Конспект занятия по подготовке детей 6-7 лет к обучению грамоте Тема «Выделение предложений из речи»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Бронзова Эльвира Ивановна

Конспект занятия по подготовке детей 6-7 лет к обучению грамоте

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diagnostika.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по подготовке детей 6-7 лет к обучению грамоте

Тема «Выделение предложений из речи»

Тип занятия

Усвоение новых знаний

Вид занятия

Тематическое

Цель занятия

Дать практическое представление о предложении как способе выражения мысли

Программные задачи

Образовательные:

1. Учить выделять предложения из текста и слово из предложения.

2. Познакомить  с разделительным знаком – точкой в конце предложения и условным обозначением первого слова в предложении.

Развивающие:

Развивать внимание, мышление, речь.

Воспитательные:

Воспитывать умение работать в коллективе.

Методы и приемы

Наглядные, словесные, практические

Предварительная работа

Знакомство с понятие слово, предложение

Части занятия и их длительность

Организационный момент – 3 мин, основная часть – 20 мин, заключительная часть  – 3 мин.

Методические пособия, оборудования, дидактический и речевой материала

предметные картинки, игрушки, карточки – схемы

Виды детской деятельности

игровой

Ход НОД:

1. Организационный момент. Ну-ка, все - встали в круг,

За руки все взялись вдруг,

Будем рядом стоять – на вопросы отвечать.

Начинаем заниматься, будем весь урок стараться,

Повторять, не зевать, всё запоминать.

1. Основная часть.

1) беседа (В беседе активное участие принимает игрушка - Мишутка)

Мишутка и Буратино приготовили для вас сюрприз.

Послушайте : теремок, сюрприз, шла, ворота, отворись.

-Вы поняли, что хотели рассказать Мишутка и Буратино? Почему?

А сейчас мой сюрприз:

В чистом поле теремок,

Он не низок, не высок.

Шла лягушка из болота,

Видит: заперты ворота.

Эй, замочек, отвались, отвались!

Теремочек, отворись, отворись!

-О нем я вам рассказала?

-Почему вы меня поняли? Верно. Мы все понимаем нашу речь.

- А из чего состоит наша речь?

- Из слов? Но вот Мишутка и Буратино говорили слова, а вы не поняли их.

2) Сообщение темы

На занятии  мы узнаем, как строится наша речь. Познакомимся с новыми условными обозначениями.

3) Сообщение  нового материала с элементами беседы.

Нам пришло два письма от Сороки и Дятла. Послушайте первое:

«Здравствуйте дорогие \ дети из лесу \ шлём вам привет мы живём \ хорошо сушит грибы \ белочка наедается мёда \ медведь летает по ночам \ сова до свидания».

Странное письмо. Вы поняли, о чём оно?

Я прочту письмо Дятла: «Здравствуйте, дорогие дети. Из лесу шлём вам привет. Мы живём хорошо. Сушит грибы белочка. Наедается мёда медведь. Летает по ночам сова. До свидания».

Теперь вы поняли, о чём письмо? Почему письмо Сороки было таким запутанным? А каким было письмо Дятла? Почему вы его поняли? Какую мысль мы будем называть предложением?

4). Работа с наглядностью.

(игрушка зайца)

- Кто это? Что называет слово заяц? Как мы схематически обозначаем это слово?

-Что делает заяц? Заяц прыгает. Вам понятна эта мысль? Мы составили предложение о зайце.

- Как вы думаете из чего состоит предложение? Назовите первое слово. Что оно обозначает? Какую схему мы используем для обозначения слов – предметов? Положите карточку – схему перед собой какое второе слово в этом предложении. Сколько слов в этом предложении? Чтобы показать, что предложение закончено, на письме принято ставить разделительный знак – точку. Вот что у вас получилось. (показ на доске) .

Первое слово в предложении всегда будет писаться с большой буквы. А схематически мы будем показывать первое слово с дополнительной чертой вверх. (показ на доске).

Общее представление о предложении. Предложения состоят из слов. В предложении может быть одно и более слов. Для составления предложения следует назвать какой-либо предмет и сказать, что он делает или какой он, или кто он. Предложения можно записывать схематически (с помощью карточек - схем, обозначать в нём начало и конец.

6) Физкультминутка

 Мы становимся все выше,

достаем руками крыши.

Раз, два, поднялись,

три, четыре, руки вниз,

пять, шесть, повернитесь,

семь, восемь, улыбнитесь,

девять, десять не зевайте,

 физминутку продолжайте.

Два хлопка перед собой,

два хлопка над головой,

две руки за спину спрячем

и на двух ногах поскачем.

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

Три – в ладоши три хлопка

Головою три кивка.

На четыре руки шире

Пять, шесть – тихо сесть.

7) Игра «Добавь нужное слово».

Воспитатель произносит предложение не полностью, а только частично. Ребёнок добавляет нужное слово, чтобы закончить его.

Например: Светит ярко. (солнце). Птицы (поют)

8)  Игра: «Сосчитай сколько слов в предложении».

Взрослый произносит предложение из двух-четырёх слов, а ребёнок определяет на слух количество слов в предложении.

Например: Мишка ест мёд. (3-слова)

9) Игра «Придумай предложение по картинке».

Ребёнок сам придумывает предложение, а взрослый считает сколько слов в нём. Если ребёнок справляется с заданием, переходите к играм с карточками – схемами. Учите ребёнка выкладывать предложение схематически.

Например: предложите выложить из чёрточек предложение (ПТИЦЫ ПОЮТ.)

Первое слово птицы. Это слово отвечает на вопрос кто? это слово-предмет, обозначим его схемой из одной прямой линии.

Начало предложения всегда обозначаем вертикальной палочкой.

Второе слово поют. Это слово –действие. Его обозначим двумя прямыми линиями.

В конце предложения ставим точку. Только после точки можно писать новое предложение. Обратите внимание: сколько в предложении слов, столько в нём и чёрточек. Затем проверьте правильно ли вы записали предложение. Проговорите его ещё раз, водя пальцем по соответствующему слову.

3. Итог занятия

 -Что нового вы узнали на занятии?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте "Новогодняя елочка для лесных зверюшек"

Интонационное выделение первого звука в слове, различение на слух твёрдых и мягких согласных звуков, называние слов с заданным звуком. Занятие проводится в игровой форме....

План – конспект занятия по подготовке детей к обучению в школе

Занятие направленно  на  формирование  познавательной активности  и  учебной  мотивации детей  старшего дошкольного возраста,  коррекцию  и  развитие ...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе Воспитатель: Пучкина В. А. МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект занятияпо подготовке детей к обучению грамотев подготовительной группеВоспитатель: Пучкина В. А.МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению в школе с использованием развивающих игр В.В. Воскобовича

Конспект данного занятия представляет интерес для широкого круга  специалистов (воспитателей психологов), Поскольку упражнения, используемые в нем, просты в проведении. Актуальность данного вида ...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте «Дифференциация звуков Р и Л» (старшая группа)

Продолжать знакомить детей со звуками Р, Рь, Л, Ль, учить сопоставлять их, находить сходство и различие, выделять эти звуки в словах.Закреплять понятия: «звук», «буква», «слог», «слово», «предло...

Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте. Анализ предложения.

Работа над предложением в дошкольном возратсе способствует не только подготовке к обучению грамоте, но и общеречевому и умственному развитию детей. Без неё представление о слове у дошкольника носит не...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте.

старшая группа. Тема: "В гости к бабушке - Загадушке"...