Звуки [м, мʹ], буква «М».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Левчина Олеся Александровна

План-конспект занятия по предмету «АБВГДейка» для детей пяти лет.

Задачи:

·        познакомить детей с короткими звуками [м, мʹ], буквой «М»; учить произносить твердым крепким изолированным звуком, интонационно выделять их в слове; учить находить местоположение звуков [м, мʹ] в словах (в начале, в середине, в конце слова);

·        развивать фонематический слух, умение делать звуковой анализ слова; слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять детей в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком;

·        работать над совершенствованием артикуляционного аппарата;

·        развивать усидчивость, внимание.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_m_m_bukva_m.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по предмету «АБВГДейка»

для детей пяти лет.

Звуки [м, мʹ], буква «М».

Задачи:

  • познакомить детей с короткими звуками [м, мʹ], буквой «М»; учить произносить твердым крепким изолированным звуком, интонационно выделять их в слове; учить находить местоположение звуков [м, мʹ] в словах (в начале, в середине, в конце слова);
  • развивать фонематический слух, умение делать звуковой анализ слова; слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять детей в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком;
  • работать над совершенствованием артикуляционного аппарата;
  • развивать усидчивость, внимание.

Тип занятия: комбинированное.

Оборудование: кукла; карточка с изображением буквы «М»; конверты с карточками для индивидуальной работы (20 шт.); иллюстрации; счетные палочки; карточки с домашним заданием.

Структура занятия.

I. Организационная часть.

II. Основная часть занятия.

III. Подведение итогов занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационная часть.

Приветствие педагога и детей.

- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости.  Давайте поздороваемся с ними.

- Сегодня мы продолжим знакомство со звуками и буквами.

II. Основная часть занятия.

Педагог показывает куклу.

- К нам в гости пришла Маша. Скажите, какой звук мы слышим в начале слова «Маша»?

- Маше нужно приготовить обед, только блюда нужны те, в названии которых живет звук [м].

На доске висят иллюстрации разных блюд (суп, рис, салат, макароны, картошка).

- Ребята, как вы думаете, подойдет нам суп (рис, салат, картошка), слышим в этом слове звук [м]?

- Послушаем слово «макароны». Живет ли звук [м] в этом слове? Подходит нам это блюдо?

- Ребята, как вы думаете звук [м] длинный или короткий?  А какой характер у этого звука: твердый или мягкий?

Маша: Ребята, чтобы макароны были вкуснее нужно что-то добавить. (……..) Ой, а мне больше нравится мясо.

- Какой звук мы слышим в начале слова «мясо»? Как вы думаете звук [мʹ] длинный или короткий?  А какой характер у этого звука: твердый или мягкий?

 - Ребята, так это же звуки братья. У одного характер твердый, а у другого мягкий и они живут в одном домике.

Педагог показывает карточку с буквой.

- Давайте рассмотрим повнимательнее. Из чего мы можем выложить домик этих звуков?

- Сколько палочек нам понадобится?

1. Дети выкладывают букву из счетных палочек.

2. Физминутка.

Мы в лесок пойдем

И корзинки возьмем.

Соберем в корзинку

Ягодку – малинку.

Раз малинка, два малинка

Будет полная корзинка.

Мы корзинки возьмем

И домой пойдем.

3. Работа с карточками.

МАША: Ой, ребята, я еще хочу сварить компот. Посмотрите, у меня есть кастрюля.

На доске иллюстрация (кастрюля).

- А из чего варят компот?

- Посмотрите, что лежит у вас в конвертах? Вам нужно выбрать из этих картинок ягод и фруктов только те, в названии которых живут звуки [м, мʹ].

Индивидуальная работа с детьми.

- Ребята, давайте положим ягоды в кастрюлю.

МАША: Спасибо, ребята. У меня получится очень вкусный компот. Ну что ж, мне пора. До-свидания.

III. Подведение итогов занятия.

- С какими звуками познакомились. Что мы сегодня узнали нового на занятии?

- Все сегодня молодцы!

О.А. Левчина

педагог дополнительного образования,

ГБУДО «Брянский областной Дворец детского

и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина»


ПОХОД В МАГАЗИН ЗА ПРОДУКТАМИ.

План-конспект занятия по предмету «АБВГДейка»

в школе раннего развития «Росток» для детей пяти лет.

Задачи:

  • познакомить детей со звуками [л], [л'], буквой «Л»; учить различать звуки [л], [л'], выделять их в слове;
  • учить читать слоги с буквой «Л»;
  • работать над совершенствованием артикуляционного аппарата;
  • развивать усидчивость, внимание, развивать мелкую мускулатуру кисти рук;
  • воспитывать волевые качества: выполнять установленные правила поведения на занятии.

Тип занятия: комбинированное.

Оборудование: куклы (2 шт.); карточка с изображением буквы «Л», «Л»; корзинки (2 шт.), продукты (резиновые), в названии которых есть звук [л], [л']; конверты с карточками для индивидуальной работы (16 шт.); квадраты синие и зеленые; счетные палочки.

Структура занятия.

I. Организационная часть.

II. Основная часть занятия.

III. Подведение итогов занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационная часть.

Приветствие педагога и детей.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с новыми звуками русского языка [л], [л'].

II. Основная часть занятия.

1. Знакомство со звуками (артикуляция, определение характеристик звука).

- Ребята, когда мы произносим звук [л], то язычок упирается в потолок за верхние зубки: [л-л-л-л].

- А как вы думаете этот звук длинный или короткий?

- А какой же у него характер: [л-л-л-л]? (Твердый).

- А давайте скажем вместе [л-л-л-л].

- У этого звука есть братец очень похожий на звук [л], только характер у него мягкий и чтобы его произнести кончик язычка отклоняется немного назад. Какой же это звук? …  Правильно [л'-л'-л'-л']. Давайте расскажем про него: он короткий или длинный? А какой характер у звука [л']? Скажем его вместе [л'-л'-л'-л'].

- Смотрите, ребята, эти два звука очень похожи. Они как братья, у одного твердый характер, а у второго мягкий.

2. Игра «Найди звук в слове».

- Сейчас мы с вами поиграем. Приготовьте свои ладони: если услышите звук [л] – хлопайте, а если нет, то хлопать не надо.

ЛОДКА, КОШКА, ЛУЖА, ХАЛАТ, ПЛАТЬЕ, ПОНИ.

- А теперь приготовьте ножки, поищем в слова звук [л'], Если услышали, то топните ножкой.

ЛИСТ, ЛЕТЧИК, МАШИНА, ПОЛЕ, КРОТ, КЛЮЧ.

3. Игра «Магазин».

ПРИХОДЯТ КУКЛЫ:

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лариса, а меня - Лиза.

ПЕДАГОГ:

- Ой, как хорошо, что вы пришли. А вы знаете с каких звуков начинаются ваши имена? Нет? Ребята, давайте подскажем куклам. Какой первый звук мы слышим в имени Лариса, а в имени Лиза?

КУКЛЫ: Ребята, мама отправила нас в магазин за продуктами. Нам нужно купить продукты, в названии которых живут звуки [л] и [л']. Поможете нам?

ПЕДАГОГ: Ребята, а что такое продукты? Какие продукты вы знаете?

- Ребята, вы помните, что для Ларисы мы покупаем продукты, в названии которых живет звук [л]. Вот тебе синий квадратик.

- А для Лизы мы покупаем продукты, в названии которых живет звук [л']. Вот тебе зеленый квадратик.

 (Дети выбирают продукт, определяют звук, называют его, дают ему характеристику и кладут в нужную корзинку).

КУКЛЫ: Спасибо, ребята за помощь! До-свидания.

4. Физминутка.

5. Рассматривание графического изображения буквы и выкладывание из палочек.

- Ребята, у каждого звука есть свой «домик» и называется этот домик буква. У звуков [л] и [л'] тоже есть домик и выглядит он вот так «Л».

- Скажите, из каких элементов состоит буква « Л ».

- Из двух наклонных палочек. Давайте выложим ее из палочек.

- А еще домик для этих звуков может выглядеть вот так «Л».

6. Чтение слогов.

- Ребята, давайте позовем звук, который живет в этой букве [л-л-л-л].

- Давайте подружим нашу букву с другими буквами. (ПОКАЗЫВАЮ И ПОЮ БУКВЫ «А, О, У, Ы»

                                        А                ЛА

НА ДОСКЕ         Л                О                ЛО

                                        У                ЛУ

                                        Ы                ЛЫ

ПОЕМ ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.

- Смотрите, наши буквы подружились и у них получились новые песенки: ВМЕСТЕ ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.

7. Индивидуальная работа с карточками.

- Ребята, мы познакомились с двумя звуками [л] и [л']. У звука [л]  характер твердый и мы обозначаем твердый характер синим квадратиком, а у звука [л'] характер мягкий и его мы обозначаем зеленым квадратиком.

- Посмотрите, что лежит у вас в конвертах? Одна из этих карточек лишняя. В ней мы не найдем наши звуки. Уберите ее. А теперь синий квадратик положите на картинку, в названии которой живет твердый звук [л], а зеленый квадратик положите на картинку, в названии которой живет мягкий звук [л'].

Индивидуальная работа с детьми.

III. Подведение итогов занятия.

- С какими звуками познакомились. Что мы сегодня узнали нового на занятии?

- Все сегодня молодцы!

О.А. Левчина

педагог дополнительного образования,

ГБОУДОД «Брянский областной Дворец детского

и юношеского творчества им. Ю.А. Гагарина»


ПОДАРИМ СОБАЧКЕ НОВЫЙ ДОМИК

План-конспект занятия по предмету «Развитие речи»

в школе раннего развития «Росток» для детей четырех лет.

Задачи:

  • познакомить детей со звуком [р], буквой «Р»; учить находить местоположение звука [р] в словах (в начале, в середине, в конце слова);
  • развивать фонематический слух, учить детей делать звуковой анализ слова; слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять детей в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком;
  • работать над совершенствованием артикуляционного аппарата;
  • развивать усидчивость, внимание.

Тип занятия: комбинированное.

Оборудование: мягкая игрушка «Собака»; фланелеграф, бумажный дом, разрезанный на части; карточка с изображением буквы «Р»; индивидуальные карточки для звукового анализа слов; карточки с домашним заданием.

Структура занятия.

I. Организационная часть.

II. Основная часть занятия.

III. Подведение итогов занятия.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационная часть.

Приветствие педагога и детей.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с новыми звуками русского языка.

II. Основная часть занятия.

1. Знакомство со звуком.

Раздается рычание.

-        Ребята, что за шум?

-        (Собака рычит)

-        А как она рычит? Какой звук мы слышим?

-        Вы слышали такой звук раньше? (ответы детей)

Предложить детям порычать, порычать как сердитая собака, как маленький щенок.

Раздается рычание и лай, появляется собака с кирпичиком.

ЩЕНОК ЗДОРОВАЕТСЯ С ДЕТЬМИ. ПЕДАГОГ:

-        Ребята, давайте поздороваемся со щенком.

-        Ребята, как вы думаете как зовут щенка? (хоровые ответы детей)

-        Ребята, щенок хочет мне что-то сказать. Он мне сказал, что в его имени есть звук [р].

-        Попробуем отгадать как его зовут? (хоровые ответы детей)

Обобщение педагога: «Щенка зовут Дррружок!»

2. Игра «Строим собачке домик».

-        Ребята, а что это в лапах у Дррружка? Интересно, зачем ему кирррпич? Вы не знаете?

-        Дружок мне сказал, что собирается строить дом.

Предложить детям помочь собаке построить дом. Объяснить детям, что нужно достроить те части дома, в названии которых есть звук [р]. Стены уже готовы.

На фланелеграфе изображение стен дома.

-        Как вы думаете какие части дома нужно достроить? (Ответы детей)

-        Крррышу, дверррь, крррыльцо, окна, но сначала нужно поставить рррамы, тррруба.

-        Вокруг дома поставим заборрр и посадим клумбу. Какие же цветы будут расти на нашей клумбе?

-        Дружок, тебе нравится дом, который построили дети? Молодцы, ребята.

Красивый построили дом и везде живет звук [р].

3. Определение характеристик звука.

-        Ребята! Наш язычок может быть твердым и мягким. Когда язычок твердый звук тоже твердый, а когда язычок мягкий, то и звук мягкий.

-        Как вы думаете в слове «крррыша» какой звук?

Обобщение педагога.

-        В слове «крррыша», мы слышим звук [р] - твердый, а в слове «дверррь», звук [р'] -мягкий.

-        А буква, которая обозначает эти два звука «ЭР». Показать детям букву,

4. Физминутка.

-        А сейчас давайте немножко отдохнем. И поучим Дружка делать зарядку.

Утром стрекоза проснулась,                        Потереть глаза кулачками.

Потянулась,                                        Поднять руки вверх.

Улыбнулась.                                        Улыбнуться, руки за голову.

Раз - росой она умылась.                Круговые движения рук, имитируя умывание.

Два - изящно покружилась.                Руки в стороны, покружиться на носочках.

Три — нагнулась и присела.                        Движения в соответствии с текстом.

На четыре - полетела,                Медленно встать и помахать руками,

Долетела до реки,

Покружилась у воды.                                Движения в соответствии с текстом.

5. Работа с карточками.

-        У вас на столах лежат карточки, которые обозначают слова, а синий квадратик обозначает звук [р]. Он может находиться в начале, в середине или в конце слова.

- Я буду произносить слова, а вы должны внимательно их слушать и положить квадратик в нужное место.

Индивидуальная работа с детьми.

III. Подведение итогов занятия.

-        Все сегодня молодцы. С какими звуками мы сегодня познакомились? С какой буквой? Дружку очень понравилось как вы сегодня занимались.

О.А. Левчина

педагог дополнительного образования,

ГБОУДОД «Брянский областной Дворец детского

и юношеского творчества им. Ю.А. Гагарина»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.

Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...

Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")

Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\']  и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...

Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".

Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...

Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»

Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...

Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"

Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте  детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...

Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".

Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....

Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»

Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...