Обучение грамоте в подготовительной группе
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Бузинова Анастасия Сергеевна

Одним из важных направлений работы воспитателя ДОУ является подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Актуальность этой работы определяется введением обязательного дошкольного образования с пяти лет, требованиями преемственности и перспективности в работе двух звеньев: образования - дошкольного и начального и современными требованиями к речевому развитию детей, овладению ими родным языком как средством общения. Процесс обучения детей грамоте был предметом исследования ученых различных отраслей: психологии (Л. Выготский, Д. Эльконин, Т. Егоров и др.), лингвистов (А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов), классиков дошкольной педагогики (Е. Водовозова, С. Русова, Я. Тихеева и др.), современных педагогов и методистов (А. Богуш, Л. Журова, Н. Варенцова, Н. Вашуленко, Л. Невская, Н. Скрипченко, К. Стрюк и др.). В подготовительной к школе группе должны решаться следующие задачи:

·        обучение анализу и синтезу предложений разной конструкции;

·        знакомство со всеми буквами русского алфавита;

·        усваивание некоторых правил орфографии;

·        обучение навыкам выкладывания слов и предложений из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии;

·        овладение слоговым и слитным способами чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_v_podgotovitelnoy_gruppe.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Одним из важных направлений работы воспитателя ДОУ является подготовка старших дошкольников к обучению грамоте. Актуальность этой работы определяется введением обязательного дошкольного образования с пяти лет, требованиями преемственности и перспективности в работе двух звеньев: образования - дошкольного и начального и современными требованиями к речевому развитию детей, овладению ими родным языком как средством общения. Процесс обучения детей грамоте был предметом исследования ученых различных отраслей: психологии (Л. Выготский, Д. Эльконин, Т. Егоров и др.), лингвистов (А. Гвоздев, А. Реформатский, А. Салахов), классиков дошкольной педагогики (Е. Водовозова, С. Русова, Я. Тихеева и др.), современных педагогов и методистов (А. Богуш, Л. Журова, Н. Варенцова, Н. Вашуленко, Л. Невская, Н. Скрипченко, К. Стрюк и др.).

В литературе (А. Богуш, Н. Вашуленко,. Горецкий, Д. Эльконин, Л. Журова, Н. Скрипченко и др.) подготовка старших дошкольников к обучению грамоте определяется как процесс формирования у детей начальных элементарных умений читать и писать.

Современные школы заинтересованы в том, чтобы ребенок, который приходит в первый класс, был хорошо подготовленным к обучению грамоте. Именно поэтому, данный процесс в ДОУ необходимо начинать еще на этапе дошкольного возраста ребёнка.

В подготовительной к школе группе должны решаться следующие задачи:

  • обучение анализу и синтезу предложений разной конструкции;
  • знакомство со всеми буквами русского алфавита;
  • усваивание некоторых правил орфографии;
  • обучение навыкам выкладывания слов и предложений из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии;
  • овладение слоговым и слитным способами чтения.

Так, в своей работе по решению данных задач мы используем методы деления предложений на слова и звуковой анализ слов. Остановимся на них более подробно.

Деление предложения на слова 

Первые занятия, на которых дошкольники учатся выделять слова в предложении и составлять из слов предложения, проводятся с использованием наглядных пособий - картин, игрушек. В дальнейшем все большее место занимают устные упражнения и речевые игры.

Дальнейшее усложнение работы над словесным составом предложения заключается в том, что дети выделяют слова в четырехсловном предложении, учатся называть их последовательно и вразбивку, а также составлять предложения из заданного количества слов (двух, трех, четырех).

С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать, чтобы узнать, сколько в нем слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и говорит: «Одна черта обозначает одно слово. Здесь три черты, значит, в предложении три слова. Первое слово обозначается не простой чертой, а чертой с уголком, в конце предложения ставят точку.

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал. Дети учатся делить предложения на слова (определять количество слов), называть их по порядку, переставлять, заменять или добавлять слова в предложении, а также составлять новые предложения.

Умственное действие анализа начинает происходить во внутреннем плане.

В качестве приёмов детям предлагается: придумывать предложения с заданным словом; придумывать предложение, которое начиналось бы с определенного слова; составлять предложения по двум картинкам; а также составлять предложения с использованием «живой модели», когда сами дети обозначают слова предложения. Это помогает наглядно показать, из чего состоит предложение.

Звуковой анализ слов

Методику формирования звукового анализа разработал Д. Б. Эльконин на основе теории П. Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий. Применительно к дошкольному возрасту методику адаптировала Л. Е. Журова, Г.А Каше рекомендовала использовать её в старших группах ДОУ. Действие звукового анализа рассматривается как особое умственное действие, формирование которого проходит ряд этапов, как и любое умственное действие.

В подготовительной группе звуковой анализ слов является основным при ознакомлении детей с буквами и выкладывании слов и предложений из букв разрезной азбуки.

Особое внимание воспитатель должен уделять правильному определению звуков: «гласный звук», «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук».

При проведении звукового анализа слова обязательно должна включаться работа по вычленению и обозначению словесного ударения, необходимо следить, чтобы выделение ударного гласного звука проходило на фоне слитного произнесения слова с одновременным ведением указки под выложенным словом. Соблюдение именно этого требования позволяет ребёнку лучше ориентироваться в звуковой структуре слова и точно фиксировать в нём ударение. После этого воспитатель должен произнести слово с выделением безударного гласного (книгааа). Данная работа поможет показать детям, какую роль играет ударение в слове: показать, что изменение, перенос ударения с одного гласного звука на другой меняет смысл слова, а в большинстве случаев делает его бессмысленным.

Предлагаются специальные задания по определению ударения в словах. Воспитатель произносит слово, вызванный ребёнок повторяет его с выделением ударного звука и называет этот звук (ууутка – ударный гласный звук – «у»), или воспитатель может предложить детям называть слова с определённым ударным гласным звуком.

Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твёрдых или мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы а, о, у, ы, э пишутся после твёрдых согласных, а буквы я, е, ё, ю, и – после мягких согласных.

По ходу проведения звукового анализа слов дети узнают, что звуки «ч», «щ», «й» - мягкие согласные, не имеют твёрдой пары, а звуки «ж», «ш», «ц» - твёрдые согласные, не имеют мягкой пары.

Дети узнают, что буквы я, ё, ю, е в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: «йа», «йо», «йу», «йэ».

Основой ознакомления с йотированными гласными является звуковой анализ слова, при котором дети обозначают все звуки только фишками. Например, анализируя слово яма, дети говорят, что 1-ый звук «й» - мягкий согласный, 2-ой звук «а» - гласный, 3-ий звук «м» - твёрдый согласный и 4-ый звук «а» - гласный. Все звуки они последовательно обозначают соответствующими фишками (зелёной, красной, синей, красной), при этом убеждаясь, что в данном слове четыре звука. После этого воспитатель предлагает послушать, как произносятся два первых звука друг за другом и «вводит» правило: если в слове рядом слышатся два звука «й» и «а», то пишется буква я. Таким же образом дети узнают, что и буквы е, ю, ё могут в словах обозначать два звука. Им предлагается некоторое время фиксировать звуки фишками, а затем заменять их буквами. Постепенно они перестают нуждаться в этом и сразу выкладывают нужную букву. Однако и здесь необходимо использовать приём, позволяющий закреплять данные знания: детям предлагается сказать, сколько звуков в слове и сколько в нём букв. Например, дети определяют, что в слове маяк – 4 буквы, но 5 звуков («м», «а», «й», «а», «к»), так как буква я обозначает 2 звука («й», «а»).

Обязательным условием успешного овладения этой задачей является краткое называние воспитателем и детьми звука «й».

Иногда в этот период обучения дети начинают путать звуки и буквы. Например, при анализе слова Юра ребёнок не называет в слух последовательность звуков: «й», «у», «р», «а», а молча выкладывает слово: буквы ю, р, а. На вопрос «Какой первый звук в этом слове?» возможен ответ – «ю», т.е. название буквы используется вместо названия звука. Нужно каждый раз обращать внимание детей на то, что звуков здесь два – «й» и «у», а буква одна – ю.

Таким образом, обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки детей к первому классу Выработка у детей соответствующих средств и навыков выделения, сопоставления единиц языковой действительности служит непременным условием грамотности.

Список использованной литератур

  1. Журова, Л. Е. Подготовка детей к моделированию звукового состава слова // Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте/Под ред. Л. А. Венгера. [Текст]: – М., 1980.
  2. Эльконин, Д. Б. Как учить детей читать. [Текст]:/Д. Б. Эльконин– М.: Знание, 1976.– Вып. 4.

https://podrastu.ru/doshkolnoe-obuchenie/podgotovka-starshix-doshkolnikov-k-obucheniyu-gramote.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Фея Грамота и Звукомор».

-Развивать умение проводить звуковой анализ слов: различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки; соотносить слово с заданной моделью;-закреплять представление о смыслоразличительной функции звук...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Задания от феи Грамоты»

Программные задачи: Совершенствовать умения детей в звуковом анализе слов, закреплять умение находить место звука в слове, закреплять умение делить слова на слоги;Закрепить умение правильно подбирать ...

Подготовка к обучению грамоте. Поурочное планирование занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе.

Материал, необходимый для проведения занятий по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе. Планирование данного раздела составленно по методике и пособиям О.И. Крупенчук "Научи...

Конспект организованной образовательной деятельности по обучению грамоте в подготовительной группе для детей с ТНР " В стране грамоты"

Конспект предназначен для учителей - логопедов и моспитателей ДОУ. Предложенный материал поможет разнообразить занятия по обучению грамоте, совершенствовать навыки анализа и синтеза,формировать у дете...

Технологическая карта НОД по обучению грамоте в подготовительной группе (технология ТРИЗ с элементами технологии раннего и интенсивного обучения грамоте Н.А. Зайцева)

Конспект непосредственно образовательной деятельности разработан и проведён в соответствии с ФГОС. На занятии созданы  условия для развития познавательно-речевой активности у детей с нарушением р...