Картотека игр по грамоте 2
картотека по обучению грамоте по теме

Картотека  игр по грамоте 2

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Картотека игр по грамоте 255 КБ

Предварительный просмотр:

19. «СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Цель: отрабатывать различные интонации для передачи своих чувств.

Например, У Ромы рос мак.

___ ___ ___ ___.

___ ___ ___ ___!

___ ___ ___ ___?

20. «ЧТО МЫ ВИДИМ НА КАРТИНЕ?»

Грамматическая игра

Дид. задача. Развивать умение составлять предложения с опорой на картину; учить дополнять простые нераспространенные предложения.

Оборудование. Сюжетные картинки на выбор  воспитателя.

   Содержание. Воспитатель показывает детям картинку и составляет простое нераспространенное предложение: Маша идет. Ребенок  должен повторить фразу и добавлять все новые слова: Маша идет на прогулку (с собакой).

21. «СКОЛЬКО ЗВУКОВ УСЛЫШАЛИ»

Фонетическая игра

Дид. задача. Развивать фонематический слух, формировать умение развивать звук и прямой слог.

  Содержание. Воспитатель произносит вперемешку гласные и согласные звуки и прямые слоги. Н-р, а, л, р, на, су и т.д. услышав один звук, дети ставят на локоток одну руку, услышав прямой слог, две руки сжимают в рукопожатии.

22. «КАКОЙ ЗВУК»

Фонетическое упражнение

Дид. задача. Развивать умение различать гласные и согласные звуки, фиксировать звуки речи значками, фишками.

Оборудование. Фишки красного и синего цвета у каждого ребенка.

   Содержание. Воспитатель вперемешку называет гласные и согласные звуки (или показывает буквы), а дети поднимабт соответствующую фишку: на гласный звук – красную, на согласный – синюю.

  1. «ТВЕРДЫЙ ИЛИ МЯГКИЙ»

Фонетическое упражнение

Дид. задача. Развивать умение различать глухие и звонкие звуки, фиксировать звуки речи значками, фишками.

Оборудование. Фишки красного и синего цвета у каждого ребенка.

   Содержание. Воспитатель попарно называет слова с мягким и твердым согласным звуком в любой позиции. Синие фишки – твердый звук, мягкие – красные. Н – р, мама мясо, василек косынка, усы усики, хижина лыжи.

  1. «УГАДАЙ, ЧТО СПРЯТАНО?»

Дидактическая игра

Дид. задача. Учить детей умению представлять предметы по их словесному описанию и давать описание разных предметов.

   Содержание. Сначала воспитатель, а затем дети прячут в «волшебную» коробочку предмет и описывают его. Дети должны отгадать предмет. Можно использоватьзагадки как один из вариантов игры.

  1. «ПЕРЕКЛИЧКА»

    Фонетическая игра

Дид. задача. Учить детей говорить ясно, четко; закреплять умение вычленять и произносить первый звук слова.

   Содержание. Воспитатель показывает буквы. Дети встают и произносят свое имя или фамилию, если они начинаются с этой буквы.

Вариант: Можно давать задание, когда данный звук и обозначающая его буква находятся также в середине и конце имени.

  1. «ПРОЧИТАЙ И ОПИШИ»

Дид. задача. Упражнять  детей в чтении слов разной структуры, развивать связную речь описательного характера.

Оборудование. Таблицы слогов с буквами большого формата, мягкая игрушка, кусочек сахара, предметные картинки.

   Содержание. Воспитатель загадывает загадки, дети на фланелеграфе составляют отгадки. Дети читают и рассказывают об  этом животном все, что знают.

  1. «ДОПОЛНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Грамматическая игра

Дид. задача.  Упражнять детей в составлении  простых и сложных предложений, учить понимать причины связи между явлениями.

   Содержание. Воспитатель начинает предложение: Папа утром… Дети заканчивают предложение.

27. «ПОИЩИ СЛОВО»

Содержание.  Воспитатель говорит, что в русском языке есть слова, которые любят играть в прятки. Это короткие слова. Они прячутся в длинных словах. Для того,  чтобы найти короткое слово, нужно длинное слово разделить на слоги.

Н-р.: парус, кулак

28. «КТО ЛУЧШЕ РАССКАЖЕТ»

Игра на развитие связной устной речи

Дид. задача. Выявлять активный словарный запас детей, развивать связную речь.

Оборудование. Различные игрушки (звери, птицы).

   Содержание. Из коробки или «волшебного мешочка» на ощупь каждый ребенок достает игрушку – зверя или птицу. Несколькими фразами он должен рассказать все, что знает об этом звере или птице.

Вариант Детям предлагаются любые темы: транспорт, профессии, рыбы, насекомые.

29. «КОГДА ЭТО БЫВАЕТ»

Игра на развитие связной речи

Дид. задача. Упражнять детей в умении отвечать на вопрос полным предложением, уточнить представления о временах года.

Оборудование. Квадратики четырех цветов у каждого ребенка: белый – зима, зеленый – весна, красный – лето, желтый – осень.

   Содержание.  Воспитатель задает детям вопросы, дети поднимают соответствующую карточку.

Когда опадают листья?

Когда дети катаются на санках? И т.д.

Выслушиваются полные ответы детей.

30. «КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖИТ»

Лексическая игра

Дид. задача. Учить детей классифицировать понятия.

   Содержание. Воспитатель называет обобщающее слово, а дети – видовые понятия. Н – р.: мебель – стол, стул, шкаф. И т.д.

31. «УГАДАЙ ЗВУК»

Игра на закрепление места звука

Оборудование. Различные игрушки, картинки.

   Содержание. Воспитатель показывает картинку или предмет, дети должны хлопнуть в ладоши, если в изображенном предмете есть заданный звук, а если нет – убрать руки за спину.

32. «НАЗОВИ СЛОВО»

Фонетическая игра

Дид. задача. Пополнять активный словарь детей, развивать сообразительность.

   Содержание. Воспитатель поочередно бросает  мяч, называя слова, начинающиеся с твердого согласного. Ребенок, бросая мяч обратно воспитателю, называет созвучное слово, начинающееся с парного мягкого согласного звука. Нос – нес, воз – вёз, мать, вол, мал, рад, лук, вазы, Тома.

33. «КТО УВИДИТ БОЛЬШЕ ВСЕХ»

Дид. задача. Развивать наблюдательность и связную речь

Оборудование. Любая репродукция с картины.

   Содержание.  Воспитатель вывешивает перед детьми картину и предлагает рассказать, что на ней изображено.  Игра продолжается, пока не будет названо все существенное.

   Вариант Дети рассматривают картину, затем она убирается. Ребята должны по памяти рассказать, что на ней изображено. Для контроля картина вывешивается еще раз.

34. «СОСТАВИМ ИЗ БУКВ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Игра

   Содержание. Детям раздаются буквы предложения. Н – р.: У Вали ваза. Затем каждый выставляет на фланелеграфе нужную букву. Дети осваивают процедуру проговаривания: У (пауза) Вали (пауза) ваза.

Отмечаются следующие особенности:

а) большая буква в начале предложения;

б) большая буква в начале имени;

в)точка в конце предложения.

35. «КАКИЕ СЛОВА СПРЯТАЛИСЬ В БУКВАХ»

Игра

Дид. задача. Учить составлять слова из имеющихся букв

Оборудование. Буквы.

   Содержание. На фланелеграфе расставлены буквы: А, Р, С, О, В.

Надо составить из данных букв как можно больше слов. (Буквы используются выборочно.) Слова: оса, сова, роса, ров, сор, ворс.

36. «СКАЖИ В РИФМУ»

 Лексическая игра

Дид. задача. Учить подбирать пары рифмующихся слов, развивать поэтический слух.

   Содержание. Примеры слов: дочка, речка, балка, дом и т.д.

37. «КАКАЯ БУКВА В НАЧАЛЕ СЛОВА?»

Игра

Дид. задача. Соотносить звук и букву, запоминать буквы.

Оборудование. Предметные картинки у воспитателя, индивидуальные кассы букв у детей. (Слова подбираются только с пройденными буквами.)

   Содержание. Воспитатель показывает картинку, а дети должны показать букву, с которой начинается название предмета, изображенного на картинке.

38. «УГАДАЙ СЛОВО ПО НАЧАЛЬНОМУ СЛОГУ»

Игра

   Содержание.  Дети читают прямые и обратные слоги, а затем договаривают до целого слова. С одним из слов составляют простые предложения.

39.«ГДЕ БУКВЫ, ГДЕ ЦИФРЫ?»

Игровое упражнение

   Содержание. На фланелеграфе выставлены буквы и цифры: И, 1, 8, Г, 6, Р, 10, У, 5, Ш, 4, К, 2, А, 7. Выбрать только буквы, составить из них слово игрушка.

40. «СКАЖИ ПО-ДРУГОМУ»

Игра

Дид. задача. Обогащать речь детей словами с оттенками ласкательности, уменьшения, увеличения.

 Лиса – лисонька – лисенок – лисище – лисичка и т.д.

Составить предложение и  сократить его. Что сократилось, когда предложение сократилось?

41. «ПЕРЕСТАВЬ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ»

Упражнение

Дид. задача. Учить детей выразительно произносить предложение, изменяя логическое ударение, уточняя смысл.

   Содержание. Воспитатель предлагает детям составить предложение со словом (кормушка), а затем изменить порядок слов. Что изменилось?

Дети повесили на дерево кормушку.

Кормушку дети повесили на дерево.

На дерево дети повесили кормушку.

42. «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»

Игровое упражнение

Дид. задача. Формирует быструю реакцию на слово. Помогает освоить умение характеризовать кого-либо и что-либо. Отвечать надо быстро и точно.

   Содержание. Воспитатель называет слова, а дети подбирают слово. Мурлычет – кот, лает, мычит, жужжит, варит, учит, лечит, поет, стоит, прыгает, летает, спит.

 

43. «РАЗЛИЧАЙ БЫЛИ И НЕБЫЛИЦЫ»

Игра

Дид. задача. Развивать внимание к тексту, осмысленно употреблять слова, формировать умение доказательно объяснить, что это – быль или небылица.

   Содержание. Дети слушают предложения и определяют, может ли быть такое. Если да, сказать, когда возможно, где, почему. Если нет, доказать это.

  1. выпал снег, Алеша пошел загорать.
  2. Мальчики поехали в лес на лыжах, что бы собирать землянику.
  3. Ежик лазает по деревьям, а медвежонок ползает.
  4. Лягушка раскрыла зонтик, потому что пошел дождь.

44. «КТО ЭТО? ЧТО ЭТО?»

Игровое упражнение

Дид. задача. Формирует быструю реакцию на слово. Помогает освоить умение характеризовать кого-либо и что-либо. Отвечать надо быстро и точно.

   Содержание. Воспитатель называет слова, а дети подбирают слово.  Звонкий, быстрый, веселый (мяч), вкусный, алый, сочный  (арбуз), бурый, косолапый, неуклюжий (медведь), желтые, красные, осенние (листья), старательный, послушный, вежливый (ученик).

45. «ПОЛСЛОВА ЗА ВАМИ»

Игра

   Содержание: Участники игры садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто ловит, должен сказать его вторую половину.

46. «О КОМ ИЛИ О ЧЕМ Я РАССКАЗЫВАЮ?»

Игровое упражнение

Дид. задача. Развивает воссоздающее воображение, помогает освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо. Может быть несколько вариантов ответов.

   Содержание. Воспитатель называет слова, а дети подбирают слово.  

Ползает, шипит, извивается, блестит, жалит

Подметает, протирает, моет, вытирает.

Ходит, жует, мычит.

Бегает, ржет, скачет.

47. «О КОМ Я РАССКАЗЫВАЮ?»

Игровое упражнение

Дид. задача. Развивает воссоздающее воображение, помогает освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо. Может быть несколько вариантов ответов.

   Содержание. Воспитатель называет слова, а дети подбирают слово.  

Летает, клюет, каркает.

Чирикает, клюёт, летает.

Клюет, воркует, летает.

Кукует, клюет, летет.

48. «ПРОДОЛЖАЙ»

Игровое упражнение

Дид. задача. Формировать умение быстро схватывать смысл читаемого, строить высказывание. Предложение можно дополнять одним или несколькими словами.

   Содержание. Воспитатель называет слова, а дети подбирают слово.  

Лида читает…

Мама сшила…

Папа привез…

Птичка прилетела…

Мы открыли…

49. «ОТВЕЧАЙ БЫСТРО»

Игра

Дид. задача. Развивать умение классифицировать предметы по цвету, форме; быстро и правильно подбирать нужные слова.

Оборудование. Мяч, фанты, фишки.

   Содержание. Дети становятся в круг, воспитатель бросает мяч и произносит слово, например зеленый. Ребенок, поймавший мяч, должен быстро назвать предмет зеленого цвета, н-р.: зеленый  листок.

50«КТО ПОДБЕРЕТ БОЛЬШЕ СЛОВ»

Лексическая игра

Дид. задача. Формировать быструю реакцию на слово, развивать умение подбирать подходящее по смыслу слово.

   Содержание. Воспитатель называет глагол, дети подбирают подходящие по смыслу существительные. ШИТЬ, ЗАВЯЗЫВАТЬ, ПОЛИВАТЬ и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей с задержкой психоречевого развития 6-7 лет по подготовке к обучению грамоте

Конспект организованной образовательной деятельности детей с задержкой психоречевого развития по подготовке к обучению к грамоте на тему Дифференциация твёрдого и мягкого согласных звуков К и Кь. знак...

Обучение грамоте детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Примеры конспектов по обучению грамоте.

Недоразвитие речи и особенности психической деятельности у детей с ЗПР являются серьёзным препятствием в овладении грамотой, это требует особого дифференцированного подхода в коррекционной работе с да...

Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота». Конспект занятия по основам безопасности для детей подготовительной группы: «Дорожная грамота».

АннотацияВсе мы – родители, воспитатели пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?»         Ребенок поп...

занятие по обучению грамоте "Посылка от феи Грамоты"

Итоговое занятие в подготовительной группе по обучению грамоте...

Открытое занятие – путешествие по обучению грамоте «Путешествие в страну - Грамоты»

Данное занятие можно считать итоговым по разделу программы "Обучение грамоте". Знятие построенно в игровой и доступной форме.  Занятие имеет три основные части, которые между собой взаимосв...

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...