Главные вкладки

    Звуковой анализ слова «Аист».
    план-конспект занятия по обучению грамоте на тему

    Александрова Елена Николаевна

    Звуковой анализ слова «Аист».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл nod_obuchenie_gramote.docx20.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    детский сад «Ласточка»

    Звуковой анализ слова «Аист».

    Выполнила:

    Воспитатель Александрова Е.Н.

    с. Новоложниково

    Цель: формировать у детей звуковой анализ слова;

    Задачи: закреплять знания о гласных звуках; познакомить со слогообразовательной ролью гласных звуков; продолжать называть слова с заданным звуком;

    Д/м: картина – схема слова  аист, фишки, мяч, указка.

    Р/м: пеналы.

    Ход занятия.

    Упражнение.  Д/и «Отгадай, какой звук».

    Цель: Умение выделять звук и  слог.

    Способ достижения: логопед называет звуки в вперемешку твёрдые и мягкие согласные звуки. Дети,поднимают на твёрдый         согласный звук синий квадратик, на мягкие звуки зелёный.

    Воспитатель: Ребята, какие звуки  я вам называла?

    Дети: твёрдые и мягкие согласные

    Воспитатель: Молодцы ребята. Ребята, а сейчас посмотрите на картинку, что на ней изображено?

    Дети: Это птица аист.

    Воспитатель: Правильно аист. Посмотрите внимательно на клеточки под рисунком. «Как вы думаете, что обозначают эти клеточки?».

    Дети: Эти клеточки обозначают звуки.

    Воспитатель: Молодцы, правильно. Сколько клеточек под картинкой?

    Дети: 4.

    Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься на занятии.

    Дети: Мы будем находить место звуков в слове (аист).

    Основная  часть.

    Звуковой анализ слова (аист).

     Цель: Формировать звуковой анализ слова (аист).

    Воспитатель: нарисованы четыре клеточки, потому - что в слове четыре звука? Дети несколько раз произносят слово (аист).

    Воспитатель произносит слово (аист) с интонационным выделением первого звука ааист и одновременно ведёт указкой под схемой, задерживая ее под первой клеточкой. Просит детей произнести слово вместе с ним.

    Воспитатель: Ребята, какой первый звук в слове ааист?

    Дети: Звук (а).

    Воспитатель: Молодцы правильно. Звук (а) я обозначу, красным квадратиком. Почему красным квадратиком?

    Дети: Это гласный звук.

    Воспитатель: Молодцы правильно. В какую клеточку нужно его поставить?

    Дети: В первую, потому – что это первый звук в слове аист.

    Воспитатель: Послушайте, какой второй звук в слове аиист?

    Дети Звук (и).

    Воспитатель: Звук (и) я обозначу красным квадратиком. Почему?

    Дети: Это гласный звук.

    Воспитатель: В какую клеточку нужно его поставить?

    Дети: Во вторую.

    Воспитатель: Послушайте, какой третий звук в слове аисст?

    Дети: Звук (с).

    Воспитатель: Молодцы правильно. Звук (з) я обозначу, синим квадратиком. Почему?

    Дети: Это звук согласный.

    Воспитатель: В какую клеточку нужно его поставить.

    Дети: В третью.

    Воспитатель: Молодцы правильно. Послушайте, какой четвёртый звук в слове аистт?

    Дети: (т)

    Воспитатель: Молодцы правильно, звук (т) я обозначу красным квадратиком. В какую клеточку нужно его поставить?

    Дети: В четвёртую.

    Воспитатель: Сколько всего звуков в слове (аист)?

    Дети: 4.

    Воспитатель: Правильно. Сколько гласных звуков?

    Дети: Два гласных звука.

    Воспитатель: Сколько согласных?

    Дети: Два согласных звука.

    Воспитатель: Молодцы. Мы с вами, какое сейчас задание выполняли?

    Дети: Определяли место звуков в слове (аист).

    2. Физминутка:

    На опушке дом стоит.

    За дверями стол стоит.

    Вокруг дома есть забор.

    Тук, тук дверь открой.

    Проходите я не злой.

    Игра с заданиями: Цель: Определить место звуков в слове роза.

    Воспитатель  вызывает трех детей и объясняет, что будут в игре «звуками» слова (аист): первый ребёнок будет звуком (а), второй ребёнок будет звуком (и), третий ребёнок будет звуком (с), четвёртый ребёнок будет звуком (т). Каждому ребёнку воспитатель  раздаёт фишки – квадратики. Дети строят слово аист, становясь с фишками в руках перед доской в соответствующем порядке. Воспитатель  читает слово. Затем отходит в сторону и подзывает к себе играющих: «Подойдет первый звук слова, подойдет второй звук слова, третий звук, четвёртый звук». «Постройте слово аист». Дети «звуки» подходят по очереди и встают по порядку, поднимают свои фишки вверх. Дети – «звуки» по заданию воспитателя ставят свои фишки в схему.

    Воспитатель: «Звук (а), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь?

    Дети: В  первую клеточку.

    Воспитатель: «Звук (и), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

    Дети: Во вторую.

    Воспитатель: «Звук (с), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

    Дети: В третью.

    Воспитатель: «Звук (т), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

    Дети: В четвёртую.

    Воспитатель: Молодцы ребята. Наша игра закончилась, какие задания мы выполняли в этой игре?

    Дети: Составляли слово из звуков.

    Воспитатель: Какое это было слово?

    Дети: Это слово аист.

    Воспитатель: Молодцы ребята.

    Воспитатель: Ребята, уберите фишки со схем: «Уберите звук (а), звук (и). Какой звук остался?».

    Дети: (с), (т).

    Воспитатель: Молодцы, ребята.

    3.  Актуализация ранее приобретённых знаний.

    Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы с вами делили слова на слоги? Кто вспомнит эти слова.

    Дети: Роза, дом, сани.

    Упражнение «Делим слова на слоги»

     Цель: Уметь делить слова на части, определять количество слогов.

               Дидактическая игра.

    Воспитатель: Ребята, сколько слогов в слове (роза)?

    Дети: Два слога.

    Воспитатель: Сколько гласных звуков в этом слове?

    Дети: Два звука.

    Воспитатель: В каком слоге первый гласный звук?

    Дети: В первом слоге.

    Воспитатель: В каком слоге второй гласный звук?

    Дети: Во втором слоге.

    Воспитатель: Молодцы, в словах столько слогов, сколько гласных звуков. Молодцы с заданием справились.

    Игра «Звук заблудился»

     Цель: Определить какой звук заблудился.

    Чтение стихотворения.

    Синее море перед нами,

    Летают майки над волнами.

    Воспитатель: Ребята, назовите, какой звук заблудился?

    Дети: Заблудился звук (ч), вместо слова майки, нужно говорить чайки.

    Воспитатель: Молодцы ребята правильно.

    Самостоятельная деятельность детей.

     Цель: Упражнения на закрепление.

     Работа в тетрадях.

    «От слова к звуку», с.12. Нахождение места звука в словах (аист).

    Заключительная часть.

    Воспитатель: Что нового вы узнали на занятии?
    Дети: Узнали, что звуки можно  долго тянуть, что эти звуки гласные.
    Воспитатель: Какое  слово мы сегодня с вами анализировали?
    Дети: Роза.

    Воспитатель: Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

    Дети: Играть в игру «Звук заблудился»

    Рефлексия.

    Воспитатель: Ребята, сложите звуки (а, и) из палочек.

    Воспитатель: Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Авторская дидактическая игра "Звуковое домино" на формирование навыков выполнения звукового анализа слова.

    Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение д...

    Звуковой анализ слова «жук». Гласные, твердые и мягкие согласные. Слова с заданным звуком.

    Конспект НОД по речевому развитию (обучение грамоте) старшая группа...

    Правила звукового анализа слова и анализа предложения

    Памятка поможет правильно проводить звуковой анализ слова и анализ предложения...

    Обучение грамоте. Старшая группа. Звуковой анализ слова аист.

    Конспект по обучению грамоте. Старшая группа....

    Презентация "Игры по словесно – зрительному ознакомлению со словом, буквой и звуковым анализом слов!"

    Дидактический материал: картинки, звуковые схемы, слоговые домики, буквы, условные обозначения звуков, картотека игр....

    Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

    В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

    «Звук и буква. Звуковой анализ слов. Подбор слов к схемам. Деление слов на слоги». «Птицы».

    Чтобы ребенок не путал буквы, не переставлял их местами, важно учить детей не просто сливать буквы в слоги, слоги в слова, а научить детей звуковому (фонетическому)...