Конспект НОД «Путешествие в царство грамоты»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Санинская Светлана Сергеевна

Конспект НОД «Путешествие в царство грамоты»

Цель: формировать понятия о звуках и буквах, развивать умение выделять звук [а] из речи, познакомить с написанием буквы А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_puteshestvie_v_tsarstvo_gramoty.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Путешествие в царство грамоты»

Подготовили: воспитатели Санинская С.С., Слепова Г.Н.

Возрастная группа: подготовительная группа.

Тема НОД: Гласный звук [А], буквы А, а.

Ведущая образовательная область: Развитие речи.

Цель: формировать понятия о звуках и буквах, развивать умение выделять звук [а] из речи, познакомить с написанием буквы А.

Задачи:

Образовательная: Формирование умения выделять звук [а] в словах.

Воспитательная: воспитывать желание помочь окружающим.

Развивающая: развивать фонетических слух детей, речь, мелкую моторику рук.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная.

Формы организации: групповая, индивидуальная.

Оборудование: картинка с изображением цветка астры, плакат с алфавитом, карточки с рисунком апельсина для штриховки.

Ход НОД

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

I. Вводная часть

 Воспитатель находит письмо.

Дети посмотрите, как вы думаете, кто нам прислал письмо?

Давайте его прочитаем?

В царстве Грамоты произошло несчастье. Злая колдунья клякса похитила из Азбуки букву, а она нужна жителям королевства, так как без нее нельзя составить многие слова. Клякса в письме обещает вернуть похищенное только в том случае, если выполните все ее задания.

Дети поможем букве?

Дети собираются вокруг воспитателя

размышляют  

отвечают

Дети слушают и размышляют

отвечают

II. Основная часть

А для того, чтобы узнать какая буква была похищена вам нужно, отгадать загадку.

Вот буква вроде шалаша.

Не правда ль, буква хороша!

И хоть она проста проста на вид,

А начинает Алфавит!

Какая это буква?

Вот мы и узнали, какую букву похитила Клякса, но как мы можем ей помочь?

На экране проектора появляется изображение Кляксы: «Я верну букву А только, если вы выполните мои задания».

Дети, давайте выполнить задания Кляксы, чтобы помочь букве А?

А с первым заданием  нам поможет двойник буквы А. Кто это может быть?

У буквы А есть двойник звук [а]. Речь бывает устной, когда мы говорим, и письменной, когда мы пишем. Когда мы говорим, то мы произносим звуки, пишем буквы. Буквы – это значки для записи звуков.

Игра «Узнай звук»

Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук [а]. Назовите его место в слове (в начале, в середине, в конце).

Арбуз, аист, стол, банка, Валя, стул, парта, дом, зима, горка, карандаш, ручка, нож.

Клякса: «И с этим вы справились, а вот у меня есть еще одна игра, называется «Доскажи словечко»».

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны,

Так приятен он на вкус,

И зовут его… (арбуз)

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,

Это доктор …(Айболит)

Буквы – значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

И называется все … (алфавит)

На доске снова появляется Клякса.

«А сейчас я проверю внимательные у вас дети или нет. Им нужно запомнить слова со звуком [а], которые встретятся в сказке Г. Юдина «Почему А первая?»»

В комнате стоял страшный шум. Все буквы вылезали из азбуки и громко спорили: почему это А самая первая буква алфавита?

- Долой самозванку А! – кричали гласные буквы. – Да здравствует «Абракадабра».

- Что же это делается, а? – шипели шипящие. – Букву, с которой начинаются ангина и акула, ставить во главе азбуки! Ничего себе ш-штучки.

- Все правильно,- молча думали согласные буквы,- ведь не даром самые вкусные вещи – арбуз, апельсин, абрикос, ананас – начинаются на А.

Но громче всех кричала буква Я.

- Я понимаю, почему все же первая А не Я?!

- А потому, - сказала молчавшая до сих пор А, - что самое первое слово малыша начинается на А.

- Это какое же такое слово? – не унималась Я.

Агу,- сказала А, - и, кроме того, я похожа на адмирала, стоящего на капитанском мостике. А всем известно, что адмирал должен быть всегда впереди!

- Так! – сказал твердый знак.

Какую птицу на звук [а], вы знаете?

На проекторной доске появляется изображение аиста.

Он предлагает сделать с ним зарядку.

Физкультминутка.

-Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

- Топай правою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой,

После – правою ногой,

После – левою ногой,

Вот тогда придешь домой.

Клякса, мы выполнили твои задания, освободи букву А.

Клякса: «Хорошо, но знаете ли Вы на что похожа буква А?»

Игра «На что похожа буква А?»

Клякса: И с этим вы справились, а сможете ли написать печатную букву А.

Чтобы написать печатную букву А, нам поможет стихотворение:

Вот два столба наискосок,

А между ними - поясок.        

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А!

Клякса: «Спасибо вам дети, развеяли мою скуку. Так и быть верну я букву А».

Дети внимательно слушают.

Ответы детей.

Дети размышляют и отвечают.

Ответы детей.

Дети размышляют и отвечают.

Внимательно слушают.

 

Дети думают, выполняют задание.

Внимательно слушают, отвечают.

Дети внимательно слушают и отвечают.

Внимательно слушают, запоминают слова со звуком [а], отвечают.

Ответы детей

Дети повторяют движения за воспитателем.

Дети рассматривают в алфавите букву А и отвечают.

Дети проходят за столы, на столах лежат простые карандаши и тетради в клетку.

Дети выполняют задание.

III. Рефлексия

Дети кому мы сегодня помогали?

А что с ней случилось?

Как мы смогли освободить букву А?

Какие были задания?

А как вы думаете, с каким задание вы справились лучше всего?

Вы очень хорошо потрудились спасая букву А и звук [а], поэтому Буратино передал Вам золотые ключики. Им вы сможете открыть дверь в страну Грамота.

Ответы детей

Дети оценивают свою работу.

Дети рассматривают подарки.

II.Заключительная  часть

Какая игра вам понравилась больше всего? Почему?

Какие вы молодцы ребята, сегодня вы узнали, чем звук [а] отличается от буквы А. Вы смогли определить положение звука [а] в словах, узнали нахождение буквы А в алфавите. Спасибо вам ребята!

Размышляют и отвечают

Используемая литература:

  1. Парциальная программа Развитие речи в детском саду В.В. Гербова.
  2. Комплексаная программа «От рождения до школы» под од редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по логопедии на тему: "Волшебное путешествие в Царство Грамоты".

Цели и задачи:развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;развивать зрительно-пространственное восприятие;упражнять в слоговом анализе исинтезе;совершенствовать навык чтения...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием ЛЕГО для детей подготовительной группы «Путешествие в Царство грамоты» Звук М, Мь. Буква М.

В этой статье автор расскрывает проблему развития у детей  фонематического  слуха и восприятия. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ буквы М, с помощью конс...

Конспект контрольного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Путешествие в царство Грамоты"

Конспект контрольного занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему "Путешествие в царство Грамоты"...

Конспект контрольной Нод по грамоте в старшей «Б» группе Тема: «Путешествие в царство Грамоты»

Конспект контрольной Нод по грамоте в старшей «Б» группе                   Тема: «Путешествие в царство Грамоты»Программн...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием Лего «Путешествие в Царство грамоты»

Цели: Научить детей характеризовать звуки М, Мь.Задачи:- Развивать у детей фонематический слух и восприятие. Продолжать учить осуществлять слоговой анализ слова и зрительный образ ...

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТРН старшего возраста «Путешествие в царство Грамоты»

laquo;Путешествие   в царство Грамоты»Цель: Закрепление усвоенных детьми лексико-грамматических средств   языка и актуализировать фонетико-фонематический строй речи.Коррекци...