Картотека игр по грамоте 1
картотека по обучению грамоте на тему

Картотека  игр по грамоте 1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Картотека игр по грамоте 140 КБ

Предварительный просмотр:

  1. ИГРА «НАЗОВИ СЛОВО»

В окружающей обстановке  дети находят предметы, в названия которых есть заданный звук.

  1. «ТЕЛЕГРАФ»

Дидактическая игра

Воспитатель произносит одно-, двухсложные слова, например: дом, сад, лёд, мама, рама и т.д., а вызванный ребенок отхлопывает в ладоши количество слогов в слове – « передает дальше слово по телеграфу » (и т.д. цепочкой).

  1. ИГРА «УГАДАЙ ЗВУК»

Все дети становятся в круг. Воспитатель в кругу с мячом или любой другой мягкой игрушкой. Он произносит слова с заданным звуком, и без него. Если в слове есть заданный звук – мяч или игрушку следует поймать. (Интонационно это звук выделяется.)

  1. «КТО ВНИМАТЕЛЬНЕЕ»

Фонетическая игра

Дидактическая задача. Развивать фонематический слух детей; формировать умение слышать в словах звук О.

Оборудование. Фишки.

Содержание. Дети, прослушав скороговорку:

На то Хавронье и дано рыло, чтобы она землю рыла, - подсчитывают и называют слова со звуком О. Побеждает тот, кто назовет больше слов.

  1. ИГРА «МАМИНА СУМКА»

Воспитатель спрашивает, какие продукты принесла мама из магазина, если покупала только такие, в названиях которых слышится звук М?

Масло, молоко, мороженое, макароны, маргарин, мясо, манка.

Также со звуком К.

Картофель, макароны, укроп, конфеты, колбаса, пирожки.

  1. «КТО, ЧТО УСЛЫШАЛ»

Фонетическая игра.

Дид. задача. Дать представление о звуках окружающего мира.

Оборудование. Ширма, колокольчик, барабан, стакан, кастрюлька, деревянная ложка, чайная ложечка.

Содержание. Один из детей за ширмой звонит в колокольчик, стучит ложечкой по стеклянному, металлическому или деревянному предмету, барабанит и т.д. Дети говорят, что они слышат, по звуку определяют предмет.  

  1. «КТО ЗАПОМНИТ БОЛЬШЕ СЛОВ СО ЗВУКОМ С»

Фонетическая игра.

Читать 2 раза. Первый раз – для осмысления текста; второй – для запоминания слов с заданным звуком.

Солнце село за селом,

Спят синицы, сойки спят.

Спит в реке усталый сам, спят и лес, и степь, и сад.

Стадо спит, пастух и пес.

Смолкли скрипы, песни, смех.

Сон в страну свою унес всех.

  1. ИГРА «НАОБОРОТ»

Дид. задача. Обогащать лексику словами – антонимами.

Содержание. Воспитатель произносит определенные слова, дети должны назвать слово с противоположным значением. Например: высоко – низко, узкий, вперед, добрый, вежливый, аккуратный, ленивый, начало и т.д.

  1. ИГРА «С КОЧКИ НА КОЧКУ»

Оборудование. «Болото» - зеленый лист бумаги большого формата. На нем находятся буквы – «кочки».

Воспитатель: Кукла Мальвина пошла в лес собирать клюкву. Там было большое болото. Ведь клюква на болоте растет.

На болоте нет дорог,

Я по кочкам – скок да скок!

Мальвина «прыгает» с кочки на кочку, т.е. с буквы на букву, а дети составляют слова с этими буквами.

  1. ИГРА «ЖИВЫЕ СЛОГИ»

Дид. задача. Развивать у детей навык чтения слогов, воспитывать сосредоточенность.

Сод – е. 6 человек строятся в две шеренги – по 3 в каждой. Детям, находящимся слева дают согласные буквы, а находящимся справа – гласные.

По сигналу дети сходятся парами, поворачиваются лицом к остальным детям, и те читают образовавшиеся слоги и договаривают их до целого слова.

  1. «ДОБАВЬ СЛОГ»

Фонетическая игра.

Дид. задача. Формировать механизм деления слов на слоги.

Сод – е. Дети играют парами: один ребенок называет слог, другой составляет с этим слогом слова.

Право начинать игру предоставляется по очереди. Выигрывает  тот, кто придумал больше слов с этим слогом.

  1. ИГРА «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА»

Придумать какое-нибудь слово.

Сколько мы слышим звуков?

Сколько видим букв, обозначающих эти звуки?

Сколько слогов? Прохлопайте слоги.

Какой первый слог? Второй?

Какой слог ударный?

  1. «ПОЛУБУКОВКА»

Графическая игра.

Дид. задача. Распознавать и запоминать форму букв.

Обор – е. ширмочка, буквы большого формата, кусок картона.

Сод – е. воспитатель медленно выдвигает из-за ширмочки часть буквы. Дети должны мысленно дорисовать контур буквы по памяти и назвать ее. После того как буква будет названа, воспитатель показывает ее полностью.

  1. «КТО, КТО В ТЕРЕМОЧКЕ ЖИВЕТ?»

Фронтальная работа по слоговой таблице

Дид. задача. Учить детей составлять и читать слова, состоящие из прямых слогов.

Обор – е. Слоговая таблица, картонный теремок с окошечком.

Сод – е. Воспитатель прикладывает теремок к слоговой таблице. Дети видят в окошечке прямой слог и читают его. Воспитатель быстро передвигает теремок к следующему слогу, который также прочитывается. Выясняется, какое слово прочитано.

  1. «СБЕРИ РАЗНЫЕ СЛОВА»

Дид. задача. Упражнять детей в составлении и чтении разной слоговой структуры; развивать сообразительность.

Обор – е. Касса слогов, наборное полотно, индивидуальные кассы слогов.

Сод – е. Детям даётся задание: составить как можно больше слов разной структуры из имеющихся букв. Один из детей составляет слова на фланелеграфе из букв большого формата, остальные работают со своими кассами.

  1. ИГРА «КАПИТАНЫ»

Дид. задача. Упражнять детей в составлении и чтении слогов.

Обор – е. Рисунок, изображающий берег моря, два кораблика, буквы большого формата.

Сод – е. На «берегу моря» устанавливаются гласные буквы – порты. Дети – капитаны, держа в руках кораблики с прикрепленными согласными буквами, подводят кораблики, каждый к своему порту – гласной букве, и читают при этом получившийся прямой слог.

  1. «КОМУ ЭТО НУЖНО?»

Лексическая игра

Дид. задача. Учить детей употреблять в своей речи слова, обозначающие профессии и необходимые для этой профессии предметы.

Сод – е. Воспитатель бросает мяч ребенку и спрашивает: «Что нужно врачу?» Возвращает мяч, играющий называет нужные предметы.

  1. «НАЙДИ ПОДХОДЯЩЕЕ СЛОВО»

Лексическая игра

Дид. задача. Вводить в активный словарь детей слова, относящиеся к одной части речи (сущ., прил.).

Сод – е. Воспитатель произносит часть предл – я, а дети должны закончить его. Например, Маме купили платье…; На клумбе растут красные, …, …, и т.д. цветы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

занятие по обучению грамоте "Посылка от феи Грамоты"

Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...