Педагогический проект
проект по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Патлашинская Анастасия Васильевна

Развитие познавательно-речевой активности старших дошкольников с использование различных форм фольклора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.proekt_patlashinskaya_a.v.docx39.62 КБ

Предварительный просмотр:

 

Педагогический проект.

Тема:

«Развитие познавательно-речевой активности старших дошкольников с использованием разнообразных форм фольклора.»

                                    Выполнила:  воспитатель: Патлашинская А.В

МБДОУ д/с ОРВ «Солнышко»

Ростовская обл.р.п.Усть-Донецк

2016 год.

CОДЕРЖАНИЕ:

        Тип проекта……………………………………………………………….3

Обоснование проекта……………………………………………………4

Актуальность проекта…………………………………………………….......7

Цели и задачи проекта……………………………………………………………………10-11

Формы и методы проекта…………………………………………………..13

Прогнозирование…………………………………………………………….20

Результативность………………………………………………………….....21

Список используемой литературы………………………………………….24

ТИП ПРОЕКТА

По доминирующей в проекте деятельности: исследовательско-творческий

По содержанию:  социально - педагогический.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет, воспитатель группы, родители.

По времени проведения:  долгосрочный

По характеру контактов: в рамках ДОУ, сотрудничество с  социо-культурными  центрами.

Обоснование проекта:

                  «Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, он пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

Оно  объясняет ему природу, как не мог бы  объяснить ее ни один естествоиспытатель;

оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обществом,  среди которого он живет, с его историей и стремлениями, как ни мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К.Д.Ушинский

Дошкольный возраст является важным периодом для развития речи ребенка. В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

У детей старшего дошкольного возраста речь достигает высокого уровня, накапливается значительный запас слов, возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений; у детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Развитие речи тесным образом связано с познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Важным моментом в развитии речи детей старшего дошкольного возраста является увеличение количества обобщающих слов и рост придаточных предложений. Это свидетельствует о развитии у старших дошкольников отвлеченного мышления. Эти достижения в речевом развитии детей так значительны, что можно говорить не только о формировании фонетики, лексики, грамматики, но и о развитии таких качеств связной речи, как правильность, точность, выразительность. Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т.е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки и загадки занимают особое место. С их помощью  можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.    

Главная задача педагога в области развития речи детей старшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.

 Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

 Исходя из этого, базовой основой для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста я выбрала методическую тему «Малые формы фольклора как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Актуальность проекта:

    Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время проблемы, связанные с процессом развития  речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в  речи реализуется основная  коммуникативная  функция языка.

    Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании  как общая основа воспитания и обучения детей.

    В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

    Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.

     Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде  всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества (колыбельные песни, пестушки, потешки) практически не используются даже в младшем возрасте, не говоря уже о детях пяти - шести лет.    К.Д. Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные. В наши дни это становится еще актуальнее.

    В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: при ознакомлении старших дошкольников с малыми фольклорными формами нередко выдвигается содержательный аспект, не обращается внимание на жанровые и языковые особенности. Их использование зачастую сводится лишь к заучиванию пословиц, потешек, загадок. Педагоги редко используют эти формы на занятиях по развитию речи с детьми. В некоторых детских садах обучение сводится к подготовке к школе, к усвоению грамоты, кое-где уже обучают чтению. Занятия по развитию речи отводятся на второй план. Поэтому у педагогов возникает потребность в разработке методики развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. Этот процесс должен происходить не только на специально организованных занятиях, но и в повседневной жизни дошкольного образовательного учреждения. Для решения данной задачи важно, чтобы педагоги дошкольного образования были заинтересованы, а дети были активными субъектами этого процесса (проявляли интерес, самостоятельность в получении дополнительных знаний).

    Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование  в работе с детьми устного народного творчества создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях .

  Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет, упрощает речь, превращает её в  маловыразительную, скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.

 Общетеоретические вопросы развития речи детей старшего дошкольного возраста раскрыты в трудах Д.Б. Эльконина, А.Н. Гвоздева, Л.С. Выготского и других .

 Некоторыми аспектами речевого развития дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Ю.Г. Илларионова, Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, А.М. Бородич, С.С. Бухвостова, О.С. Ушакова, А.П. Усова, А.Я. Мацкевич, И.В. Черная, К.Д. Ушинский, Я.А. Коменский, Е.Н. Водовозова, М.К. Боголюбская, В.В. Шевченко, Н.В. Шайдурова, О.И. Давыдова, Н.В. Казюк .

     Отсюда была определена моя тема исследования: «Развитие познавательно-речевой активности старших дошкольников с использованием разнообразных форм фольклора».

 

Цели  проекта:

  В настоящее время появилось достаточно большое количество различных парциальных программ использования традиционной культуры в воспитательно - образовательном процессе. Среди них хочется выделить программу "Наследие" под редакцией М.Ю. Новицкой, "Оберег" Е.Г. Борониной, "Приобщение детей к истокам русской народной культуры" О.Л. Князевой и много других.

     Но и в этих программах также не существует разработанного конкретного содержания методики речевого развития средствами малых форм фольклора, нет определения и качественных характеристик уровней развития речи по данному направлению. Как следствие, педагоги дошкольного образования вынуждены искать отдельные способы развития речи  посредством малых форм фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.

     И так, возникает противоречие между потенциальными возможностями малых форм фольклора в речевом развитии старших дошкольников и недостаточной обеспеченностью педагогов дошкольного образования методиками развития речи детей средствами малых форм фольклора.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет исследования - развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Цели исследования:

  • Повысить уровень познавательной активности  старших дошкольников в  результате проведения работы по развитию речи с помощью разнообразных форм фольклора;
  •    Приобщать детей к традициям и культуре родного края через развитие познавательно-речевых способностей детей         средствами различных форм фольклора .

Задачи:

Задача № 1: Проанализировать речевые особенности детей старшего дошкольного возраста для определения познавательных способностей (наблюдать ,описывать, правильно строить предложения)

Задача № 2:   Определить основные методы, формы   использования разнообразных форм фольклора в процессе познавательно-речевого развития детей .

Задача № 3: Обогащать словарный запас детей, развивать их образную и связную речь.

Задача №4: Проследить изменения уровня познавательно-речевого развития в процессе работы.

Нами была сформулирована гипотеза: уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста будет достаточно высоким, если, на ряду с другими условиями, будет придаваться должное внимание следующим обстоятельствам:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- широкое применение русского народного фольклора на практике  в условиях дошкольного образовательного учреждения;

-  активное вовлечение детей в процесс взаимодействия при помощи атрибутики.

    Наша исследовательская работа может претендовать на новизну: систематизация игр и игровых упражнений в работе дошкольного образовательного учреждения.

    Практической значимостью может являться использование связной речи в общении со сверстниками и взрослыми для правильного изложения своих мыслей, а также в дальнейшем для успешной успеваемости детей при обучении в школе.

   

    Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

    дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Формы и  методы  проекта

Формы:

Занятия, досуги, консультативная работа с воспитателями и родителями, свободно-самостоятельная деятельность

(индивидуальная работа с использованием дидактических материалов).

Методы:

Наблюдение, рассказ, игры, показ, анализ психолого-педагогической литературы, комплексный метод диагностики речевого развития, эксперимент, анкетирование. 

Содержание проектной деятельности

Этапы и сроки реализации:

 1этап –  начальный,

2 этап – продуктивный

3этап – результативный

4 этап - перспективный

  1. Определение, постановка задач  проекта. Изучение методической  литературы по проблеме. Диагностическое  исследование     проблемы.

2) Планирование и осуществление совместной и самостоятельной деятельности участников по реализации проекта

3) Проведение сравнительного диагностического исследования уровня речевого  развития детей   группы. Анализ, обобщение и подведение итогов результатов работы.

4) Обобщение опыта, планирование и прогнозирование дальнейшей работы. Разработка методических рекомендаций для воспитателей по теме проекта.

Формы реализации проекта:

Свою работу мы строим на следующих основных принципах:

1. тщательный, обусловленный возрастными возможностями детей, отбор материала;

2. интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

3. активное включение детей;

4. максимальное использование развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

    Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности, а также развития связной речи представляют малые формы фольклора, к ним относятся: пословицы и поговорки, загадки, скороговорки,  потешки, а также считалки, дразнилки, колыбельные песни и многое другое.

    Запланирован ряд  специальных  занятий,  посвященных  различным  формам   работы  с  пословицами  и  поговорками, сказками :  

уточнение  жанровых  особенностей,   сравнение  пословиц  с  другими  фольклорными  формами,   подбор  пословиц  к  художественным   текстам  и  т.д.  

    Также  пословицы  и  поговорки  включаются  в  различные    фольклорные  праздники  и  развлечения.

    Широко  используются   дидактические  игры    по  пословицам:    словесные -  «Кто  больше   назовет  пословиц   о  труде,  о   гостеприимстве»,  с  дидактическим  материалом  «Собери  пословицу»,  «Пословицы  в  квадратах», настольно-печатные игры «Сложи пословицу».

    На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста используются мотивационные установки:

- игровые: "Помочь выбраться трем поросятам из беды с по мощью подходящей пословицы";

- общественные: "Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей";

-  подготовки к школе: "Кто лучше запомнить образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе";

-  соревновательные: "Кто больше назовет пословиц о труде ...?";

- личные: "Назовите поговорки, которые вам нравятся", "Подберите пословицу, которая вас учит добру".

Для закрепления поговорок и пословиц формы работы могут быть самые различные:

  • игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»;
  • дидактическая игра: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу»: воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает;
  • подбор пословиц и поговорок по теме: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде;
  • изобрази пословицу пантомимой;
  • нарисуй пословицу,  загадку, сказку;
  • изобрази пословицу схемой. Это пример пиктограммы. Представьте, как могут «выглядеть» пословицы: «Человек без друзей – что дерево без корней», «Материнская забота в огне не горит и воде не тонет». Интересно, как одну и ту же пословицу изобразят разные ребята;
  • найди лишнюю пословицу;
  • найди пару;
  •  картинка + рассказ + пословица. Каждому ребенку дают сюжетную картинку и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица;
  • включение пословиц и поговорок в беседы с детьми по патриотическому воспитанию,  например: беседа с детьми о Российской Армии, использовать можно пословицы «Если Армия сильна, непобедима и страна», «Где смелость, там и победа», «Знает свет – тверже русских нет» по этой пословице будут у детей вопросы «Что такое свет?», «А как это – тверже», надо обязательно объяснить детям содержание и смысл пословицы «Свет – это вся земля, все страны. Тверже – сильнее и смелее русских людей нет»;
  •  сотворчество воспитателя и детей – составление новых пословиц.

   Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

    Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".

При работе с загадкой используем такие формы:

  • нарисуй отгадку;
  • придумай свою загадку;
  • придумай загадку по картинке

    Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

    Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя". К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным. Также колыбельные песни могут использоваться в сюжетно-ролевых играх

    Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке. Знакомились с видами потешек и для каких целей можно использовать ту или иную потешку

    Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".

    Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и увлекательна. В своей работе мы придерживаемся методики А.М. Бородич. Прежде всего, подобрали нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их по трудности.

    Целевое назначение дикционных упражнений многообразно. Они могут быть использованы для развития гибкости и подвижности речевого аппарата ребенка, для формирования правильного произношения звуков речи, для усвоения произношения трудно сочетаемых звуков и слов, для освоения ребенком интонационных богатств и различного темпа речи. Например, так с помощью малых форм фольклора дети учатся выражать ту или иную интонацию: огорчение, нежность и ласку, удивление, предупреждение.

Прогнозирование

  •  Познакомить детей с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
  • обогатить социальный быт дошкольников, расширить их кругозор;
  • у детей повысить интерес  к устному народному творчеству;
  •  совершенствовать диалогическую и монологическую речь.
  • воспитать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.
  • формировать предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
  • проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей;
  • проведение совместных досуговых мероприятий с родителями и детьми.

  • у детей сформировать представления о нравственно-ценностных  нормах и правилах поведения;
  • сформировать коммуникативную и социальную компетентность  детей;
  • у родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально –  психологического климата для полноценного развития    ребенка;
  •  вовлечь родителей в единое пространство «семья – детский сад».

Результативность:

Ознакомление детей с устным народным творчеством и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает устную речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на  духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.

           с помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи, поэтому наряду с основными приемами и средствами речевого развития   дошкольников  я использую этот богатейший материал словесного творчества народа.

  потешки, считалки, заклички  являются   богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.                                                      

Загадки   обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.

 для решения всех перечисленных задач речевого развития детей мною подобрана и составлена картотека игр на основе детского фольклора.

Русские народные, хороводные игры  привлекли мое внимание не только как огромный потенциал для физического развития ребенка, но и как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоционально положительному овладению родной речью. Дети с большим удовольствием, желанием и интересом играют в подвижные игры.

  мною отмечено, что в процессе ознакомления детей с подвижными   и  пальчиковыми играми   не только формируется речь, но и развивается мелкая моторика кистей и пальцев, что готовит руку ребенка к письму, дает возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное - уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук.

 на основе фольклорных произведений составлен комплекс закаливающей гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста, который применяется каждый день для укрепления и сохранения здоровья детей, поддержания интереса к занятиям физическими упражнениями.

Одной из эффективных форм работы с детьми по речевому развитию считаю различные досуги и развлечения. В соответствии с этим разработала цикл развлечений художественно-эстетического цикла.

Подготовила консультации по данной тематике для родителей и педагогов, отражающие актуальные вопросы развития речи ребенка в доу и семье.

Составила картотеку по русским народным играм: «гуси-лебеди», «жаворонок», «морская фигура», «утка и селезень», «у медведя во бору», «мосток», «жмурки», «палочка-выручалочка», «горелки», «ляпка», «заря», «малечена-калечена»

 совместно с родителями в группе собрана детская библиотека русских народных сказок.

 я уверена, что фольклор эффективно развивает связную речь ребёнка, влияет на его духовное, эстетическое и эмоциональное развитие.  

 таким образом, фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитания детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у дошкольников формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, способность к овладению родной речью.

Список литературы:

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.сПб,. 2008.

5. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...