание занятий.

    1. Планируемые результаты освоения воспитанниками содержания программы:

         -  различение детьми  понятий «звук», « слово»  на практическом уровне;      

         -   умение выделять заданный звук среди других звуков и в словах;

         -   умение подбирать слова на заданный звук;

         -  умение правильно воспроизводить серию заданных слогов из 2-3 цепочек;

         - выполние артикуляционных игровых упражнения без зрительной основы. 

        

    1. Учебно-тематический план

    Раздел курса

    Кол-во часов

    Содержание

    1

    Произношение

    Артикуляционная гимнастика с упражнениями биоэнергопластики. Уточнение и закрепление произношения звука.  Развитие речевого дыхания. Развитие силы голоса. Развитие фонематического слуха.

    2

    Грамматика

    Практическое овладение  грамматическими категориями  на основе игр и упражнений ( с учетом речевого онтогенеза).

    3

                   Лексика

    Уточнение понимания значений  слов. Освоение обобщающих значений. Развитие активного словаря.

    4

    Связная речь

     Составление рассказа по картинке.  Составление предложений по картинке.

    5

    Развитие мелкой моторики

    Су-джок–самомассаж. Кинезиологические упражнения.  Рисование  разнообразных линий и фигур.  Пальчиковые игры.

    Итого: часов

    30

    1. Календарно-тематическое планирование

    № занятия

    Работа над звуками

    Развитие фонематического слуха.

    Развитие грамматического строя речи. Развитие связной речи.

    Игры на развитие речевого дыхания, силы голоса

    Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков

    1

    Звук А

    Закрепление представлений об органах артикуляционного аппарата.

    Д/у «Эхо» на материале гласных звуков.

    Повторение звуковых цепочек из трех звуков.

    Д/и «Назови лаского». Употребление сущ. Ед.числа с ум.-ласкат суффиксом. Рассматривание картины «Бабушка и котенок».

    «Накорми котенка» (задувание ватного шарика в ворота»

    Рисование прямых вертикальных линий .Д/У « Дорисуй воду из душа мышке».

    2

    Звук У

    Д/у «Эхо» на материале гласных звуков.

    Д/у «Будь внимателен»

    Д/и «Один-много». Употребление сущ. мн.числа сущ.

    «Кто? Что?» представление о неодушевленности и одушевленности.

    ««Разноцветные бабочки»

    Рисование по точкам прямоугольника.

    3

    Звук И

    Д/у «Эхо» на материале гласных .

    Повторение звуковых цепочек из трех звуков.

    Д/и «Назови лаского».Употребление сущ. Ед.числа с ум.-ласкат суффиксом.

    Составление рассказа по картине  «Соня и спаниель в осеннем парке».

    «Весёлые вертушки».

    Рисование по точкам прямоугольника. Прямые вертикальные линии.

    4

    Звук О

    Д/у «Эхо» на материале гласных .

    Повторение звуковых цепочек из четырех  звуков.

    Согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже и образования относительных прилагательных От существительных  (сок из апельсина-апельсиновый)

    «Горячий чай».

    Рисование овала «Шар на ниточке»(Зан.13  по Колесниковой)

    5

    Звук Н

    Уточнение произношения звука

    Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов.

    Образование относительных прил. От существительных  (сок из апельсина-апельсиновый)

    Д/у « Лошадки»

    Су-джок–самомассажи игра.

    6

    Звук Н

    Д/у «Короткие и длинные слова». Деление слов на слоги.

    Образование и употребление сущ. Ед. числа, названий детенышей животных.

    «Весёлые вертушки».

    Кинезиологические упражнения.

    7

    Звук Т

    Четкое  произношения звука в речи.

    Д/у «Рифмовочки»

    Преобразование сущ. В им. П.ед.числа во множ. Число род. падежа.

    Упражнение « Отклоняющаяся полоска»

    Кинезиологические упражнения.

    Су-джок–самомассаж и игра.

    8

    Звук Т

     Уточнение произношения звука.

    Д/у «Будь внимателен»

    Согласование прилагательных с  сущ. по родам Д/И «Какой,какое, какая,какие?».

    « Кто спрятался в норке?» (раздувание тонких полосок).

    Кинезиологические упражнения.

    9

    Звук Д

    Д/у «Эхо» на материале согласных звуков .

    Составление рассказа «Мишка» по серии картинок.

    «Паша маленький. Ему два годика. Бабушка и дедушка купили Паше мишку. Мишка большой, плюшевый. У Паши есть машина. Паша катает мишку на машине»

     

    Упр. « Ныряльщики»

    Су-джок–самомассаж и игры. Кинезиологические упражнения.

    10

    Звук Д

    Д/у «Эхо» на материале согласных звуков .

    Д/у «Будь внимателен»

    Составление простых распространенных предложений с использованием предлогов на, у, в, под, над, с, со по картинкам, по демонстрации действий, по вопросам

    «Весёлые вертушки».

    Кинезиологические упражнения. Су-джок–самомассаж и игра.

    11

    Звук Д

    Д/у «Рифмовочки»

    Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов.

    Образование  сущ. - названий детенышей животных и птиц во множественном  числе.

    Упражнени «Задуй свечу»

    Кинезиологические упражнения.

    Су-джок–самомассаж и игра.

    12

    Звук К

    Д/у «Эхо» на материале согласных звуков,слогов, слов.

    Образование относительных прил. От существительных  , называющих материал, из которого сделан предмет(стакан из стекла- стеклянный)

    Игра «Горячий чай»

    Кинезиологические упражнения.

    13

    Звук К

    Д/у «Рифмовочки» Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов.

    Согласование числительных  с существительными; совершенствование навыка счета в пределах 5.

    Игра «Загони мяч в ворота»

    Кинезиологические упражнения. Су-джок–самомассаж.

    14

    Звук К

    Д/у «Эхо» на материале согласных звуков,слогов, слов.

    Различение и употребление предлогов ИЗ, ИЗ-ЗА.

    Игра «Бабочка, лети»

    Кинезиологические упражнения.

    15

    Звук Г

    Д/у «Эхо» на материале согласных звуков . Д/у «Будь внимателен»

    Подбор глаголов к существительным,  и их согласование; 

    «Громкий паровоз» (с пузырьками)

    Кинезиологические упражнения.

    16

    Звук Г

    Д/у «Эхо» на материале согласных звуков .

    Различение и употребление предлогов ИЗ,ИЗ-ЗА.

    «Назови картинки» (называние 5 картинок на одном выдохе).

    Кинезиологические упражнения. Су-джок–самомассаж.

    17

    Звук Х

    Д/у «Рифмовочки» Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов.

    Согласование числительных  с существительными; совершенствование навыка счета в пределах 5.

    «Повтори предложение»

    Кинезиологические упражнения.

    18

    Звук Х

    Д/у «Эхо» на материале согласных звуков  слогов, слов. Д/у «Будь внимателен»

    Употребление существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят.

    «Мой веселый звонкий мяч»

    Кинезиологические упражнения. Су-джок–самомассаж и игра.

    19

    Звук Ы

    Д/у «Эхо» на материале гласных звуков .

    Составление предложений по сюжетным картинкам.

    Кинезиологические упражнения.

    20

    Звук Ы

    Д/у «Эхо» на материале гласных звуков .

    Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Составление предложений.

    Кинезиологические упражнения.

    21

    Звук С

    Д/у «Рифмовочки» Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов.

     Д/у «Будь внимателен»

    Употребление существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят; в

    Упр. «Насос»

    Кинезиологические упражнения Су-джок–самомассаж и игра.

    22

    Звук С

    Д/у «Эхо» на материале согласных звуков .

    Согласование числительных  с существительными; совершенствование навыка счета в пределах 5.

    Упр. «Насос»

    Кинезиологические упражнения

    23

    Звук С

    Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов.

    Составление предложений по картинкам.

    Упр. «Насос»

    Кинезиологические упражнения Су-джок–самомассаж.

    24

    Звук Сь

    Уточнение произношения звука или вызывание по подражанию.

    Употребление существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят; в

    Кинезиологические упражнения

    25

    Звук Сь

    Четкое произношение звуков в словах разной слоговой структуры.

    Составление предложений по сюжетным картинкам.

    « Что

    Свистит?»

    Кинезиологические упражнения .Су-джок–самомассаж и игра.

    26

    Звук З

    Д/у «Эхо» на материале согласных звуков,слогов, слов.

    Согласование числительных  с существительными; совершенствование навыка счета в пределах 5.

    Кинезиологические упражнения

    27

    Звук З

    Д/у «Эхо» на материале согласных звуков,слогов, слов.

    Составление предложений по сюжетным картинкам.

    Кинезиологические упражнения

    28

    Звук Зь

    Уточнение произношения звука или вызывание по подражанию.

     Д/у «Угадай, какой комар звенит»

    Составление предложений по сюжетным картинкам.

    Кинезиологические упражнения

    29

    Звук Ц

    Д/у «Эхо» на материале согласных звуков, слогов, слов; « Тихо- громко».

    Чтение А. Максаков «Цыпленок Цып».

    Кинезиологические упражнения

    30

    Гласные и согласные звуки

    Составление предложений по картинкам.

    Кинезиологические упражнения

    1. Формы работы с родителями

    1. Индивидуальные беседы по темам : «Речевая активность ребенка на занятии», « Выполнение ребенком самостоятельных заданий в ходе занятия», « Уровень развития мелкой моторики»,»
    2. Родительское собрание:  показ разных видов деятельности, используемых при проведении развивающих занятий по данной программе.
    3. Фото-презетация,  фото-выставка.
    4.  Индивидуальные карточки с речевым материалом по заучиванию стихов.
    5. Информационные листы по теме : « Развивающая кинезиология», « Су-джок- игры с речевым сопровождением». (Приложение 6)

    6.Заключение

       Воспитание звуковой культуры речи – одна из важнейших задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.

        Показателями звуковой культуры речи являются непосредственно фонетическая и орфоэпическая правильность речи, четкая дикция и интонационная выразительность. В звуковой культуре речи выделяют два раздела: культуру речепроизношения и речевой слух.

         Работа  по программе «Читалочка»: воспитание правильного произношения» ведется в двух направлениях: развитие речедвигательного аппарата и развитие восприятия речи (слухового внимания, речевого слуха, основными компонентами которого являются фонематический, ритмический слух). Систематическое проведение артикуляционной гимнастики способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата, развитию его силы и дифференцированности движений.  Воспитателям рекомендуется глубже познакомиться с методикой проведения артикуляционной гимнастики и  ввести ее в свою практическую деятельность по развитию речи дошкольников.

       Работа по осознанию звуковой стороны слова с детьми младшего дошкольного возраста воспитывает умение выделять отдельные звуки из слова, способствуя тем самым развитию фонематического слуха.

       Таким образом, проводя систематические и последовательные занятия по отработке  звуков, осуществляется работа по подготовке детей к обучению грамоте.

    7.Список литературы

    1. Колесникова Е. В. Раз-словечко, два-словечко. Рабочая тетрадь для 4-5 лет. – Издательство «Ювента», 2009.
    2. Колесникова Е. В.   От звука к букве. 4-5 лет. – Издательство «Ювента», 2009.
    3. Косинова Е.М. Уроки логопеда.Игры для развития речи. «Эксмо», 2004.
    4.  Лопухина И. С. Речь. Ритм. Движение.- СПб -2004.
    5. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. М.: ТЦ Сфера, 2001.
    6. ФомичеваМ.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.-М.: Просвещение, 1980.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание правильного произношения у детей дошкольного возраста

    Практический материал по развитию правильного звукопроизношения у дошкольников...

    Конспект игры-занятия по воспитанию правильного произношения в средней группе детского сада

    Тема. Игра «Поезд». Программное содержание1.      Упражнение детей в произношении звука ш.2.      Развитие вежливых форм речи....

    Конспект игры-занятия по воспитанию правильного произношения в средней группе детского сада

    Тема. Игра «Поезд». Программное содержание1.      Упражнение детей в произношении звука ш.2.      Развитие вежливых форм речи....

    Методика воспитания правильного произношения у детей – дошкольников.

              Руководство формирования детской речи.  Младшему дошкольнику в связи с его возрастными особенностями свойственно, косноязычие. Неудивительно, если р...

    Консультация для родителей: "Воспитание правильного произношения"

    Особенности правильного воспитания звукопроизношения....

    Час развития воспитание правильного произношения звука Л

    обучение детей говорить правильно звук...

    Воспитание правильного произношения у детей дошкольного возраста, через дидактические игры.

    Цель работы: изучение особенностей правильного произношения у детей дошкольного возраста, через дидактические игры. Задачи: Проанализировать: Психолого-педагогическую литературу по проблеме ис...