Конспект НОД по образовательной области «Развитие речи». «Слово. Ударение».
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Конспект НОД по образовательной области «Развитие речи» (обучение грамоте) «Слово. Ударение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_konspekt_nod_po_obrazovatelnoy_oblasti.docx23.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по образовательной области «Развитие речи

(обучение грамоте)» «Слово. Ударение».

 Программное содержание: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые, мягкие, звонкие и глухие звуки. Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове. Упражнять в чтении слогов, слов. Развивать связную речь (монологические и диалогические формы, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, мышление, память.

Оборудование: мяч, звуковые карточки, домик Симки, кукла Симка, письмо Симки, карточки с буквами, кроссворд, разрезная азбука.

Ход занятия

Воспитатель:

Игра: "Буква моего имени" (с мячом).

Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук(Дети называют свои имена и садятся).

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня в нашей группе появился домик. Интересно, кто там живет?

Воспитатель: Посмотрите, здесь какое-то письмо. Давайте посмотрим, что в нем. (воспитатель достает записку и читает.)

Хотите в домик вы попасть?

Должны вы имя мое отгадать.

Воспитатель: Ну, что, отгадаем имя загадочного хозяина домика? (Да)

Дидактическая игра «Угадай, имя?»

На листе бумаги изображен мальчик, внизу на листе наклеены в ряд несколько мелких картинок. По первым буквам этих картинок дети читают и называют имя хозяина домика. (Симка)

картинки: зонтик, ножницы, арбуз, йогурт, корабль, апельсин.

Воспитатель: Что-то Симка не хочет нам дверь открывать. Может в письме еще, что-то написано (воспитатель достает еще одну записку)

Назовите звуки, которые живут в моем имени и разберите их.

Воспитатель: Вот так Симка, молодец, не дает нам скучать. Ну что, делаем звуковой разбор слова Симка. (Выполняется звуковой анализ слова. 1 ребёнок делает у доски, остальные - на своих местах)

Воспитатель(смотрит в конверт и достает еще одну записку)

Молодцы, а теперь определите количество слогов в слове и назовите ударный слог.

Прежде чем выполнить задание Симки, нужно вспомнить, что мы знаем про слоги(дети высказывают свое мнение).

Молодцы, но вам ребята, о слогах нужно знать еще кое-что. Послушайте меня внимательно. В каждом слоге есть гласная и согласная. Согласных может быть и две и даже три, но гласная всегда в слоге одна. Поэтому количество слогов определяется по количеству гласных в слове.

Давайте прохлопаем слово Симка. Хлопок нужно делать когда произносится гласный звук(прохлопывается слово). Сколько раз мы хлопнули? (два раза). Посмотрите, сколько гласных букв в слове(две). Назовите их. (И и А). Сделайте вывод. Сколько в слове слогов(в слове два слога). Осталось только определить ударный слог. Вы спросите«Что это такое?»

Ударение – это выделение голосом гласного звука. На какую гласную падает ударение, тот слог и ударный. Давайте определим ударный звук. Для этого нужно голосом попробовать «ударить» каждый гласный звук в этом слове. Послушайте, как буду делать я: СИм-ка, Сим-кА. (дети делают вывод, что первый гласный ударный, поэтому и первый слог ударный).

Появляется кукла-девочка Симка.

Воспитатель: А вот и Симка. Значит, все задания мы выполнили правильно. Симка встречает нас не с пустыми руками, она предлагает нам с вами решить кроссворд, а для этого нужно отгадать загадки и записать их вот в эти клеточки.

Л у ж а

Л И с т

С е н т я б р ь

Т у ч и

д е р е в О

П е р ч а т к и

п А л ь т о

Д о ж д ь

1. Мокрое место

2. Никто его не пугает, а он дрожит

3. Осенний месяц

4. Осенние тёмные и дождливые облака

5. Чем холоднее становится, тем больше оно раздевается

6. Одежда для пальцев

7. Верхняя одежда

8. Небо плачет

Воспитатель: Кто сможет прочитать слово, которое получилось? (читающие дети читают слово листопад).Давайте прохлопаем слово. Сколько раз мы хлопнули? Сколько гласных в этом слове(в этом слове три гласные). Значит сколько слогов в этом слове(в этом слове три слога). Давайте произнесем слово с ударением. Попробуем «ударить» голосом каждый гласный. (лИстопад, листОпад, листопАд)(Дети делают вывод)

Разминка.

«Слушай внимательно»

Когда воспитатель скажет названия городских птиц (воробей, ворона, синица, голубь и т. д., то дети должны махать руками, как птицы.

Если он произнесет названия животных наших лесов (лиса, медведь, волк, заяц, то детям нужно имитировать движения этих животных;

Если же педагог говорит названия насекомых (муха, стрекоза, жук, гусеница и т. д.) дети должны прыгать по комнате.

Воспитатель: Пока мы играли, Симка приготовила нам еще одно интересное задание. Нам нужно в карточках, которые лежат у вас на столах найти лишнюю букву. (дети парами выполняют задание).

Воспитатель: А теперь я предлагаю перед следующим заданием поработать язычком.

Речевая разминка.

Чики-чики-чики-чок-

Не стесняйся язычок,

Не пугайся, не ленись,

Повторяй, не ошибись:

Где-то собаки рычали: р-р-р.

В стойле коровы мычали: м-м-м.

В комнате мухи жужжали: ж-;-;/

Мимо машины бежали: тр-р-р.

Листья под ветром шумели: ш-ш-ш.

А комары все пели: з-з-з.

Воспитатель: Молодцы, язычки работают хорошо. А вот и еще одно задание.

Чтение слов.

Воспитатель выставляет гласные буквы и просит детей назвать их. После этого педагог усложняет задание и приставляет к гласным согласные буквы и просит детей прочитать, что получилось. Затем задание еще усложняется и детям предлагается прочитать следующие слова: Оса, коса, косы, куст, утка, каток.

Воспитатель:

- Как определить количество слогов в слове? По количеству гласных в слове)

- Что такое ударение? (выделение голосом одного гласного звука)

- Как определить ударный слог(на какую гласную падает ударение, тот слог и ударный)

- Какие вы знаете звуки речи(гласные и согласные)

- Чем отличается гласные и согласные звуки(гласные можно петь, согласные нельзя, есть преграда во рту).

Давайте повторим, как поются звуки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по образовательной области "Развитие речи" в подготовительной логопедической группе (ОНР) по теме: "Игрушки"

Разработка занятия для детей старшего дошкольного возраста для закрепления лексической темы "Игрушки". в процессе занятия пополняется словарный запас, отрабатывается умение образовывать и употреблять ...

Конспект по непосредственно-образовательной области развитие речи в средней группе «Путешествие по сказкам».

Сказки служат для детей первым урокам нравственности и морали. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистическое восприятие жизни, формируют положительные черты характера. П...

Конспект оод по образовательной области «Развитие речи» «Письмо для марсиан» Конспект разработала: воспитатель под. группы БушмакинаЕ.Н.Тема ООД: «Письмо для марсиан»

-Речевые навыки построения короткого повествовательного рассказа на основе ранее полученных знаний;- Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе.-внимание-умение договаривать...

Конспект занятия по образовательной области развитию речи в подготовительной к школе группе «Путешествие по страницам букваря И. Я. Яковлева»

Цель: познакомить с историей книги и её созданием Программное содержание:    Образовательные  задачи: углублять и обогащать понимание слов, отражающих общечеловеческих ценност...

Конспект ОД по образовательным областям: «Развитие речи», «Познавательное развитие» в средней группе.

Конспект ОД  по образовательным областям: «Развитие речи», «Познавательное развитие» в средней группе....

Конспект НОД по образовательной области "Развитие речи". Звуковая культура речи [звук У]

Программное содержание.Образовательные (речевые) задачи:Учить детей четко артикулировать звук У (изолированный, в звукосочетаниях, словах, небольших фразах), внятно произносить его на одном выдохе;Поб...

Конспект НОД по образовательной области "Развитие речи".Тема "Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру" Теремок"

Цель: Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре - драматизацииПрограммные задачи:Обучающие:-учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;-активизи...