Звуковой анализ слова «Аист».
план-конспект занятия по обучению грамоте на тему

Александрова Елена Николаевна

Звуковой анализ слова «Аист».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_obuchenie_gramote.docx20.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Ласточка»

Звуковой анализ слова «Аист».

Выполнила:

Воспитатель Александрова Е.Н.

с. Новоложниково

Цель: формировать у детей звуковой анализ слова;

Задачи: закреплять знания о гласных звуках; познакомить со слогообразовательной ролью гласных звуков; продолжать называть слова с заданным звуком;

Д/м: картина – схема слова  аист, фишки, мяч, указка.

Р/м: пеналы.

Ход занятия.

Упражнение.  Д/и «Отгадай, какой звук».

Цель: Умение выделять звук и  слог.

Способ достижения: логопед называет звуки в вперемешку твёрдые и мягкие согласные звуки. Дети,поднимают на твёрдый         согласный звук синий квадратик, на мягкие звуки зелёный.

Воспитатель: Ребята, какие звуки  я вам называла?

Дети: твёрдые и мягкие согласные

Воспитатель: Молодцы ребята. Ребята, а сейчас посмотрите на картинку, что на ней изображено?

Дети: Это птица аист.

Воспитатель: Правильно аист. Посмотрите внимательно на клеточки под рисунком. «Как вы думаете, что обозначают эти клеточки?».

Дети: Эти клеточки обозначают звуки.

Воспитатель: Молодцы, правильно. Сколько клеточек под картинкой?

Дети: 4.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься на занятии.

Дети: Мы будем находить место звуков в слове (аист).

Основная  часть.

Звуковой анализ слова (аист).

 Цель: Формировать звуковой анализ слова (аист).

Воспитатель: нарисованы четыре клеточки, потому - что в слове четыре звука? Дети несколько раз произносят слово (аист).

Воспитатель произносит слово (аист) с интонационным выделением первого звука ааист и одновременно ведёт указкой под схемой, задерживая ее под первой клеточкой. Просит детей произнести слово вместе с ним.

Воспитатель: Ребята, какой первый звук в слове ааист?

Дети: Звук (а).

Воспитатель: Молодцы правильно. Звук (а) я обозначу, красным квадратиком. Почему красным квадратиком?

Дети: Это гласный звук.

Воспитатель: Молодцы правильно. В какую клеточку нужно его поставить?

Дети: В первую, потому – что это первый звук в слове аист.

Воспитатель: Послушайте, какой второй звук в слове аиист?

Дети Звук (и).

Воспитатель: Звук (и) я обозначу красным квадратиком. Почему?

Дети: Это гласный звук.

Воспитатель: В какую клеточку нужно его поставить?

Дети: Во вторую.

Воспитатель: Послушайте, какой третий звук в слове аисст?

Дети: Звук (с).

Воспитатель: Молодцы правильно. Звук (з) я обозначу, синим квадратиком. Почему?

Дети: Это звук согласный.

Воспитатель: В какую клеточку нужно его поставить.

Дети: В третью.

Воспитатель: Молодцы правильно. Послушайте, какой четвёртый звук в слове аистт?

Дети: (т)

Воспитатель: Молодцы правильно, звук (т) я обозначу красным квадратиком. В какую клеточку нужно его поставить?

Дети: В четвёртую.

Воспитатель: Сколько всего звуков в слове (аист)?

Дети: 4.

Воспитатель: Правильно. Сколько гласных звуков?

Дети: Два гласных звука.

Воспитатель: Сколько согласных?

Дети: Два согласных звука.

Воспитатель: Молодцы. Мы с вами, какое сейчас задание выполняли?

Дети: Определяли место звуков в слове (аист).

2. Физминутка:

На опушке дом стоит.

За дверями стол стоит.

Вокруг дома есть забор.

Тук, тук дверь открой.

Проходите я не злой.

Игра с заданиями: Цель: Определить место звуков в слове роза.

Воспитатель  вызывает трех детей и объясняет, что будут в игре «звуками» слова (аист): первый ребёнок будет звуком (а), второй ребёнок будет звуком (и), третий ребёнок будет звуком (с), четвёртый ребёнок будет звуком (т). Каждому ребёнку воспитатель  раздаёт фишки – квадратики. Дети строят слово аист, становясь с фишками в руках перед доской в соответствующем порядке. Воспитатель  читает слово. Затем отходит в сторону и подзывает к себе играющих: «Подойдет первый звук слова, подойдет второй звук слова, третий звук, четвёртый звук». «Постройте слово аист». Дети «звуки» подходят по очереди и встают по порядку, поднимают свои фишки вверх. Дети – «звуки» по заданию воспитателя ставят свои фишки в схему.

Воспитатель: «Звук (а), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь?

Дети: В  первую клеточку.

Воспитатель: «Звук (и), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

Дети: Во вторую.

Воспитатель: «Звук (с), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

Дети: В третью.

Воспитатель: «Звук (т), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

Дети: В четвёртую.

Воспитатель: Молодцы ребята. Наша игра закончилась, какие задания мы выполняли в этой игре?

Дети: Составляли слово из звуков.

Воспитатель: Какое это было слово?

Дети: Это слово аист.

Воспитатель: Молодцы ребята.

Воспитатель: Ребята, уберите фишки со схем: «Уберите звук (а), звук (и). Какой звук остался?».

Дети: (с), (т).

Воспитатель: Молодцы, ребята.

3.  Актуализация ранее приобретённых знаний.

Воспитатель: Ребята, на прошлом занятии мы с вами делили слова на слоги? Кто вспомнит эти слова.

Дети: Роза, дом, сани.

Упражнение «Делим слова на слоги»

 Цель: Уметь делить слова на части, определять количество слогов.

           Дидактическая игра.

Воспитатель: Ребята, сколько слогов в слове (роза)?

Дети: Два слога.

Воспитатель: Сколько гласных звуков в этом слове?

Дети: Два звука.

Воспитатель: В каком слоге первый гласный звук?

Дети: В первом слоге.

Воспитатель: В каком слоге второй гласный звук?

Дети: Во втором слоге.

Воспитатель: Молодцы, в словах столько слогов, сколько гласных звуков. Молодцы с заданием справились.

Игра «Звук заблудился»

 Цель: Определить какой звук заблудился.

Чтение стихотворения.

Синее море перед нами,

Летают майки над волнами.

Воспитатель: Ребята, назовите, какой звук заблудился?

Дети: Заблудился звук (ч), вместо слова майки, нужно говорить чайки.

Воспитатель: Молодцы ребята правильно.

Самостоятельная деятельность детей.

 Цель: Упражнения на закрепление.

 Работа в тетрадях.

«От слова к звуку», с.12. Нахождение места звука в словах (аист).

Заключительная часть.

Воспитатель: Что нового вы узнали на занятии?
Дети: Узнали, что звуки можно  долго тянуть, что эти звуки гласные.
Воспитатель: Какое  слово мы сегодня с вами анализировали?
Дети: Роза.

Воспитатель: Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

Дети: Играть в игру «Звук заблудился»

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, сложите звуки (а, и) из палочек.

Воспитатель: Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте. Старшая группа. Звуковой анализ слова аист.

Конспект по обучению грамоте. Старшая группа....

Картотека игр по изучению темы «Звуковой анализ слова». Этапы звукового анализа слова.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении...

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»

Конспект НОД «ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВА «ДОМ». СРАВНЕНИЕ СЛОВ ПО ЗВУКОВОМУ СОСТАВУ. СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ЗАДАНИЮ»Задачи:закреплять у детей умение произносить слово в соответс...

Звуковой анализ слова «Аист» и "Гуси"

Звуковой анализ слова «Аист» и "Гуси"Цель: формировать у детей звуковой анализ слова;Задачи: закреплять знания о гласных звуках; познакомить со словообразовательной ролью гласных...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»  (схемы для звукового анализа слов)...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

С помощью этого пособия Ваши дети научатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные и согласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звуков...