Особенности реализации образовательной области «Речевое развитие» в части «Обучение дошкольников грамоте» с учетом основной образовательной программы дошкольного образования «Детский сад-Дом радости» автор Н.М. Крылова. (вторая младшая, средняя группа)
статья по обучению грамоте (средняя группа) на тему

Червякова Марина Васильевна

Данная работа отражает особенности обучения грамоте дошкольников по программе Детский сад - Дом радости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gramota_dom_radosti_dou_1_ml.gr_.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности реализации образовательной области «Речевое развитие» в части «Обучение дошкольников грамоте»

с учетом основной образовательной программы дошкольного образования  

«Детский сад-Дом радости» автор Н.М. Крылова.

(вторая младшая, средняя группа)

воспитатель высшей категории

                                                                                 Червякова Марина Васильевна

Образовательная область «Речевое развитие» в программе Детский сад – дом радости предусматривает содействие: овладению ребенком речью (повествованием, описанием, доказательством, объяснением) как деятельностью, необходимой для общения, средством развития и саморазвития его как неповторимой индивидуальности, развитию любви к родному  и интереса к нему как к предмету познания богатства всех его компонентов.

Своеобразие программы «Детский сад – дом радости» заключается в том, что каждое занятие интегрировано, включает в себя несколько видов деятельности взаимосвязанных между собой: на занятии по ознакомлению с окружающим миром и развитием речи одновременно решаются задачи по познавательному развитию, речевому развитию и обучению дошкольников грамоте.

Программа «Детский сад – дом радости» опирается на методику Лидии Ефремовны Журовой  «обучение дошкольников грамоте», а так же на принцип детского психолога Дмитрия Борисовича Эльконина, который состоит в том, что знакомству и работе ребенка с буквами должен предшествовать до буквенный, чисто звуковой период обучения, буква — это знак звука», но данная программа является авторской. Автор Наталья Михайловна Крылова кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Пермского гуманитарно- педагогического университета, которая разработала к программе технологию работы на каждый день в разных возрастных группах.

Обучение грамоте во второй младшей группе отдельным занятием в программе не выделено, данный вид деятельности интегрируется на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитие речи, а также во время совместной деятельности, например, вовремя так называемых «переездов» при смене видов деятельности, во время индивидуальной работы, во время режимных моментов, например, при умывании, опробовании продуктов.

Обучение грамоте в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов первому действию по обучению грамоте. В средней группе закладываются основы полноценного овладения детьми грамотой. Дети получают знания об основных законах речи:

  • Речь состоит из слов
  • Слов много и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами
  • Слова имеют протяженность бывают длинные и короткие
  • Они звучат, состоят из звуков
  • Слово линейно, звуки в нем идут друг за другом
  • Из слов можно составить предложение
  • Звуки в словах произносятся по-разному.

Значение терминов слово и звук раскрывается для детей в различных  упражнениях и дидактических играх без прямого объяснения.

Первый этап  обучения грамоте в средней группе является формирование умений интонационно выделять любой согласный звук в слове, что позволяет детям обследовать звуковую структуру слова (определить наличие или отсутствие заданного звука в слове).

Второй этап обучения- развитие фонематического слуха. Фонема - единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, служащая для опознавания и различения значимых единиц языка (слов, морфем): мил - мыл - мол - мул - мел - мал.

Задачи обучения:

  • Научить отделять слово от предмета
  • Показать, что слова звучат потому, что состоят из различных звуков
  • Показать, что слово можно сделать длинным или коротким (кот-котенок, елка - елочка и наоборот).
  • Открыть, что один и тот же звук открывает разные слова (говорим звуки, пишем буквы)
  • Показать, что один и тот же звук заканчивает разные слова, занимает разные места в слове

Ознакомление детей фонематическому восприятию по технологии начинается в марте средней группы. Например речевая игра «Образование ласковых слов» , игра со звуками « Телефон», игровые упражнения по звуковому анализу слов , игры на звукоподражание животным. Данный вид деятельности осуществляется утром во время общей игры, например речевая игра «Летела муха»  (показ речевой игры педагогом на участниках МО), «Путаница» имитация звуков животных «Скачут две лошадки». Перед  обедом игры «Найди братца»  воспитатель дает каждому ребенку по одной предметной картинке, вместе с детьми определяет первый звук  название. На столе выкладывает картинки так, чтобы каждый ребенок мог найти предмет, название которого начинается с братца этого звука. Например, бабочка - белка, ведро- вагон, лента- лось и тд.  Игра «Скажи наоборот»

С апреля и до конца учебного года вводится отдельное занятие по обучению грамоте один раз в неделю вместо занятия по развитию речи. В связи с выделением отдельного вида деятельности как занятие автор программы рекомендует провести родительское собрание по данной теме для подготовки демонстрационного и раздаточного материала на каждого воспитанника, которое будет использоваться на занятиях по обучению грамоте в старшей и подготовительной группе к школе.

Список используемой литературы:

1. Журова Л.Е. «Обучение грамоте в детском саду» Издательство «Педагогика», М., 1978 г.

2. Крылова Н.М Детский сад – Дом радости. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Издательство Сфера, М., 2016г.  

3.Крылова Н.М. Иванова В.Т. Детский сад – дом радости. Рабочие планы- сценарии. Учебно- методическое пособие для работников детских дошкольных учреждений, книга VII март, Пермь 2001г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выписка Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную программу дошкольного образования (детские сады)» МКДОУ Д

Выписка  Административного регламента предоставлениямуниципальной услуги «Прием заявлений, постановка на учет и зачисление детей в образовательные учреждения, реализующие основную образовательную...

Рабочая программа реализации основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ детский сад комбинированного вида "Радуга" во второй младшей группе для детей 3-4 лет на 2016- 2017 учебный год.

Рабочая программа реализации основной образовательной программы дошкольного образования МАДОУ детский сад комбинированного вида "Радуга" во второй младшей группе для детей 3-4 лет на 2016- 2...

Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 41» Вторая младшая группа

Цель Программы: создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических ка...

Основная образовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №30 комбинированного вида» Старшая группа на учебный год.

Рабочая программа педагога разработана в соответствии с ООП МБДОУ"Детский сад № 30", федеральным  государственным образовательным стандартом  дошкольного образования(приказ Министе...

План по реализации основной образовательной программы дошкольного образования детского сада, в части, формируемой участниками образовательных отношений, по курсу «Любознайки» (опытно-экспериментальная деятельность ) в группах общеразвивающей направленност

Дети дошкольного возраста активно стремятся узнать об окружающем их мире как можно больше. Совместно с их игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательная деятел...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА к основной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ № 121 ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ по пособию «Обучение дошкольников грамоте. Подготовительная к школе группа» автор: Л.Е. Журова, Н.С. Варенцова, Н.В. Дурова , Л.Н.Невская

Нормативные основания разработки Рабочей программы Данная Рабочая программа (далее - Программа) разработана в соответствии с:  Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред...