Главные вкладки

    НОД "Поможем Незнайке"
    план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

    Исакова Татьяна Анатольевна

    Обучение грамоте, а также полноценное овладение родным языком, развитие языковых и коммуникативных способнсотей рассматривается как стержень полноценного формирования личности дошкольника.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл zanyatie_nod_obuchenie_gramote.docx998.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 7»

    Энгельсского муниципального района Саратовской области

            

    Разработала и провела: воспитатель

    Исакова Татьяна Анатольевна

    г. Энгельс

    ноябрь 2014 г.

    Пояснительная записка

    Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки словах, у ребенка складываются предпосылки к грамотности.

    К речевым умениям  относятся отличная вербальная память, языковое чутье, т.е. правильный выбор языковых средств, логическое построение и изложение высказывания, умение ориентироваться  на речь собеседника, общая эрудиция.

    Развитие речевых и коммуникативных способностей – важнейшая задача развивающего образования, воспитания культуры личности.

    Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых и коммуникативных способностей рассматривается  как стержень полноценного формирования личности ребенка-дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного  воспитания детей.

    Примерная основная общеобразовательная программа: в соответствии с программой ДОУ

    Возрастная группа: старшая группа № 7 (5-6 лет)

    Тема НОД: «Речевое развитие» Подготовка обучению грамоте «Поможем Незнайке».

    Цель:

    - создать условия для  обучения грамоте, воспитание дружелюбного отношения друг к другу, умение слушать других.

    Интеграция образовательных областей: «Познание», «Художественно-эстетическое развитие»

    Задачи:  

    - Развивать у детей проведение  фонетического  разбора слов;

    - формировать нравственные качества личности ребенка: трудолюбие

    - совершенствовать  умение различать твёрдость и мягкость согласных;

    - формировать умение составлять схему предложения, определять первое, второе, третье слово в нём;

    - формировать умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

    - совершенствовать  внимание, логическое мышление.

    Виды деятельности:  игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная.

    Формы организации: групповая, подгрупповая, фронтальная.

    Формы реализации детских видов деятельности: игры с речевым сопровождением, отгадывание по картинкам, экспериментирование.

    Оборудование: картинки, мешочек,  карточки, фонограммы.

    Предварительная работа: чтение рассказа Н.  Носова «Незнайка».

    ХОД НОД

    Вводная часть: Дети входят в зал, садятся.

    Воспитатель: Ребята, я хочу рассказать вам о случае, который произошёл со мной сегодня утром. Когда я шла в детский сад, то на высоком тополе увидела ворону. У неё в клюве был какой-то мешочек. И как только я подошла ближе к дереву, ворона громко каркнула, и мешочек упал прямо к моим ногам. Я подняла его и посмотрела. Что в нём. И вот, что я увидела. (Воспитатель достаёт записку с каракулями). Видите, ребята, какая-то бумажка с непонятными буквами. Из всех букв я узнала только одну, написанную внизу. А вы узнали эту букву?

    Дети: Это буква «Н»

    Воспитатель: А как вы думаете, что она может обозначать?

    (Рассуждения детей)

    Воспитатель: Может быть, это первая буква чьего-либо имени? Какие имена вы знаете, которые начинались бы на звуки «Н» и «Нь»?

    (Рассуждения детей)

    Воспитатель: А имя нашего друга, Незнайки, с какого звука начинается?

    Дети: Со звука «Нь»

    Воспитатель: Ребята, мне кажется, это Незнайка прислал нам такую записку. Ведь он кроме буквы «Н» никакой другой не знает. Но непонятно, что он хотел нам написать? Ребята, в мешочке есть ещё клубочек (Воспитатель достаёт клубок).

    Смотрите, он прямо выпрыгивает из моих рук. Идёмте скорее за ним. Он нас куда-то зовёт.

    (дети подходят к первому фланелеграфу. На нём стоит конверт. Воспитатель берёт его).

    Воспитатель: Ребята, смотрите, здесь какое-то письмо. Сейчас я его прочитаю: «Вы найдёте своего друга, если справитесь с моими заданиями. Я хочу узнать, знаете ли вы звуки, буквы, умеете ли читать, составлять схемы предложений. Поспешите! Баба Яга!»

    Воспитатель: Ребята, коварная Баба Яга приготовила нам задания, с которыми нам обязательно нужно справиться. Нам нужно быть очень внимательными, иначе с Незнайкой может случиться беда. Вы готовы помочь ему? Тогда давайте посмотрим, что же это за задания?

    Основная часть:

    Задание 1.

    Дидактическая игра:  «Третий лишний». Найдите лишний предмет.

    (Три карточки с изображением белки, бабочки, бубна.

    Что лишнее и почему?)

    Задание 2.

    Соедините слово со схемой, к которой оно подходит.

    K:\Работа\картинки\i[1].jpg

    C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0298897.wmf

     (Слова: КОТ ЛИСТ   ЛИСА). (К слову ЛИСА нет схемы. Одна схема не подходит ни к какому слову).

    Воспитатель: Ребята, а давайте выложим схему к слову ЛИСА.

    (Каждый ребёнок самостоятельно выкладывает схему. Затем один у доски делает звукобуквенный анализ слова).

    ЛИСА

    Физкультминутка

    Дети изображают  детенышей кота и лисы.

    Задание 3.

    Составить предложение по картинке

    (Сюжетная картинка под которой нарисована

     схема предложения из трёх слов).

    K:\Работа\картинки\Дети и белка.jpg

    Предложение: Дети кормят белку.

    Воспитатель: Из скольких слов должно состоять предложение? Почему?

    (Дети отвечают и придумывают предложения).

    Физкультминутка

    Покажите, как спят котята

    Теперь они проснулись.

    Потянулись.

    Умыли лапой мордочки.

    Полакали молоко.

    Стали играть с девочкой (хозяйкой), допрыгивать до ленточки.

    А потом котятки – они были маленькие – уснули.

    Задание 4.

    Воспитатель читает предложения из одного, двух, трёх слов. Дети показывают соответствующие схемы.

    K:\Работа\картинки\iCAK1JLU5.jpg ИГРУШКИ  

    МИША СПИТ
    K:\Работа\картинки\mmmm.png

    K:\Работа\картинки\девочка.jpg  МАША ДЕРЖИТ ЗОНТ

                                                 

    Воспитатель: Со всеми заданиями мы справились, а где Незнайка – так и не узнали. Может быть, клубочек нам подскажет? Смотрите, он снова зовёт нас за собой.

    (Дети находят ещё одно задание)

    Задание 5.

    Выложите первую букву своего имени. Дети из ниток выкладывают буквы.

    Заключительная часть:

    Воспитатель: Ну что же, ребята, клубочек больше никуда не катится. Значит, Незнайка где-то здесь. Давайте поищем его.

    (Дети ищут и находят Незнайку)

    Воспитатель от имени Незнайки: «Ребята, как я рад вас видеть!».

    Воспитатель: А что случилось?

    Незнайка: Я заблудился в лесу и попал к Бабе-Яге. Мне удалось послать вам записку. Вы прочитали её?

    Воспитатель: Нет, Незнайка, как же мы можем её прочитать? Ведь там одни каракули. И чтобы найти тебя, ребятам пришлось немало потрудиться. Баба Яга приготовила нам трудные задания, но дети справились с ними. Они придумывали слова со звуками «Н» и «Нь», составляли схемы слов, предложений, находили лишнее слово, выкладывали первую букву своего имени.

    Незнайка: Я тоже хочу всему этому научиться.

    Воспитатель: Оставайся у нас, и ребята всему тебя научат!

    Литература.

    1. О.С. Ушакова Обучение грамоте.– ООО «ТЦ Сфера»: ВЛАДОС, 2011, 2014 (3-е издание).

    2. О. М. Ельцова. Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте: система занятий, конспекты, дидактический материал/ авт.-сост.– Волгоград: Учитель, 2009.

    K:\Работа\картинки\Дети и белка.jpg


    K:\Работа\Dverki\3.jpg

    K:\Работа\картинки\картинки\raskrasx.gif

    K:\Работа\картинки\картинки\raskrasn.gif

    Соедините слово со схемой, к которой оно подходит.

    K:\Работа\картинки\i[1].jpg

    C:\Program Files\Microsoft Office\MEDIA\CAGCAT10\j0298897.wmf

    K:\Работа\картинки\картинки\raskrau5.gif

    Предложение: Дети кормят белку.



    K:\Работа\картинки\картинки\raskrau5.gif

    K:\Работа\картинки\картинки\raskrau5.gif

    K:\Работа\картинки\iCAK1JLU5.jpg ИГРУШКИ  

    МИША СПИТ
    K:\Работа\картинки\mmmm.png

    K:\Работа\картинки\девочка.jpg  МАША ДЕРЖИТ ЗОНТ

                                                 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Путешествие Незнайки по правилам ОЗОЖ

    Путешествие Незнайки по правилам ОЗОЖПрограммное содержание:...

    Песенка Незнайки

    авторская песня...

    Задание для Незнайки

    Конспект занятий по математическому развитию в подготовительной группе...

    "Незнайка и его друзья"

    Развлечение к Дню защиты детей для всех групп детского сада. Проводится на участке. ...

    Открытое занятие "Как Незнайка был поэтом»

    Занятие по  развитию вонематического восприятия и слухового внимания...

    конспект занятия по математическому развитию дошкольников "Путешествие Незнайки и его друзей в страну Математики"

    Занятие по математическому развитию для детей 6-7 лет разработано на основе технологии модерации с применением активных методов обучения. Способствует закреплению знаний детей по разделам "Колическтво...

    Конспект занятия "Незнайка и его друзья"

    Конспект открытого занятия в старшей группе по теме "Творчество Н.Носова"...