Главные вкладки

    Методика воспитания правильного произношения у детей – дошкольников.
    консультация по коррекционной педагогике по теме

    Захарченко Татьяна Евгеньевна

                Руководство формирования детской речи.

      Младшему дошкольнику в связи с его возрастными особенностями свойственно, косноязычие. Неудивительно, если ребёнок в 2-3 года и даже 4-5 лет нечисто произносит некоторые звуки ( шипящие, сонорные и др.)

      Но родители и воспитатели тревожатся, если 6-7 летний ребёнок шепелявит, картавит или имеет другие недостатки речи. Это физиологически уже не оправдано и тогда встаёт вопрос, как исправить речь ребёнка, не нужна ли помощь специалиста – логопеда.

      Очень важно вовремя пресекать недостатки речи, что труднее их исправлять впоследствии, когда они укоренятся. Особенное внимание воспитанию речи необходимо уделять, когда процесс её развития происходит наиболее интенсивно, когда речь ребёнка наиболее гибка и податлива. Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, и в частности, овладения правильным звукопроизношением.

      Долго существовал совершенно неправильный взгляд, согласно которому звуковая сторона речи ребёнка якобы развивается самостоятельно, без специального воздействия взрослых, ребёнок будто бы постепенно изживает неправильности своей речи и практически овладевает правильным произношением. В действительности невмешательство в процесс формирования детской речи влечёт за собой отставание в развитии ребёнка.

      Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Своеобразным «обучением» являются речевые игры: игры в подражание, «ку-ку», «голоса животных» и т. п. Здесь родители не только привлекают слуховое внимание, но побуждают ребёнка к речи, заставляют повторять.

      В более позднем возрасте ребёнка учат правильно произносить звуки и слова. Потешки, песенки, прибаутки являются ценным материалом для восприятия и усвоения музыки родной речи. Многие прибаутки прекрасные по содержанию, богаты и нужным для ребёнка звучаниями – эта та своеобразная игра звуками, игра словами, посредством которой «ребёнок учится тонкостям родного языка».

      Песенки и потешки:

      Ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду!

      Сидит ворон на дубу…

                                                        Ток, ток, тока-ток,

                                                        Что ни день, то моток.

      Ай, качи-качи-качи,

      Под подушкой калачи,

      В ручках прянички,

      В ножках яблочки.

      Такое многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи ребёнка:

      Взрослые учат ребёнка на примере своей речи, активно побуждая его к подражанию. Если в семье нет этого своеобразного обучения, то развитие ребёнка может задержаться.

      Развитие речи не происходит самотёком. Несомненно, между детьми существуют большие индивидуальные различия: одним достаточно хорошего примера взрослых, другие нуждаются в более активной помощи. Активное вмешательство приобретает особенно большое значение в учреждениях общественного воспитания.

      В семье постоянное общение детей с родителями, со старшими детьми способствует правильному развитию речи.

      Однако при хорошо поставленной воспитательной работе в детских учреждениях у ребёнка создаются более благоприятные условия для развития речи: ребёнок находится среди детей, он постоянно с ними разговаривает. В детском саду много пособий, игрушек и книг, влияющих на развитие речи. А также дети постоянно находятся под руководством специально подготовленных воспитателей.

      Надо стремиться, чтобы дети 3-4 лет уже ясно говорили, чётко, учились правильно произносить все звуки и знакомые им слова. В группе большое место должны занимать общегрупповые игры и занятия по усвоению чёткой дикции и правильного произношения шипящих, звука [л] и позже звука [р]. Особое внимание надо уделить отдельным детям с общей задержкой в развитии речи.

      С детьми 4-5 лет проводятся индивидуальные занятия по закреплению всех звуков и главным образом шипящих и звука [р]. В этом возрасте своевременная индивидуальная помощь детям имеет сугубо важное значение.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodika_vospitaniya_pravilnogo_proiznosheniya_u_detey.docx15.49 КБ

    Предварительный просмотр:

                Руководство формирования детской речи.

      Младшему дошкольнику в связи с его возрастными особенностями свойственно, косноязычие. Неудивительно, если ребёнок в 2-3 года и даже 4-5 лет нечисто произносит некоторые звуки ( шипящие, сонорные и др.)

      Но родители и воспитатели тревожатся, если 6-7 летний ребёнок шепелявит, картавит или имеет другие недостатки речи. Это физиологически уже не оправдано и тогда встаёт вопрос, как исправить речь ребёнка, не нужна ли помощь специалиста – логопеда.

      Очень важно вовремя пресекать недостатки речи, что труднее их исправлять впоследствии, когда они укоренятся. Особенное внимание воспитанию речи необходимо уделять, когда процесс её развития происходит наиболее интенсивно, когда речь ребёнка наиболее гибка и податлива. Весь дошкольный возраст – это время энергичного развития речи, и в частности, овладения правильным звукопроизношением.

      Долго существовал совершенно неправильный взгляд, согласно которому звуковая сторона речи ребёнка якобы развивается самостоятельно, без специального воздействия взрослых, ребёнок будто бы постепенно изживает неправильности своей речи и практически овладевает правильным произношением. В действительности невмешательство в процесс формирования детской речи влечёт за собой отставание в развитии ребёнка.

      Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Своеобразным «обучением» являются речевые игры: игры в подражание, «ку-ку», «голоса животных» и т. п. Здесь родители не только привлекают слуховое внимание, но побуждают ребёнка к речи, заставляют повторять.

      В более позднем возрасте ребёнка учат правильно произносить звуки и слова. Потешки, песенки, прибаутки являются ценным материалом для восприятия и усвоения музыки родной речи. Многие прибаутки прекрасные по содержанию, богаты и нужным для ребёнка звучаниями – эта та своеобразная игра звуками, игра словами, посредством которой «ребёнок учится тонкостям родного языка».

      Песенки и потешки:

      Ай, ду-ду-ду-ду-ду-ду!

      Сидит ворон на дубу…

                                                        Ток, ток, тока-ток,

                                                        Что ни день, то моток.

      Ай, качи-качи-качи,

      Под подушкой калачи,

      В ручках прянички,

      В ножках яблочки.

      Такое многократное повторение простых звучаний очень полезно для развития речи ребёнка:

      Взрослые учат ребёнка на примере своей речи, активно побуждая его к подражанию. Если в семье нет этого своеобразного обучения, то развитие ребёнка может задержаться.

      Развитие речи не происходит самотёком. Несомненно, между детьми существуют большие индивидуальные различия: одним достаточно хорошего примера взрослых, другие нуждаются в более активной помощи. Активное вмешательство приобретает особенно большое значение в учреждениях общественного воспитания.

      В семье постоянное общение детей с родителями, со старшими детьми способствует правильному развитию речи.

      Однако при хорошо поставленной воспитательной работе в детских учреждениях у ребёнка создаются более благоприятные условия для развития речи: ребёнок находится среди детей, он постоянно с ними разговаривает. В детском саду много пособий, игрушек и книг, влияющих на развитие речи. А также дети постоянно находятся под руководством специально подготовленных воспитателей.

      Надо стремиться, чтобы дети 3-4 лет уже ясно говорили, чётко, учились правильно произносить все звуки и знакомые им слова. В группе большое место должны занимать общегрупповые игры и занятия по усвоению чёткой дикции и правильного произношения шипящих, звука [л] и позже звука [р]. Особое внимание надо уделить отдельным детям с общей задержкой в развитии речи.

      С детьми 4-5 лет проводятся индивидуальные занятия по закреплению всех звуков и главным образом шипящих и звука [р]. В этом возрасте своевременная индивидуальная помощь детям имеет сугубо важное значение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Воспитание правильного произношения у детей дошкольного возраста

    Практический материал по развитию правильного звукопроизношения у дошкольников...

    Конспект игры-занятия по воспитанию правильного произношения в средней группе детского сада

    Тема. Игра «Поезд». Программное содержание1.      Упражнение детей в произношении звука ш.2.      Развитие вежливых форм речи....

    Конспект игры-занятия по воспитанию правильного произношения в средней группе детского сада

    Тема. Игра «Поезд». Программное содержание1.      Упражнение детей в произношении звука ш.2.      Развитие вежливых форм речи....

    ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Читалочка»: Воспитание правильного произношения для детей 4-5лет

    Данная   программа является   курсом по развитию звуковой культуры речи детей 4-5 лет. Программа включает проведение артикуляционной гимнастики с элементами биоэнергопластики, игры...

    Консультация для родителей: "Воспитание правильного произношения"

    Особенности правильного воспитания звукопроизношения....

    Час развития воспитание правильного произношения звука Л

    обучение детей говорить правильно звук...

    Воспитание правильного произношения у детей дошкольного возраста, через дидактические игры.

    Цель работы: изучение особенностей правильного произношения у детей дошкольного возраста, через дидактические игры. Задачи: Проанализировать: Психолого-педагогическую литературу по проблеме ис...