Итоговое занятие в подготовительной к школе группе "Проделки Буквоеда"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Карпушина Елена Михайловна

Цель: Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте; Закрепить знания и умения детей в области декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные:

Закрепление понятий «буква, звук, слог, слово, предложение».

Закрепить графический образ букв.

Совершенствование навыков звукового анализа слов.

Закреплять навык чтения слогов и слов.

Упражнять в составлении предложений.

Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.

Упражнять в приёмах рисования кистью элементов народной росписи.

Развивающие:

Активизировать и развивать словарь, лексико-грамматический строй речи, совершенствовать фонематический слух.

Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность.

Развивать чувства ритма, цвета, композиции, эстетическое восприятие, умение красиво располагать узор в заданной форме.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к обучению грамоте.

Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.

Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, народным традициям.

Предварительная работа: Занятия по мотивам народных росписей.

Методы и приёмы:

Наглядные: использование наглядного материала.

Словесные: беседа, разгадывание загадок, указания, дополнения, вопрос-ответ.

Игровые: сюрпризный момент, игры с мячом Су-Джок,

Практические: д/и «Разрезные буквы», работа со звуковыми схемами, физминутка, д/и «Составь слово из слогов», д/и «Собери пословицу», творческая деятельность детей.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: письмо, лепестки цветка с буквами («Д», «О» «Б», «Р», «О»), разрезанные буквы («А», «И», «Ы», «Т», «Г», «Д»), звуковые схемы на замках, 5 картинок с изображением предметов (лимон, улитка, пила, жук, зонт), слоги: ве, ко, ру, ку, зу, со, дро, шка, чка, кла, бы, ва.

Раздаточный: конверт с разрезанными на слова пословицами, шарики Су-Джок, силуэты букв из бумаги, кисти, подставка для кистей, непроливайка, тряпочка, краски гуашевые, палитра,

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть какие вы умные и грамотные, как вы подготовились к школе и  порадоваться Вашим успехам. Посмотрите на них, улыбнитесь и поздоровайтесь.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, сегодня в почтовом ящике детского сада я обнаружила письмо, на нем написано для детей подготовительной к школе группы  от губернатора города Грамотейск, Давайте его сейчас откроем и прочитаем (воспитатель зачитывает письмо).

Письмо

«Здравствуйте, ребята! Срочно требуется ваша помощь! В прекрасном городе Грамотейск случилась беда, злой волшебник Буквоед похитил и заколдовал жителей. Теперь все дети останутся необразованными и никогда не научатся читать и писать. Помочь нам можете только вы т.к. вы, много чего знаете и умеете. Снимите его колдовство своими знаниями. А еще свою жизнь Буквоед хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда Буквоед исчезнет навсегда и больше никогда и не кому не причинит вреда. С уважением  губернатор города Грамотейск»

Воспитатель: Злой, ужасный Буквоед! Я такое знаю про этого волшебника …  Ест он буквы на обед!

Ребята, вы же очень дружные и никогда никого не оставите в беде, так?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Поможем жителям города Грамотейск?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Первых освобождать от колдовских чар мы будем…а вот кого, подскажет вам моя загадка :

Черные птички на каждой страничке,

Молчат, ожидают, кто их прочитает.

Ответы детей: Буквы.

Воспитатель: Правильно дети, буквы. Итак, первое задание! Буквы обижены Буквоедом, он их разорвал на части, давайте их восстановим.

(На столе лежат буквы: «А», «И», «Ы», «Т», «Г», «Д» разрезанные на части. Детям необходимо правильно собрать буквы из частей).

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, вам удалась снять колдовство с букв. Теперь они вернутся в свой  родной город. А мы получили  первый лепесток.

(На доске вывешивается первый лепесток с буквой «Д»).

Воспитатель: Вторыми мы выручим…вы узнаете из моей загадки:

Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт…

Ответы детей: Звуки.

Воспитатель: Правильно. Теперь нам нужно расколдовать и освободить звуки. Посмотрите, какой хитрый Буквоед, сколько замков он повесил. Вам необходимо к звуковой схеме на замке подобрать соответствующую картинку со словом. Если слово на картинке подходит к звуковой схеме, то замок откроется.

(На доске вывешены пять замков со звуковой схемой, пять картинок- ключей с изображением предметов: лимон, пила, шар, улитка, лимон).

Воспитатель: Вам удалось открыть все замки. Звуки на свободе. Вот еще один лепесток у нас.

(Воспитатель на доске вывешивает второй лепесток с буквой «О»)

Утомились, пришло время отдохнуть:

Физминутка

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так

(круговые движения головой)

Еще эдак, еще так.

Медвежата мед искали

Дружно дерево качали

Вот так, вот так,

(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

Дружно дерево качали

А потом они ходили

(ходьба по-медвежьи)

И из речки воду пили

Вот так, вот так,

И из речки воду пили

(наклоны туловища вперед)

А потом они плясали

(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

Лапы выше поднимали

(прыжки, хлопая руками вверху)

Вот так, вот так,

Лапы выше поднимали.

Воспитатель:  Немного отдохнули, и продолжаем дальше выручать жителей города Грамотейск. Слушаем загадку:

Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый…

Ответы детей: Слог.

Воспитатель: Слова  потеряли первые слоги. Необходимо слоги вернуть на свои места.

(На левой стороне доски вывешены слоги: ве, ко, ру, ку, зу, со, на правой стороне доски  вывешены слоги: дро, шка, чка, кла, бы, ва. Детям нужно из двух частей собрать слова: ведро, кошка, ручка, кукла, зубы, сова).

Воспитатель: Молодцы,  вернули слоги на свои места. Освободили слоги от колдовства злого Буквоеда. Еще один лепесток  у нас.

(На доске вывешивается третий лепесток с буквой «Б»).

Кому  еще необходима наша помощь, вы узнаете из моей загадки:

Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту

Ответы детей: Слово.

Буквоед зашифровал слова, нам нужно разгадать их.

(перед детьми вывешивается 5 картинок с ребусами).

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились. И слова свободны и могут вернуться домой.

(На доске вывешивается четвертый лепесток с буквой «Р»).

Нам осталось спасти последнего заколдованного жителя…Слушаем загадку:

Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я…

Ответы детей: Предложение.

Воспитатель: Буквоед разрезал предложения на слова, вам нужно из слов собрать предложение и в своих предложениях вы узнаете пословицы.

(Воспитатель раздает в конвертах пословицы разрезанные на слова).

Дело мастера боится.

Тише едешь – дальше будешь.

Без труда нет плода.

Цыплят по осени считают.

На вкус, на цвет товарища нет.

Правда глаза колет.

В гостях хорошо, а дома лучше того.

Кончил дело – гуляй смело.

Всякая птица свое гнездо любит.

Делу время, потехе час.

У страха глаза велики.

Делать спустя рукава.

Дома и стены помогают.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Воспитатель: Освободили предложения от колдовства. Ну что ж  ребята, это было последнее задание. Получили последний лепесток.

(На доске вывешивается пятый  лепесток с буквой «О»).

Вы отгадали магическое слово?

Ответы детей: Добро.

Воспитатель: Добрый конец –всему делу венец. Вы сегодня сделали столько добрых дел: спасли жителей города Грамотейск, победили злого волшебного Буквоеда. Я предлагаю, сделать еще одно доброе дело – Давайте, им на память отправим подарки,  оправим первую букву своего имени, чтобы они всегда помнили о нас и знали кому можно обратиться за помощью если вдруг окажутся в беде. Но не просто именную букву, а букву с русско-народной росписью. И пусть ваши именные буквы станут новыми жителями прекрасного города Грамотейск. Буквы мы начали расписывать на прошлом занятии, а сейчас мы завершим эту работу. Но прежде давайте разомнем наши руки.

Дети выполняют игровые упражнения с шариками Су-Джок.

(Описание: Ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом).

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Воспитатель: Дети скажите, какие виды народных росписей вам знакомы?

Ответы детей: Дымково, Хохлома, Городец, Гжель.

Воспитатель: Поднимите руки те, кто  решил расписать свою букву хохломской росписью? Скажите, какие цвета вы использовали?

 (Дети, которые выбрали хохломскую роспись отвечают на вопросы воспитателя).

Ответы детей: Три основных цвета: красный, чёрный, золотой и немного зеленого цвета.

Воспитатель: Какие узоры?

Ответы детей: Криуль, травинки, листики, капельки, ягодки.

Воспитатель: А кто решил именную букву расписать  городецкой росписью? Какие цвета вы используете для росписи?

(Дети, которые выбрали городецкую роспись отвечают на вопросы воспитателя)

Ответы детей: Красный, синий, зелёный, оранжевый. Для оживки используется белый и черный цвета.

Воспитатель: Какие узоры?

Ответы детей: Розан, купавка, ягодка, листья.

Воспитатель: Какие еще узоры можно использовать помимо цветочных гирлянд?

Ответы детей: Конь, Птица, Петух.

Воспитатель: Кто выбрал гжель?

(Дети которые выбрали гжель отвечают на вопросы.)

Воспитатель: Какие цвета вы используете?

Дети: Белый и сниий.

Воспитатель: Какие узоры?

Ответы детей:  Роза – Агашка, бордюры (волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие линии), капельки.

Воспитатель: Поднимите руки те, кто  решил расписать свою букву дымковской  росписью? Скажите, какие цвета вы использовали?

Ответы детей: Красный, оранжевый, голубой, зеленый, желтый, малиновый. Коричневая и черная краска используется лишь в небольших количествах.

Воспитатель: Какие элементы дымковской росписи вы использовали?

Ответы детей: Прямые и волнистые линии, колечки, большие круги, точки.

(Дети заканчивают расписывать буквы).

Воспитатель: Красивые буквы у вас получились, я их сегодня по почте отправлю губернатору. Они станут новыми жителями города Грамотейск.

Скажите, вам  понравилось наше занятие?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Какое доброе дело мы сегодня сделали?

Ответы детей: Мы сегодня помогли жителям города Грамотейск, победили злого волшебника Буквоеда.

Воспитатель: Как мы им помогали?

Ответы детей: Мы восстановили буквы из частей, расколдовали звуки (делали звуко-буквенный анализ), расколдовали слова (разгадывали ребусы), помогли вернуться слогам  на свои места в словах (собирали из слогов слова), составили предложения (пословицы) из слов.

Воспитатель: Спасибо за вашу работу!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте; Закрепить знания и умения детей в области декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные:

Закрепление понятий «буква, звук, слог, слово, предложение».

Закрепить графический образ букв.

Совершенствование навыков звукового анализа слов.

Закреплять навык чтения слогов и слов.

Упражнять в составлении предложений.

Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.

Упражнять в приёмах рисования кистью элементов народной росписи.

Развивающие:

Активизировать и развивать словарь, лексико-грамматический строй речи, совершенствовать фонематический слух.

Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность.

Развивать чувства ритма, цвета, композиции, эстетическое восприятие, умение красиво располагать узор в заданной форме.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к обучению грамоте.

Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.

Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, народным традициям.

Предварительная работа: Занятия по мотивам народных росписей.

Методы и приёмы: 

Наглядные: использование наглядного материала.

Словесные: беседа, разгадывание загадок, указания, дополнения, вопрос-ответ.

Игровые: сюрпризный момент, игры с мячом Су-Джок,

Практические: д/и «Разрезные буквы», работа со звуковыми схемами, физминутка, д/и «Составь слово из слогов», д/и «Собери пословицу», «творческая деятельность детей.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: письмо, лепестки цветка с буквами («Д», «О» «Б», «Р», «О»), разрезанные буквы («А», «И», «Ы», «Т», «Г», «Д»), звуковые схемы на замках, 5 картинок с изображением предметов (лимон, улитка, пила, жук, зонт), слоги: ве, ко, ру, ку, зу, со, дро, шка, чка, кла, бы, ва.

Раздаточный: конверт с разрезанными на слова пословицами, шарики Су-Джок, силуэты букв из бумаги, кисти, подставка для кистей, непроливайка, тряпочка, краски гуашевые, палитра,

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть какие вы умные и грамотные, как вы подготовились к школе и  порадоваться Вашим успехам. Посмотрите на них, улыбнитесь и поздоровайтесь.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, сегодня в почтовом ящике детского сада я обнаружила письмо, на нем написано для детей подготовительной к школе группы  от губернатора города Грамотейск, Давайте его сейчас откроем и прочитаем (воспитатель зачитывает письмо).

Письмо

«Здравствуйте, ребята! Срочно требуется ваша помощь! В прекрасном городе Грамотейск случилась беда, злой волшебник Буквоед похитил и заколдовал жителей. Теперь все дети останутся необразованными и никогда не научатся читать и писать. Помочь нам можете только вы т.к. вы, много чего знаете и умеете. Снимите его колдовство своими знаниями. А еще свою жизнь Буквоед хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда Буквоед исчезнет навсегда и больше никогда и не кому не причинит вреда. С уважением  губернатор города Грамотейск»

Воспитатель: Злой, ужасный Буквоед! Я такое знаю про этого волшебника …  Ест он буквы на обед!

Ребята, вы же очень дружные и никогда никого не оставите в беде, так?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Поможем жителям города Грамотейск?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Первых освобождать от колдовских чар мы будем…а вот кого, подскажет вам моя загадка :

Черные птички на каждой страничке,

Молчат, ожидают, кто их прочитает.

Ответы детей: Буквы.

Воспитатель: Правильно дети, буквы. Итак, первое задание! Буквы обижены Буквоедом, он их разорвал на части, давайте их восстановим.

(На столе лежат буквы: «А», «И», «Ы», «Т», «Г», «Д» разрезанные на части. Детям необходимо правильно собрать буквы из частей).

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, вам удалась снять колдовство с букв. Теперь они вернутся в свой  родной город. А мы получили  первый лепесток.

(На доске вывешивается первый лепесток с буквой «Д»).

Воспитатель: Вторыми мы выручим…вы узнаете из моей загадки:

Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт…

Ответы детей: Звуки.

Воспитатель: Правильно. Теперь нам нужно расколдовать и освободить звуки. Посмотрите, какой хитрый Буквоед, сколько замков он повесил. Вам необходимо к звуковой схеме на замке подобрать соответствующую картинку со словом. Если слово на картинке подходит к звуковой схеме, то замок откроется.

(На доске вывешены пять замков со звуковой схемой, пять картинок- ключей с изображением предметов: лимон, пила, шар, улитка, лимон).

Воспитатель: Вам удалось открыть все замки. Звуки на свободе. Вот еще один лепесток у нас.

(Воспитатель на доске вывешивает второй лепесток с буквой «О»)

Утомились, пришло время отдохнуть:

Физминутка

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так

(круговые движения головой)

Еще эдак, еще так.

Медвежата мед искали

Дружно дерево качали

Вот так, вот так,

(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

Дружно дерево качали

А потом они ходили

(ходьба по-медвежьи)

И из речки воду пили

Вот так, вот так,

И из речки воду пили

(наклоны туловища вперед)

А потом они плясали

(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

Лапы выше поднимали

(прыжки, хлопая руками вверху)

Вот так, вот так,

Лапы выше поднимали.

Воспитатель:  Немного отдохнули, и продолжаем дальше выручать жителей города Грамотейск. Слушаем загадку:

Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый…

Ответы детей: Слог.

Воспитатель: Слова  потеряли первые слоги. Необходимо слоги вернуть на свои места.

(На левой стороне доски вывешены слоги: ве, ко, ру, ку, зу, со, на правой стороне доски  вывешены слоги: дро, шка, чка, кла, бы, ва. Детям нужно из двух частей собрать слова: ведро, кошка, ручка, кукла, зубы, сова).

Воспитатель: Молодцы,  вернули слоги на свои места. Освободили слоги от колдовства злого Буквоеда. Еще один лепесток  у нас.

(На доске вывешивается третий лепесток с буквой «Б»).

Кому  еще необходима наша помощь, вы узнаете из моей загадки:

Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту

Ответы детей: Слово.

Буквоед зашифровал слова, нам нужно разгадать их.

(перед детьми вывешивается 5 картинок с ребусами).

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились. И слова свободны и могут вернуться домой.

(На доске вывешивается четвертый лепесток с буквой «Р»).

Нам осталось спасти последнего заколдованного жителя…Слушаем загадку:

Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я…

Ответы детей: Предложение.

Воспитатель: Буквоед разрезал предложения на слова, вам нужно из слов собрать предложение и в своих предложениях вы узнаете пословицы.

(Воспитатель раздает в конвертах пословицы разрезанные на слова).

Дело мастера боится.

Тише едешь – дальше будешь.

Без труда нет плода.

Цыплят по осени считают.

На вкус, на цвет товарища нет.

Правда глаза колет.

В гостях хорошо, а дома лучше того.

Кончил дело – гуляй смело.

Всякая птица свое гнездо любит.

Делу время, потехе час.

У страха глаза велики.

Делать спустя рукава.

Дома и стены помогают.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Воспитатель: Освободили предложения от колдовства. Ну что ж  ребята, это было последнее задание. Получили последний лепесток.

(На доске вывешивается пятый  лепесток с буквой «О»).

Вы отгадали магическое слово?

Ответы детей: Добро.

Воспитатель: Добрый конец –всему делу венец. Вы сегодня сделали столько добрых дел: спасли жителей города Грамотейск, победили злого волшебного Буквоеда. Я предлагаю, сделать еще одно доброе дело – Давайте, им на память отправим подарки,  оправим первую букву своего имени, чтобы они всегда помнили о нас и знали кому можно обратиться за помощью если вдруг окажутся в беде. Но не просто именную букву, а букву с русско-народной росписью. И пусть ваши именные буквы станут новыми жителями прекрасного города Грамотейск. Буквы мы начали расписывать на прошлом занятии, а сейчас мы завершим эту работу. Но прежде давайте разомнем наши руки.

Дети выполняют игровые упражнения с шариками Су-Джок.

(Описание: Ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом).

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Воспитатель: Дети скажите, какие виды народных росписей вам знакомы?

Ответы детей: Дымково, Хохлома, Городец, Гжель.

Воспитатель: Поднимите руки те, кто  решил расписать свою букву хохломской росписью? Скажите, какие цвета вы использовали?

 (Дети, которые выбрали хохломскую роспись отвечают на вопросы воспитателя).

Ответы детей: Три основных цвета: красный, чёрный, золотой и немного зеленого цвета.

Воспитатель: Какие узоры?

Ответы детей: Криуль, травинки, листики, капельки, ягодки.

Воспитатель: А кто решил именную букву расписать  городецкой росписью? Какие цвета вы используете для росписи?

(Дети, которые выбрали городецкую роспись отвечают на вопросы воспитателя)

Ответы детей: Красный, синий, зелёный, оранжевый. Для оживки используется белый и черный цвета.

Воспитатель: Какие узоры?

Ответы детей: Розан, купавка, ягодка, листья.

Воспитатель: Какие еще узоры можно использовать помимо цветочных гирлянд?

Ответы детей: Конь, Птица, Петух.

Воспитатель: Кто выбрал гжель?

(Дети которые выбрали гжель отвечают на вопросы.)

Воспитатель: Какие цвета вы используете?

Дети: Белый и сниий.

Воспитатель: Какие узоры?

Ответы детей:  Роза – Агашка, бордюры (волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие линии), капельки.

Воспитатель: Поднимите руки те, кто  решил расписать свою букву дымковской  росписью? Скажите, какие цвета вы использовали?

Ответы детей: Красный, оранжевый, голубой, зеленый, желтый, малиновый. Коричневая и черная краска используется лишь в небольших количествах.

Воспитатель: Какие элементы дымковской росписи вы использовали?

Ответы детей: Прямые и волнистые линии, колечки, большие круги, точки.

(Дети заканчивают расписывать буквы).

Воспитатель: Красивые буквы у вас получились, я их сегодня по почте отправлю губернатору. Они станут новыми жителями города Грамотейск.

Скажите, вам  понравилось наше занятие?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Какое доброе дело мы сегодня сделали?

Ответы детей: Мы сегодня помогли жителям города Грамотейск, победили злого волшебника Буквоеда.

Воспитатель: Как мы им помогали?

Ответы детей: Мы восстановили буквы из частей, расколдовали звуки (делали звуко-буквенный анализ), расколдовали слова (разгадывали ребусы), помогли вернуться слогам  на свои места в словах (собирали из слогов слова), составили предложения (пословицы) из слов.

Воспитатель: Спасибо за вашу работу!



Предварительный просмотр:

Цель: Проверить усвоенные детьми знания, умения и навыки, сформированные на занятиях по обучению грамоте; Закрепить знания и умения детей в области декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Образовательные:

Закрепление понятий «буква, звук, слог, слово, предложение».

Закрепить графический образ букв.

Совершенствование навыков звукового анализа слов.

Закреплять навык чтения слогов и слов.

Упражнять в составлении предложений.

Различать виды народного декоративно-прикладного искусства.

Упражнять в приёмах рисования кистью элементов народной росписи.

Развивающие:

Активизировать и развивать словарь, лексико-грамматический строй речи, совершенствовать фонематический слух.

Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность.

Развивать чувства ритма, цвета, композиции, эстетическое восприятие, умение красиво располагать узор в заданной форме.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к обучению грамоте.

Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.

Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, народным традициям.

Предварительная работа: Занятия по мотивам народных росписей.

Методы и приёмы: 

Наглядные: использование наглядного материала.

Словесные: беседа, разгадывание загадок, указания, дополнения, вопрос-ответ.

Игровые: сюрпризный момент, игры с мячом Су-Джок,

Практические: д/и «Разрезные буквы», работа со звуковыми схемами, физминутка, д/и «Составь слово из слогов», д/и «Собери пословицу», творческая деятельность детей.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: письмо, лепестки цветка с буквами («Д», «О» «Б», «Р», «О»), разрезанные буквы («А», «И», «Ы», «Т», «Г», «Д»), звуковые схемы на замках, 5 картинок с изображением предметов (лимон, улитка, пила, жук, зонт), слоги: ве, ко, ру, ку, зу, со, дро, шка, чка, кла, бы, ва.

Раздаточный: конверт с разрезанными на слова пословицами, шарики Су-Джок, силуэты букв из бумаги, кисти, подставка для кистей, непроливайка, тряпочка, краски гуашевые, палитра,

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть какие вы умные и грамотные, как вы подготовились к школе и  порадоваться Вашим успехам. Посмотрите на них, улыбнитесь и поздоровайтесь.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, сегодня в почтовом ящике детского сада я обнаружила письмо, на нем написано для детей подготовительной к школе группы  от губернатора города Грамотейск, Давайте его сейчас откроем и прочитаем (воспитатель зачитывает письмо).

Письмо

«Здравствуйте, ребята! Срочно требуется ваша помощь! В прекрасном городе Грамотейск случилась беда, злой волшебник Буквоед похитил и заколдовал жителей. Теперь все дети останутся необразованными и никогда не научатся читать и писать. Помочь нам можете только вы т.к. вы, много чего знаете и умеете. Снимите его колдовство своими знаниями. А еще свою жизнь Буквоед хранит в волшебном цветке. Собрав лепестки цветка, вы сможете узнать магическое слово, и тогда Буквоед исчезнет навсегда и больше никогда и не кому не причинит вреда. С уважением  губернатор города Грамотейск»

Воспитатель: Злой, ужасный Буквоед! Я такое знаю про этого волшебника …  Ест он буквы на обед!

Ребята, вы же очень дружные и никогда никого не оставите в беде, так?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Поможем жителям города Грамотейск?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Первых освобождать от колдовских чар мы будем…а вот кого, подскажет вам моя загадка :

Черные птички на каждой страничке,

Молчат, ожидают, кто их прочитает.

Ответы детей: Буквы.

Воспитатель: Правильно дети, буквы. Итак, первое задание! Буквы обижены Буквоедом, он их разорвал на части, давайте их восстановим.

(На столе лежат буквы: «А», «И», «Ы», «Т», «Г», «Д» разрезанные на части. Детям необходимо правильно собрать буквы из частей).

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием, вам удалась снять колдовство с букв. Теперь они вернутся в свой  родной город. А мы получили  первый лепесток.

(На доске вывешивается первый лепесток с буквой «Д»).

Воспитатель: Вторыми мы выручим…вы узнаете из моей загадки:

Один мягкий и свистит

Другой твёрдый и шипит

Третий вовсе запоёт

Хоть кто его произнесёт…

Ответы детей: Звуки.

Воспитатель: Правильно. Теперь нам нужно расколдовать и освободить звуки. Посмотрите, какой хитрый Буквоед, сколько замков он повесил. Вам необходимо к звуковой схеме на замке подобрать соответствующую картинку со словом. Если слово на картинке подходит к звуковой схеме, то замок откроется.

(На доске вывешены пять замков со звуковой схемой, пять картинок- ключей с изображением предметов: лимон, пила, шар, улитка, лимон).

Воспитатель: Вам удалось открыть все замки. Звуки на свободе. Вот еще один лепесток у нас.

(Воспитатель на доске вывешивает второй лепесток с буквой «О»)

Утомились, пришло время отдохнуть:

Физминутка

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так

(круговые движения головой)

Еще эдак, еще так.

Медвежата мед искали

Дружно дерево качали

Вот так, вот так,

(поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

Дружно дерево качали

А потом они ходили

(ходьба по-медвежьи)

И из речки воду пили

Вот так, вот так,

И из речки воду пили

(наклоны туловища вперед)

А потом они плясали

(пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

Лапы выше поднимали

(прыжки, хлопая руками вверху)

Вот так, вот так,

Лапы выше поднимали.

Воспитатель:  Немного отдохнули, и продолжаем дальше выручать жителей города Грамотейск. Слушаем загадку:

Сначала я никак не мог

Прочесть с двух букв

Свой первый…

Ответы детей: Слог.

Воспитатель: Слова  потеряли первые слоги. Необходимо слоги вернуть на свои места.

(На левой стороне доски вывешены слоги: ве, ко, ру, ку, зу, со, на правой стороне доски  вывешены слоги: дро, шка, чка, кла, бы, ва. Детям нужно из двух частей собрать слова: ведро, кошка, ручка, кукла, зубы, сова).

Воспитатель: Молодцы,  вернули слоги на свои места. Освободили слоги от колдовства злого Буквоеда. Еще один лепесток  у нас.

(На доске вывешивается третий лепесток с буквой «Б»).

Кому  еще необходима наша помощь, вы узнаете из моей загадки:

Звук я к звуку подберу

И его произнесу

Если буквы в ряд сложу

То его потом прочту

Ответы детей: Слово.

Буквоед зашифровал слова, нам нужно разгадать их.

(перед детьми вывешивается 5 картинок с ребусами).

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились. И слова свободны и могут вернуться домой.

(На доске вывешивается четвертый лепесток с буквой «Р»).

Нам осталось спасти последнего заколдованного жителя…Слушаем загадку:

Много слов я соберу

Меж собой их подружу

Понятным будет изложение

То получу я…

Ответы детей: Предложение.

Воспитатель: Буквоед разрезал предложения на слова, вам нужно из слов собрать предложение и в своих предложениях вы узнаете пословицы.

(Воспитатель раздает в конвертах пословицы разрезанные на слова).

Дело мастера боится.

Тише едешь – дальше будешь.

Без труда нет плода.

Цыплят по осени считают.

На вкус, на цвет товарища нет.

Правда глаза колет.

В гостях хорошо, а дома лучше того.

Кончил дело – гуляй смело.

Всякая птица свое гнездо любит.

Делу время, потехе час.

У страха глаза велики.

Делать спустя рукава.

Дома и стены помогают.

Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

Воспитатель: Освободили предложения от колдовства. Ну что ж  ребята, это было последнее задание. Получили последний лепесток.

(На доске вывешивается пятый  лепесток с буквой «О»).

Вы отгадали магическое слово?

Ответы детей: Добро.

Воспитатель: Добрый конец –всему делу венец. Вы сегодня сделали столько добрых дел: спасли жителей города Грамотейск, победили злого волшебного Буквоеда. Я предлагаю, сделать еще одно доброе дело – Давайте, им на память отправим подарки,  оправим первую букву своего имени, чтобы они всегда помнили о нас и знали кому можно обратиться за помощью если вдруг окажутся в беде. Но не просто именную букву, а букву с русско-народной росписью. И пусть ваши именные буквы станут новыми жителями прекрасного города Грамотейск. Буквы мы начали расписывать на прошлом занятии, а сейчас мы завершим эту работу. Но прежде давайте разомнем наши руки.

Дети выполняют игровые упражнения с шариками Су-Джок.

(Описание: Ребенок повторяет слова и выполняет действия с шариком в соответствии с текстом).

Я мячом круги катаю,

Взад-вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Воспитатель: Дети скажите, какие виды народных росписей вам знакомы?

Ответы детей: Дымково, Хохлома, Городец, Гжель.

Воспитатель: Поднимите руки те, кто  решил расписать свою букву хохломской росписью? Скажите, какие цвета вы использовали?

 (Дети, которые выбрали хохломскую роспись отвечают на вопросы воспитателя).

Ответы детей: Три основных цвета: красный, чёрный, золотой и немного зеленого цвета.

Воспитатель: Какие узоры?

Ответы детей: Криуль, травинки, листики, капельки, ягодки.

Воспитатель: А кто решил именную букву расписать  городецкой росписью? Какие цвета вы используете для росписи?

(Дети, которые выбрали городецкую роспись отвечают на вопросы воспитателя)

Ответы детей: Красный, синий, зелёный, оранжевый. Для оживки используется белый и черный цвета.

Воспитатель: Какие узоры?

Ответы детей: Розан, купавка, ягодка, листья.

Воспитатель: Какие еще узоры можно использовать помимо цветочных гирлянд?

Ответы детей: Конь, Птица, Петух.

Воспитатель: Кто выбрал гжель?

(Дети которые выбрали гжель отвечают на вопросы.)

Воспитатель: Какие цвета вы используете?

Дети: Белый и сниий.

Воспитатель: Какие узоры?

Ответы детей:  Роза – Агашка, бордюры (волнистые, прямые, толстые, тонкие, длинные, короткие линии), капельки.

Воспитатель: Поднимите руки те, кто  решил расписать свою букву дымковской  росписью? Скажите, какие цвета вы использовали?

Ответы детей: Красный, оранжевый, голубой, зеленый, желтый, малиновый. Коричневая и черная краска используется лишь в небольших количествах.

Воспитатель: Какие элементы дымковской росписи вы использовали?

Ответы детей: Прямые и волнистые линии, колечки, большие круги, точки.

(Дети заканчивают расписывать буквы).

Воспитатель: Красивые буквы у вас получились, я их сегодня по почте отправлю губернатору. Они станут новыми жителями города Грамотейск.

Скажите, вам  понравилось наше занятие?

Ответы детей: Да!

Воспитатель: Какое доброе дело мы сегодня сделали?

Ответы детей: Мы сегодня помогли жителям города Грамотейск, победили злого волшебника Буквоеда.

Воспитатель: Как мы им помогали?

Ответы детей: Мы восстановили буквы из частей, расколдовали звуки (делали звуко-буквенный анализ), расколдовали слова (разгадывали ребусы), помогли вернуться слогам  на свои места в словах (собирали из слогов слова), составили предложения (пословицы) из слов.

Воспитатель: Спасибо за вашу работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в подготовительной к школе логопедической группе.

Конспект занятия в подготовительной к школе логопедической группе, которое проводится с целью выявить знания и умения детей с первоначальным диагнозом ОНР при выхо...

КОНСПЕКТ итогового занятия в подготовительной к школе группе.

Цель:проверка у детей знаний и умений, полученных за период коррекции и образовательной деятельности.Задачи:- Совершенствовать  умение  детей  проводить  звукобуквенный и слоговой ...

Модель итогового занятия в подготовительной к школе группе по математическому развитию. Тема:" Наф - Наф готовится к школе".

Модель итогового занятия в подготовительной группе по математическому развитию. Тема:" Наф Наф готовится к школе"...

Итоговое занятие для подготовительной к школе группе "Скоро в школу"

Цель: закрепление  и обобщение знаний детей по разделам программы на конец учебного года.Задачи:закреплять навыки прямого и обратного счета в пределах 20, повторить  знаки «<»...

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе "Скоро в школу!"

Цель:  Выявить уровень знаний детей, их готовность к школе.Программные задачи:Развивать у детей интерес и желание к школьному обучению.Расширять словарный запас детей по теме «шко...

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе по развитию речи « Маша идёт в школу»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа №3» дошкольный блок «Детство»г.п. Нарткала Урванского муниципального районаКабардино-Бал...

Итоговое занятие в подготовительной к школе группе "Школа. Школьные принадлежности"

Воспитатель сообщает детям, что на участке д.с  нашли портфель и решили  принести его  вам, так как вы на следующий год тоже отправитесь в школу. В порфеле записка с письмом от ученика ...