Конспект занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТРН старшего возраста «Путешествие в царство Грамоты»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Пермякова  Татьяна  Владимировна

«Путешествие   в царство Грамоты»

Цель: Закрепление усвоенных детьми лексико-грамматических средств   языка и актуализировать фонетико-фонематический строй речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

-Совершенствовать навык подбора слов-антонимов.

-Закреплять умения определять количество слогов в слове.

 -Совершенствовать навык фонематического анализа и фонематические представления, навыки звуко-буквенного синтеза.

-Совершенствовать навык понимания пространственного значения предлогов.

 Коррекционно-развивающие задачи:

- Закрепить навык   правильности   оформления фраз,   неторопливого ритма речи.

 - Развивать мышление, зрительное внимание.

-Развивать навыки общей и мелкой моторики, координировать речь со словами.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-Пробудить чувства взаимопомощи  и отзывчивости.

- Способствовать развитию   доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное   дошкольное   образовательное   учреждение  

детский сад №24 Пушкинского района  

Санкт-Петербурга    

Конспект открытого занятия    в   группе   компенсирующей   направленности  

для   детей   с ТРН   старшего возраста

«Путешествие   в   царство Грамоты»

Учитель – логопед

Высшей квалификационной категории

Пермякова   Татьяна   Владимировна

Санкт –Петербург

2023

«Путешествие   в царство Грамоты»

Цель: Закрепление усвоенных детьми лексико-грамматических средств   языка и актуализировать фонетико-фонематический строй речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

-Совершенствовать навык подбора слов-антонимов.

-Закреплять умения определять количество слогов в слове.

 -Совершенствовать навык фонематического анализа и фонематические представления, навыки звуко-буквенного синтеза.

-Совершенствовать навык понимания пространственного значения предлогов.

 Коррекционно-развивающие задачи:

- Закрепить навык   правильности   оформления фраз,   неторопливого ритма речи.

 - Развивать мышление, зрительное внимание.

-Развивать навыки общей и мелкой моторики, координировать речь со словами.

Коррекционно-воспитательные задачи:

-Пробудить чувства взаимопомощи  и отзывчивости.

- Способствовать развитию   доброжелательности, самостоятельности, инициативности, навыков сотрудничества.

 Оборудование и наглядный материал:  

  • Презентация  «Путешествие в царство Грамоты»  
  • Пазл «ПОЕЗД»
  • Поезд с  «вагончиками» (картинки для выделения  последнего   звука )  
  • Предметные картинки (сказочные герои), буквы с недописанными элементами  
  • Слоговой домик с картинками
  • Замки с картинками
  • Ребусы с со схемами предлогов (для составления предложений)

Путешествие  в царство  Грамоты

Логопед: Придумано кем-то просто и   мудро                                            

При встрече здороваться (вместе с детьми) «Доброе утро!»

-Доброе утро солнцу и птицам!

-Доброе утро улыбчивым лицам!

Логопед: И каждый становится добрым, доверчивым!

И доброе утро длится до вечера!

Логопед: Ребята, к нам прилетела наша знакомая, мудрая сова, у нее для нас есть сообщение, давайте её послушаем.  Дети   прослушивают голосовое сообщение о помощи.

Логопед   Что нас просит сделать мудрая сова?

 Дети : Расколдовать царство грамоты , пройдя по карте, которую она нам оставила.

Логопед: Вы   готовы помочь мудрой сове и её друзьям?  

Дети: Да

Логопед: Мы с вами отправимся по карте, которую   она   нам передала. На чём мы можем в наше путешествие?

Дети: На машине, на поезде, на самолете, на корабле, на ракете.

Логопед: Как одним словом можно это   назвать?

Дети: Транспорт

Логопед: А чтобы узнать на каком транспорте   мы   с вами отправимся, вы должны проявить смекалку и взаимовыручку. Каждый   из вас сейчас выберет часть    транспорта   и   вы все вместе должны его составить в одну картинку.

Дети выкладывают картинку поезда на небольшой магнитной доске 

Логопед: На чём мы с вами отправимся в наше путешествие?

Дети:   На поезде

Логопед: Чтобы    наш  волшебный поезд и оправился в путь, вы должны назвать сказочного героя противоположным по значению словом.

Игра «Скажи наоборот» (добрый-злой, молодой-старый, худой-толстый, здоровый-больной, сильный-слабый, трудолюбивый-ленивый, вежливый-грубый, весёлый-грустный, быстрый-медленный. умный-глупый и т.д.)

 Итак,   отправляемся в царство Грамоты.  Дети встают друг за другом, звучит музыка паровозика и вместе с логопедом дети начинаю движение. Логопед вместе с детьми останавливается у первой станции.

Логопед: Мы прибыли на первую заколдованную станцию.

  1. Станция  «звуковая»

Логопед: на этой станции злая колдунья «Клякса»  заморозила звуки.  Давайте снимем колдовство   с них, разморозим наши звуки, но для этого надо   вспомнить   что  такое  звуки?

Дети: звуки -это то что слышим и произносим.

Логопед: Какие бывают звуки   речи?

Дети: гласные и согласные.

Логопед: Какие бывают согласные звуки?

Дети: Твердые и мягкие, звонкие и глухие.

Логопед: Чтобы окончательно разморозить наши звуки, вам надо заселить картинки по звуковым замкам (проводится игра «Замки» выделение первого звука в названии картинки).  

Логопед: молодцы, мы с вами расколдовали эту станцию   и отправляемся дальше  

 (звучит музыка). Дети подходят к следующей станции.
2. Станция   «Вокзальная»  

Логопед: На этой станции злая колдунья «Клякса»  расцепила  вагончики и поезд не может отправиться в путь.  Чтобы поезд отправился в путь, надо чтобы вагончики между собой снова сцепились, а для этого надо определить на какой звук заканчивается картинка в первом   вагончике  и найти новый вагончик с картинкой, которая  начинается с этого звука. Прикрепить его и определить последний звук   в этой картинке, чтобы найти следующий вагончик.

Дети выбирают себе вагончики и в нужной последовательности их соединяют.

Логопед: молодцы, мы с вами расколдовали эту станцию   и отправляемся дальше  

 (звучит музыка). Дети подходят к следующей станции 

3.  Cтанция «весёлая»

Логопед: На этой станции мы с   вами   дружно сделаем зарядку и тогда с этой станции снимутся   злые чары колдуньи. Готовы?

Дети: Любим спортом заниматься

Будем очень мы стараться

Мяч бросать и принимать,

Метко вдаль его кидать.

Ловко прыгать на скакалке,

Ног своих совсем не жалко.

Приседать и вновь вставать,

Руки быстро поднимать

Наклоняться вправо, влево

Все мы делаем умело

Логопед: молодцы, мы с вами расколдовали эту станцию   и отправляемся дальше  

 (звучит музыка). Дети подходят к следующей станции

4. Станция «слоговая» 

Логопед: На этой  станции колдунья «Клякса»  запутала  картинки и  они  потерялись,   мы должны  помочь им найти  свои квартиры и нужный этаж, но для этого надо разделить  название картинки   на слоги с помощью хлопков,  и мы помним, что слог - это часть слова с гласной. Каждый выберет себе картинку и заселит ее в свою квартиру на нужном этаже. Далее дети делят слова на слоги с помощью хлопков, заселяют картинки в окошки

Логопед: молодцы, мы с вами расколдовали эту станцию   и отправляемся дальше  

 (звучит музыка). Дети подходят к следующей станции 

5. Станция « сказочная»

Логопед: Ребята, посмотрите   и скажите кто   нас здесь встречает  на этой станции ? Дети:  Мальвина, незнайка, айболит, красная шапочка, колобок  и т.д.)

Логопед: А кто это?

Дети: Сказочные герои.

Логопед: Злая   колдунья их   заколдовала и они забыли свои имена, а  мы с вами им поможем их вспомнить.

Для этого вы выберете себе понравившегося сказочного героя,   назовёте  с какого звука начинается  его   имя,  найдете  букву, которой обозначаем этот звук на письме и подарите этому сказочному герою. Но для этого вы должны   нужную   букву  сначала вылечить, дописав у нее  один элемент, потому что и буквы злая колдунья заколдовала. Давайте вспомним, что такое буквы?

Дети: буквы-видим и пишем.

Далее дети выполняют задание : выделяют первый звук в имени сказочного героя, находят  и дописывают букву.

 Логопед: молодцы, мы с вами расколдовали  и эту станцию, отправляемся дальше  

 (звучит музыка). Дети подходят к следующей станции.

5. Станция  «сюрпризная».  

И вот мы с вами прибыли на конечную станцию   сюрпризную. Ребята, посмотрите  на   карту царства Грамоты. Мы с вами расколдовали его и их жителей. В знак благодарности сказочные жители этого царства хотят вас отблагодарить, но   чтобы найти подарок, нужно отгадать, где он лежит. А для этого  вам надо вспомнить схемы  маленьких  слов ( предлогов) и тогда мы узнаем где он.

ПОДАРОК ……Схема предлога НА ( на окне),  В( в машине), ПОД ( под столом), ЗА

(за цветком).
Логопед:  Молодцы, подарок находится на окне( в машине)……  

Дети находят   коробки с подарками и подводится итог занятия( рефлексия).

 Логопед: А сейчас   я хочу у вас спросить что   вам   понравилось выполнять в нашем путешествии, чтобы расколдовать царство Грамоты и ее жителей?

Прослушиваются   ответы детей. Благодарю их за работу, дети прощаются с гостями и  уходят в группу   под песенку поезда.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: Гласные звуки и буквы.

Цель:Коррекционно-образовательная:·         Учить детей различать гласные звуки, подбирать соответствующие слова.Коррекционно-развивающая:·...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи. Тема: Звук Ж.

Цель: Закреплять навык чёткого произношения звука "Ж". Уточнить артикуляционную позицию органов артикуляции при произношении данного звука. Развивать мелкую моторику, двигательные функции ар...

Комплексно - тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР

Комплексно-тематическое планирование подгрупповых занятий по обучению грамоте детей старшей группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи составлено на основе парциальной ...

Подгрупповая НОД учителя-логопеда по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста (6-7 лет)

Подгрупповая НОД предполагает решение задач по развитию речи детей с тяжелыми нарушениями речи старшего дошкольного возраста, направленных на обучение составлению описательного рассказа о домашнем жив...

Тексты авторских рассказов для пересказа в группах компенсирующей направленности для детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Данная подборка охватывает небольшие авторские тексты по различным лексическим темам и предназначается для пересказов детьми групп компенсирующей направленности. Материал будет интересен учителям-лого...

Интегрированное занятие в группе компенсирующей направленности для детей с тнр старшего дошкольного возраста "Проделки Снежной королевы"

Цель: Обобщение и расширение представлений о зимующих птицахОбразовательные задачи: Закреплять навыки количественного и порядкового счета в пределах десяти, уточнить знания детей о последовательности ...