НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Звуки "К" - "Х".Буквы "К" - "Х".
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Ольшевская Наталья Анатольевна

                     НОД.  Звуки  и буквы «К - Х».

 Цель:    

   коррекционно – образовательные:

   -  учить давать сравнительную характеристику звуков К – Х ;   

   -  формировать навыки словообразования по теме «Осень»;

   коррекционно – развивающие:

    -  учить детей дифференцировать звуки К – Х в слогах, 

       словах, предложениях;

    -  развивать навыки звукового анализа и синтеза;

    -  чтение слогов;

    -  развивать фонематические процессы;

    -  развивать функцию словоизменения;

    коррекционно – воспитательная:

    - воспитывать у детей бережное отношение к  окружающей среде. 

Оборудование: зеркала, карандаши, тетради, картинка – символ, картинки   со звуками «К», «Х»,  разрезные азбуки, наборы для составления схем;

 картинка – Кот,  – Хомяк – Петух, - Слон, - Халат, - лист бумаги;

 Ход:  I.   Организационный момент.

              Игра с мячом  -   «Какая? Какое? Какой?».  Словообразование 

   относительных прилагательных от слова – ОСЕНЬ.

   Солнце осенью – осеннее; ветер осенью – осенний;  небо осенью – осеннее;

   туча осенью – осеннее; дождь осенью – осеннее; лес осенью – осенний;

   аллея осенью - …; погода осенью - …; пальто осенью - …; сапоги - …;

   одежда осенью - …; куртка осенью - …; день осенью - …; утро - …;

   роща осенью - …; парк осенью - …;

    II.    Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.                  

   1.   Общее расслабление.

 Выполнение действий в соответствии с текстом.                       

                                    Реснички опускаются,

                                    Глазки закрываются,

                                    Сном волшебным засыпаем,

                                    В страну сказок улетаем.

                                    Раз, два, три, четыре, пять –

                                    Смотрим глазками опять.                                                 

   2.    Развитие общей моторики. 

                       Листья осенние тихо                   /  Дети   кружатся на носках,

                                    кружатся,                         /   руки  в стороны.

                  Листья нам под ноги               

                                    тихо ложатся,                  /   Приседают. 

                       И под ногами шуршат,                /  Движения руками вправо,

                                    шелестят,                                влево.

                       Будто опять закружиться            /   Поднимаются,

                                    хотят.                                /   кружатся.

3.   Развитие мелкой моторики.

                      Чтоб красиво нам писать                  Ох, ох,ох – что за гром

                      Надо глазки упражнять.                        (руки к щекам)

                      Вместе пальчики сведём,                  Муха строит новый дом

                      И гимнастику начнем,                     (имитация движения молотка)

                      Вправо – влево,                                  Молоток стук, стук, стук -

                      Вправо – влево,                                  Помогать идёт петух.

                      Вверх и вниз

                      Посмотрим смело.

                      А потом по кругу. Да?

                      Разбежались кто куда!

 

   4.   Массаж  - поглаживание, постукивание, кругообразные движения,  поглаживание.

   5.                 Мнемогимнастика

                      -  Улыбнулись.

                      -  Огорчились.

                      -  Удивились.

                      -  Рассердились.

     6.    Сесть.  Развитие артикуляционной моторики.

                    - для челюсти: попеременное открывание и закрывание рта;

                    - для губ: «бублик» -  «трубочка»;

                       произнести звук «О» - беззвучно, шепотом, вполголоса, громко;

                    - для языка: самомассаж языка (покусывание);  

                       расслабление, накажем непослушный язык  – тя – тя – тя .

 

III.   Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте.

        По картинкам  «Кот»  и  «Хомяк»  - выделить первый звук в словах;

1.     Объявление темы.

Сегодня мы с вами будем различать звуки  К  и  Х.

               2.  Акустико – артикуляционный  образ звуков.

                Звук «К»  согласный, твёрдый, глухой, есть мягкая пара звук «Кь».

                      При произношении – язык горкой, произносится без голоса.

                  Звук « Х» согласный, твёрдый, глухой, есть мягкая пара звук «Хь».           

                        Его можно тянуть, произносится без голоса.

               3.  Игра «Хоккеист» - забивает гол на слова со звуком «Х»

                       (хворост, нитка, хорёк, котик, пастух, смех, катает, муха)

               4.   Игра «Замени звук в слове, получи новое слово (с опорой на

букву в кассах).

Мах – мак,   мок – мох,   сох – сок,  бак – бах,  хлоп – клоп,

хочу – качу,  ход – код,  бук – бух,  хатка – кадка,  муха – мука,

сук – сух,  пук – пух,   хрюк – крюк.

IV.   Физкультминутка      

           «Буратино»

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом

Марш на месте! Не спеша:

Как погода хороша!

V.  Работа  в кассах.

- выкладывание под диктовку слогов прямых и обратных

  АК – КА,   АХ – ХА,  УК – КУ, ОХ – ХО, 

                     VI.    Печатание под диктовку слогов

 - ХА, КУ, ТО, ПИ.

VI.  Игра « Чего не хватает». 

 По картинкам  КОТ, ХАЛАТ, ХОМЯК, СЛОН, ПЕТУХ.  Листом бумаги закрывается часть картинки –

Дети отвечают:  - У халата не хватает рукава. У слона не хватает хобота.   т.д.

VII.       Итог.

Какие звуки мы сегодня учились различать?

Назвать картинки со звуками «К», «Х».

 

      Выставляются картинки: конфеты, мухи, петух, холодильник, тыква и т.д.

           Игра «Добавь слово в предложение»

                      Мама купила вкусные конфеты.

                     - У Ани одна конфета.

                    - В магазине много конфет.

    

                     Петух – петухи;

                    Муха –  мух;

                    Холодильник – холодильников;

                    Тыква – тыквы, тыкв;

                    Комбайн – комбайнов;

         Буква – букв;

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_zvuki_i_bukvy_h_-k.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

                     НОД.  Звуки  и буквы «К - Х».

 Цель:   

   коррекционно – образовательные:

   -  учить давать сравнительную характеристику звуков К – Х ;    

   -  формировать навыки словообразования по теме «Осень»;

   коррекционно – развивающие:

    -  учить детей дифференцировать звуки К – Х в слогах,  

       словах, предложениях;

    -  развивать навыки звукового анализа и синтеза;

    -  чтение слогов;

    -  развивать фонематические процессы;

    -  развивать функцию словоизменения;

    коррекционно – воспитательная:

    - воспитывать у детей бережное отношение к  окружающей среде. 

Оборудование: зеркала, карандаши, тетради, картинка – символ, картинки   со звуками «К», «Х»,  разрезные азбуки, наборы для составления схем;                   картинка – Кот,  – Хомяк – Петух, - Слон, - Халат, - лист бумаги;

 Ход:  I.   Организационный момент.

              Игра с мячом  -   «Какая? Какое? Какой?».  Словообразование  

   относительных прилагательных от слова – ОСЕНЬ.

   Солнце осенью – осеннее; ветер осенью – осенний;  небо осенью – осеннее;

   туча осенью – осеннее; дождь осенью – осеннее; лес осенью – осенний;

   аллея осенью - …; погода осенью - …; пальто осенью - …; сапоги - …;

   одежда осенью - …; куртка осенью - …; день осенью - …; утро - …;

   роща осенью - …; парк осенью - …;

    II.    Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.                     1.   Общее расслабление.

 Выполнение действий в соответствии с текстом.                        

                                    Реснички опускаются,

                                    Глазки закрываются,

                                    Сном волшебным засыпаем,

                                    В страну сказок улетаем.

                                    Раз, два, три, четыре, пять –

                                    Смотрим глазками опять.                                                    2.    Развитие общей моторики.  

                       Листья осенние тихо                   /  Дети   кружатся на носках,

                                    кружатся,                         /   руки  в стороны.

                  Листья нам под ноги              

                                    тихо ложатся,                  /   Приседают.  

                       И под ногами шуршат,                /  Движения руками вправо,

                                    шелестят,                                влево.

                       Будто опять закружиться            /   Поднимаются,

                                    хотят.                                /   кружатся.

3.   Развитие мелкой моторики.

                      Чтоб красиво нам писать                  Ох, ох,ох – что за гром

                      Надо глазки упражнять.                        (руки к щекам)

                      Вместе пальчики сведём,                  Муха строит новый дом

                      И гимнастику начнем,                     (имитация движения молотка)

                      Вправо – влево,                                  Молоток стук, стук, стук -

                      Вправо – влево,                                  Помогать идёт петух.

                      Вверх и вниз

                      Посмотрим смело.

                      А потом по кругу. Да?

                      Разбежались кто куда!

   4.   Массаж                                                                                                                                  - поглаживание, постукивание, кругообразные движения,  поглаживание.

   5.                 Мнемогимнастика

                      -  Улыбнулись.

                      -  Огорчились.

                      -  Удивились.

                      -  Рассердились.

     6.    Сесть.  Развитие артикуляционной моторики.

                    - для челюсти: попеременное открывание и закрывание рта;

                    - для губ: «бублик» -  «трубочка»;

                       произнести звук «О» - беззвучно, шепотом, вполголоса, громко;

                    - для языка: самомассаж языка (покусывание);  

                       расслабление, накажем непослушный язык  – тя – тя – тя .

  1. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте.

        По картинкам  «Кот»  и  «Хомяк»  - выделить первый звук в словах;

  1. Объявление темы.

Сегодня мы с вами будем различать звуки  К  и  Х.

               2.  Акустико – артикуляционный  образ звуков.

                Звук «К»  согласный, твёрдый, глухой, есть мягкая пара звук «Кь».

        При произношении – язык горкой, произносится без голоса.

                  Звук « Х» согласный, твёрдый, глухой, есть мягкая пара звук «Хь».           

                        Его можно тянуть, произносится без голоса.

               3.  Игра «Хоккеист» - забивает гол на слова со звуком «Х»

(хворост, нитка, хорёк, котик, пастух, смех, катает, муха) 

  1. Игра «Замени звук в слове, получи новое слово (с опорой на

букву в кассах).

Мах – мак,   мок – мох,   сох – сок,  бак – бах,  хлоп – клоп,

хочу – качу,  ход – код,  бук – бух,  хатка – кадка,  муха – мука,

сук – сух,  пук – пух,   хрюк – крюк.

  1. Физкультминутка                         «Буратино»

Носом вдох, а выдох ртом,

Дышим глубже, а потом

Марш на месте! Не спеша:

Как погода хороша!

  1. Работа  в кассах.

- выкладывание под диктовку слогов прямых и обратных

  АК – КА,   АХ – ХА,  УК – КУ, ОХ – ХО,  

    VI.    Печатание под диктовку слогов

 - ХА, КУ, ТО, ПИ.

  1. Игра « Чего не хватает».   По картинкам  КОТ, ХАЛАТ, ХОМЯК,

СЛОН, ПЕТУХ.  Листом бумаги закрывается часть картинки –

Дети отвечают:  - У халата не хватает рукава. У слона не хватает хобота.   т.д.

  1. Итог.

Какие звуки мы сегодня учились различать?

Назвать картинки со звуками «К», «Х».

      Выставляются картинки: конфеты, мухи, петух, холодильник, тыква и т.д.

Игра «Добавь слово в предложение»

         Мама купила вкусные конфеты.

     - У Ани одна конфета.

     - В магазине много конфет.

     

         Петух – петухи;

         Муха –  мух;

         Холодильник – холодильников;

         Тыква – тыквы, тыкв;

         Комбайн – комбайнов;

         Буква – букв;

         Кот – котов.

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР " В стране грамоты"

Конспект предназначен для учителей - логопедов и моспитателей ДОУ. Предложенный материал поможет разнообразить занятия по обучению грамоте, совершенствовать навыки анализа и синтеза,формировать у дете...

Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе (технология ТРИЗ с элементами технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева)

Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан и проведён в соответствии с ФГОС. На занятии созданы  условия для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением р...