Звуки [м, мʹ], буква «М».
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему
План-конспект занятия по предмету «АБВГДейка» для детей пяти лет.
Задачи:
· познакомить детей с короткими звуками [м, мʹ], буквой «М»; учить произносить твердым крепким изолированным звуком, интонационно выделять их в слове; учить находить местоположение звуков [м, мʹ] в словах (в начале, в середине, в конце слова);
· развивать фонематический слух, умение делать звуковой анализ слова; слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять детей в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком;
· работать над совершенствованием артикуляционного аппарата;
· развивать усидчивость, внимание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_m_m_bukva_m.docx | 29.12 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия по предмету «АБВГДейка»
для детей пяти лет.
Звуки [м, мʹ], буква «М».
Задачи:
- познакомить детей с короткими звуками [м, мʹ], буквой «М»; учить произносить твердым крепким изолированным звуком, интонационно выделять их в слове; учить находить местоположение звуков [м, мʹ] в словах (в начале, в середине, в конце слова);
- развивать фонематический слух, умение делать звуковой анализ слова; слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять детей в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком;
- работать над совершенствованием артикуляционного аппарата;
- развивать усидчивость, внимание.
Тип занятия: комбинированное.
Оборудование: кукла; карточка с изображением буквы «М»; конверты с карточками для индивидуальной работы (20 шт.); иллюстрации; счетные палочки; карточки с домашним заданием.
Структура занятия.
I. Организационная часть.
II. Основная часть занятия.
III. Подведение итогов занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационная часть.
Приветствие педагога и детей.
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
- Сегодня мы продолжим знакомство со звуками и буквами.
II. Основная часть занятия.
Педагог показывает куклу.
- К нам в гости пришла Маша. Скажите, какой звук мы слышим в начале слова «Маша»?
- Маше нужно приготовить обед, только блюда нужны те, в названии которых живет звук [м].
На доске висят иллюстрации разных блюд (суп, рис, салат, макароны, картошка).
- Ребята, как вы думаете, подойдет нам суп (рис, салат, картошка), слышим в этом слове звук [м]?
- Послушаем слово «макароны». Живет ли звук [м] в этом слове? Подходит нам это блюдо?
- Ребята, как вы думаете звук [м] длинный или короткий? А какой характер у этого звука: твердый или мягкий?
Маша: Ребята, чтобы макароны были вкуснее нужно что-то добавить. (……..) Ой, а мне больше нравится мясо.
- Какой звук мы слышим в начале слова «мясо»? Как вы думаете звук [мʹ] длинный или короткий? А какой характер у этого звука: твердый или мягкий?
- Ребята, так это же звуки братья. У одного характер твердый, а у другого мягкий и они живут в одном домике.
Педагог показывает карточку с буквой.
- Давайте рассмотрим повнимательнее. Из чего мы можем выложить домик этих звуков?
- Сколько палочек нам понадобится?
1. Дети выкладывают букву из счетных палочек.
2. Физминутка.
Мы в лесок пойдем
И корзинки возьмем.
Соберем в корзинку
Ягодку – малинку.
Раз малинка, два малинка
Будет полная корзинка.
Мы корзинки возьмем
И домой пойдем.
3. Работа с карточками.
МАША: Ой, ребята, я еще хочу сварить компот. Посмотрите, у меня есть кастрюля.
На доске иллюстрация (кастрюля).
- А из чего варят компот?
- Посмотрите, что лежит у вас в конвертах? Вам нужно выбрать из этих картинок ягод и фруктов только те, в названии которых живут звуки [м, мʹ].
Индивидуальная работа с детьми.
- Ребята, давайте положим ягоды в кастрюлю.
МАША: Спасибо, ребята. У меня получится очень вкусный компот. Ну что ж, мне пора. До-свидания.
III. Подведение итогов занятия.
- С какими звуками познакомились. Что мы сегодня узнали нового на занятии?
- Все сегодня молодцы!
О.А. Левчина
педагог дополнительного образования,
ГБУДО «Брянский областной Дворец детского
и юношеского творчества имени Ю.А. Гагарина»
ПОХОД В МАГАЗИН ЗА ПРОДУКТАМИ.
План-конспект занятия по предмету «АБВГДейка»
в школе раннего развития «Росток» для детей пяти лет.
Задачи:
- познакомить детей со звуками [л], [л'], буквой «Л»; учить различать звуки [л], [л'], выделять их в слове;
- учить читать слоги с буквой «Л»;
- работать над совершенствованием артикуляционного аппарата;
- развивать усидчивость, внимание, развивать мелкую мускулатуру кисти рук;
- воспитывать волевые качества: выполнять установленные правила поведения на занятии.
Тип занятия: комбинированное.
Оборудование: куклы (2 шт.); карточка с изображением буквы «Л», «Л»; корзинки (2 шт.), продукты (резиновые), в названии которых есть звук [л], [л']; конверты с карточками для индивидуальной работы (16 шт.); квадраты синие и зеленые; счетные палочки.
Структура занятия.
I. Организационная часть.
II. Основная часть занятия.
III. Подведение итогов занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационная часть.
Приветствие педагога и детей.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с новыми звуками русского языка [л], [л'].
II. Основная часть занятия.
1. Знакомство со звуками (артикуляция, определение характеристик звука).
- Ребята, когда мы произносим звук [л], то язычок упирается в потолок за верхние зубки: [л-л-л-л].
- А как вы думаете этот звук длинный или короткий?
- А какой же у него характер: [л-л-л-л]? (Твердый).
- А давайте скажем вместе [л-л-л-л].
- У этого звука есть братец очень похожий на звук [л], только характер у него мягкий и чтобы его произнести кончик язычка отклоняется немного назад. Какой же это звук? … Правильно [л'-л'-л'-л']. Давайте расскажем про него: он короткий или длинный? А какой характер у звука [л']? Скажем его вместе [л'-л'-л'-л'].
- Смотрите, ребята, эти два звука очень похожи. Они как братья, у одного твердый характер, а у второго мягкий.
2. Игра «Найди звук в слове».
- Сейчас мы с вами поиграем. Приготовьте свои ладони: если услышите звук [л] – хлопайте, а если нет, то хлопать не надо.
ЛОДКА, КОШКА, ЛУЖА, ХАЛАТ, ПЛАТЬЕ, ПОНИ.
- А теперь приготовьте ножки, поищем в слова звук [л'], Если услышали, то топните ножкой.
ЛИСТ, ЛЕТЧИК, МАШИНА, ПОЛЕ, КРОТ, КЛЮЧ.
3. Игра «Магазин».
ПРИХОДЯТ КУКЛЫ:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Лариса, а меня - Лиза.
ПЕДАГОГ:
- Ой, как хорошо, что вы пришли. А вы знаете с каких звуков начинаются ваши имена? Нет? Ребята, давайте подскажем куклам. Какой первый звук мы слышим в имени Лариса, а в имени Лиза?
КУКЛЫ: Ребята, мама отправила нас в магазин за продуктами. Нам нужно купить продукты, в названии которых живут звуки [л] и [л']. Поможете нам?
ПЕДАГОГ: Ребята, а что такое продукты? Какие продукты вы знаете?
- Ребята, вы помните, что для Ларисы мы покупаем продукты, в названии которых живет звук [л]. Вот тебе синий квадратик.
- А для Лизы мы покупаем продукты, в названии которых живет звук [л']. Вот тебе зеленый квадратик.
(Дети выбирают продукт, определяют звук, называют его, дают ему характеристику и кладут в нужную корзинку).
КУКЛЫ: Спасибо, ребята за помощь! До-свидания.
4. Физминутка.
5. Рассматривание графического изображения буквы и выкладывание из палочек.
- Ребята, у каждого звука есть свой «домик» и называется этот домик буква. У звуков [л] и [л'] тоже есть домик и выглядит он вот так «Л».
- Скажите, из каких элементов состоит буква « Л ».
- Из двух наклонных палочек. Давайте выложим ее из палочек.
- А еще домик для этих звуков может выглядеть вот так «Л».
6. Чтение слогов.
- Ребята, давайте позовем звук, который живет в этой букве [л-л-л-л].
- Давайте подружим нашу букву с другими буквами. (ПОКАЗЫВАЮ И ПОЮ БУКВЫ «А, О, У, Ы»
А ЛА
НА ДОСКЕ Л О ЛО
У ЛУ
Ы ЛЫ
ПОЕМ ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.
- Смотрите, наши буквы подружились и у них получились новые песенки: ВМЕСТЕ ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ.
7. Индивидуальная работа с карточками.
- Ребята, мы познакомились с двумя звуками [л] и [л']. У звука [л] характер твердый и мы обозначаем твердый характер синим квадратиком, а у звука [л'] характер мягкий и его мы обозначаем зеленым квадратиком.
- Посмотрите, что лежит у вас в конвертах? Одна из этих карточек лишняя. В ней мы не найдем наши звуки. Уберите ее. А теперь синий квадратик положите на картинку, в названии которой живет твердый звук [л], а зеленый квадратик положите на картинку, в названии которой живет мягкий звук [л'].
Индивидуальная работа с детьми.
III. Подведение итогов занятия.
- С какими звуками познакомились. Что мы сегодня узнали нового на занятии?
- Все сегодня молодцы!
О.А. Левчина
педагог дополнительного образования,
ГБОУДОД «Брянский областной Дворец детского
и юношеского творчества им. Ю.А. Гагарина»
ПОДАРИМ СОБАЧКЕ НОВЫЙ ДОМИК
План-конспект занятия по предмету «Развитие речи»
в школе раннего развития «Росток» для детей четырех лет.
Задачи:
- познакомить детей со звуком [р], буквой «Р»; учить находить местоположение звука [р] в словах (в начале, в середине, в конце слова);
- развивать фонематический слух, учить детей делать звуковой анализ слова; слышать отдельные звуки внутри слова, упражнять детей в самостоятельном подборе и назывании слов с определенным звуком;
- работать над совершенствованием артикуляционного аппарата;
- развивать усидчивость, внимание.
Тип занятия: комбинированное.
Оборудование: мягкая игрушка «Собака»; фланелеграф, бумажный дом, разрезанный на части; карточка с изображением буквы «Р»; индивидуальные карточки для звукового анализа слов; карточки с домашним заданием.
Структура занятия.
I. Организационная часть.
II. Основная часть занятия.
III. Подведение итогов занятия.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационная часть.
Приветствие педагога и детей.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с новыми звуками русского языка.
II. Основная часть занятия.
1. Знакомство со звуком.
Раздается рычание.
- Ребята, что за шум?
- (Собака рычит)
- А как она рычит? Какой звук мы слышим?
- Вы слышали такой звук раньше? (ответы детей)
Предложить детям порычать, порычать как сердитая собака, как маленький щенок.
Раздается рычание и лай, появляется собака с кирпичиком.
ЩЕНОК ЗДОРОВАЕТСЯ С ДЕТЬМИ. ПЕДАГОГ:
- Ребята, давайте поздороваемся со щенком.
- Ребята, как вы думаете как зовут щенка? (хоровые ответы детей)
- Ребята, щенок хочет мне что-то сказать. Он мне сказал, что в его имени есть звук [р].
- Попробуем отгадать как его зовут? (хоровые ответы детей)
Обобщение педагога: «Щенка зовут Дррружок!»
2. Игра «Строим собачке домик».
- Ребята, а что это в лапах у Дррружка? Интересно, зачем ему кирррпич? Вы не знаете?
- Дружок мне сказал, что собирается строить дом.
Предложить детям помочь собаке построить дом. Объяснить детям, что нужно достроить те части дома, в названии которых есть звук [р]. Стены уже готовы.
На фланелеграфе изображение стен дома.
- Как вы думаете какие части дома нужно достроить? (Ответы детей)
- Крррышу, дверррь, крррыльцо, окна, но сначала нужно поставить рррамы, тррруба.
- Вокруг дома поставим заборрр и посадим клумбу. Какие же цветы будут расти на нашей клумбе?
- Дружок, тебе нравится дом, который построили дети? Молодцы, ребята.
Красивый построили дом и везде живет звук [р].
3. Определение характеристик звука.
- Ребята! Наш язычок может быть твердым и мягким. Когда язычок твердый звук тоже твердый, а когда язычок мягкий, то и звук мягкий.
- Как вы думаете в слове «крррыша» какой звук?
Обобщение педагога.
- В слове «крррыша», мы слышим звук [р] - твердый, а в слове «дверррь», звук [р'] -мягкий.
- А буква, которая обозначает эти два звука «ЭР». Показать детям букву,
4. Физминутка.
- А сейчас давайте немножко отдохнем. И поучим Дружка делать зарядку.
Утром стрекоза проснулась, Потереть глаза кулачками.
Потянулась, Поднять руки вверх.
Улыбнулась. Улыбнуться, руки за голову.
Раз - росой она умылась. Круговые движения рук, имитируя умывание.
Два - изящно покружилась. Руки в стороны, покружиться на носочках.
Три — нагнулась и присела. Движения в соответствии с текстом.
На четыре - полетела, Медленно встать и помахать руками,
Долетела до реки,
Покружилась у воды. Движения в соответствии с текстом.
5. Работа с карточками.
- У вас на столах лежат карточки, которые обозначают слова, а синий квадратик обозначает звук [р]. Он может находиться в начале, в середине или в конце слова.
- Я буду произносить слова, а вы должны внимательно их слушать и положить квадратик в нужное место.
Индивидуальная работа с детьми.
III. Подведение итогов занятия.
- Все сегодня молодцы. С какими звуками мы сегодня познакомились? С какой буквой? Дружку очень понравилось как вы сегодня занимались.
О.А. Левчина
педагог дополнительного образования,
ГБОУДОД «Брянский областной Дворец детского
и юношеского творчества им. Ю.А. Гагарина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ открытого логопедического занятия по обучению грамоте. Тема:"БУКВЫ ПОТЕРЯЛИСЬ". Дифференциация звуков С-З.Буквы С, З.
Логопедическое занятие по обучению грамоте . Цель: дифференциация звуков [С], [З] в слогах, словах, предложениях;- развитие оптико-пространственной координации, общей и мелкой моторики;- развитие граф...
Фронтальное занятие "Звуки в-вь, буква В" ("Похищение буквы В")
Цель занятия - познакомить детей с новыми звуками [в-в\'] и буквой В, развивать фонематический слух, умение проводить звуковой анализ и синтез. Занятие с использованием ИКТ (подготовлена презента...
Конспект НОД знакомство с буквами "Звук [Ц ] и буква Ц".
Цель: познакомить с новым звуком «Ц», его характеристикой и с буквой Ц.Программное содержание:Образовательные задачи: обучение детей интонационному выделению звука в слове, умению подбират...
Конспект занятие на тему: «Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н.»
Дифференциация звуков М – Н. Буква М. Буква Н, занятие для детей ТНР старшего дошкольного возраста...
Презентация "Звуки В, Вь. Буква В. Путешествие с волшебным волком к букве В"
Мультимедийная презентация к занятию по обучению грамоте детей с тяжелыми нарушениями речи по теме "Звуки [В],[В,], буква В". Путешествие с волшебным волком к букве В"...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Конспект НОД по обучению грамоте Тема: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»
Цель: «Закрепление звука[э] и буквы Э. Ознакомление с буквой Ц ц и звуком [ц].»...