Конспект НОД в подготовительной группе «Слово»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Конспект НОД в подготовительной группе «Слово»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolpak.docx15.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в подготовительной группе «Слово»

 Цель данного занятие развитие речи, обучение грамоте

Демонстрационный материал: магнитная доска, нарисованные персонажи Тим И Том, набор предметных картинок, набор шапочек для персонажей сказки «Рукавичка».

Задачи в соответствии с интеграцией образовательных областей.

1.        Коммуникация:

- обогащение словарного запаса через художественное слово

- развитие грамматического строя речи

- развитие диалогической речи игру – драматизацию к знакомой сказке

- обогащение предметного и глагольного словаря признаков

- закрепление понятия «слово», «буква», «звук», гласные, согласные (твердые, мягкие)

- умение различать на слух твердые и мягкие согласные

2.        Здоровьесбережение:

- развитие общей и мелкой моторики

- развитие зрительного и слухового восприятия

- развитие мышления и невербального общения (мимика)

3.        Социализация:

- воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками

- формирование навыков самоконтроля и самооценки

Ход НОД

Воспитатель. Здравствуйте ребята!  Вы стали совсем большими, многому научились, пришла пора поделиться своими знаниями. Мы с вами поиграем, посоревнуемся, поучимся друг у друга.

Сегодня к нам в детский сад пришли гости.

- Попробуйте подобрать слова для определения выражения их лиц(варианты ответов: добрые, спокойные, улыбающиеся, светлые, открытые, внимательные).Давайте пожелаем нашим гостям доброго утра. И пусть это пожелание будет теплым и искренним.

Н. Красильникова «Доброе утро».

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

-Доброе утро- нам птица поет (ви-вить),

-Доброе утро- скажет нам кот (мяу),

-Доброе утро- жужжит нам пчела (з-з-з),

-Доброе утро – как ваши дела?

-Доброе утро – лягушка сказала (ква-ква-ква),

-Доброе утро –нам мышь пропищала (пи-пи-пи),

-Доброе утро – шумят тополя (ля-ля-ля),

-Доброе утро, родная земля!

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель. После таких теплых, искренних слов стало еще больше радостных и светлых лиц. Вот что может сделать доброе слово.

Загадка:

Оно может быть ласковым, может быть грубым,

Оно может быть тихим, может быть громким.

Оно может обидеть, может рассмешить.

Его можно сказать, а можно взять и написать,

Но для этого надо буквы знать. Что это? (Слово).

Воспитатель.

-А сейчас я хочу проверить, много ли вы знаете слов?

-Какое сейчас время года? (весна).

-Подберите слова, обозначающие признак предмета, к слову «зима» (теплая .веселая Звонкая зеленая прекрасная).

-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признак предмета? (какой, какая, какое)

-На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действие предмета? (что делает?).

-Подберите слова, обозначающие действие предмета, к слову «дождь»(, идет, льет, падает ).

-Из чего состоят слова, когда мы их произносим? ( из звуков).

-Какие бывают звуки? (гласные и согласные).

Воспитатель. Я расскажу вам сказку.

В звонком городе на певучей улице

Звуки жили гласные,

Пели песни разные.

А, О,У,Ы,Э,И вместе жили

И давно дружили.

Первым просыпался А.

А - вставать уже пора (ребенок).

Отвечал ему звук У.

У – ну я же не хочу (ребенок).

Вслед за ним стонал звук О.

О – как рано- то еще? (ребенок).

Дальше ныл ленивый Ы.

Ы – разве были мы должны? (ребенок).

Вдруг ну как из- под земли

Появились Э и И.

Э – проснитесь побыстрей,

Собирайтесь в путь скорей.

Чтобы было веселей,

Надо нам найти друзей (ребенок).

И – тогда не будет грустно,

И не будем мы скучать,

И с друзьями вместе будем

И петь песни и играть (ребенок).

Воспитатель. Гласные звуки пошли искать друзей.

- Кто дружит с гласными звуками? (согласные).

Воспитатель. Они так и называются – согласные, потому что дружат с гласными звуками.

Слушайте дальше сказочную историю.

В этом же городе, но на другой улице живут 2 гнома с необычными именами – Тим и Том.

Тим – любит все мягкие звуки –ль, -мь, -дь.

Том – любит все твердые звуки – р, -ж, -д.

Живут они в одном доме и окружают их разные звуки.

Тим любит играть с мягкими звуками, а Том с твердыми звуками.

Комната Тима зеленая, он выбирает предметы, которые начинаются на мягкий звук.

Комната Тома синяя, он выбирает предметы, которые начинаются на твердый звук.

Воспитатель. Кто-то звуки им смешал, все картинки разбросал.

- Давайте поможем гномам разобрать картинки.

Для Тома нужны картинки с предметами, названия которых начинаются на звуки… какие?(твердые - барабан, роза, самолет, машина).

Для Тима нужны картинки с предметами, названия которых начинаются на звуки… какие? (мягкие –белка, лиса, велосипед, пила).

Дети выделяют звук, на который начинается название предмета, изображенный на картинке, х – арактеризуют – твердый он или мягкий).

Воспитатель. Названия этих предметов начинаются на мягкие звуки – они для Тима. А эти начинаются на твердые звуки – они для Тома.

Звуки гласные и согласные дружат между собой. Наши дети тоже умеют дружить.

Физкультурная пауза «Дружно за руки берись».

Дружно за руки берись (встают в хоровод),

Друг за другом повернись.

Будем веселиться, прыгать и кружиться.

Много радостных людей

Добрых, верных нам друзей (сжимают и разжимают кулачки).

1-2-3-4-5 –всех никак не сосчитать (загибают пальцы рук) .

Хмуриться не будем (хмурое лицо),

Про печаль забудем (печальное лицо),

Станем улыбаться (улыбка),

Весело смеяться (заборчик),

Улетели все печали,

Лица радостными стали (ходят по кругу).

Воспитатель. Я вижу, что вы дружные ребята. Есть пословица – нет друга, так ищи, а нашел, так береги.

Вы знаете много пословиц о слове, о языке. (дети называют пословицы о слове, о языке)

- Язык без костей;

- Язык до Киева доведет;

- На языке мед, а под языком лед;

- Языком мели, а рукам воли не давай;

- Бери хлеб на обед, а слово на ответ;

- Не спеши языком, торопись делом;

Воспитатель. Молодцы, назвали много пословиц о слове, о языке, о нашей речи.

- Из чего состоит наша речь? (из предложений);

- Из чего состоит предложение? (из слов);

- Из чего состоит слово, когда мы его пишем или читаем? (из букв)

Воспитатель. А сейчас я хочу проверит, знаете ли вы буквы.

Дидактическая игра «Где буква? Где цифра?»

(на магнитной доске необходимо убрать цифры, остаются только буквы, слово «СКАЗКА»)

Драматизация сказки «Рукавичка».

Игра «Пожелания»:

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу на прощанье

Мы подарим пожелания. (дети говорят друг другу пожелания)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной группе Слова-предметы (живое-неживое)

Целю данного занятия является- формироватние понятия о словах, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы.Дети учатся  задавать вопросы к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленн...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Закрепление понятий «предложение», «слово», «звук»

Цель: повторение и закрепление понятий «предложение», «слово», «звук».Задачи: развивать звуковую культуру речи; обогащать и активизировать словарь детей; формировать культуру общения....

Конспект занятия в подготовительной группе для с ОНР по теме "Родственные слова".

Работа над родственными словами проводилась с детьми на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях. Отдельные задания дети выполняли с родителями дома.Можно предложить следующую последователь...